Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственных внебюджетных фондах 2 страница




Право юридических лиц на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных им в текущем финансовом (бюджетном) году, прекращается по окончании счетного периода. При этом неиспользованные бюджетные средства на счетах в установленном порядке перечисляются ими в доход соответствующего бюджета.

В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения законом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, решениями местных Советов депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или по его поручению Президентом Республики Беларусь, местных бюджетов - соответствующими местными Советами депутатов.

В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов и соответствующие местные финансовые органы имеют право вносить изменения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и ведомственной классификации расходов бюджета.

В случае принятия актов законодательства Республики Беларусь или решений местных Советов депутатов, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.

Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц, за исключением случаев принятия актов законодательства, вызывающих изменение порядка использования средств бюджета.

В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих местных Советов депутатов в части размеров нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдения ими и местными исполнительными и распорядительными органами указанных положений в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются Министерством финансов, его территориальными органами и соответствующими исполнительными и распорядительными органами в бесспорном порядке.

По требованию Министерства финансов, его территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов банки обязаны представлять сведения о состоянии банковских счетов министерств, других республиканских органов государственного управления, иных юридических лиц, использующих средства бюджета, государственных и отраслевых внебюджетных фондов, а также о движении средств по бюджетным счетам; юридические и физические лица обязаны представлять информацию об использовании финансовых средств, полученных из бюджета и государственных внебюджетных фондов для целевого использования.

Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право:

приостанавливать и ограничивать (за исключением защищенных статей расходов) финансирование расходов за счет бюджетных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях возникновения временных кассовых разрывов;

давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;

взыскивать в бесспорном порядке средства бюджета, в том числе в виде займов и ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по займам и ссудам, проценты по займам, а также платежи, произведенные в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь со взысканием процентов в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь с уплаченной в белорусских рублях суммы, штрафы, пени, примененные Министерством финансов, его территориальными органами, местными финансовыми органами, и иные платежи в случаях, предусмотренных законодательными актами.

За обслуживание Национальным банком Республики Беларусь и другими банками государственных органов и организаций, финансируемых из бюджета, а также иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по открытым ими счетам для размещения бюджетных сре дств пл ата не взимается.

За пользование средствами республиканского и местных бюджетов, находящимися и размещаемыми на счетах в банках, в том числе в Национальном банке Республики Беларусь, банки в установленном порядке уплачивают в доход соответствующего бюджета проценты по ставке не ниже ставки, определяемой в установленном порядке по банковским вкладам до востребования.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны расходовать полученные из бюджета средства по целевому назначению и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Средства бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, по решению Министерства финансов, его территориальных органов или местных финансовых органов подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет с взысканием в таком же порядке с юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, учреждений, осуществляющих в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей штрафа в размере этих средств.

Должностные лица предприятий, объединений, учреждений и организаций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Решения по возврату в бюджет необоснованно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь средств бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, со взысканием в бесспорном порядке штрафа в размере этих средств вправе выносить: от имени Министерства финансов - Министр финансов Республики Беларусь и его заместители, от имени местных финансовых органов, территориальных органов Министерства финансов - руководители этих органов и их заместители.

Глава 4. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ

Статья 23. Содержание республиканского бюджета

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Статья 24. Доходы республиканского бюджета

В доходы республиканского бюджета включаются:

регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;

доходы государственных целевых бюджетных фондов;

трансферты, получаемые от других госуда рств в с оответствии с заключенными договорами;

доходы свободных экономических зон;

другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 25. Расходы республиканского бюджета

Из республиканского бюджета финансируются:

капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;

природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

общегосударственные программы по социальной защите населения;

другие общегосударственные целевые программы;

затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;

расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязатель ств Пр авительства Республики Беларусь;

погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;

образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;

расходы свободных экономических зон;

расходы на развитие рыночной инфраструктуры;

другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

Статья 26. Составление, рассмотрение и утверждение проекта республиканского бюджета

Проект республиканского бюджета составляется, рассматривается и утверждается в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.

Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год в Парламент Республики Беларусь вносит Президент Республики Беларусь.

Статья 27. Исполнение республиканского бюджета

Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, юридические лица и индивидуальные предприниматели, обеспечивают поступление предусмотренных в бюджете налогов и других обязательных платежей и эффективное расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

На основе утвержденных законом Республики Беларусь показателей республиканского бюджета Министерством финансов составляется и утверждается бюджетная роспись.

Бюджетная роспись является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение республиканского бюджета по доходам и расходам.

Средства от превышения доходов над расходами, полученные при исполнении республиканского бюджета после формирования в полном объеме оборотной кассовой наличности, используются в следующем финансовом (бюджетном) году Правительством Республики Беларусь.

Временно свободные денежные средства республиканского бюджета могут быть размещены в банке на депозитном счете, вкладываться в ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использоваться на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случае возникновения временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов областей и города Минска из республиканского бюджета по ходатайствам областных (Минского городского) исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов займы и ссуды, которые должны быть возвращены в установленные сроки в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

Статья 28. Контроль за исполнением республиканского бюджета

Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

В течение финансового (бюджетного) года исполнение республиканского бюджета контролируется Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Итоги исполнения доходов и расходов бюджета докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и Парламенту Республики Беларусь.

В целях осуществления контроля Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы вышестоящего территориального уровня вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от местных исполнительных и распорядительных органов нижестоящего территориального уровня, государственных налоговых органов, других органов управления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, любую информацию, связанную с исполнением бюджета и использованием бюджетных средств.

Статья 29. Отчет об исполнении республиканского бюджета

Государственная отчетность по исполнению республиканского бюджета представляется в статистические органы в установленные сроки.

Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового (бюджетного) года по такой же структуре, что и утвержденный бюджет за соответствующий год.

Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается законом Республики Беларусь.

Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Отчет об исполнении республиканского бюджета в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета, публикуется в печати в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

Глава 5. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Статья 30. Содержание местных бюджетов

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Статья 31. Доходы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

Статья 32. Распределение доходов между местными бюджетами

Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Состав и размеры части республиканских налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый (бюджетный) год.

Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.

Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов.

Статья 33. Расходы местных бюджетов

Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В местных бюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заемных средств и выплаты процентов по ним.

Статья 34. Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов

Каждый местный Совет депутатов самостоятельно формирует свой бюджет, базируясь на:

закрепленных источниках доходов;

нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями местных Советов депутатов для соответствующих бюджетов;

дополнительных источниках, установленных местными Советами депутатов;

суммах дотаций, субвенций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;

потребности в расходах на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию.

Порядок и сроки составления местных бюджетов устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление местных бюджетов производится местными финансовыми органами (бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов - исполнительными и распорядительными органами) на основании прогнозных показателей по доходам и расходам местных бюджетов и получаемых соответственно от Министерства финансов или вышестоящих исполнительных и распорядительных органов прогнозных расчетных показателей, принятых для определения нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в эти бюджеты, сумм дотаций.

Составленные проекты местных бюджетов вносятся для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.

Исполнительные и распорядительные органы рассматривают проекты местных бюджетов (областного, районного, городского бюджета, бюджета поселка городского типа и сельсовета) и нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов:

проект местного бюджета с выделением доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и о размере оборотной кассовой наличности по бюджету;

проект решения местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;

прогноз консолидированного бюджета административно-территориальной единицы.

В утвержденном местным Советом депутатов бюджете устанавливаются:

доходы местного бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

расходы местного бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;

превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), источники финансирования дефицита бюджета;

размеры резервных и целевых бюджетных фондов, а также размер оборотной кассовой наличности;

размер дефицита нижестоящего бюджета в пределах уровня, утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов;

нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.

Утвержденные местными Советами депутатов местные бюджеты публикуются в печати в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

Статья 35. Исполнение местных бюджетов

Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.

Исполнительные и распорядительные органы городов с районным делением могут предоставлять право исполнения городского бюджета в части финансирования бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории районов в городе, местным администрациям районов в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке.

В случае возникновения временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы займы и ссуды из областных и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам. Возврат полученных займов и ссуд производится в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами.

Статья 36. Отчет об исполнении местных бюджетов

Отчет об исполнении областного бюджета, бюджета города Минска, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется местными финансовыми органами и представляется соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу. Отчет об исполнении бюджета города районного подчинения, поселка городского типа и сельсовета составляется соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются соответствующему вышестоящему финансовому органу.

Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в установленные ими сроки. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении местного бюджета производятся местным Советом депутатов в установленном порядке.

Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Отчет об исполнении местного бюджета в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета, публикуется в печати в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Статья 37. Государственные внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Статья 38. Государственные внебюджетные фонды и бюджет

Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

Налоги и другие обязательные платежи могут направляться в государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Статья 39. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (смет) государственных внебюджетных фондов, контроль за их исполнением

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (смет) государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Обслуживание банками государственных внебюджетных фондов, установление ответственности за необоснованное и нецелевое использование средств, контроль за их использованием осуществляются с соблюдением установленных настоящим Законом требований для бюджетов.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.