Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Данное пособие составлено для дневных подготовительных курсов мархи на осно­ве дисциплины «основы архитектурной композиции» (макетирование)





Данное пособие составлено для дневных подготовительных курсов МАРХИ на осно­ве дисциплины «Основы архитектурной композиции» (макетирование).

Специфика творческого вуза требует бо­лее глубокой довузовской подготовки уча­щихся по рисунку, черчению и макетирова­нию. Требуется развить у учащегося объем­но-пространственное мышление, так необ­ходимое ему в дальнейшей творческой про­фессии. Вступительные экзамены по компо­зиции и черчению проверяют не только тех­ническое мастерство абитуриентов, но и знания проекционной грамоты, их способ­ности к объемно-пространственному мыш­лению. Поэтому навыки по макетированию, полученные абитуриентами, помогут им при сдаче вступительных экзаменов по рисунку, черчению и композиции и будут необходи­мы на первых курсах.

Процесс обучения студентов в институ­те начинается с изучения на профилирую­щей кафедре «Основы архитектурного про­ектирования» двух дисциплин: Основы ар­хитектурного проектирования (ОАП) и Объемно-пространственная композиция (ОПК). Освоение студентами архитектур­ной графики идет параллельно с освоением навыков макетирования. Все задания по ОПК выполняются в макетах; в проектных заданиях по ОАП, наряду с графическими изображениями, также предусмотрено вы­полнение макетов. Макетированию отво­дится все более важное место в творческом учебном процессе. Макет в совокупности с ортогональными и перспективными проек­циями составляет те основные средства, которыми оперирует архитектор; открыва­ет возможность более полного и правиль­ного зрительного восприятия архитектур­ного замысла. Являясь объемно-простран­ственным выражением архитектурных идей, макет в то же время как бы объеди­няет в себе и отдельные особенности орто­гональных проекций, позволяя полнее представить вертикальные проекции — фа-


сады и разрезы; горизонтальные — планы. В макете возможно создание объема, про­странства, а также возможна проверка объемно-пространственного решения; взгляд «извне» и при движении зрителя. Эти свойства макета позволяют использо­вать его не только на завершающем этапе проектирования, но и, главным образом, в процессе проектирования. Работа с маке­том непосредственно развивает объемно-пространственное видение и архитектурно-образное мышление. Таким образом, изу­чение макетирования на стадии довузов­ского обучения дает более полное знаком­ство со средствами выражения творческих архитектурных фантазий, прививает пра­вильный метод работы, дает возможность наглядно представить свои идеи и свобод­нее оперировать объемами и пространст­вом. Работа с объемными элементами и формами помогает усвоить определенные приемы и навыки макетного дела, знакомит со свойствами бумаги и картона как основ­ных материалов, используемых в макетах. Все это важно также для подготовки аби­туриентов к ежегодной архитектурной олимпиаде школьников. На ней ребята по­казывают свои знания и способности в композиции на заданную тему в виде ри­сунков или макетов. Работы, занявшие призовые места на этой олимпиаде, при­равниваются к отличным результатам и засчитываются как вступительный экзамен по композиции.

Далее подробнее ознакомимся с пропе­девтическим курсом «Основы архитектур­ной композиции» (макетирование).

«Пропедевтика» (от греческого — предварительно обучаю) означает введе­ние в какую-либо науку, предваритель­ный вводный курс, систематически изло­женный в сжатой и элементарной форме, предполагающий дальнейшее более глубо­кое изучение.

В процессе выполнения макетных уп­ражнений происходит усвоение начальных


теоретических знаний из курса объемно-пространственной композиции. Учебный курс на дневных подготовительных курсах не рассчитан на глубокое изучение этого предмета, систематические и всесторонние знания по ОПК ребята получат в институ­те. Он знакомит с некоторыми понятиями объемно-пространственной композиции. Основное внимание уделяется практичес­ким упражнениям, которые более доступ­ны абитуриентам в силу возраста и подго­товки. Изучаются технические приемы и приобретаются навыки макетирования. Предусматривается взаимосвязь графичес­ких работ существующей на подготовитель­ных курсах программы по черчению и ма­кетных заданий. При выполнении макетов используются знания и навыки, получен­ные при выполнении чертежей, происходит повторение материала и лучшее его запо­минание. Например, в макетах циркульных и криволинейных орнаментов используют­ся сопряжения окружностей. Макетные упражнения помогают понять сочетания тех сложных геометрических фигур, кото­рые встречаются на экзаменационных ра­ботах по черчению.

Для того чтобы выполнить задания по макетированию, потребуются следующие материалы и инструменты:

— циркуль,

— измеритель,

— пластмассовые треугольники 30" и 45",

— масштабная линейка,

— карандаши Н, 2Н, не мягче, чтобы гри­-
фель не загрязнял чертеж,-

— ластик мягкий, не деформирующий
бумагу,

— нож или резак с выдвижным лезвием,

— металлическая линейка, по которой ре-­
жут бумагу (желательно макетная, так как
она имеет специальную резиновую под­
кладку на нижней поверхности, чтобы ли­
нейка не скользила по бумаге, и выступ
сверху, за который удобно ее держать),

— доска для резки бумаги (можно использо­-
вать линолеум или пластик, наклеенный на
доску, чтобы не так быстро тупился нож),

— ножницы,

— клей ПВА (этот клей прочный, позволя-­
ет склеивать бумагу на торец, быстро вы-


сыхает, не оставляет следов на бумаге), — бумага.

Материалом для макетов может служить пластилин, пенопласт, дерево и т. д. Но основным материалом, из которого выпол-няются макеты, является бумага. Наряду с бумагой можно использовать и картон. Разница между изготовлением бумажных и картонных макетов незначительна. Эти ма­териалы наиболее широко применяются студентами при выполнении макетов в про-цессе обучения в институте, так как они легки в обработке, не требуют сложных дополнительных инструментов. Бумага применяется в основном чертежная (ват-ман), белая, плотная. Она хорошо режется и клеится, на белой бумаге хорошо видны светотеневые градации. Бумага для макетов должна быть идеально ровной, листы должны храниться в горизонтальном положении, желательно под прессом.

Если бумага была долгое время скруче-на в рулон, ее надо распрямить. Для этого ее увлажняют водой и натягивают на под-рамник, сгибая края и приклеивая их к торцам подрамника. Когда бумага высох-нет, из нее можно резать макет.

В БАУХАУЗе — институте художествен-но-промышленного обучения в Германии, основанном в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом, известный педагог Альберсс предложил использовать для вы-полнения учебных упражнений в качестве материала только бумагу. Его внимание привлекли конструктивные свойства бума- ги, ее работа па сжатие и растяжение. Бу-мага позволяет делать четкие углы, жест-кие конструктивные соединения и в то же время из нее легко получаются криволи-нейные поверхности. Уголок и скобка, со-гнутые из бумаги и поставленные на торец, являются устойчивыми элементами.

В них проявляется свойство бумаги K жесткого материала.

К макетам, выполненным из бумаги, предъявляются определенные требования. Необходимо соблюдать оптимальную меру общих габаритных размеров работ, дикту­емую свойствами устойчивости бумаги как материала, из которого изготавлива­ются макеты. Следует стремиться к вы-


сокой культуре технического исполнения.

В процессе выполнения макетов проис­ходит знакомство абитуриентов с такими понятиями, как композиция, ее виды и средства.

Композиция — это строение (структура) архитектурного произведения, расположе­ние его основных элементов и частей в оп­ределенной системе и последовательности, т.е. композиция — это единство и целост￿ность формы художественного произведе­ния, обусловленное его содержанием.

Существует три вида композиции: объ­емная, фронтальная, пространственная.

Объемная к￿￿￿оз￿￿и￿ им￿ет￿￿т￿о￿и￿т￿льно р￿в￿омерное￿￿азвитие по трем ко￿￿рдинатам в пространстве и воспринимает­ся зрителем при движении вокруг нее.

Фронтальная композиция характеризу­ется развитием по двум фронтальным ко­ординатам: горизонтальной и вертикаль­ной, с подчиненной глубинной координа­той; воспринимается зрителем при движе­нии вдоль нее или по направлению к ней.

Пространственная композиция характе­ризуется превалированием пространства над элементами, формирующими его.

В силу специфики проведения занятий на подготовительных курсах, задания за­думаны как краткосрочные. На занятиях по макетированию теоретический матери­ал излагается в форме беседы с иллюстра-


тивным материалом, объясняются теоре­тические и практические задачи. В ауди­тории выполняются упражнения по образ­цам, на которых изучается метод и техни­ческие приемы исполнения макета. Даль­ше предлагается выполнить самостоятель­ную творческую работу. В ней решается более сложная композиционная задача с использованием уже изученного приема, но по-своему переработанного и допол­ненного. В этих заданиях дается возмож­ность проявить свои способности и вкус в создании целостной композиции, в пони­мании ритма, соразмерности целого и его деталей и т. д.

В курсе макетирования абитуриенты зна­комятся с различными макетными приемами: например, можно собрать композицию из отдельных деталей, соединенных между со­бой при помощи врезок и клея. Но возмож­но сделать плоскостную, объемную и даже пространственную композицию из одного листа бумаги, не разрезая его на отдельные кусочки. Для этого нужно сделать в нем оп­ределенные надрезы и прорези и отогнуть их в разные стороны. При выполнении макетов таким способом надо соблюдать одно усло­вие: нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги. Если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоуголь­ный лист бумаги должен полностью восста­новить свой первоначальный вид.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.