Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Христианская теология

 

План

 

1. Что такое теология

2. Предметная область христианской теологии

3. Теология христианских конфессий

4. Философско-теоретический инструментарий

 

 

Литература

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: РГГУ, 1999. – 241с.

2. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко – теоретическое введение). Учебное пособие. – М.: МГСУ «Союз», 1998. – 320с.

3. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. – М.: Мысль, 1989. – С. 4 – 23.

4. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Издательский дом "Nota Bene", 1998 - с. 424.

5. Современная аналитическая философия: Сб. науч. тр./ Труды АН СССР. – М., 1989.

6. Современные зарубежные исследования в области философской теологии: Сб. реферат. /РАН ИНИОН/Редактор – составитель Ю.А.Кимелев. – М., 1991.

7. Филоософия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 320 – 334.

 

Данная часть нашей работы посвящена собственно теологии, или теологии христианских конфессий. Всякое рассмотрение фило­софии религии, претендующее хотя бы на малую степень система­тичности и полноты, должно включать в себя характеристику хри­стианской теологии как особого, отличного от философии, во мно­гих отношениях даже уникального вида теоретической деятельности. Ведь на всем протяжении своего существования философия рели­гии определяет себя через отношение того или иного рода к теоло­гии христианских конфессий. Соответственно, характеристика христанской теологии способствует пониманию специфики филосо­фии религии.

В то же время христианская теология всегда использовала фи­лософию. Мы сосредоточим внимание поэтому на тех компонентах и аспектах теологии, которые связаны с использованием филосо­фии в "собственно теологии". Этим указана особенность, соответ­ственно ограниченность, нашего подхода к такой объемной и мно­гогранной теме, как "христианская теология". Данный подход обус­ловлен проблематикой нашей работы.

Христианская теология в ее историческом оформлении и суще­ствовании теснейшим образом связана с историей европейской фи­лософии. Это в особенной мере касается наиболее "спекулятив­ных" компонентов этой теологии. Это верно также относительно тех разновидностей христианской теологии, в которых отрицается необходимость и возможность связи с философией. Влияние фи­лософии осуществляется через общий культурный контекст.

Раннее христианство вступило во взаимодействие с античной философией как изначально нехристианским типом понимания бытия и теоретической деятельности. Известно, как сложно протекал в христианстве процесс оформления церковно-догматического уче­ния о Боге, осуществлявшийся с использованием элементов антич­ной философии. Возможно, именно неполная интеграция этих эле­ментов в базисные смысловые образования христианства давала в истории импульс к критике, к призывам к " деэллинизации христи­анства" и т. п.

Такое взаимодействие определило и облик средневековой схо­ластической теологии. В Новое время и в современную эпоху хри­стианская теология также постоянно соотносится с философией. При этом прямое или опосредованное воздействие философии на теологию усиливается.

Это связано, в частности, с тем, что современная теология не может искать выхода в простом воспроизведении библейского по­нимания Бога. Этому препятствуют трудности экзегетической ре­конструкции, обусловленные, во-первых, осознанием многослойности и многосмысленности содержания Библии, которые делают крайне сложной выработку единого концептуального образа, и, во-вторых, обостренностью герменевтического сознания в современ­ной теологии и философии, ведущей в свою очередь к осознанию того, насколько всякая интерпретационная экзегетическая деятель­ность обусловлена многообразными историческими и культурными факторами. Все это в огромной степени мотивирует обращение к философии как к средству богопознания, причем как в конструк­тивно-систематических, так и в экзегетических целях.

Об усилении роли философии, о тенденции ко все большей взаимопроницаемости границ свидетельствует и определенное из­менение функций философских построений в теологическом ком­плексе.

Так, анализ процесс-теологии в ее целостности наглядно свиде­тельствует об определенном изменении функций философии по от­ношению к систематической теологии в сопоставлении с традицион­ным образцом отношений с нею. Философская процесс-теология (см. Гл. одиннадцатая) предстает не как пропедевтическое, вспомога­тельное построение, а как основание, на котором пытаются строить не только систематическую, но и экзегетическую теологию.

