Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники административного права




Сл 41 Источники административного права — это внешние формы вы­ражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных орга­нов, содержащие такого рода правовые нормы, т. е. нормативные акты.

 

Сл 42, 43, 44,45 Виды юридических источников административного права:

- Нормативный правовой акт - вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

- Административно-правовой договор нормативного содержания - это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

- Административный прецедент - решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

- Правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

- Административно-правовая наука - научные труды (монографии, статьи, положения) по вопросам административного права;

- Правосознание - совокупность идей, теорий чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающим источником административного права является нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы к романо-германской правовой системе.

Сл 46 Рассматривая систему источников административного права, следует иметь в виду. Что административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, это положение содержится в ст. 72 КРФ.

Сл 47 Поэтому систему источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Однако необходимо помнить, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, и в случае противоречия между ФЗ и иными актами, изданными в РФ, действует ФЗ. Это положение законодательно закреплено в ст. 76 п. 5 КРФ.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Сл 48 Конституция Российской Федерации, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, на­пример, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35), разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73).

В нее включены нормы, направленные на регулирование отноше­ний в сфере деятельности исполнительной власти. К ним относятся, в частности, ст. 77 и 78, определяющие систему исполнительной власти в Российской Федерации, а также глава 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации», устанавливаю­щая конституционное положение об осуществлении Правительством Российской Федерации исполнительной власти в Российской Феде­рации, статус Правительства Российской Федерации, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального зна­чения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъ­ектов. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конститу­ционные и федеральные законы. Среди данных источников админи­стративного права можно назвать Федеральный конституционный за­кон «О Правительстве Российской Федерации», Кодекс РФ об адми­нистративных правонарушениях и другие законы по вопросам, касаю­щимся государственного управления.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Ключевую роль среди источников административного права за­нимают нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации). Принципиальное зна­чение имеют указы Президента Российской Федерации: от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации», от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и ряд других.

Источниками административного права являются и нормативные указы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

4. К числу источников административного права относятся поста­новления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конститу­ции Российской Федерации), например постановление Правительст­ва Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи».

Источниками административного права могут быть также норма­тивные, постановления правительств субъектов Федерации, например постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007х № 282 «Об Управлении ветеринарии при Министерстве сель­ского хозяйства Республики Саха (Якутия)», постановление Прави­тельства Калининградской области от 28 июня 2007 г. № 408 «О мерах по оптимизации бюджетного сектора в Калининградской области».

5. Сл 49 В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных ми­нистерств, других федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также норма­тивные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходи­мыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции Рос­сийской Федерации).

7. Сл 50 Административно-правовые нормы могут найти свое выраже­ние в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях сле­дует рассматривать в качестве источников административного права.

8. К источникам административного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера — нормативные акты руководите­лей государственных корпораций, концернов, объединений, предпри­ятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие со­держащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, В некоторых случаях нормативные акты государственных корпора­ций, концернов могут выходить за границы данных коллективных об­разований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административ­ного права остро ставит проблему систематизации и кодификации ад­министративно-правовых норм.

Административное право относится к числу несистематизирован­ных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации (Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.) не наблюда­лось. Между тем административное право по сравнению со многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конститу­ция Российской Федерации создает прочную правовую базу для про­ведения такого рода работы, включая формирование стабильного за­конодательства по кардинальным вопросам организации функциони­рования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих отраслевых административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован (Кодификация — деятельность компетентных государственных органов, направленная на переработку несистематизированного правового массива, заключающаяся в создании новых нормативно-правовых актов, содержащих в себе гармонизированные и взаимосвязанные нормы) лишь один институт россий­ского административного права. Имеется в виду Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации.

В настоящее время на первый план выдвигается задача системати­зации административно-правовых норм, приведения их в соответст­вие с потребностями времени, с интересами проводимой социаль­но-экономической и административной реформ, с институтами, за­крепленными в Конституции Российской Федерации. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего ад­министративно-правового нормативного материала, а также устране­ние довольно частых пробелов в административно-правовом регули­ровании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в системати­зированном порядке норм его важнейших институтов.)

 

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.