КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Христианская теология
План
1. Что такое теология 2. Предметная область христианской теологии 3. Теология христианских конфессий 4. Философско-теоретический инструментарий
Литература 1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: РГГУ, 1999. – 241с. 2. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко – теоретическое введение). Учебное пособие. – М.: МГСУ «Союз», 1998. – 320с. 3. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. – М.: Мысль, 1989. – С. 4 – 23. 4. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Издательский дом "Nota Bene", 1998 - с. 424. 5. Современная аналитическая философия: Сб. науч. тр./ Труды АН СССР. – М., 1989. 6. Современные зарубежные исследования в области философской теологии: Сб. реферат. /РАН ИНИОН/Редактор – составитель Ю.А.Кимелев. – М., 1991. 7. Филоософия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. – С. 320 – 334.
Данная часть нашей работы посвящена собственно теологии, или теологии христианских конфессий. Всякое рассмотрение философии религии, претендующее хотя бы на малую степень систематичности и полноты, должно включать в себя характеристику христианской теологии как особого, отличного от философии, во многих отношениях даже уникального вида теоретической деятельности. Ведь на всем протяжении своего существования философия религии определяет себя через отношение того или иного рода к теологии христианских конфессий. Соответственно, характеристика христанской теологии способствует пониманию специфики философии религии. В то же время христианская теология всегда использовала философию. Мы сосредоточим внимание поэтому на тех компонентах и аспектах теологии, которые связаны с использованием философии в "собственно теологии". Этим указана особенность, соответственно ограниченность, нашего подхода к такой объемной и многогранной теме, как "христианская теология". Данный подход обусловлен проблематикой нашей работы. Христианская теология в ее историческом оформлении и существовании теснейшим образом связана с историей европейской философии. Это в особенной мере касается наиболее "спекулятивных" компонентов этой теологии. Это верно также относительно тех разновидностей христианской теологии, в которых отрицается необходимость и возможность связи с философией. Влияние философии осуществляется через общий культурный контекст. Раннее христианство вступило во взаимодействие с античной философией как изначально нехристианским типом понимания бытия и теоретической деятельности. Известно, как сложно протекал в христианстве процесс оформления церковно-догматического учения о Боге, осуществлявшийся с использованием элементов античной философии. Возможно, именно неполная интеграция этих элементов в базисные смысловые образования христианства давала в истории импульс к критике, к призывам к " деэллинизации христианства" и т. п. Такое взаимодействие определило и облик средневековой схоластической теологии. В Новое время и в современную эпоху христианская теология также постоянно соотносится с философией. При этом прямое или опосредованное воздействие философии на теологию усиливается. Это связано, в частности, с тем, что современная теология не может искать выхода в простом воспроизведении библейского понимания Бога. Этому препятствуют трудности экзегетической реконструкции, обусловленные, во-первых, осознанием многослойности и многосмысленности содержания Библии, которые делают крайне сложной выработку единого концептуального образа, и, во-вторых, обостренностью герменевтического сознания в современной теологии и философии, ведущей в свою очередь к осознанию того, насколько всякая интерпретационная экзегетическая деятельность обусловлена многообразными историческими и культурными факторами. Все это в огромной степени мотивирует обращение к философии как к средству богопознания, причем как в конструктивно-систематических, так и в экзегетических целях. Об усилении роли философии, о тенденции ко все большей взаимопроницаемости границ свидетельствует и определенное изменение функций философских построений в теологическом комплексе. Так, анализ процесс-теологии в ее целостности наглядно свидетельствует об определенном изменении функций философии по отношению к систематической теологии в сопоставлении с традиционным образцом отношений с нею. Философская процесс-теология (см. Гл. одиннадцатая) предстает не как пропедевтическое, вспомогательное построение, а как основание, на котором пытаются строить не только систематическую, но и экзегетическую теологию. Философия со времени ее зарождения воспринималась в античном мире как представитель универсального, т. е. всеобщечеловеческого разума. И в христианскую эпоху это представление в той или иной форме всегда сохраняло свою действенность. Философизация теологии означает поэтому ее универсализацию. А теология сегодня, как никогда, нуждается в универсализации своей "вести". Это связано как с ее ситуацией в рамках секулярной по преимуществу культуры, так и с ситуацией глобального религиозного плюрализма. Говоря о тенденции к философизации теологии, имеет смысл обратить внимание на следующее обстоятельство. Различные философские опосредования говорения о Боге в современных теологических концепциях являются проявлением, а в чем-то и завершением одной базисной характеристики философии религии и теологии Нового времени, которая заключается в представлении о том, что всякое рассуждение о Боге неизбежно опосредуется "верующим сознанием", соответственно теологическим сознанием. Конечно, эта характеристика сильнее проявлялась в одни времена, чем в другие, в протестантской теологии (особенно прежде) сильнее, чем в православной и католической. Особенно наглядно проявляется эта характеристика при сопоставлении с "непосредственной", объектно-онтологической базисной устремленностью средневековой схоластической теологии и ортодоксального православного богословия. Разумеется, и схоластической теологии и православному богословию известны примеры рассмотрения субъектного опосредования рассуждения, но речь идет о преобладающей теоретической установке. Тенденция к определенному возрастанию значения философии проявляется и в отказе от того, что можно назвать "керигматической моделью". Эта модель предполагает идею некоего неизменного содержательно-смыслового ядра веры, претерпевающего некоторое преображение посредством философии, но сохраняющегося и определяющего, в конечном счете, характер и результаты такого преображения. Согласно "керигматической модели" проблема заключается только в том, чтобы найти адекватную философию, а роль пригодной для теологии философии в разные эпохи могут выполнять различные философии. В настоящее время керигматическая модель не провозглашается в качестве программы и практически не используется. Еще одним проявлением зафиксированной нами тенденции можно считать ослабление так называемого "теологического позитивизма", наиболее ярким и влиятельным вариантом которого можно считать теологические воззрения Карла Барта и некоторых его последователей в реформатской традиции. В истории теологии в двадцатом столетии при всех содержательных различиях между православной, католической и протестантской теологией, при всех различиях, обусловленных тем, что мы можем назвать аксиоматикой базисного выбора — т. е. выбора конфессиональной принадлежности — обнаруживается значительное сходство в формах мышления. Причину этого следует искать в необходимости размежевания, соответственно опосредования, теологии с "сознанием" эпохи, тематизированном в том числе и в различных светских философиях. Эту параллельность можно видеть в трех крупных "поворотах" теологии: к субъекту; к истории; к обществу. Все эти повороты, все соответствующие проблемно-тематические области разрабатывались и разрабатываются в теологии с самым активным использованием современных философских построений и средств рассуждения. Все эти разработки так или иначе связаны, на наш взгляд, с поиском путей к, по существу, метафизической теории тринитарной субъективности Бога, призванной одновременно показать Бога как основу всей мирской реальности и как основу человеческой свободы и достоинства. В самом общем виде христианскую теологию можно охарактеризовать как попытку христианского сообщества теоретически прояснить и осмыслить свое знание о Боге, мире и человеке. А это знание есть в своей основе и в своих общих контурах то знание, которое дал сам Бог. Другими словами, теология есть прежде всего теоретическое осмысление факта и содержания "богооткровения", засвидетельствованного в Св. Писании. 1. Предметная область христианской теологии — это Бог, его отношение к бытию, миру и человеку, а также "верующее сознание" христианина. В принципе объектом рассмотрения в христианской теологии может становиться любое природно-космическое, социально-историческое или индивидуально-жизненное явление, если оно рассматривается в соотнесении с Богом. Это означает прежде всего, что такое явление предстает в тварном статусе, т. е. как явление, или непосредственно сотворенное Богом, или допущенное им к существованию. Важнейшим конституирующим принципом христианской теологии является признание Иисуса Христа в качестве определяющего свидетельства откровения Бога. Все теологические направления, как в истории, так и современные, исходят из того, что их задача заключается в осмыслении личности и деяния Иисуса Христа как основополагающей данности христианской веры. Другими словами, все направления теологии исходят из откровения Бога в Иисусе Христе. Соответственно всякая христианская теология предполагает определенный минимум исторических высказываний, связанных с Иисусом Христом. В связи с этим можно утверждать, что базисным условием христианской теологии, именно как христианской, является возможность интерсубъективных, соответственно возможность — при определенных предпосылках — теоретических высказываний о событии богооткровения в Иисусе Христе. Христианская теология связана с жизнью христианского сообщества, с его традициями и институтами. Теология есть причастное, или вовлеченное, систематизированное теоретическое размышление о содержании и характере религиозной веры. Основным моментом в данной характеристике является "причастность". Действительно, участие в вере определяет теологию как особый способ размышления и теоретизирования. Участие в вере определяет не только содержание, но и базисные предпосылки самого рассуждения. В соответствии с фундаментальными представлениями христианства Бог как безусловно приоритетный предмет теологии есть во многих отношениях возвышенная и непостижимая тайна. Это обстоятельство, однако, совсем не означает исключения разума, рациональности из теологии. Правомерно, на наш взгляд, говорить о рациональности теологии как об определенной специфической рациональности, находящейся в сложных и многообразных отношениях с тем или иным эпохальным гештальтом рациональности, с теми или иными ее культурными спецификациями. 2. Теология христианских конфессий представляет собой весьма плюралистическое образование. Плюралистичность теологии обусловлена целым рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие. Прежде всего сохраняется конфессиональное членение теологии. Экуменические усилия и тенденции нашего времени смягчают и релятивизируют конфессиональные различия, но не снимают их. Ситуация конфессионального "фундаментального выбора" продолжает оказывать влияние на теологическую работу. Концептуальный плюрализм теснейшим образом связан с идейно-научным и мировоззренческим плюрализмом, присущим современному обществу. Разумеется, теологический плюрализм является также отражением социальных позиций и интересов церквей, отдельных церковных группировок, а также отражением, если говорить о западном мире, ситуации теологии в университетско-академическом мире. Наконец, теологический плюрализм — это многообразие отдельных дисциплин, образующих теологический комплекс христианских конфессий. Теология христианских конфессий обладает энциклопедической структурой. Это совокупность различных по объекту и методам теологических дисциплин, находящихся в определенных отношениях и образующих определенное структурное единство. В рамках этого единства вычленяется ряд дисциплинарных комплексов. Такие комплексы чаще всего именуются: библейская теология, которая включает круг вспомогательных и вводных дисциплин, а также группы дисциплин, изучающие соответственно Ветхий и Новый завет; историческая теология, которая является церковной историей, подразделяемой на дисциплины в зависимости от эпох, а также историей догматов; систематическая теология, содержащая фундаментал-теологию, догматику, моральную теологию; практическая теология, в составе которой катехитика, религиозная педагогика, пасторальная теология, литургика, гомилетика. Здесь представлена более или менее устоявшаяся, в каких-то отношениях даже классическая классификация. Разумеется, нередко встречаются те или иные модификации, состоящие в основном либо в иных обозначениях указанных здесь и некоторых других теологических дисциплин, либо в другом соподчинении отдельных дисциплин. Эти модификации связаны главным образом с конфессиональными, региональными и страновыми различиями. При всех вариациях дисциплинарного членения теологического комплекса, связанных с конфессиональными особенностями и внутриконфессиональными дифференциациями, можно четко вычленить три основных направления теологической работы: экзегетическое и историческое; догматико-систематическое; практическая теология. Все теологические дисциплины так или иначе используют философию, социальные, гуманитарные, а в некоторых случаях и естественные науки. Экзегетические и исторические дисциплины обращаются главным образом к историко-филологическим и герменевтическим методам. Систематическая теология опирается преимущественно на разнообразные философские построения и методы. В практической теологии находят широкое применение гуманитарные и социальные науки. 3. Философско-теоретический инструментарий в той или иной форме применяется практически во всех разделах и компонентах теологического комплекса христианских конфессий. Даже в наиболее "нетеоретичных" дисциплинах используются те или иные компоненты логики, философии языка, самым активным образом применяются подходы и методы философской герменевтики, теории аргументации и т. п. Тем не менее можно выделить две основные функции философии, соответственно два основных способа использования философии в христианской теологии. Первая функция философии связана с разработкой того, что можно назвать "теоретическим самопониманием теологии". Вторая функция заключается в причастности философии к разработке центральных положений теологической доктрины. Речь идет главным образом об использовании философии в разработке "догматической проблематики". Обе эти функции так или иначе связаны с систематическим разделом теологии, или систематической теологией. Соответственно, с точки зрения темы нашей работы наибольшего внимания заслуживают проблемы, связанные с ролью философии в разработке систематической теологии христианских конфессий, прежде всего в догматическом учении. В 1600 г. реформатский теолог Б. Кекерманн вводит понятие системы в раннепротестантскую теологию. С начала XVII в понятие "систематическая теология" служит в основном для обозначения так называемой школьной или академической теологии. При этом С самого начала остаются спорными характер отграничения систематической от библейской теологии, а также сфера ее компетенции. В сегодняшнем теологическом словоупотреблении понятие "систематическая теология" обозначает, прежде всего, самостоятельную теологическую дисциплину или совокупность нескольких дисциплин, относительно независимую по отношению к экзегезе или библейской теологии, истории церкви и практической теологии. Эта дисциплина возникает в связи с изменениями в понимании науки, в процессе которых и теология внутренне дифференцируется параллельно усиливающейся дифференциации отдельных наук. Само понятие, функции и членение систематической теологии определяются довольно разнообразно. Однако при всех конфессиональных и внутриконфессиональных различиях систематическая теология, особенно современная, решает фундаментал-теологические, догматические задачи, а также разрабатывает теолого-этическую проблематику. Во всех разделах систематической теологии самым активным образом всегда использовалась философия. Мы сосредоточим внимание на функциях философии по обоснованию теоретических притязаний теологии, а также на основных моментах в использовании философии в качестве содержательных компонентов догматических построений. Философия чаще всего служила предпочтительным средством рефлексивного обоснования теоретических притязаний теологии, и именно философия всегда была важнейшим содержательным средством реализации теоретико-познавательных притязаний теологии. Пунктом схождения, некоей общей зоной выделенных основных способов использования философии в рамках догматико-систематической теологии можно считать то обстоятельство, что современные догматические концепции, в первую очередь учения о Боге, включают концептуализацию условий возможности "говорения" о Боге. Иными словами, теологическое учение о Боге содержит или предполагает рассуждение о собственных основаниях или, по крайней мере, условиях. Кроме того, значение систематической теологической рефлексии определяется еще и тем, что она образует связующее звено, своеобразный мост между Св. Писанием и традицией, содержания которых являются обязательными для христианского сообщества, и теми вопросами и проблемами, что возникают, исходя из современного состояния культуры.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |