КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическая опасность пожарных автомобилей
Техническая подготовка пожарных Общие положения. Цель изучения пожарной техники сводится к тому, чтобы пожарные знали: технические возможности пожарной техники и умели наиболее рационально ее использовать; приемы обеспечения ее боеспособности и высокой боевой готовности; правила техники безопасности и умели реализовать их на практике. Руководство боевой и технической подготовкой возлагается на УПО (ОПО). Непосредственными руководителями этой подготовки в пожарных частях являются их начальники, они обязаны лично проводить занятия с личным составом своей части. Начальники караулов обучают боевые расчеты своего караула, а командиры отделения занимаются со своими подчиненными. Занятия проводятся по тематике, регламентированной Программой подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны. На занятиях должна изучаться новая пожарная техника, которой оснащается пожарная охрана. Могут назначаться темы занятий, определяемые на основании обобщения опыта использования техники на пожарах. Для реализации поставленных целей обучения целесообразно использовать две формы занятий: классно-групповые и практические. Классно-групповые занятия являются основой подготовки к практическим занятиям. Они проводятся в специально оборудованных классах. Кроме плакатов по устройству агрегатов пожарной техники, таблиц и схем, в нем желательно иметь образцы механизмов, макеты, отдельные виды ПТВ; оборудование классов должно обеспечивать наглядность обучения. Практические занятия проводятся непосредственно на пожарных автомобилях с использованием мотопомп, пожарно-технического вооружения. В зависимости от целей занятия, они могут проводиться в гаражах или на открытых площадках, а также в подразделениях пожарных частей технической службы. Подготовка руководителя к занятиям. Подготовка к занятию и его проведение – творческий процесс, который должен вызывать профессиональный интерес. Основная цель занятий – повышение квалификации специалистов, воспитание у них патриотизма, верности служебному долгу, исполнительности. Безупречным исполнителем своих функциональных обязанностей может быть только высококвалифицированный специалист. Вот поэтому каждое занятие необходимо тщательно готовить. Готовиться к занятиям следует в определенной последовательности. 1. Изучить по программе содержание предстоящей темы, определить значимость занятия для практики. 2. Уяснить цель предстоящего занятия. 3. Определить, какие пособия или оборудование могут быть использованы при подготовке и проведении занятий. 4. Продумать вопросы техники безопасности, особенно при проведении практических занятий. 5. Начать работу над конспектом. Определению целей занятия должно быть уделено особое внимание. Следует обозначить то, что обучаемые должны усвоить на занятии, в чем практическая значимость этих знаний. При подготовке практических занятий необходимо определить, какие приемы работы следует отработать. В зависимости от задач предстоящих тренировок, будет во многом определяться метод проведения занятий. При проведении классных групповых занятий широко используются такие методы, как рассказ и беседа. Рассказ представляет собой систематизированное последовательное изложение материала руководителем занятий, в ходе которого объясняются принципы и закономерности работы механизмов, сообщаются данные технических характеристик и т.д. Беседа – это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения. Он обеспечивает активное участие обучаемых в процессе занятия. Этот метод целесообразно использовать при закреплении и повторении ранее полученных знаний. Рассказ и беседа могут сочетаться. Беседа – более трудная форма занятий. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть четко сформулированными, чтобы ответы на них были однозначными. Иногда целесообразно рассказ и беседу сопровождать показом каких-либо действий с изучаемым оборудованием. При проведении практических занятий целесообразно сочетать рассказ с показом приемов выполнения определенных работ. На основании практических умений должны формироваться навыки, т.е. способность автоматически выполнять какие-либо работы. Руководитель практических занятий должен хорошо знать материал предыдущих теоретических занятий, инструкции и руководство по эксплуатации ПА и ПТВ. Он сам должен уметь использовать ПТВ и личным примером учить пожарных приемам его применения. В качестве помощников или руководителей занятий следует привлекать автомехаников и старших водителей (бригадиров). Они должны знать тему занятий, уметь демонстрировать использование ПТВ, последовательность выполнения работ. При подготовке к занятиям руководитель должен тщательно продумать вопросы техники безопасности. Они должны быть обсуждены с лицами, привлекаемыми к проведению занятий. Первое условие безопасного проведения любых работ – это знание их содержания и умения их выполнять. Второе условие – деловая обстановка при проведении работ. План-конспект занятия должен отражать три части любого занятия: вводную, основную и заключительную. Примерная схема плана занятий приводится далее. Вводная часть. В ней сообщается тема и цель занятия и осуществляется контроль подготовки обучаемых к занятию. В основной части излагается содержание основных вопросов, как указано в примерном плане. Разрабатывая вопросы, необходимо учитывать, что продолжительность изучения вопроса не должна превышать 15-20 мин. Ее увеличение приводит к утомляемости обучаемых, потере интереса к занятию и ухудшению усвоения материала. Таким образом, на 2-х часовом занятии можно рассматривать 3-4 вопроса. Если объем материала большой, то целесообразно разделить его на два самостоятельных вопроса. Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения его итогов. Оформление плана-конспекта – заключительная часть подготовки занятия. Он является, по существу, единственным методическим пособием на занятии и поэтому его следует четко разделить по частям занятия и рассматриваемым вопросам. Текст в нем должен быть лаконичным. Даже при хорошо составленном плане-конспекте, успех занятия определяется глубоким знанием сущности излагаемых вопросов. Методика проведения занятия. Каждый руководитель занятий должен начинать с установления контакта с обучаемыми. Прежде всего, он обязан быть подтянутым и стоять прямо. Занятие начинается сразу после того, как руководитель займет свое место. Говорить следует так, чтобы каждый слышал выступающего без малейшего напряжения. Задавать вопросы для контроля усвоения пройденного материала следует всей аудитории, а не отдельному лицу, чтобы все обучаемые могли продумать ответ. В обсуждение необходимо вовлекать всех; для этого целесообразно, спрашивая одного обучаемого, предлагать дополнить ответы другим. Можно узнать мнение об ответе других. Такая беседа способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, активизирует познавательную деятельность обучаемых. Обучаемые должны уяснить, чем им предстоит заниматься. Поэтому руководитель сообщает им тему занятия, его цели, основные вопросы, а также порядок проведения занятия.
Утверждаю Начальник ВПЧ _______________________ (звание) _______________________ (фамилия, имя, отчество) «___»___________200__г.
План-конспект проведения классно-группового (практического) занятия
Тема: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________ Отводимое время: ________ час. Учебные пособия и материальное обеспечение _______________________ (указать литературу, наставления, плакаты, ТСО, машины, пожарное оборудование, необходимое на занятии) Цель занятия: 1 __________ 2 __________ 3 __________ (сформулировать, что обучаемые в результате занятия должны знать или уметь, какие навыки совершенствовать, воспитательные цели).
Окончание
Руководитель занятия _______________________ (должность, звание) _______________________ (фамилия, имя, отчество) «___» ___________200__г. Классно-групповое занятие. Последовательность занятия, изложенная в плане, должна четко выдерживаться. Прежде всего, необходимо разграничивать вопросы занятия, для этого указываются их наименования. Для достижения поставленной цели необходимо выделять наиболее существенные и важные положения, характерные признаки и особенности процессов, явлений и т.д. На классно-групповом занятии изучается и усваивается то, что необходимо на практике. Сформировавшиеся знания составят основу умений. Руководитель должен быть уверен, что все обучаемые его правильно поняли и усвоили основное содержание изучаемого вопроса. Для этого необходимо не только задавать вопросы с целью проверки правильного понимания и усвоения материала, но и спрашивать, имеются ли вопросы у обучаемых. Задаваемые вопросы могут выходить за рамки подготовительного материала. Учитывая возможность постановки таких вопросов, руководитель занятия должен готовить материал в большем объеме, что предусмотрено программой и отражено в плане-конспекте. Может случиться, что у руководителя нет ответа на внезапно возникший вопрос. Появление таких вопросов практически невозможно предусмотреть. В таких случаях следует сказать, что вы не готовы ответить на этот вопрос и подготовите ответ к следующему занятию. На следующем занятии необходимо ответить на такой вопрос. Иногда ответ может дать кто-либо из обучаемых. Этим пренебрегать не следует. Переход ко второму вопросу следует осуществлять, только убедившись в том, что все правильно поняли изучаемый вопрос. При ведении обучаемыми записей следует добиваться, чтобы они делались осмысленно. Поэтому необходимо пояснить содержание изложенного вопроса и затем дать время для его записи. Не рекомендуется злоупотреблять диктовкой. В этом случае обучаемые большей частью механически записывают то, что им диктуют. Если записи делаются самостоятельно, то их формулировки обучаемые осмысливают. Это способствует развитию мышления и улучшению усвоения изучаемого материала. Исключительно важное значение имеет использование на занятиях доски. Все записи, схемы или чертежи должны быть аккуратно выполнены. Изображая что-либо на доске, руководитель должен соблюдать логическую последовательность. Ему следует занимать такое положение у доски, чтобы обучаемые видели доску и все изображаемое на ней. Во время занятий нередко приходится демонстрировать плакаты, схемы, диафильмы и т.д. Любая демонстрация всегда приводит к изменению условий обстановки. При этом переключается внимание обучаемых, что способствует снижению усталости, кроме того, сообщается новая информация и она активнее воспринимается. Вот поэтому необходимо этим процессом четко управлять. Руководитель занятия должен обратить внимание обучаемых на самое главное, самое существенное в излагаемом или демонстрируемом материале. По окончании показа необходимо сделать вывод из увиденного. При изложении учебного материала не следует непрерывно пользоваться конспектом. Это приводит к потере связи с обучаемыми, снижает их активность, занятие не достигает своей цели. К плану-конспекту необходимо обращаться для контроля последовательности изложенных учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, цифрового материала и т.д. По мере накопления опыта преподавания отпадает надобность в использовании конспекта. Однако составлять его всегда необходимо, также следует отмечать в конспекте, что было изложено недостаточно ясно и четко. Используя накопленный опыт, становится возможным рационально совершенствовать методику обучения. Практическое занятие. Необходимо изложить обучаемым цель предстоящего занятия, какие приемы работы будут отрабатываться, какие машины или оборудование планируется использовать. На основании знаний должна формироваться способность, умение выполнять какую-либо работу или приемы использования пожарных машин, пожарно-технического вооружения. Методика формирования умений включает три элемента. Во-первых, следует убедиться, что обучаемые знают значимость предстоящей работы или отрабатываемых приемов. Знание порядка выполнения работы является основой умения. Во-вторых, руководитель должен показать, как, в какой последовательности выполняется работа. В-третьих, все обучаемые должны выполнить работу или повторить отрабатываемый прием. Контролируя выполнение работы, руководитель должен обращать внимание на правильность и последовательность выполнения операций или приемов. Для активизации занятия рационально поручить контроль обучаемым, которые уже выполнили эту работу, или спрашивать их мнение об успешности освоения отрабатываемых вопросов. Допускаемые ошибки должны обсуждаться и устраняться. Убедившись, что обучаемые приобрели необходимые умения, можно переходить к формированию навыков выполнения работ или приемов использования оборудования. Заключительная часть занятия предназначена для подведения итогов. В этой части необходимо, прежде всего, убедиться в том, что основные положения занятия усвоены. Если какой-либо из вопросов не усвоен достаточно четко, то руководителю следует добиться правильного его понимания. По заранее подготовленным вопросам контроль проводится так же, как во вводной части занятия. На основании результатов контроля нужно указать, как обучаемые усвоили материал темы. В заключительной части практического занятия необходимо оценить качество выполнения изучаемых операций и работ, а также указать на типичные недостатки, которые допускались обучаемыми на занятиях и высказать рекомендации по их устранению. Руководителю следует помнить, что качество проводимых им занятий определяется уровнем его профессиональной подготовки и качеством под- Одним из источников загрязнения окружающей среды являются автотранспортные средства. Доля пожарных автомобилей в их номенклатуре невелика. Однако специфика условий и режимов эксплуатации их двигателей оказывает большое влияние на состав отработавших газов. Невозможность отводить отработавшие газы двигателей при проверке герметичности центробежных насосов газоструйными вакуумными аппаратами приводит к загрязнению помещений гаражей. Отработавшие газы двигателей в условиях неблагоприятного направления ветра могут поступать в зону работы водителя, управляющего насосом при подаче воды на тушение пожара. Особенность режимов эксплуатации двигателей пожарных автомобилей характеризуется, как указывалось раньше, следующим. Пожарные автомобили в боевой готовности содержатся в гаражах пожарных частей при температуре окружающего воздуха, а зимой – не ниже В транспортном режиме при следовании по вызову на пожар двигатели прогреваются. На боевых позициях они эксплуатируются в стационарных режимах при температуре охлаждающей жидкости часто ниже оптимальной. В этих условиях осуществляется забор воды, подача ее на тушение пожаров. Все это сказывается на составе различных веществ в отработавших газах двигателя. Состав отработавших газов (ОГ) двигателей автомобилей. Общее количество различных химических соединений, входящих в состав отработавших газов, достигает 200 наименований. Это в основном такие вещества, как оксид углерода (СО), окислы азота (NОх), углеводороды (СН), альдегиды (НСНО) и др. Их количество в ОГ двигателей зависит не только от конструкции и изменения типа двигателей, но и от ряда причин: изменения состава рабочей смеси, ухудшения условий ее воспламенения, изменения дорожных сопротивлений при движении автомобиля и др. Однако в среднем содержание основных вредных продуктов в ОГ можно охарактеризовать величинами, приведенными в табл. 15.3. Таблица 15.3
Из табл. 15.3 следует, что дизели сравнительно мало содержат продуктов неполного сгорания (СО и СН). Однако содержание окислов азота и сажи в них значительно больше, чем в ОГ карбюраторных двигателей, что представляет серьезную опасность для окружающей среды. При работе дизелей по внешней скоростной характеристике концентрация сажи в ОГ находится в пределах 0,6-1,2 мг/л, а иногда и больше. Экологическая опасность сажи заключается в том, что на поверхности ее частиц адсорбируется бенз-a-пирен (до 0,01 мг/м3), являющийся, по некоторым данным, канцерогенным веществом. Сажа, в отличие от других веществ ОГ, не улетучивается в атмосферу, а осаждается на землю. По воздействию на человека основные вредные вещества в ОГ подразделяются на ядовитые – СО и соединения свинца (в этилированных бензинах), канцерогенные – бенз-a-пирен, раздражающие – NОх, серные соединения, альдегиды; надоедающие – сажа (С) и акролеин (СН2СН СНО). Нормативы и методы измерения оксида углерода, углеводородов в ОГ карбюраторных двигателей и сажи в ОГ дизелей. В ОГ карбюраторных двигателей определяют содержание оксида углерода и углеводородов по Государственному стандарту (ГОСТ 17.2.2.03-87), который устанавливает нормы их содержания в ОГ (табл. 15.4). Таблица 15.4
Примечания: 1. При контрольных проверках автомобилей при эксплуатации допускается содержание СО до 30 % при n min. 2. n пов в диапазоне от 2000 до 0,8 n ном, об/мин.
Перед определением содержания СО в ОГ двигатель должен быть прогрет до t ож= 80 оС. Пробоотборный зонд устанавливают в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от ее среза. Запустив двигатель, следует увеличить частоту вращения вала двигателя до n пов и проработать на этом режиме более 15 с. Затем, установив n min, через 20 с измерить содержание СО и СН3 в ОГ. Весовую концентрацию СО, г/м3, определяют по формуле G CO = , (15.14) где ν – содержание СО в ОГ, %; М – молекулярный вес СО, равный 28. Легко определить, что при содержании в выпускной трубе СО в ОГ, равному 2 %, весовое содержание его равно 24976 мг/м3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) СО равна 20 мг/м3, следовательно, в выпускной трубе концентрация СО превышает ПДК в 12488 раз. В ОГ дизелей оценивается содержание сажи (С). Его определяют специальными дымомерами по степени ослабления светового потока или по затемнению стекла, на котором осаждается сажа. Такая оценка относительная, поэтому дымность выражается в процентах. Содержание С определяют при режимах внешней скоростной характеристики и свободного выбега, т.е. при разгоне (полностью выжатой пе- Таблица 15.5
Для измерений разработана специальная процедура, однако она не распространяется на дизели, находящиеся в эксплуатации. Зависимость величин выбросов СО и Сот режимов работы двигателей ПА. По количеству СО в ОГ и дымности один ПА эквивалентен трем грузовым автомобилям (одинаковой грузоподъемности). Это соотношение обусловлено, главным образом, специфическими режимами работы двигателей ПА в стационарных условиях. Холостой ход реализуется при ЕТО и кратковременных остановках ПА. Содержание СО и С в ОГ двигателей ниже нормативов, указанных в табл. 15.5. Проверка ПН на герметичность производится при ЕТО в гаражах. Содержание СО и С в ОГ двигателей зависит от температуры охлаждающей жидкости двигателя и частоты вращения его коленчатого вала. При проверке герметичности насоса ПН-40 на АЦ-40(130)63Б содержание СО, %, в ОГ может определяться по формуле: , (15.15) где t ож– температура охлаждающей жидкости, оС; n – частота вращения При t ож = 20 оС и n = 3000 об/мин количество СО = 11,45 %, а при При такой концентрации оксида углерода в выпускной трубе двигателя его концентрация в атмосфере гаража значительно превысит ПДК, равное 20 мг/м3. Так, при объеме гаража V = 2000 м3 и проверке 4 насосов ПН-УВ концентрация СОв гараже достигает значений 0,3 г/м3, что в 15 раз превышает ПДК. Содержание сажи в ОГ некоторых дизелей оценивается дымностью в процентах. Она достигает значений 60-70 %, что 1,3-1,5 раза превышает нормативные значения. Транспортный режим. При следовании на пожар содержание СО в ОГ карбюраторных двигателей и сажи в ОГ дизелей на 10-20 % выше, чем у грузовых автомобилей в первые минуты движения. Их количество в ОГ двигателей тем меньше, чем выше температура охлаждающей жидкости в двигателях, скорость движения ПА и передача, на которой оно совершается. Забор воды производится из водоемов при отсутствии пожарных водопроводных сетей. В отработавших газах содержание СО будет зависеть не только от факторов, рассмотренных при проверке герметичности насосов, но и от глубины забора воды. При заборе воды из водоемов температура охлаждающей жидкости двигателя может находиться в пределах 60-80 оС. Это приводит к уменьшению содержания СО в ОГ, но добавляется влияние глубины всасывания. Количество диоксида углерода, %, определяется по формуле , (15.16) где t ож – температура охлаждающей жидкости в двигателе, оС; n – частота вращения вала двигателя, об/мин; h - глубина забора воды, м. При заборе воды насосом ПН-40УВ, установленном на АЦ-40(130)63Б при t ож = 60 оС, содержание диоксида углерода достигало (при n = 2000 и Дымность от дизелей находилась в пределах 57-61 % при t ож = 60 оС и Работа двигателя на привод пожарного насоса производится при t ож > 60 оС в широком интервале времени от нескольких минут до 6 ч. Основными факторами, влияющими на содержание СО в ОГ двигателей (кроме t ож) являются напоры, развиваемые насосами и их подачи. , (15.17) где Н – напор, развиваемый насосом, м вод.ст.; Q – подача насоса, л/с. В поле работы насоса о содержании оксида углерода при различных скоростях вращения вала насоса и температурах t ож можно судить по ре- Согласование режимов работы двигателя с пожарным насосом оказывает большое влияние на величину выбросов СО с отработавшими газами. Так, в двигателе ЗИЛ-130 часовые выбросы СО (рис. 15.12) представлены в виде изолиний. Цифры у каждой из них характеризуют величину выброса СО в кг/ч.
Чем меньше величина крутящего момента, развиваемого двигателем, и ниже частота вращения его вала, тем больше СО содержится в ОГ. Однако с их увеличением значительно возрастают часовые расходы топлива. Поэтому с увеличением крутящего момента и частоты вращения вала двигателя сильно повышается расход топлива и, следовательно, выброс ОГ и содержащегося в них оксида углерода. Как следует из рис. 15.11, его величина измеряется в поле режимов работы двигателя от 0,5 до 25 кг/ч. О величинах выбросов СО в ОГ при работе двигателя на привод пожарного насоса можно судить по координатам его поля крутящих моментов (площадь А). Количество различных веществ, содержащихся в ОГ, может быть во много раз больше допускаемых при неисправной топливной арматуре, приборах зажигания и т.д. Поэтому для их уменьшения следует содержать ПА в надлежащем техническом состоянии, а двигатель эксплуатировать при температуре охлаждающей жидкости дизелей близкой к оптимальной эксплуатационной. * Тальк – минерал 3MgO 4SiO2H2O, уд. масса 2,7–2,8; твердость 1 (по шкале Мооса, по этой шкале твердость алмаза равна 10).
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |