Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восстания казахов против введения реформ 1867-1868 гг




Административные реформы 60-х годов XIX века оказались поло­винчатыми. Они заметно ущемляли права казахского населения. Это вызвало активное противодействие со стороны казахов.

 

Восстание в Тургайской и Уральской областях.

Восстание вспыхнуло стихийно и длилось с декабря 1868 по октябрь 1869 года. Оно носило ярко выраженный антиколониальный характер. Во главе восстания стояли крупные родоначальники. Казахи не признавали правительственные комиссии. Действия повстанцев на­чались с неповиновения властям. Позднее народ начал вооружаться.Восставшие требовали возврата к старым порядкам.

Для усмирения возмутителей власти хотели использовать автори­тет бывших султанов-правителей Младшего жуза. Но народ не захотел их слушать. Тогда власти обратились к представителям мусульманского духовенст­ва Уфимской губернии. Но обращения мусульманских деятелей также остались не услышанными. Печатные варианты нового положения отсутствовали. Отправлен­ные в Степь комиссии не могли четко объяснить суть происходящего

Волнения, начавшиеся в Уральской области, постепенно перекинулись в соседнюю Тургайскую. Отряд казахов численностью в 600-700 человек объезжал аулы, призывая к неповиновению властям и отказу принять нововведения. В мае в уральскую степь были отправлены карательные отряды общей численностью в 1700 человек с артиллерией. Царские войска возглавил военный губернатор Веревкин. 6 мая 1868 года при озере Джаман-Сай подвергся нападению от­ряд фон Штемпеля. Около 20 000 казахов продержали карателей в осаде в течение семи дней. Отряд воз­вратился на линию. Второй от­ряд под командованием Юрковского также был вынужден отступить на Оренбургскую пограничную линию.

В начале июня 1868 года волнения в Уральской области достигли: высшего предела. Недовольство простых кочевников было направлено и против знати. Нападениям подверглись аулы тех, которые изъявлял согласие на принятие нового положения. Так, с марта по июнь 1869 года были совершены более 40 набегов на аулы биев, султанов, волост­ных управителей и старшин. В них в общей сложности участвовали 3000 человек.

Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли во­енные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая числен­ность карательных войск составила около 5000 человек. В Уральской облас­ти действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина.

Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия раз­ногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непосле­довательность и предательство временно принявших участие в восста­нии ряда старшин способствовали сравнительно быстрому подавле­нию восстания.

Как только дошли слухи о волнениях в Степи, Хива стала подстрекать казахов к восстанию. В январе 1869 года в Хиву прибыли послы от казахских родов шекты и табын. Последние убедили хивинского хана отправить войско в степь для поддержки казахов. В апреле 1869 года в местности Шошкаколь появился шеститысячный отряд хивинцев при 4 орудиях. Задачами хивинской военной экспедиции были: во-первых, уничтожить степные укрепления; во-вторых, принять казахов в подданство; в-третьих, оп­ределить количество зякета. Хивинцы имели с собой много халатов и денег с целью склонения на свою сторону местных родоправителей. Но со стороны казахов активной поддержки хивинцы не встретили. Простояв около месяца у Эмбенского поста, они были вынуждены вер­нуться назад.

В конце 1869 года около 7000 кибиток казахов перешли в хивин­ские пределы. Они приняли подданство этого государства. Но когда откочевщики узнали, что их земли будут розданы другим казахским годам, значительная их часть вернулась обратно.

 

Восстание на Мангистау.

С введением нового положения зе­мельный вопрос заметно обострился у адайцев на полуострове Ман­гистау. 15 марта 1870 года мангышлакский пристав подполковник Рукин с отрядом в 38 казаков выехал в урочище Куруп навстречу от­кочевывающим аулам. Появление отряда Рукина в степи послужило поводом к восстанию. В местности Бузачи под руководством Досана Тажиулы и Исы Тленбайулы собралось около 200 вооруженных каза­хов. Произошла схватка. Отряд Рукина был полностью разгромлен. Раненый подполковник застрелился. Эта победа воодушевила повс­танцев.

Восстание распространилось на весь Мангистау. Рабочие рыбных промыслов слободки Александровского форта и станицы Николаевской бросали работу. Начался захват лодок. Из судов, отнятых в Сарытауском заливе, казахские рабочие образовали флотилию. Позднее она участвовала в осаде Александровского форта. Количество восстав­ших достигло 10 тысяч человек.

В апреле 1870 года восставшие атаковали Александровский форт, Николаевскую станицу. Постанцам удалось сжечь маяки у форта и раз­громить укрепление Нижнее. Восстание вызвало тревогу не только у местных колониаль­ных властей, но и правительства.

В это время значительно усилилось влияние Англии в Иране. Царское правительство, готовясь к походу против Хивинского ханства, со­средоточивало войска в районе Красноводска. Центр мангистауского восстания оказался в тылу этих войск. Подавление восстания было возложено на наместника Кавказа. В конце мая с Кавказа в Мангистау были переброшены значительные военные силы. Несмотря на самоот­верженное сопротивление казахов-адаевцев, восстание было жестоко подавлено. Царские войска повсюду преследовали повстанцев. Но в 1873 году вспыхнуло новое восстание адаевцев.

Восставшие потерпели поражение. Восстание носило локальный характер. Казахское население не смогло выступить единым фронтом. Повстанцу были плохо вооружены. Часть родовой верхушки не поддержала повстанцев. К этому времен Казахстан был уже окружен со всех сторон линией военных укрепле­ний.

В течение трех месяцев Мангистау был занят царскими войсками. Власти сурово расправились с участниками восстания. Кавказская военная администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 8 тысяч ки­биток кибиточную подать и разные сборы на сумму 57 901 рублей. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов.

К восставшим принимались самые жесткие меры. Недовольных нововведениями высылали за пределы Казахстана. Так, в 1880 году из одной только Тургайской области было выслано около 500 человек, в 1890 году - уже около 3000 человек.

Опасность возмездия заставила предводителей восстания со свои­ми приверженцами в декабре 1870 года перейти в пределы Хивинского ханства. Около 57 000 казахов во главе с султаном Хангали Арыстанулы были вынуждены перейти на территорию Хивы. Руководители восстания, откочевавшие в пределы Хивы, позднее были приговорены к каторжным работам.

В конце XIX века, опасаясь новых народных волнений, царское правительство приступило к созданию в Казахстане института плат­ных тайных агентов-осведомителей. Они назначались из числа «бла­гонадежных» казахов по два человека на каждый уезд и собирали для властей секретную информацию о настроениях местного населения.

 

Казахстан во время российской революции 1905 – 1907 гг.

В период 1905-1907 годов в России произошла первая русская ре­волюция. В Казахстане не было вооруженного противостояния насе­ления с властями. Но были отдельные выступления казахов, рабочих и крестьян. Одним из важных событий этих лет было участие казахов в Государственной Думе России.

Весть о кровавом злодеянии царизма, расстрелявшего безоружных рабочих Петербурга 9 января 1905 года, вызвала глубокое сочувствие у населения. К примеру, один из известных казахских поэтов и фольклористов Машхур-Жусуп Копейулы написал по этому поводу в адрес самодержавия гневное стихотворение «Канды жексенбі («Кровавое воскресенье»). Стихо­творение готовилось к печати в журнале «Айкап», но местная адми­нистрация, узнав об этом, запретила его публикацию. Автор подвергся преследованиям. Он был вынужден скрываться в Ташкенте, Коканде и на территории Внутренней Орды.

В Верном, Аулие-Ате, Перовске, Казалинске, Уральске, Актюбин­ске, Петропавловске, Семипалатинске состоялись собрания и митин­ги рабочих. В Омске - центре Акмолинской области и Степного края также прошла демонстрация протеста. Так, в мае 1905 года в Каркаралинске состоялся антиправительственный митинг с участием видного общественного деятеля Миржакыпа Дулатова и других. 21 ноября 1905 года состоялось выступление солдат военного гарнизона г. Жаркента Семиреченской области.Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане достигли на железнодорожных транспортных узлах и станциях.

В этот период началось усиление колониальной политики царского правительства. Оно выразилось в следующем: во-первых, продолжался процесс массового изъятия земель казахов в переселенческий фонд и в пользу казачества. К примеру, по царскому указу 1904 года Сибирско­му казачьему войску была передана в «вечную собственность» десяти­верстная полоса. В начале XX века в одной только Се­мипалатинской области было около 147 тысяч безземельных казахов.

Во-вторых, происходил ак­тивный вывоз скотоводческого сырья, минеральных ресурсов из края. Инициативу по вывозу природных ископаемых Казахстана перехвати­ли иностранцы, скупившие за бесценок многие рудники и шахты, за­воды и фабрики. В-третьих, существенно усилилась эксплуатация ра­бочих, в первую очередь казахских. В-четвертых, царское правительство усилило в крае работу православных миссионеров.

В целях предупреждения возможных акций со стороны местного населения 6 января 1906 года по царскому указу было введено воен­ное положение на всей территории Акмолинской и Семипалатинской областей.

В начале XX века активизи­ровались выступления мусульманских деятелей. Движение религиозных деятелей получило заметное распространение в городах Петропавловске, Кокчетаве, Акмолинске и Семипалатинске. К примеру, в Кокчетаве особую активность проявлял мулла Наурызбай Таласов, известный в народе как Науан Хазрет. В частности, он призывал народ к борьбе против царского правительства, распространял антиправительственные письма. В 1902 году в Кокчетав приехал из Омска миссионер с целью обращения местного населения в христианство. При себе он имел перевод Библии на казахский язык. Действия священника вызва­ли взрыв возмущения и негодования среди местных мусульман. В част­ности, влиятельные религиозные деятели Науан Хазрет, Шаймерден Косшегулулы и другие вынудили этого представителя из Омска срочно уехать, что вызвало гонения на них со стороны местной жандармерии. Оба они были высланы в Восточную Сибирь, в далекую Якутию. Об одном из них Науане Хазрете восторженно писал А. Букейханов: «На­уан... 15 лет учился в Бухаре, кончил там высшую школу и сделал блес­тящую карьеру, исключительно благодаря необычному дарованию».

Весной 1903 года казахи восьми волостей Кокчетавского уезда Ак­молинской области писали в адрес министра внутренних дел Россий­ской империи: «...Отдав крестьянам искони обитавшиеся нами зем­ли, начальники вывели нас на безполезные нам места... Кораны, книги наши побросали в худые места, медресе наши запечатали. Мы скорее умрем, чем отстанем от шариата».

В 1904 году кокчетавский уездный начальник перехватил одно из таких писем к казахам муллы Кудияра Распаева, где он призывал народ к активным действиям: «Наши отцы были сподвижниками хана Кене­сары Касымова, умремте же за веру с оружием в руках как храбрые молодцы».

В 1905 году мусульманские деятели стали участвовать в работе всероссийских мусульманских съездов в Нижнем Новгороде и Пе­тербурге. На последнем съезде была создана Всероссийская мусуль­манская партия «Иттифак-эл-Муслимин» (Мусульманский союз). Был избран Центральный комитет новой партии из 15 представителей, в который вошли и два казаха - Салимгерей Жантуреулы и Шаймерден Косшегулулы.

В этих условиях царизм перешел к карательным действиям: обыс­кам, арестам, ссылкам, закрытию мечетей и медресе. Эти акции вызва­ли протесты со стороны коренного населения.

В 1905-1907 годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих. Перво­начально рабочие стали практиковать жалобы в адрес вышестоящих ре­гиональных начальников. Так, в 1902 году 150 рабочих медных рудников и Экибастузских угольных копей обратились с жалобой в адрес степного генерал-губернатора. Нередки были случаи бегства с заводов и фабрик. Позднее рабочие стали практиковать такие формы протеста, как непо­виновения и забастовки. Так, в 1904 году произошли забастовки рабо­чих Надеждинского прииска в Зайсанском уезде. Руководил забастовкой казах Мерихан Кемалов. В 1905 году железнодорожники Казахстана приняли участие во Всероссийской политической стачке. Основными требованиями рабочих были: немедленное объявление политических га­рантий и свобод; созыв Учредительного собрания. 15 ноября 1905 года в г. Каркаралинске прошла демонстрация, в которой участвовали рабо­чие, крестьяне, солдаты, а также представители зарождающейся казахс­кой интеллигенции. Один из организаторов этой демонстрации Жакып Акбаев был заключен в Семипалатинскую тюрьму.

В декабре 1905 года состоялись забастовки на Спасском меде­плавильном заводе, а также на Карагандинских угольных копях. В это же время начали забастовку рабочие речного транспорта г. Павлодара. В это же время на Успенском руднике началось выступление ра­бочих. Был создан совместный «Русско-киргизский союз против ка­питала». Руководителями рабочих выступили П. Топорнин, JI. Байчагиров, С. Невзоров. Участниками выступления были предъявлены следующие требования: повышение зарплаты; улучшение бытовых условий; открытие русско-казахского училища. Хозяева рудника были вынуждены пойти на некоторые уступки. Эти действия были началом совместных выступлений казахских и рус­ских рабочих.

В июне 1906 года бастовали практически все рабочие Семипала­тинска. Тре­бования забастовщиков были удовлетворены. Население города полу­чило право проведения собраний и сходок. Летом 1907 года состоялись забастовки на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная, а также других городов Казахстана.

Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на же­лезной дороге края неоднократно прекращалось движение поездов. Ра­бочие-железнодорожники в явочном порядке вводили 8-часовой рабо­чий день, добивались ряда уступок со стороны администрации. Здесь же активно создавались первые профсоюзы.

4. Первая русская революция способствовала возникновению в крае первых групп и организаций социал-демократов. Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане был кружок в Атбасаре. Он был организован в 1896 году ссыльным ра­бочим с Урала АД. Ушаковым. В начале XX века марксистские кружки возникли и в других городах Казахстана: Уральске, Акмолинске, Пет­ропавловске, Кустанае, Семипалатинске.

Революция в России способствовала и появлению профсоюзного движения. Так, в ноябре 1905 года в Уральске одним из первых в крае был создан профсоюз железнодорожников. Одним из крупных был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской желез­ной дороги. К примеру, в 1906 году в него входило около 6 тысяч чело­век. Профсоюзы рабочих взялись активно защищать свои права перед работодателями.

В то же время профсоюзное и рабочее движение отличалось от­носительной слабостью, которая была обусловлена малочисленностью местных рабочих, низкой концентрацией по предприятиям и сезоннос­тью работы.

Аграрное движение было представлено в основном жителями казах­ского аула и переселенческой деревни. Но аграрное движение в Казах­стане оставалось также слабым. Летом 1905 года происходили выступ­ления сельского населения в Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Сырдарьинской областях.

Опасаясь потерять свои родовые земли, большинство казахских хозяйств было вынуждено переходить к земледелию. Казахи отправ­ляли в адрес региональных властей свои прошения о переводе их на оседлый образ жизни. Но в большинстве случаев получали категори­ческий отказ. К примеру, в 1899 году омский уездный начальник в сво­ем рапорте в адрес военного губернатора Акмолинской области писал: «...если таких просителей наберется большое количество и все они займут отведенные для русских крестьян участки..., то вся цель коло­низации степи русскими крестьянами сведется к нулю».

В развитии освободительной борьбы в крае оп­ределенную роль сыграла казахская интеллигенция, зародившаяся на рубеже XIX-XX веков, в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и других. Они были лидерами национально-освободи­тельного движения.

В декабре 1905 года в Уральске прошел съезд делегатов казах­ского населения пяти областей. На нем была предпринята попытка со­здания казахской партии кадетского типа. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, на котором была принята программа. Она выступала за защиту свободы вероисповедания, ис­пользования казахского языка наравне с другими языками в регионе.

О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы.

После упразднения Петром I земских соборов Россия почти 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законо­совещательного и представительного органа империи.

Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным влас­тям в самом начале избирательной кампа­нии была дана особая инструкция о катего­рическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев». Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Го­сударственную Думу России. Мощная вол­на протеста, прокатившаяся по всем регио­нам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки.

В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской об­ласти - Ахмет Беремжанов, Уфимской гу­бернии - Салимгерей Жанторе, Уральской области - Алпысбай Калменов, Астрахан­ской губернии - Бактыгерей Кулманов, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Букейханов. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государствен­ной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их иници­ативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.

В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области вновь Шаймерден Косшегулулы, Тургайской - Ахмет Беремжанов, Семипалатинской - Темиргали Нурекенов, Сырдарьинской - Тлеули Аллабергенов, Семиреченской - Мухамед- жан Тынышпаев, Уральской - Бахытжан Каратаев, от Астраханской губернии - Бактыгерей Кулманов и др. Эта Дума заседала тоже не­долго: всего лишь 104 дня.

Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совмест­но с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян- переселенцев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ».

Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государс­твенной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызывае­мый своебразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».

Среди депутатов особняком стоит имя видного общественного деятеля Салимгерея Жанторе. Он был выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета и физико-математи­ческого факультета Московского университета. Работал судьей, а за­тем несколько лет возглавлял уездное и губернское земства. В 1903 году был избран членом Уфимского городского собрания. Другой депутат Шаймерден Косшегулулы (1874-1937) одним из первых был выбран в I и II Государственные Думы от Акмолинской области. Он являлся сподвижником видного религиозного деятеля Науана Хазрета. По совету А. Букейханова он посетил Турцию, где встречался с государственными и религиозными деятелями этой страны по вопро­су будущего казахского народа.

После подавления первой русской революции царизм пошел на жесткие репрессивные меры. В 1907 году вышел новый реакционный избирательный закон. Теперь представители многих национальностей, в том числе и казахи, были лишены избирательных прав. Поэтому в период 1907-1917 годов казахи не избирались в состав Государственной Думы России. Эта мера вызвала взрыв негодования со стороны казахского народа. В июне 1907 года прошли митинги протеста в таких городах, как Актюбинск, Петропав­ловск и Кустанай. В 1908 году А. Букейханов поставил свою подпись под Выборгским воззванием, которое было направлено против рос­пуска II Государственной Думы. За антиколониальную деятельность Алихан Букейханов отбывал тюремное заключение в Семипалатинске и Павлодаре.

В Государственной Думе следующих созывов интересы казахско­го населения открыто защищали и прогрессивные русские депутаты: Т. И. Седельников, В. Недоносков, Н. Бородин, И.И. Космодемияновский, А. Виноградов, Н. Скалозубов и другие. В частности, депутат от Оренбургской губернии Т.П. Седельников подчеркивал: «Сотни ты­сяч киргизов являются безземельными в буквальном смысле слова, а если возьмем малоземельных киргизов, то их наберется не менее мил­лиона». В защиту земельных прав казахов выступили представители от башкир Ш. Сыртланов, от татар - С. Максудов.

Депутат от Закавказья X. Мамедов с трибун III Государственной Думы выступал от имени мусульманской фракции. Он призывал пре­кратить переселение крестьян в Казахстан до тех пор, пока не будут решены земельные права самих казахов. Один из известных поли­тических деятелей Мустафа Шокай, не являясь депутатом, вошел в мусульманскую фракцию III и IV Государственных Дум России. Он своевременно доводил до сведения депутатов-мусульман вопросы, ка­сающиеся тяжелого положения казахов.

Первая русская революция 1905-1907 годов по­терпела поражение. Но она оказала огромное влияние на развитие со­знания казахского общества, демократического движения в крае. События в годы первой русской революции стали своеобраз­ным политическим опытом, уроком для казахского народа и других этнических групп Казахстана. Казахские рабочие выступили как са­мостоятельная политическая сила.

 

Петиционное движение среди казахов.

Одной из специфических форм борьбы казахского населения за свои права была подача много­численных петиций. Первые петиции были составлены и отправлены в вышестоящие инстанции в 1902-1903 годах. В них содержались тре­бования остановить политику христианизации казахского населения, создать условия для развития мусульманских учебных заведений и деятельности мулл. Инициаторами составления первых петиций были религиозные деятели. Со временем ситуация стала меняться. В годы первой русской революции инициатива по составлению петиций стала переходить к наиболее образованной части казахского общества.

Петиции были адресованы уездным начальникам, военным губер­наторам, генерал-губернаторам, министру внутренних дел и даже рос­сийскому императору Николаю II.

Петиции отправлялись из Казани (манифест), Уральска, Лепсинска, Каркаралинска и других городов.

Одной из самых всеобъемляющих и содержательных петиций, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская. В июле 1905 года на Кояндинско-Ботовской яр­марке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казах­ской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Ее подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Петиция была оформлена в виде телеграммы. Она была составлена в Омске и переправлена в г. Каркаралинск, откуда 22 июля 1905 года она была отправлена на имя царя через местную почтово-телеграфную контору. В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие.

Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе. В частности, здесь содержа­лись следующие строки: «Почему занятие скотоводческой культурой должно лишать киргиза избирательного права, когда такового права не лишает занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами?».

Государственные чиновники к составлению подобного рода до­кументов относились крайне отрицательно. Об этом свидетельствует письмо военного губернатора Семипалатинской области степному ге­нерал-губернатору от 19 июля 1905 года: «...Составление киргизскими обществами подобных выше приведенному приговором петиций ни в каком случае не может быть допускаемо».

Существовали различные варианты текста Каркаралинской пети­ции, адресованные не только на имя российского царя. Копии ее были посланы в редакции центральных российских газет «Сын отечества» и «Русские ведомости» для публикации.

Так, 22 июля 1905 года один из вариантов такой петиции в перево­де на русский язык Темиргали Нурекенова был адресован и министру внутренних дел. Этот вариант петиции был более полный и состоял из 47 пунктов. Содержание этой петиции наиболее полно отражало насущные проблемы казахского общества начала XX века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религии, судоустройства, образования и так далее.

 

Р азвитие национально-демократического движения в Казахстане.

В 1907 году казахи были лишены избира­тельных прав. В Казахстане были введены запреты на проведение де­монстраций, митингов и собраний. Были разгромлены социал-демократические и профсоюзные организации края, усилен полицейский надзор за политически неблагонадежными лицами. На предприятиях без предупреждения увольнялись организаторы рабочих выступлений. На заводах, фабриках и рудниках были значительно увеличены нормы выработки, а также продолжительность рабочего дня. Широкое рас­пространение получили необоснованные штрафы. Выступления казах­ского и крестьянского населения пресекались воинскими командами.

В 1907 году в правилах, утвержденных министром просвещения, был заметно понижен статус казахского языка. Родной язык для каза­хов преподавался только лишь два года в начальных школах, да и то на правах отдельной дисциплины. Все остальные предметы стали вестись на русском языке. В 1909 году военные губернаторы областей Степно­го края издали распоряжения, запрещающие избрание на должности волостных управителей и аульных старшин лиц, не владеющих рус­ским языком.

При поддержке властей действовали черносотенные организации «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела». Они занимались организацией погромов, разжиганием межнациональной вражды, пре­следованием нерусских народов края. Действия самодержавия вызывали недовольство народов России, в том числе и казахского, но они подавлялись силой оружия. Так, в апре­ле 1909 года в Кустанай была направлена казачья сотня для подавления выступления казахского населения.

Казахская интелигенция пыталась добиться равноправия казахского народа в составе импе­рии. Огромный вклад в развитие общественно-политического развития казах­ского общества в начале XX века внесли такие личности, как А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Шокай, X. Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, О. Альжанов, X. Габбасов и многие другие. Ими же было вос­питано молодое поколение будущих деятелей алашского движения: М. Жумабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, X. Болганбаев и другие.

Казахские общественные деятели публиковали свои статьи в из­даниях крымских татар «Таржиман», волжских татар - «Ихтисад», «Шора», «Уакыт» и «Жулдыз».

Признанным ли­дером национально-демократического движения казахского народа был Алихан Нурмухамедулы Букейханов. Он родился в 1870 году в ауле № 7 Токыраунской волости Каркаралинского уезда Семипала­тинской области. Происходил из знатной султанской семьи. На развитие его личности большое воздействие оказало устное народное творчество казахов. А на формирование политических взглядов - идеалы Великой французской революции. В 1890 году он закончил Омское механико-техническое училище, за­тем экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехничес­кого института. После завершения учебы некоторое время занимал­ся педагогической, научной и административной работой в Омском училище лесного хозяйства, Омском переселенческом управлении.

В 1903 году в Санкт-Петербурге вышел восемнадцатый том собра­ния под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего края». Одним из его авторов был признанный лидер алашского движения. В конце XIX - начале XX веков А. Букейханов принимал де­ятельное участие в составе статистической экспедиции Ф. Щербины. В 1905 году он был делегирован на съезд земских и городских деятелей России в Москве. Здесь он с высокой трибуны произнес слова в защи­ту казахского народа, в том числе и его языка: «Я являюсь предста­вителем... киргизского народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска... У нас... преследуется школа с киргизскими языком... Крестьянские начальники (большей частью бывшие ротмистры) не допускают при рассмотрении дел киргизского языка. Ближайшей нуждой киргизов яв­ляется свобода в употреблении родного языка...». По признанию начальника Омского жандармского управле­ния, он был «душою всех митингов и петиций и противоправитель­ственных агитаций и как главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения киргизов...в степи».

В 1905 году А. Букейханов участвовал в составлении известной Каркаралинской петиции. В этом же году стал членом кадетской пар­тии. От Семипалатинской области был избран депутатом в Государст­венную Думу России. В 1905-1907 годах активно сотрудничал в изда­ниях кадетов в газетах «Степной пионер», «Степной край», «Иртыш», «Омич», «Голос».

В 1913 году вместе с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым создал общенациональную газету «Казах». А. Букейханов активно занимался научной деятельностью. Так, он принял живое участие в работе Запад­но-Сибирского отдела Русского географического общества. Его перу принадлежит множес­тво исторических и этнографических трудов: «Киргизы», «Материалы к истории султана Кенесары Касымова», «Родовые схемы киргиз Каркаралинского уезда», «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» и т. д.

А. Букейханов был прекрасным знатоком творчества А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко. Лидер казахов поддерживал теплые отношения с омским писа­телем А. Сорокиным.

А. Бу­кейханов сумел сплотить вокруг себя лучшую часть передовой ка­захской интеллигенции. Одним из его ближайших соратников был известный общественный деятель, лингвист, публицист, поэт и педа­гог Ахмет Байтурсынов (1873-1937). Он родился в урочище Сартюбек Тургайского уезда Тургайской области. После окончания русско-ка­захского училища поступил в Оренбургскую учительскую семинарию. В последующие годы преподавал в школах Актюбинского, Кустанайского и Каркаралинского уездов. А. Байтурсынов становится на путь просвещения казахского народа. Он много сделал для становления ли­тературного казахского языка, реформирования арабской графики.

В своих встречах с населением открыто разоблачал колониальную сущность царского правительства. Он восторженно встретил первую русскую революцию, так как появилась надежда на возможность улучшения жизни казахского населения. А. Байтурсынов принял самое де­ятельное участие в составлении текста Каркаралинской петиции.

В годы реакции он так же, как и другие его соратники, подвергся преследованиям со стороны царской охранки. Так, в 1909 году А. Байтурсынов, занимавшийся педагогической деятельностью, был заключен без суда и следствия в Семипалатинскую тюрьму. В одной из своих статей он четко обозначил весь смысл своей жизни: «Мой идеал - повышение мате­риального положения казахского народа, по возможности его культу­ры... я готов поддержать то правительство, которое обеспечит эту цель».

Одним из сторонников и активных участников национально-ос­вободительного движения был и Миржакып Дулатов (1885-1935). Он родился в местности Кызылбел Тургайского уезда Тургайской облас­ти. Обучался в Тургайской двухклассной школе. В 1904 году он едет в Омск, где встречается с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым и актив­но включается в общественно-политическую деятельность. В 1907 году в Санкт-Петербурге в качестве приложения к татарской газете «Улфат» издает газету «Серке». В 1909 году в Казани в издательстве «Шарк» поэт выпускает сборник своих знаменитых стихов «Оян, казак,!». Сов­ременники назвали эту книгу «национальным манифестом». Прокурор Семи­палатинского окружного суда писал: «Брошюра «Проснись, казах» по содержанию своему представляет воззвание к киргизской молодежи, возбуждающее к ниспровержению существующего в государстве об­щественного строя». М. Дулатов был арестован царской охранкой и в течение полутора лет находился в тюрьме.

Одним из активных лидеров алашского движения был известный об­щественный деятель Мухамеджан Тынышпаев (1879-1937). Он родился в селе Ешкиолмес Садырской волости Лепсинского уезда Семиреченской области. В 1900 году закончил Верненскую гимназию с золотой медалью, а затем Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1905 году он принимал активное участие в работе съезда пяти областей Казахстана в г. Уральске. В 1907 году был избран депутатом Государственной Думы России. М. Тынышпаев сотрудничал с изданиями «Сын Отечества», «Речь», «Радикал», «Русский Туркестан» и др.

В годы политической реакции начала формироваться личность одной из значимых фигур алашского движения Мустафы Шокая (1890-1941). Он родился в ауле Жолек Перовского уезда Сырдарьинской области. Был родом из влиятельного кыпчакского племени. Его отец был известным в округе бием. Родословная по материнской линии восходила к казахским ханам, правившим Хивой. Мустафа получил начальное мусульманское образование. Затем поступил учиться в Ташкентскую гимназию, кото­рую закончил с золотой медалью. М. Шокай закончил юридический фа­культет Санкт-Петербургского университета также с золотой медалью. Ввиду того, что казахам запретили участие в выборах в III и IV Госу­дарственные Думы, он активно сотрудничал с мусульманской фракцией этого законодательного органа.

Огромной популярностью и авторитетом среди казахов пользовал­ся выходец из Внутренней Орды Бактыгерей Кулманов. Он родился в 1859 году. Происходил из сословия султанов, потомков хана Абулхаира. В 1881 году он закончил Оренбургскую мужскую гимназию с серебряной медалью. Был выпускником восточного факультета Санкт- Петербургского университета. Одним из первых из числа казахов полу­чил ученую степень кандидата наук. В годы административной работы во Внутренней Орде приложил максимум усилий по открытию школ и лечебных пунктов. Дважды избирался в состав Государственной Думы России, что свидетельствует о его огромном авторитете среди народа.

Одним из патриотов казахской земли был Кольбай Тогусов. Он ро­дился в 1879 году в Чоргинской волости Зайсанского уезда Семипа­латинской области. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Был талантливым журналистом, видным общественным деятелем. На страницах татарской газеты «Вахыт» и русской «Семипа­латинский листок» призывал бороться с неграмотностью и невежест­вом, выступал против бесчинств царской колониальной админист­рации, крестьянских чиновников. К. Тогусов писал на трех языках: казахском, татарском и русском. Он был одним из инициаторов митин­га протеста против царизма в Каркаралинске в ноябре 1905 года. В од­ной из своих статей он писал: «Надо печатать книги на своем родном языке, строить школы и больницы. Мы должны стать грамотным и просвещенным народом».

Одним из ярких до­стижений этого периода стало зарождение национальной казахской печати. Первые массовые издания на казахском языке были созданы органами колониальной власти. После проведения административных реформ в Казахстане в 60-х годах XIX века царизм нуждался в газетах, которые бы разъясняли его политику в крае. Одной из первых таких газет была «Туркестан уалаятынын газеты». В 1870 году в городе Ташкенте вышел в свет первый номер этого издания. Газета выходила на казахском и узбекском языках. Она была печатным органом Туркес­танского генерал-губернаторства. В 1888 году начала выходить вторая в крае газета «Дала уалаятынын газеты», издававшаяся в Омске степ­ным генерал-губернатором. Газеты разъясняли суть политики Россий­ской империи в крае. Несмотря на то, что они носили информационно- справочный характер, в то же время здесь печатались материалы по истории, этнографии и литературе казахского народа. В этих газе­тах впервые стали публиковаться будущие лидеры казахского народа А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Шокай, О. Альжанов, М.-Ж. Копейулы и другие.

В 1911 году в Троицке Оренбург­ской губернии вышел в свет первый казахский журнал «Айкап». Его издателем и редактором был Мухамеджан Сералин, известный поэт, прозаик и журналист. Значительная роль в издании журнала принадле­жала ярким представителям казахского народа Б. Каратаеву, Ж. Сейдалину, С. Сейфуллину, Б. Майлину, С. Торайгырову и другим. Журналь­ные публикации затрагивали вопросы перехода казахов к оседлости, повышения уровня обра­зования в крае. В 1915 году журнал был закрыт. Но он сыграл огромную роль в пробуждении национального самосознания казахского наро­да, сплочении нарождавшейся казахской интел­лигенции. В период с1914 по1918 годы в Омске ра­ботала казахская культурно-просветительская организация «Бірлік», в деятельности которой участвовал поэт, писатель, просветитель и дра­матург Кошке Кеменгеров. Печатным органом этой организации был рукописный журнал «Балапан» (1914-1918). Кошке Кеменгеров был главным редактором этого издания. В Уфе издавался рукописный журнал «Садак» (1915-1918), выпускали который Б. Майлин и Ж. Тилепбергенов.

В 1905 году цар­ским манифестом была объявлена свобода слова и печати. Это дало воз­можность для выхода в Казахстане демократических изданий - газет и журналов, издаваемых самими казахами. В 1907 году в Санкт-Петербур­ге выходит первая казахская общественно-политическая газета «Серке». Она начала выходить как приложение к татарской газете «Ульфат». Но газета была закрыта в связи с началом политической реакции. И только лишь в 1913 году начинается из­дание общенациональной газеты «Казах». Она была учреждена в Оренбурге. Ее основателем был Ахмет Байтурсынов. Ему помогали Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, которые ста­ли ведущими авторами этой газеты. Издателям удалось сплотить вокруг газеты таких видных деятелей и поэтов, как Шакарим Кудайбердыулы, Халел Габбасов, Хайретдин Болганбаев, Гумар Карашев, Райымжан Марсеков, Мухтар Саматов и многих других.

Тираж каждого номера в среднем состав­лял 3 тысячи экземпляров, а иногда доходил и до восьми. Газета стала главным национально-политическим и научно- литературным изданием, объединившим вокруг себя лучших предста­вителей казахского народа. Газета послужила мощным толчком для формирования национального самосознания казахов.

В начале XX века в сре­де казахского населения стали появляться книги как духовного, так и светского содержания. Наступает период «книжного бума». С 1900 по 1917 годы было издано около 400 книг на казахском языке общим ти­ражом до 60 тысяч экземпляров. Они печатались арабской графикой типографским способом в городах Санкт-Петербурге, Оренбурге,Уфе, Троицке, Уральске, Астрахани, Верном и Ташкенте.

На рубеже XIX-XX веков активизировался и процесс перевода книг на казахский язык. Переводом книг занималась наиболее грамот­ная часть общества. Так, в 1909 году в Петербурге вышли в свет книги со стихами великого поэта Абая и А. Байтурсынова «Сорок басен». В 1909 году М. Дулатов издал в Казани сборник стихов «Оян,қазақ!» («Проснись, казах!»). В последующие годы он издал роман «Несчаст­ная Жамал», сборники произведений «Азамат» и «Терме».

В 1911 году известный казахский поэт и мыслитель, ученик и пле­мянник Абая Шакарим Кудайбердыулы издает книгу «Родословная тюрок, казахов и ханских династий». Автор был всесторонне образо­ванным человеком. Он знал несколько восточных языков, работал с архивами библиотек Стамбула и Парижа. Объектом его научных ис­следований были изучение истории, философии, музыки, литературы и религии тюркоязычных народов. Он был членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического об­щества.

В 1911 году в Оренбурге издал свой поэтический сборник «Маса» («Комар») Ахмет Байтурсынов. Произведение было посвящено бес­правному положению казахского народа. В 1912 году им же на основе арабской графики были написаны учебники «Оқу құралы» («Чтение») и «Tіл тұралы» («Учебник по языку»). Подобные издания являлись нов­шеством не только для казахов, но и для всего тюркоязычного мира.

В 1912 году молодой казахский поэт Магжан Жумабаев издает сборник стихов «Шолпан». В 1914 году благодаря активной поддержке просветительского кружка «Бірлік» («Единство») Сакен Сейфуллин издает свою первую книгу «Откен кундер» («Минувшие дни»).

Выпуск казахских газет, журналов и книг сыграл значительную роль в просвещении и пробуждении национального самосознания ка­захского народа и объединении казахской интеллигенции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 4943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.