КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восстания казахов против введения реформ 1867-1868 гг
Административные реформы 60-х годов XIX века оказались половинчатыми. Они заметно ущемляли права казахского населения. Это вызвало активное противодействие со стороны казахов.
Восстание в Тургайской и Уральской областях. Восстание вспыхнуло стихийно и длилось с декабря 1868 по октябрь 1869 года. Оно носило ярко выраженный антиколониальный характер. Во главе восстания стояли крупные родоначальники. Казахи не признавали правительственные комиссии. Действия повстанцев начались с неповиновения властям. Позднее народ начал вооружаться.Восставшие требовали возврата к старым порядкам. Для усмирения возмутителей власти хотели использовать авторитет бывших султанов-правителей Младшего жуза. Но народ не захотел их слушать. Тогда власти обратились к представителям мусульманского духовенства Уфимской губернии. Но обращения мусульманских деятелей также остались не услышанными. Печатные варианты нового положения отсутствовали. Отправленные в Степь комиссии не могли четко объяснить суть происходящего Волнения, начавшиеся в Уральской области, постепенно перекинулись в соседнюю Тургайскую. Отряд казахов численностью в 600-700 человек объезжал аулы, призывая к неповиновению властям и отказу принять нововведения. В мае в уральскую степь были отправлены карательные отряды общей численностью в 1700 человек с артиллерией. Царские войска возглавил военный губернатор Веревкин. 6 мая 1868 года при озере Джаман-Сай подвергся нападению отряд фон Штемпеля. Около 20 000 казахов продержали карателей в осаде в течение семи дней. Отряд возвратился на линию. Второй отряд под командованием Юрковского также был вынужден отступить на Оренбургскую пограничную линию. В начале июня 1868 года волнения в Уральской области достигли: высшего предела. Недовольство простых кочевников было направлено и против знати. Нападениям подверглись аулы тех, которые изъявлял согласие на принятие нового положения. Так, с марта по июнь 1869 года были совершены более 40 набегов на аулы биев, султанов, волостных управителей и старшин. В них в общей сложности участвовали 3000 человек. Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли военные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая численность карательных войск составила около 5000 человек. В Уральской области действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина. Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непоследовательность и предательство временно принявших участие в восстании ряда старшин способствовали сравнительно быстрому подавлению восстания. Как только дошли слухи о волнениях в Степи, Хива стала подстрекать казахов к восстанию. В январе 1869 года в Хиву прибыли послы от казахских родов шекты и табын. Последние убедили хивинского хана отправить войско в степь для поддержки казахов. В апреле 1869 года в местности Шошкаколь появился шеститысячный отряд хивинцев при 4 орудиях. Задачами хивинской военной экспедиции были: во-первых, уничтожить степные укрепления; во-вторых, принять казахов в подданство; в-третьих, определить количество зякета. Хивинцы имели с собой много халатов и денег с целью склонения на свою сторону местных родоправителей. Но со стороны казахов активной поддержки хивинцы не встретили. Простояв около месяца у Эмбенского поста, они были вынуждены вернуться назад. В конце 1869 года около 7000 кибиток казахов перешли в хивинские пределы. Они приняли подданство этого государства. Но когда откочевщики узнали, что их земли будут розданы другим казахским годам, значительная их часть вернулась обратно.
Восстание на Мангистау. С введением нового положения земельный вопрос заметно обострился у адайцев на полуострове Мангистау. 15 марта 1870 года мангышлакский пристав подполковник Рукин с отрядом в 38 казаков выехал в урочище Куруп навстречу откочевывающим аулам. Появление отряда Рукина в степи послужило поводом к восстанию. В местности Бузачи под руководством Досана Тажиулы и Исы Тленбайулы собралось около 200 вооруженных казахов. Произошла схватка. Отряд Рукина был полностью разгромлен. Раненый подполковник застрелился. Эта победа воодушевила повстанцев. Восстание распространилось на весь Мангистау. Рабочие рыбных промыслов слободки Александровского форта и станицы Николаевской бросали работу. Начался захват лодок. Из судов, отнятых в Сарытауском заливе, казахские рабочие образовали флотилию. Позднее она участвовала в осаде Александровского форта. Количество восставших достигло 10 тысяч человек. В апреле 1870 года восставшие атаковали Александровский форт, Николаевскую станицу. Постанцам удалось сжечь маяки у форта и разгромить укрепление Нижнее. Восстание вызвало тревогу не только у местных колониальных властей, но и правительства. В это время значительно усилилось влияние Англии в Иране. Царское правительство, готовясь к походу против Хивинского ханства, сосредоточивало войска в районе Красноводска. Центр мангистауского восстания оказался в тылу этих войск. Подавление восстания было возложено на наместника Кавказа. В конце мая с Кавказа в Мангистау были переброшены значительные военные силы. Несмотря на самоотверженное сопротивление казахов-адаевцев, восстание было жестоко подавлено. Царские войска повсюду преследовали повстанцев. Но в 1873 году вспыхнуло новое восстание адаевцев. Восставшие потерпели поражение. Восстание носило локальный характер. Казахское население не смогло выступить единым фронтом. Повстанцу были плохо вооружены. Часть родовой верхушки не поддержала повстанцев. К этому времен Казахстан был уже окружен со всех сторон линией военных укреплений. В течение трех месяцев Мангистау был занят царскими войсками. Власти сурово расправились с участниками восстания. Кавказская военная администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 8 тысяч кибиток кибиточную подать и разные сборы на сумму 57 901 рублей. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов. К восставшим принимались самые жесткие меры. Недовольных нововведениями высылали за пределы Казахстана. Так, в 1880 году из одной только Тургайской области было выслано около 500 человек, в 1890 году - уже около 3000 человек. Опасность возмездия заставила предводителей восстания со своими приверженцами в декабре 1870 года перейти в пределы Хивинского ханства. Около 57 000 казахов во главе с султаном Хангали Арыстанулы были вынуждены перейти на территорию Хивы. Руководители восстания, откочевавшие в пределы Хивы, позднее были приговорены к каторжным работам. В конце XIX века, опасаясь новых народных волнений, царское правительство приступило к созданию в Казахстане института платных тайных агентов-осведомителей. Они назначались из числа «благонадежных» казахов по два человека на каждый уезд и собирали для властей секретную информацию о настроениях местного населения.
Казахстан во время российской революции 1905 – 1907 гг. В период 1905-1907 годов в России произошла первая русская революция. В Казахстане не было вооруженного противостояния населения с властями. Но были отдельные выступления казахов, рабочих и крестьян. Одним из важных событий этих лет было участие казахов в Государственной Думе России. Весть о кровавом злодеянии царизма, расстрелявшего безоружных рабочих Петербурга 9 января 1905 года, вызвала глубокое сочувствие у населения. К примеру, один из известных казахских поэтов и фольклористов Машхур-Жусуп Копейулы написал по этому поводу в адрес самодержавия гневное стихотворение «Канды жексенбі («Кровавое воскресенье»). Стихотворение готовилось к печати в журнале «Айкап», но местная администрация, узнав об этом, запретила его публикацию. Автор подвергся преследованиям. Он был вынужден скрываться в Ташкенте, Коканде и на территории Внутренней Орды. В Верном, Аулие-Ате, Перовске, Казалинске, Уральске, Актюбинске, Петропавловске, Семипалатинске состоялись собрания и митинги рабочих. В Омске - центре Акмолинской области и Степного края также прошла демонстрация протеста. Так, в мае 1905 года в Каркаралинске состоялся антиправительственный митинг с участием видного общественного деятеля Миржакыпа Дулатова и других. 21 ноября 1905 года состоялось выступление солдат военного гарнизона г. Жаркента Семиреченской области.Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане достигли на железнодорожных транспортных узлах и станциях. В этот период началось усиление колониальной политики царского правительства. Оно выразилось в следующем: во-первых, продолжался процесс массового изъятия земель казахов в переселенческий фонд и в пользу казачества. К примеру, по царскому указу 1904 года Сибирскому казачьему войску была передана в «вечную собственность» десятиверстная полоса. В начале XX века в одной только Семипалатинской области было около 147 тысяч безземельных казахов. Во-вторых, происходил активный вывоз скотоводческого сырья, минеральных ресурсов из края. Инициативу по вывозу природных ископаемых Казахстана перехватили иностранцы, скупившие за бесценок многие рудники и шахты, заводы и фабрики. В-третьих, существенно усилилась эксплуатация рабочих, в первую очередь казахских. В-четвертых, царское правительство усилило в крае работу православных миссионеров. В целях предупреждения возможных акций со стороны местного населения 6 января 1906 года по царскому указу было введено военное положение на всей территории Акмолинской и Семипалатинской областей. В начале XX века активизировались выступления мусульманских деятелей. Движение религиозных деятелей получило заметное распространение в городах Петропавловске, Кокчетаве, Акмолинске и Семипалатинске. К примеру, в Кокчетаве особую активность проявлял мулла Наурызбай Таласов, известный в народе как Науан Хазрет. В частности, он призывал народ к борьбе против царского правительства, распространял антиправительственные письма. В 1902 году в Кокчетав приехал из Омска миссионер с целью обращения местного населения в христианство. При себе он имел перевод Библии на казахский язык. Действия священника вызвали взрыв возмущения и негодования среди местных мусульман. В частности, влиятельные религиозные деятели Науан Хазрет, Шаймерден Косшегулулы и другие вынудили этого представителя из Омска срочно уехать, что вызвало гонения на них со стороны местной жандармерии. Оба они были высланы в Восточную Сибирь, в далекую Якутию. Об одном из них Науане Хазрете восторженно писал А. Букейханов: «Науан... 15 лет учился в Бухаре, кончил там высшую школу и сделал блестящую карьеру, исключительно благодаря необычному дарованию». Весной 1903 года казахи восьми волостей Кокчетавского уезда Акмолинской области писали в адрес министра внутренних дел Российской империи: «...Отдав крестьянам искони обитавшиеся нами земли, начальники вывели нас на безполезные нам места... Кораны, книги наши побросали в худые места, медресе наши запечатали. Мы скорее умрем, чем отстанем от шариата». В 1904 году кокчетавский уездный начальник перехватил одно из таких писем к казахам муллы Кудияра Распаева, где он призывал народ к активным действиям: «Наши отцы были сподвижниками хана Кенесары Касымова, умремте же за веру с оружием в руках как храбрые молодцы». В 1905 году мусульманские деятели стали участвовать в работе всероссийских мусульманских съездов в Нижнем Новгороде и Петербурге. На последнем съезде была создана Всероссийская мусульманская партия «Иттифак-эл-Муслимин» (Мусульманский союз). Был избран Центральный комитет новой партии из 15 представителей, в который вошли и два казаха - Салимгерей Жантуреулы и Шаймерден Косшегулулы. В этих условиях царизм перешел к карательным действиям: обыскам, арестам, ссылкам, закрытию мечетей и медресе. Эти акции вызвали протесты со стороны коренного населения. В 1905-1907 годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих. Первоначально рабочие стали практиковать жалобы в адрес вышестоящих региональных начальников. Так, в 1902 году 150 рабочих медных рудников и Экибастузских угольных копей обратились с жалобой в адрес степного генерал-губернатора. Нередки были случаи бегства с заводов и фабрик. Позднее рабочие стали практиковать такие формы протеста, как неповиновения и забастовки. Так, в 1904 году произошли забастовки рабочих Надеждинского прииска в Зайсанском уезде. Руководил забастовкой казах Мерихан Кемалов. В 1905 году железнодорожники Казахстана приняли участие во Всероссийской политической стачке. Основными требованиями рабочих были: немедленное объявление политических гарантий и свобод; созыв Учредительного собрания. 15 ноября 1905 года в г. Каркаралинске прошла демонстрация, в которой участвовали рабочие, крестьяне, солдаты, а также представители зарождающейся казахской интеллигенции. Один из организаторов этой демонстрации Жакып Акбаев был заключен в Семипалатинскую тюрьму. В декабре 1905 года состоялись забастовки на Спасском медеплавильном заводе, а также на Карагандинских угольных копях. В это же время начали забастовку рабочие речного транспорта г. Павлодара. В это же время на Успенском руднике началось выступление рабочих. Был создан совместный «Русско-киргизский союз против капитала». Руководителями рабочих выступили П. Топорнин, JI. Байчагиров, С. Невзоров. Участниками выступления были предъявлены следующие требования: повышение зарплаты; улучшение бытовых условий; открытие русско-казахского училища. Хозяева рудника были вынуждены пойти на некоторые уступки. Эти действия были началом совместных выступлений казахских и русских рабочих. В июне 1906 года бастовали практически все рабочие Семипалатинска. Требования забастовщиков были удовлетворены. Население города получило право проведения собраний и сходок. Летом 1907 года состоялись забастовки на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная, а также других городов Казахстана. Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на железной дороге края неоднократно прекращалось движение поездов. Рабочие-железнодорожники в явочном порядке вводили 8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации. Здесь же активно создавались первые профсоюзы. 4. Первая русская революция способствовала возникновению в крае первых групп и организаций социал-демократов. Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане был кружок в Атбасаре. Он был организован в 1896 году ссыльным рабочим с Урала АД. Ушаковым. В начале XX века марксистские кружки возникли и в других городах Казахстана: Уральске, Акмолинске, Петропавловске, Кустанае, Семипалатинске. Революция в России способствовала и появлению профсоюзного движения. Так, в ноябре 1905 года в Уральске одним из первых в крае был создан профсоюз железнодорожников. Одним из крупных был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги. К примеру, в 1906 году в него входило около 6 тысяч человек. Профсоюзы рабочих взялись активно защищать свои права перед работодателями. В то же время профсоюзное и рабочее движение отличалось относительной слабостью, которая была обусловлена малочисленностью местных рабочих, низкой концентрацией по предприятиям и сезонностью работы. Аграрное движение было представлено в основном жителями казахского аула и переселенческой деревни. Но аграрное движение в Казахстане оставалось также слабым. Летом 1905 года происходили выступления сельского населения в Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Сырдарьинской областях. Опасаясь потерять свои родовые земли, большинство казахских хозяйств было вынуждено переходить к земледелию. Казахи отправляли в адрес региональных властей свои прошения о переводе их на оседлый образ жизни. Но в большинстве случаев получали категорический отказ. К примеру, в 1899 году омский уездный начальник в своем рапорте в адрес военного губернатора Акмолинской области писал: «...если таких просителей наберется большое количество и все они займут отведенные для русских крестьян участки..., то вся цель колонизации степи русскими крестьянами сведется к нулю». В развитии освободительной борьбы в крае определенную роль сыграла казахская интеллигенция, зародившаяся на рубеже XIX-XX веков, в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и других. Они были лидерами национально-освободительного движения. В декабре 1905 года в Уральске прошел съезд делегатов казахского населения пяти областей. На нем была предпринята попытка создания казахской партии кадетского типа. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, на котором была принята программа. Она выступала за защиту свободы вероисповедания, использования казахского языка наравне с другими языками в регионе. О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы. После упразднения Петром I земских соборов Россия почти 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи. Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной кампании была дана особая инструкция о категорическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев». Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Государственную Думу России. Мощная волна протеста, прокатившаяся по всем регионам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки. В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Уральской области - Алпысбай Калменов, Астраханской губернии - Бактыгерей Кулманов, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Букейханов. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов. В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области вновь Шаймерден Косшегулулы, Тургайской - Ахмет Беремжанов, Семипалатинской - Темиргали Нурекенов, Сырдарьинской - Тлеули Аллабергенов, Семиреченской - Мухамед- жан Тынышпаев, Уральской - Бахытжан Каратаев, от Астраханской губернии - Бактыгерей Кулманов и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня. Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян- переселенцев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ». Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своебразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования». Среди депутатов особняком стоит имя видного общественного деятеля Салимгерея Жанторе. Он был выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета и физико-математического факультета Московского университета. Работал судьей, а затем несколько лет возглавлял уездное и губернское земства. В 1903 году был избран членом Уфимского городского собрания. Другой депутат Шаймерден Косшегулулы (1874-1937) одним из первых был выбран в I и II Государственные Думы от Акмолинской области. Он являлся сподвижником видного религиозного деятеля Науана Хазрета. По совету А. Букейханова он посетил Турцию, где встречался с государственными и религиозными деятелями этой страны по вопросу будущего казахского народа. После подавления первой русской революции царизм пошел на жесткие репрессивные меры. В 1907 году вышел новый реакционный избирательный закон. Теперь представители многих национальностей, в том числе и казахи, были лишены избирательных прав. Поэтому в период 1907-1917 годов казахи не избирались в состав Государственной Думы России. Эта мера вызвала взрыв негодования со стороны казахского народа. В июне 1907 года прошли митинги протеста в таких городах, как Актюбинск, Петропавловск и Кустанай. В 1908 году А. Букейханов поставил свою подпись под Выборгским воззванием, которое было направлено против роспуска II Государственной Думы. За антиколониальную деятельность Алихан Букейханов отбывал тюремное заключение в Семипалатинске и Павлодаре. В Государственной Думе следующих созывов интересы казахского населения открыто защищали и прогрессивные русские депутаты: Т. И. Седельников, В. Недоносков, Н. Бородин, И.И. Космодемияновский, А. Виноградов, Н. Скалозубов и другие. В частности, депутат от Оренбургской губернии Т.П. Седельников подчеркивал: «Сотни тысяч киргизов являются безземельными в буквальном смысле слова, а если возьмем малоземельных киргизов, то их наберется не менее миллиона». В защиту земельных прав казахов выступили представители от башкир Ш. Сыртланов, от татар - С. Максудов. Депутат от Закавказья X. Мамедов с трибун III Государственной Думы выступал от имени мусульманской фракции. Он призывал прекратить переселение крестьян в Казахстан до тех пор, пока не будут решены земельные права самих казахов. Один из известных политических деятелей Мустафа Шокай, не являясь депутатом, вошел в мусульманскую фракцию III и IV Государственных Дум России. Он своевременно доводил до сведения депутатов-мусульман вопросы, касающиеся тяжелого положения казахов. Первая русская революция 1905-1907 годов потерпела поражение. Но она оказала огромное влияние на развитие сознания казахского общества, демократического движения в крае. События в годы первой русской революции стали своеобразным политическим опытом, уроком для казахского народа и других этнических групп Казахстана. Казахские рабочие выступили как самостоятельная политическая сила.
Петиционное движение среди казахов. Одной из специфических форм борьбы казахского населения за свои права была подача многочисленных петиций. Первые петиции были составлены и отправлены в вышестоящие инстанции в 1902-1903 годах. В них содержались требования остановить политику христианизации казахского населения, создать условия для развития мусульманских учебных заведений и деятельности мулл. Инициаторами составления первых петиций были религиозные деятели. Со временем ситуация стала меняться. В годы первой русской революции инициатива по составлению петиций стала переходить к наиболее образованной части казахского общества. Петиции были адресованы уездным начальникам, военным губернаторам, генерал-губернаторам, министру внутренних дел и даже российскому императору Николаю II. Петиции отправлялись из Казани (манифест), Уральска, Лепсинска, Каркаралинска и других городов. Одной из самых всеобъемляющих и содержательных петиций, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская. В июле 1905 года на Кояндинско-Ботовской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Ее подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Петиция была оформлена в виде телеграммы. Она была составлена в Омске и переправлена в г. Каркаралинск, откуда 22 июля 1905 года она была отправлена на имя царя через местную почтово-телеграфную контору. В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие. Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе. В частности, здесь содержались следующие строки: «Почему занятие скотоводческой культурой должно лишать киргиза избирательного права, когда такового права не лишает занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами?». Государственные чиновники к составлению подобного рода документов относились крайне отрицательно. Об этом свидетельствует письмо военного губернатора Семипалатинской области степному генерал-губернатору от 19 июля 1905 года: «...Составление киргизскими обществами подобных выше приведенному приговором петиций ни в каком случае не может быть допускаемо». Существовали различные варианты текста Каркаралинской петиции, адресованные не только на имя российского царя. Копии ее были посланы в редакции центральных российских газет «Сын отечества» и «Русские ведомости» для публикации. Так, 22 июля 1905 года один из вариантов такой петиции в переводе на русский язык Темиргали Нурекенова был адресован и министру внутренних дел. Этот вариант петиции был более полный и состоял из 47 пунктов. Содержание этой петиции наиболее полно отражало насущные проблемы казахского общества начала XX века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религии, судоустройства, образования и так далее.
Р азвитие национально-демократического движения в Казахстане. В 1907 году казахи были лишены избирательных прав. В Казахстане были введены запреты на проведение демонстраций, митингов и собраний. Были разгромлены социал-демократические и профсоюзные организации края, усилен полицейский надзор за политически неблагонадежными лицами. На предприятиях без предупреждения увольнялись организаторы рабочих выступлений. На заводах, фабриках и рудниках были значительно увеличены нормы выработки, а также продолжительность рабочего дня. Широкое распространение получили необоснованные штрафы. Выступления казахского и крестьянского населения пресекались воинскими командами. В 1907 году в правилах, утвержденных министром просвещения, был заметно понижен статус казахского языка. Родной язык для казахов преподавался только лишь два года в начальных школах, да и то на правах отдельной дисциплины. Все остальные предметы стали вестись на русском языке. В 1909 году военные губернаторы областей Степного края издали распоряжения, запрещающие избрание на должности волостных управителей и аульных старшин лиц, не владеющих русским языком. При поддержке властей действовали черносотенные организации «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела». Они занимались организацией погромов, разжиганием межнациональной вражды, преследованием нерусских народов края. Действия самодержавия вызывали недовольство народов России, в том числе и казахского, но они подавлялись силой оружия. Так, в апреле 1909 года в Кустанай была направлена казачья сотня для подавления выступления казахского населения. Казахская интелигенция пыталась добиться равноправия казахского народа в составе империи. Огромный вклад в развитие общественно-политического развития казахского общества в начале XX века внесли такие личности, как А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Шокай, X. Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, О. Альжанов, X. Габбасов и многие другие. Ими же было воспитано молодое поколение будущих деятелей алашского движения: М. Жумабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, X. Болганбаев и другие. Казахские общественные деятели публиковали свои статьи в изданиях крымских татар «Таржиман», волжских татар - «Ихтисад», «Шора», «Уакыт» и «Жулдыз». Признанным лидером национально-демократического движения казахского народа был Алихан Нурмухамедулы Букейханов. Он родился в 1870 году в ауле № 7 Токыраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Происходил из знатной султанской семьи. На развитие его личности большое воздействие оказало устное народное творчество казахов. А на формирование политических взглядов - идеалы Великой французской революции. В 1890 году он закончил Омское механико-техническое училище, затем экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института. После завершения учебы некоторое время занимался педагогической, научной и административной работой в Омском училище лесного хозяйства, Омском переселенческом управлении. В 1903 году в Санкт-Петербурге вышел восемнадцатый том собрания под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего края». Одним из его авторов был признанный лидер алашского движения. В конце XIX - начале XX веков А. Букейханов принимал деятельное участие в составе статистической экспедиции Ф. Щербины. В 1905 году он был делегирован на съезд земских и городских деятелей России в Москве. Здесь он с высокой трибуны произнес слова в защиту казахского народа, в том числе и его языка: «Я являюсь представителем... киргизского народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска... У нас... преследуется школа с киргизскими языком... Крестьянские начальники (большей частью бывшие ротмистры) не допускают при рассмотрении дел киргизского языка. Ближайшей нуждой киргизов является свобода в употреблении родного языка...». По признанию начальника Омского жандармского управления, он был «душою всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения киргизов...в степи». В 1905 году А. Букейханов участвовал в составлении известной Каркаралинской петиции. В этом же году стал членом кадетской партии. От Семипалатинской области был избран депутатом в Государственную Думу России. В 1905-1907 годах активно сотрудничал в изданиях кадетов в газетах «Степной пионер», «Степной край», «Иртыш», «Омич», «Голос». В 1913 году вместе с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым создал общенациональную газету «Казах». А. Букейханов активно занимался научной деятельностью. Так, он принял живое участие в работе Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Его перу принадлежит множество исторических и этнографических трудов: «Киргизы», «Материалы к истории султана Кенесары Касымова», «Родовые схемы киргиз Каркаралинского уезда», «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» и т. д. А. Букейханов был прекрасным знатоком творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко. Лидер казахов поддерживал теплые отношения с омским писателем А. Сорокиным. А. Букейханов сумел сплотить вокруг себя лучшую часть передовой казахской интеллигенции. Одним из его ближайших соратников был известный общественный деятель, лингвист, публицист, поэт и педагог Ахмет Байтурсынов (1873-1937). Он родился в урочище Сартюбек Тургайского уезда Тургайской области. После окончания русско-казахского училища поступил в Оренбургскую учительскую семинарию. В последующие годы преподавал в школах Актюбинского, Кустанайского и Каркаралинского уездов. А. Байтурсынов становится на путь просвещения казахского народа. Он много сделал для становления литературного казахского языка, реформирования арабской графики. В своих встречах с населением открыто разоблачал колониальную сущность царского правительства. Он восторженно встретил первую русскую революцию, так как появилась надежда на возможность улучшения жизни казахского населения. А. Байтурсынов принял самое деятельное участие в составлении текста Каркаралинской петиции. В годы реакции он так же, как и другие его соратники, подвергся преследованиям со стороны царской охранки. Так, в 1909 году А. Байтурсынов, занимавшийся педагогической деятельностью, был заключен без суда и следствия в Семипалатинскую тюрьму. В одной из своих статей он четко обозначил весь смысл своей жизни: «Мой идеал - повышение материального положения казахского народа, по возможности его культуры... я готов поддержать то правительство, которое обеспечит эту цель». Одним из сторонников и активных участников национально-освободительного движения был и Миржакып Дулатов (1885-1935). Он родился в местности Кызылбел Тургайского уезда Тургайской области. Обучался в Тургайской двухклассной школе. В 1904 году он едет в Омск, где встречается с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым и активно включается в общественно-политическую деятельность. В 1907 году в Санкт-Петербурге в качестве приложения к татарской газете «Улфат» издает газету «Серке». В 1909 году в Казани в издательстве «Шарк» поэт выпускает сборник своих знаменитых стихов «Оян, казак,!». Современники назвали эту книгу «национальным манифестом». Прокурор Семипалатинского окружного суда писал: «Брошюра «Проснись, казах» по содержанию своему представляет воззвание к киргизской молодежи, возбуждающее к ниспровержению существующего в государстве общественного строя». М. Дулатов был арестован царской охранкой и в течение полутора лет находился в тюрьме. Одним из активных лидеров алашского движения был известный общественный деятель Мухамеджан Тынышпаев (1879-1937). Он родился в селе Ешкиолмес Садырской волости Лепсинского уезда Семиреченской области. В 1900 году закончил Верненскую гимназию с золотой медалью, а затем Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1905 году он принимал активное участие в работе съезда пяти областей Казахстана в г. Уральске. В 1907 году был избран депутатом Государственной Думы России. М. Тынышпаев сотрудничал с изданиями «Сын Отечества», «Речь», «Радикал», «Русский Туркестан» и др. В годы политической реакции начала формироваться личность одной из значимых фигур алашского движения Мустафы Шокая (1890-1941). Он родился в ауле Жолек Перовского уезда Сырдарьинской области. Был родом из влиятельного кыпчакского племени. Его отец был известным в округе бием. Родословная по материнской линии восходила к казахским ханам, правившим Хивой. Мустафа получил начальное мусульманское образование. Затем поступил учиться в Ташкентскую гимназию, которую закончил с золотой медалью. М. Шокай закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета также с золотой медалью. Ввиду того, что казахам запретили участие в выборах в III и IV Государственные Думы, он активно сотрудничал с мусульманской фракцией этого законодательного органа. Огромной популярностью и авторитетом среди казахов пользовался выходец из Внутренней Орды Бактыгерей Кулманов. Он родился в 1859 году. Происходил из сословия султанов, потомков хана Абулхаира. В 1881 году он закончил Оренбургскую мужскую гимназию с серебряной медалью. Был выпускником восточного факультета Санкт- Петербургского университета. Одним из первых из числа казахов получил ученую степень кандидата наук. В годы административной работы во Внутренней Орде приложил максимум усилий по открытию школ и лечебных пунктов. Дважды избирался в состав Государственной Думы России, что свидетельствует о его огромном авторитете среди народа. Одним из патриотов казахской земли был Кольбай Тогусов. Он родился в 1879 году в Чоргинской волости Зайсанского уезда Семипалатинской области. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Был талантливым журналистом, видным общественным деятелем. На страницах татарской газеты «Вахыт» и русской «Семипалатинский листок» призывал бороться с неграмотностью и невежеством, выступал против бесчинств царской колониальной администрации, крестьянских чиновников. К. Тогусов писал на трех языках: казахском, татарском и русском. Он был одним из инициаторов митинга протеста против царизма в Каркаралинске в ноябре 1905 года. В одной из своих статей он писал: «Надо печатать книги на своем родном языке, строить школы и больницы. Мы должны стать грамотным и просвещенным народом». Одним из ярких достижений этого периода стало зарождение национальной казахской печати. Первые массовые издания на казахском языке были созданы органами колониальной власти. После проведения административных реформ в Казахстане в 60-х годах XIX века царизм нуждался в газетах, которые бы разъясняли его политику в крае. Одной из первых таких газет была «Туркестан уалаятынын газеты». В 1870 году в городе Ташкенте вышел в свет первый номер этого издания. Газета выходила на казахском и узбекском языках. Она была печатным органом Туркестанского генерал-губернаторства. В 1888 году начала выходить вторая в крае газета «Дала уалаятынын газеты», издававшаяся в Омске степным генерал-губернатором. Газеты разъясняли суть политики Российской империи в крае. Несмотря на то, что они носили информационно- справочный характер, в то же время здесь печатались материалы по истории, этнографии и литературе казахского народа. В этих газетах впервые стали публиковаться будущие лидеры казахского народа А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Шокай, О. Альжанов, М.-Ж. Копейулы и другие. В 1911 году в Троицке Оренбургской губернии вышел в свет первый казахский журнал «Айкап». Его издателем и редактором был Мухамеджан Сералин, известный поэт, прозаик и журналист. Значительная роль в издании журнала принадлежала ярким представителям казахского народа Б. Каратаеву, Ж. Сейдалину, С. Сейфуллину, Б. Майлину, С. Торайгырову и другим. Журнальные публикации затрагивали вопросы перехода казахов к оседлости, повышения уровня образования в крае. В 1915 году журнал был закрыт. Но он сыграл огромную роль в пробуждении национального самосознания казахского народа, сплочении нарождавшейся казахской интеллигенции. В период с1914 по1918 годы в Омске работала казахская культурно-просветительская организация «Бірлік», в деятельности которой участвовал поэт, писатель, просветитель и драматург Кошке Кеменгеров. Печатным органом этой организации был рукописный журнал «Балапан» (1914-1918). Кошке Кеменгеров был главным редактором этого издания. В Уфе издавался рукописный журнал «Садак» (1915-1918), выпускали который Б. Майлин и Ж. Тилепбергенов. В 1905 году царским манифестом была объявлена свобода слова и печати. Это дало возможность для выхода в Казахстане демократических изданий - газет и журналов, издаваемых самими казахами. В 1907 году в Санкт-Петербурге выходит первая казахская общественно-политическая газета «Серке». Она начала выходить как приложение к татарской газете «Ульфат». Но газета была закрыта в связи с началом политической реакции. И только лишь в 1913 году начинается издание общенациональной газеты «Казах». Она была учреждена в Оренбурге. Ее основателем был Ахмет Байтурсынов. Ему помогали Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, которые стали ведущими авторами этой газеты. Издателям удалось сплотить вокруг газеты таких видных деятелей и поэтов, как Шакарим Кудайбердыулы, Халел Габбасов, Хайретдин Болганбаев, Гумар Карашев, Райымжан Марсеков, Мухтар Саматов и многих других. Тираж каждого номера в среднем составлял 3 тысячи экземпляров, а иногда доходил и до восьми. Газета стала главным национально-политическим и научно- литературным изданием, объединившим вокруг себя лучших представителей казахского народа. Газета послужила мощным толчком для формирования национального самосознания казахов. В начале XX века в среде казахского населения стали появляться книги как духовного, так и светского содержания. Наступает период «книжного бума». С 1900 по 1917 годы было издано около 400 книг на казахском языке общим тиражом до 60 тысяч экземпляров. Они печатались арабской графикой типографским способом в городах Санкт-Петербурге, Оренбурге,Уфе, Троицке, Уральске, Астрахани, Верном и Ташкенте. На рубеже XIX-XX веков активизировался и процесс перевода книг на казахский язык. Переводом книг занималась наиболее грамотная часть общества. Так, в 1909 году в Петербурге вышли в свет книги со стихами великого поэта Абая и А. Байтурсынова «Сорок басен». В 1909 году М. Дулатов издал в Казани сборник стихов «Оян,қазақ!» («Проснись, казах!»). В последующие годы он издал роман «Несчастная Жамал», сборники произведений «Азамат» и «Терме». В 1911 году известный казахский поэт и мыслитель, ученик и племянник Абая Шакарим Кудайбердыулы издает книгу «Родословная тюрок, казахов и ханских династий». Автор был всесторонне образованным человеком. Он знал несколько восточных языков, работал с архивами библиотек Стамбула и Парижа. Объектом его научных исследований были изучение истории, философии, музыки, литературы и религии тюркоязычных народов. Он был членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. В 1911 году в Оренбурге издал свой поэтический сборник «Маса» («Комар») Ахмет Байтурсынов. Произведение было посвящено бесправному положению казахского народа. В 1912 году им же на основе арабской графики были написаны учебники «Оқу құралы» («Чтение») и «Tіл тұралы» («Учебник по языку»). Подобные издания являлись новшеством не только для казахов, но и для всего тюркоязычного мира. В 1912 году молодой казахский поэт Магжан Жумабаев издает сборник стихов «Шолпан». В 1914 году благодаря активной поддержке просветительского кружка «Бірлік» («Единство») Сакен Сейфуллин издает свою первую книгу «Откен кундер» («Минувшие дни»). Выпуск казахских газет, журналов и книг сыграл значительную роль в просвещении и пробуждении национального самосознания казахского народа и объединении казахской интеллигенции.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 5053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |