Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 2 страница. Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с XVI в., вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии




Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с XVI в., вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси.

Конфессиональное течение христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось в Беларуси в 1988 году, после выхода из Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). В настоящее время ХВЕ имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций страны. На начало 2009 года насчитывалось 500 общин, в том числе 155 общины в Брестской и 133 общины в Минской областях. Кроме Союза ЕХБ (269 общины) зарегистрированы 9 общин христиан веры апостольской. Зарегистрированы также Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (72 общины), Христиане Полного Евангелия (54 общины). Легализована деятельность конфессионального объединения свидетелей Иеговы (26 общин) [10].

К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство («греко-латинская», «греко-католическая», «православно-католическая», «белорусская» вера). В 1596 году в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством Римского Папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство Римского Папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер.

В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х годов. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. На начало 2009 года было зарегистрировано 14 униатских общин (9 – в 1994 году) [10].

Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII – 1-ю половину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е годы несколько тормозится процессом постоянной эмиграции, а также внутренним религиозным расколом. На начало 2009 года в Беларуси действовали 46 общин, функционировало 8 синагог [12].

Ислам в Беларуси распространился в XIV-XVI вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты.

К концу XVI в. в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся, военнопленных и пр. Вероисповедание местных татар относится к суннитскому толку ислама. Большинство белорусских татар (особенно молодое поколение) не очень хорошо знают каноны традиционной веры, конфессионально нейтральны и склонны к религиозной толерантности. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие. На начало 2009 года насчитывалось 25 мусульманских общины. Наибольшее количество общин зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин.

На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), Бахаи (5 общин).

В Беларуси были попытки создания деструктивных сект – Белого братства, АУМ Сенрикё, сатанистов. В Республике Беларусь проводится работа по ликвидации влияния деструктивных сект на население [12].

Таким образом, религиозная ситуация в Республике Беларусь, имеет свою специфику. Основными её характеристиками является поликонфессиональность, динамичность развития религиозных общин, небольшое число «реальных верующих» и поддержка государством традиционных для страны конфессий.


Глава 2. Место и значение Гродненской области в конфессиональном пространстве современной Беларуси

Гродненская область отличается большей, по сравнению с общереспубликанской, религиозностью населения. Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2003 г. под эгидой Совета по делам религий и национальностей Гродненского облисполкома сотрудниками Гродненского госуниверситета, с религией себя соотносит 89,9 % опрошенных (среднереспубликанский показатель – около 50 %). К православным себя отнесли 50,8 % респондентов, к католикам – 31 %. О религиозности населения области можно судить по количеству зарегистрированных общин. На 01.01.2005 г. в области было зарегистрировано 445 религиозных общин (около 16 % от республиканской численности), из которых 364 (82 %) – общины традиционных для Беларуси конфессий

(православия, католицизма, ислама, греко-католицизма, иудаизма, лютеранства), тогда как в общереспубликанской структуре религиозных общин перечисленные выше конфессии составляют лишь 66 %. В области сосредоточено около 39 % общин Римско-католической церкви (РКЦ), 33 % мусульманских и всего 9 % протестантских общин. Протестантизм в Гродненской области распространен значительно меньше, чем в других областях Беларуси. Характерной особенностью здесь является и почти равное количество православных и католических общин (181 и 170 соответственно). Однако их распространение по территории области довольно неравномерно.

С распадом СССР начался новый этап в развитии религии в Беларуси. Быстрыми темпами возрождались традиционные религии – православие и католицизм. Так, если 1.06.1992 г. в Гродненской области насчитывалось 119 православных и 136 католических общин, то через полтора года (1.01.1994 г.) их численность составила соответственно 143 и 145. Затем темпы роста снизились, и в 2000 году количество православных общин составило 170, а католических – 164. За этот период православие превзошло католицизм по численности приходов. А в 2005 г. соотношение общин указанных конфессий составило 181 на 170 соответственно. Значительные изменения произошли и с протестантизмом. Численность его общин возросла с 28 в 1992 г. до 32 в 1994 г., 87 в 2000 г. и 94 в 2003 г. Затем рост остановился (в 2004 г. столько же), а к 1.01.2005 г. их количество уменьшилось до 82. В территориальном аспекте конфессиональная ситуация в Гродненской области в течение 1990-х гг. также изменялась.

При рассмотрении динамики развития католицизма и православия в районном разрезе можно выделить районы наиболее и наименее интенсивного возникновения религиозных общин. За период с 1.06.1992 до 1.06.2005 г. у Белорусской православной церкви (БПЦ) больше всего общин появилось в Лидском (9), Слонимском (8), Гродненском (6), Новогрудском, Щучинском, Волковысском (по 5 в каждом), Сморгонском (4), Берестовицком, Дятловском районах и г. Гродно (по 3 в каждом). В остальных районах – по 1 или по 2 новых прихода. У РКЦ за этот период новых общин больше всего появилось в Лидском (7), Гродненском (6), Щучинском (3) районах и г. Гродно (4). В остальных районах – по 1 или по 2 или не появились вовсе. Как замечено, БПЦ в постсоветский период в регионе ведет себя значительно активнее в плане создания новых приходов, чем РКЦ.

Это объясняется меньшей (по сравнению с католицизмом) насыщенностью территории приходами – результат притеснения православия в период нахождения Западной Беларуси в составе Польши. Территория области к началу 1990-х гг. оказалась гораздо лучше обеспечена католическими приходами, что, вероятно, вызвало меньшую потребность РКЦ в основании новых общин. Однако при рассмотрении соотношения количества религиозных общин двух ведущих конфессий с численностью их культовых зданий, можно заметить, что культовых сооружений у обеих церквей больше, чем общин (в 2005 г. 206 на 181 соответственно у БПЦ и 216 на 170 соответственно у РКЦ). Это позволяет предположить, что данные конфессии не полностью реализовали свой потенциал в обеспечении верующих приходами, а меньшая активность РКЦ в этом связана, в том числе, с кадровой проблемой (в 2000 г. более 70 ксендзов были гражданами других государств, в основном Республики Польша). На территории региона действуют 3 православных монастыря (мужской – в д. Жировичи Слонимского района, женские – в г. Гродно и в д. Богуши Сморгонского района) и 4 католические женские монашеские общины (в д. Каменка Щучинского района, г. Новогрудке, г. Лиде и г. Гродно), а также православные духовная семинария и академия (д. Жировичи), православное духовное училище (г. Слоним) и римско-католическая духовная семинария (г. Гродно).

Изменилось за постсоветский период и соотношение православных и католических общин в административных районах области. В 1992 г. количество католических приходов превосходило численность православных приходов в городах Лида и Слоним, в Волковыском, Вороновском, Гродненском, Ивьевском, Лидском, Островецком, Ошмянском, Сморгонском и Щучинском районах (в 9 из 17), в г. Гродно соотношение приходов указанных конфессий было равным. Во многих из этих районов разница была довольно значительной (Вороновский, Гродненский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский). В 2005 г. таких районов осталось всего 6 (Вороновский, Гродненский, Ивьевский, Лидский, Островецкий и Ошмянский), однако в г. Гродно общин РКЦ стало на 1 больше,

чем православных. В Сморгонском и Щучинском районах соотношение приходов данных конфессий стало равным. Большая разница сохранилась лишь в Вороновском, Гродненском, Островецком и Ошмянском районах.

Греко-католическая церковь в Гродненской области представлена 2 общинами – в г. Гродно и г. Лиде. Мусульманство связано с местами проживания татарского этноса (Гродненский, Ивьевский, Лидский, Новогрудский, Ошмянский, Слонимский, Щучинский районы и г. Гродно). Иудейские общины расположены, как правило, в городах (Гродно, Лида). Традиционные для Беларуси лютеранские общины представлены в Гродно (2) и Лиде (1). Развитие протестантизма в Гродненской области довольно специфично. Сильное влияние на население традиционных для региона православия и католицизма сдерживает распространению новых религиозных течений. Это обстоятельство, а также конкуренция между двумя крупнейшими конфессиями, стимулирующая активность их миссионерской деятельности, препятствует быстрому распространению в области протестантских течений. Крупнейшими из них являются Христиане веры евангельской (ХВЕ) и Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ). Эти конфессии присутствовали в области еще в советское время. На 1.06.1992 г. численность их общин здесь составляла соответственно 10 и 15. Через полтора года их соотношение стало противоположным – 15 и 10 (часть общин ЕХБ присоединилась к ХВЕ). С этого времени количество приходов ХВЕ стало преобладать над ЕХБ и в течение 1990-х гг. довольно быстро росло.

Однако в начале XXI в. их рост, как и рост баптистов стал приостанавливаться, часть общин самоликвидировалось в процессе перерегистрации, и в 2005 г. их численность составила 33 (ХВЕ) и 17 (ЕХБ). Из других протестантских течений в 1992 г. были Христиане веры апостольской (ХВА) – 2 общины (в г.Гродно и г.Мосты), и Адвентисты седьмого дня (АСД) – 1 община (в г.Гродно). В 2005 г. численность их общин стала составлять соответственно 3 и 7. В постсоветский период на территории области появился и ряд новых протестантских направлений. К ним относятся Новоапостольская церковь, Христиане полного Евангелия, Свидетели Иеговы, Церковь Христова, Иоганская Церковь. Первые две конфессии имеют по 6 общин, Свидетели Иеговы – 5, а последние два представлены лишь одной общиной каждая, расположенными в областном центре. Подавляющее большинство протестантских общин располагаются в городах. Причем, как правило, чем больше город, тем больше в нем протестантских приходов. Только некоторые общины ЕХБ и ХВЕ расположены в сельской местности. В настоящее время в области действуют также одна община старообрядческой церкви, и одна община кришнаитов. Обе расположены в г. Гродно.

На сегодняшний день конфессиональную структуру в Гродненском районе представляют 6 религиозных направлений. Общее число действующих на территории религиозных организаций составляет 48, из них 26 римско-католических (в текущем году зарегистрированы 2 римко-католические общины в д.Коробчицы, в д.Вертелишки), 18 православных религиозных общин. В г.Скидель действуют община церкви Христиан Веры Евангельской, церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, Мусульманская религиозная община, Новоапостольская религиозная община. В приходах района работают 15 православных священников, 18 католических, 7 из них граждане Республики Польша. На территории района находится 38 культовых зданий (25 костелов, 13 церквей), заканчивается строительство церкви в г.Скидель, ведётся строительство церквей в д.Гущицы, д.Обухово, д.Коробчицы. 12 культовым зданиям придан статус историко-культурной ценности (6 церквей, 6 костелов). С собственниками этих объектов – настоятелями храмов, подписаны охранные обязательства. Согласно законодательству за счет собственников установлены охранные доски, заведены учетные карточки и паспорта объектов, однако с церквей доски были сняты священниками по распоряжению Гродненской епархии.

Работа со священнослужителями по подготовке предложений по формированию Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь продолжается. Все объекты, представляющие историко-культурную ценность включены в туристические карты.

Католические и православные священнослужители приглашаются для участия в торжественных мероприятиях, митингах, возложениях, посвященных Дню Победы, Дню Независимости Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов, Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и др. Была проведена активная совместная работа по наведению порядка на кладбищах, прихрамовых территориях.

При райисполкоме, 14 горпоссельисполкомах созданы и работают комиссии содействия контролю за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных организациях. Заседания районной комиссии проходят ежеквартально, в 2010 году рассматривались вопросы приглашения иностранных священнослужителей в приходы района, о строительстве культовых зданий и переоборудовании иных сооружений, об организации фестиваля «Августовский канал в культуре трёх народов», о работе комиссии содействия Гожского сельского исполнительного комитета, Обуховского сельского исполнительного комитета «Об этноконфессиональной ситуации на территории сельсовета, взаимодействии с традиционными религиозными организациями», «О представлении к регистрации документов религиозной общины «Приход Святой Семьи в д.Вертелишки».

В районе при церквях и костелах организовано 10 православных (395 детей), 14 католических (957 детей) воскресных школ. В г.Скиделе действует 1 школа Адвентистов Седьмого Дня (6 детей), 1 школа церкви Христиан Веры Евангельской (14 детей).

 

Заключение

Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республике Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом религиозности населения, обусловлена значительной демократизацией курса вероисповедной политики Республики Беларусь и общим ходом белорусских реформ.

В географии расположения церквей и конфессий современной Беларуси происходит важный процесс – распространение на территории страны движений, объединяемых общим названием «новых» или «нетрадиционных». Спектр этих вероучений чрезвычайно широк: от восточных (кришнаизм, бахаизм) и экуменических до разнообразных протестантских течений (учение мормонов, Новоапостольская церковь, различные харизматические церкви и др.). При всем разнообразии новые для традиционного конфессионального «ландшафта» Беларуси религии имеют и нечто общее: их появление и распространение в Беларуси стимулировалось и поддерживалось зарубежными церквями и религиозными центрами.

Активизируя свою деятельность, религиозные организации стремятся распространять свое влияние на все сферы общественной жизни, что вызывает неоднозначную реакцию общества и государства, приводит к усилению конкуренции между конфессиями. Таким образом, в настоящее время конфессиональные структуры действительно превратились в существенный фактор общественно-политической жизни в республике, с которыми приходится считаться органам власти. Поэтому неслучайно в республике имеют место попытки представителей политической элиты использовать авторитет духовных лидеров в своих интересах, а с другой стороны – наблюдаются соответствующие усилия религиозных организаций.

За тридцатилетний период (с 1970 по 1999 г.) в Беларуси значительно увеличилась численность религиозных общин В Республике Беларусь созданы благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. В частности, 1 декабря 2005 г. Указом Главы государства религиозные организации были освобождены от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость. Данная мера значительно облегчила финансовое положение религиозных организаций и помогла им более активно принимать участие в социальных проектах. Органы государственного управления оказывают необходимую поддержку в решении их внутренних проблем, в том числе в вопросах строительства культовых зданий. В этих целях в 2007 году принят Указ Главы государства о внесении изменений и дополнений в Указ от 1 декабря 2005 г. № 571, предусматривающий освобождение от уплаты земельного налога религиозных организаций, строящих культовые здания.

Эти меры государства способствует дальнейшему росту религиозных общин в современной Беларуси. Что касается места Гродненской области в конфессиональном пространстве современной Беларуси, то оно соответствует исторической специфики её развития. Гроденщина на протяжении долгого периода времени не входила в состав советской Белоруссии, чем и объясняется её лидирующее положение по количеству религиозных общин среди других областей Беларуси. Следует также отметить, что гродненская область является лидером по количеству католических общин. Основной особенностью религиозно-конфессионального развития гродненской области можно назвать: не только похожее количество как православных так и католических общин (194 православных/ 176 католических), но и появление новых общин индуистского характера (например – кришнаизм-группа религиозных течений внутри вайшнавизма, основанных на поклонении Кришне).

Проведённый анализ развития религиозных организаций гроднеской области, свидетельствует о том, что в последние годы рост числа религиозных общин различных конфессий продолжается, однако по сравнению с периодам 90-х годов этот рост более прогнозируемый и не носит такого масштабного характера. В целом в религиозной жизни области происходят процессы характерные для всей Белоруссии: увеличение количества общин православной церкви, активная деятельность неопротестантских организаций, появлений неокультов и нетрадиционных религий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.