Философия со времени ее зарождения воспринималась в ан­тичном мире как представитель универсального, т. е. всеобщечеловеческого разума. И в христианскую эпоху это представление в той или иной форме всегда сохраняло свою действенность. Философизация теологии означает поэтому ее универсализацию. А теология сегодня, как никогда, нуждается в универсализации своей "вести". Это связано как с ее ситуацией в рамках секулярной по преимуществу культуры, так и с ситуацией глобального религиозного плюрализма.

Говоря о тенденции к философизации теологии, имеет смысл обратить внимание на следующее обстоятельство. Различные фи­лософские опосредования говорения о Боге в современных теоло­гических концепциях являются проявлением, а в чем-то и завер­шением одной базисной характеристики философии религии и тео­логии Нового времени, которая заключается в представлении о том, что всякое рассуждение о Боге неизбежно опосредуется "верующим сознанием", соответственно теологическим сознанием. Конечно, эта характеристика сильнее проявлялась в одни времена, чем в другие, в протестантской теологии (особенно прежде) сильнее, чем в пра­вославной и католической. Особенно наглядно проявляется эта ха­рактеристика при сопоставлении с "непосредственной", объектно-онтологической базисной устремленностью средневековой схоласти­ческой теологии и ортодоксального православного богословия. Разумеется, и схоластической теологии и православному богословию известны примеры рассмотрения субъектного опосредования рассуж­дения, но речь идет о преобладающей теоретической установке.

Тенденция к определенному возрастанию значения философии проявляется и в отказе от того, что можно назвать "керигматической моделью". Эта модель предполагает идею некоего неизменного содержательно-смыслового ядра веры, претерпевающего некоторое преображение посредством философии, но сохраняющегося и оп­ределяющего, в конечном счете, характер и результаты такого пре­ображения. Согласно "керигматической модели" проблема заключа­ется только в том, чтобы найти адекватную философию, а роль пригодной для теологии философии в разные эпохи могут выпол­нять различные философии. В настоящее время керигматическая модель не провозглашается в качестве программы и практически не используется.

Еще одним проявлением зафиксированной нами тенденции мож­но считать ослабление так называемого "теологического позити­визма", наиболее ярким и влиятельным вариантом которого можно считать теологические воззрения Карла Барта и некоторых его пос­ледователей в реформатской традиции.

В истории теологии в двадцатом столетии при всех содержа­тельных различиях между православной, католической и протестантской теологией, при всех различиях, обусловленных тем, что мы можем назвать аксиоматикой базисного выбора — т. е. выбора конфессиональной принадлежности — обнаруживается значитель­ное сходство в формах мышления. Причину этого следует искать в необходимости размежевания, соответственно опосредования, теологии с "сознанием" эпохи, тематизированном в том числе и в различных светских философиях. Эту параллельность можно видеть в трех крупных "поворотах" теологии: к субъекту; к истории; к обществу.

Все эти повороты, все соответствующие проблемно-тематичес­кие области разрабатывались и разрабатываются в теологии с са­мым активным использованием современных философских постро­ений и средств рассуждения. Все эти разработки так или иначе свя­заны, на наш взгляд, с поиском путей к, по существу, метафизической теории тринитарной субъективности Бога, призванной одновременно показать Бога как основу всей мирской реальности и как основу человеческой свободы и достоинства.

В самом общем виде христианскую теологию можно охаракте­ризовать как попытку христианского сообщества теоретически про­яснить и осмыслить свое знание о Боге, мире и человеке. А это знание есть в своей основе и в своих общих контурах то знание, которое дал сам Бог. Другими словами, теология есть прежде всего теоретическое осмысление факта и содержания "богооткровения", засвидетельствованного в Св. Писании.

1. Предметная область христианской теологии — это Бог, его отношение к бытию, миру и человеку, а также "верующее созна­ние" христианина. В принципе объектом рассмотрения в христиан­ской теологии может становиться любое природно-космическое, социально-историческое или индивидуально-жизненное явление, если оно рассматривается в соотнесении с Богом. Это означает прежде всего, что такое явление предстает в тварном статусе, т. е. как явле­ние, или непосредственно сотворенное Богом, или допущенное им к существованию.

Важнейшим конституирующим принципом христианской тео­логии является признание Иисуса Христа в качестве определяю­щего свидетельства откровения Бога. Все теологические направ­ления, как в истории, так и современные, исходят из того, что их задача заключается в осмыслении личности и деяния Иисуса Христа как основополагающей данности христианской веры. Другими словами, все направления теологии исходят из открове­ния Бога в Иисусе Христе. Соответственно всякая христианская теология предполагает определенный минимум исторических высказываний, связанных с Иисусом Христом. В связи с этим можно утверждать, что базисным условием христианской теоло­гии, именно как христианской, является возможность интерсубъ­ективных, соответственно возможность — при определенных пред­посылках — теоретических высказываний о событии богооткрове­ния в Иисусе Христе.

Христианская теология связана с жизнью христианского со­общества, с его традициями и институтами. Теология есть при­частное, или вовлеченное, систематизированное теоретическое раз­мышление о содержании и характере религиозной веры. Основ­ным моментом в данной характеристике является "причастность". Действительно, участие в вере определяет теологию как особый способ размышления и теоретизирования. Участие в вере опреде­ляет не только содержание, но и базисные предпосылки самого рассуждения.

В соответствии с фундаментальными представлениями христи­анства Бог как безусловно приоритетный предмет теологии есть во многих отношениях возвышенная и непостижимая тайна. Это об­стоятельство, однако, совсем не означает исключения разума, раци­ональности из теологии. Правомерно, на наш взгляд, говорить о рациональности теологии как об определенной специфической ра­циональности, находящейся в сложных и многообразных отноше­ниях с тем или иным эпохальным гештальтом рациональности, с теми или иными ее культурными спецификациями.

2. Теология христианских конфессий представляет собой весьма плюралистическое образование. Плюралистичность теологии обус­ловлена целым рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие.

Прежде всего сохраняется конфессиональное членение теоло­гии. Экуменические усилия и тенденции нашего времени смягчают и релятивизируют конфессиональные различия, но не снимают их. Ситуация конфессионального "фундаментального выбора" продол­жает оказывать влияние на теологическую работу. Концептуаль­ный плюрализм теснейшим образом связан с идейно-научным и мировоззренческим плюрализмом, присущим современному обще­ству. Разумеется, теологический плюрализм является также отра­жением социальных позиций и интересов церквей, отдельных цер­ковных группировок, а также отражением, если говорить о западном мире, ситуации теологии в университетско-академическом мире. Наконец, теологический плюрализм — это многообразие отдельных дисциплин, образующих теологический комплекс христианских кон­фессий.

Теология христианских конфессий обладает энциклопедичес­кой структурой. Это совокупность различных по объекту и методам теологических дисциплин, находящихся в определенных отноше­ниях и образующих определенное структурное единство. В рамках этого единства вычленяется ряд дисциплинарных комплексов. Та­кие комплексы чаще всего именуются: библейская теология, кото­рая включает круг вспомогательных и вводных дисциплин, а также группы дисциплин, изучающие соответственно Ветхий и Новый завет; историческая теология, которая является церковной истори­ей, подразделяемой на дисциплины в зависимости от эпох, а также историей догматов; систематическая теология, содержащая фундаментал-теологию, догматику, моральную теологию; практическая теология, в составе которой катехитика, религиозная педагогика, пасторальная теология, литургика, гомилетика.

Здесь представлена более или менее устоявшаяся, в каких-то отношениях даже классическая классификация. Разумеется, неред­ко встречаются те или иные модификации, состоящие в основном либо в иных обозначениях указанных здесь и некоторых других теологических дисциплин, либо в другом соподчинении отдельных дисциплин. Эти модификации связаны главным образом с конфес­сиональными, региональными и страновыми различиями.

При всех вариациях дисциплинарного членения теологического комплекса, связанных с конфессиональными особенностями и внутриконфессиональными дифференциациями, можно четко вычленить три основных направления теологической работы: экзегетическое и историческое; догматико-систематическое; практическая теология.

Все теологические дисциплины так или иначе используют фи­лософию, социальные, гуманитарные, а в некоторых случаях и ес­тественные науки. Экзегетические и исторические дисциплины об­ращаются главным образом к историко-филологическим и герме­невтическим методам. Систематическая теология опирается преимущественно на разнообразные философские построения и методы. В практической теологии находят широкое применение гу­манитарные и социальные науки.

3. Философско-теоретический инструментарий в той или иной форме применяется практически во всех разделах и компонентах теологического комплекса христианских конфессий. Даже в наибо­лее "нетеоретичных" дисциплинах используются те или иные ком­поненты логики, философии языка, самым активным образом при­меняются подходы и методы философской герменевтики, теории аргументации и т. п.

Тем не менее можно выделить две основные функции филосо­фии, соответственно два основных способа использования филосо­фии в христианской теологии. Первая функция философии связа­на с разработкой того, что можно назвать "теоретическим самопо­ниманием теологии". Вторая функция заключается в причастности философии к разработке центральных положений теологической доктрины. Речь идет главным образом об использовании филосо­фии в разработке "догматической проблематики".

Обе эти функции так или иначе связаны с систематическим разделом теологии, или систематической теологией. Соответствен­но, с точки зрения темы нашей работы наибольшего внимания заслуживают проблемы, связанные с ролью философии в разработ­ке систематической теологии христианских конфессий, прежде все­го в догматическом учении.

В 1600 г. реформатский теолог Б. Кекерманн вводит понятие системы в раннепротестантскую теологию. С начала XVII в поня­тие "систематическая теология" служит в основном для обозначе­ния так называемой школьной или академической теологии. При этом С самого начала остаются спорными характер отграничения систематической от библейской теологии, а также сфера ее компетенции.

В сегодняшнем теологическом словоупотреблении понятие "си­стематическая теология" обозначает, прежде всего, самостоятель­ную теологическую дисциплину или совокупность нескольких дис­циплин, относительно независимую по отношению к экзегезе или библейской теологии, истории церкви и практической теологии. Эта дисциплина возникает в связи с изменениями в понимании науки, в процессе которых и теология внутренне дифференцирует­ся параллельно усиливающейся дифференциации отдельных наук. Само понятие, функции и членение систематической теологии оп­ределяются довольно разнообразно. Однако при всех конфессиональных и внутриконфессиональных различиях систематическая теология, особенно современная, решает фундаментал-теологические, догматические задачи, а также разрабатывает теолого-этическую проблематику.

Во всех разделах систематической теологии самым активным образом всегда использовалась философия. Мы сосредоточим вни­мание на функциях философии по обоснованию теоретических при­тязаний теологии, а также на основных моментах в использовании философии в качестве содержательных компонентов догматических построений.

Философия чаще всего служила предпочтительным средством рефлексивного обоснования теоретических притязаний теологии, и именно философия всегда была важнейшим содержательным сред­ством реализации теоретико-познавательных притязаний теологии.

Пунктом схождения, некоей общей зоной выделенных основ­ных способов использования философии в рамках догматико-систематической теологии можно считать то обстоятельство, что со­временные догматические концепции, в первую очередь учения о Боге, включают концептуализацию условий возможности "говоре­ния" о Боге. Иными словами, теологическое учение о Боге содер­жит или предполагает рассуждение о собственных основаниях или, по крайней мере, условиях.

Кроме того, значение систематической теологической рефлек­сии определяется еще и тем, что она образует связующее звено, своеобразный мост между Св. Писанием и традицией, содержания которых являются обязательными для христианского сообщества, и теми вопросами и проблемами, что возникают, исходя из совре­менного состояния культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные особенности делового языка документов | Виды откровений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.