Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Топографическая карта

Читайте также:
  1. Lenas Карта с высоты птичьего полета
  2. Wanderer Карта сновиденного мира из детства
  3. Вопрос 2. История нейрофизиологии. Мозговые функции Галена, рефлекс Р. Декарта, рефлекторная дуга И. Прохазка.
  4. Вычисление объемов по картам атласа
  5. Географическая карта - основной источник знаний.
  6. Географическая карта, ее свойства и элементы
  7. Дактилоскопическая карта
  8. Дактокарта
  9. Дуалистическое решение Декарта.
  10. Загадочная карта Пири-реиса
  11. ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ КАРТА НА ОРУЖИЕ (образец)
  12. ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ КАРТА НА ХИЩЕНИЕ (УГОН) (образец)



 

Топографи́ческая ка́рта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности. Полнота содержания и точность топографических карт позволяют решать технические задачи.

 

Наукой о создании топографических карт является топография.

 

Все географические карты в зависимости от масштабов условно подразделяют на следующие типы:

 

топографические планы — до 1:5 000 включительно;

крупномасштабные топографические карты — от 1:10 000 до 1:200 000 включительно;

среднемасштабные топографические карты — от 1:200 000 (не включая) до 1:1 000 000 включительно;

мелкомасштабные топографические карты — менее (меньше) 1:1 000 000.

Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб. Планы составляют в крупных масштабах, а карты — в мелких. В картах учитывается «шарообразность» Земли, а в планах — нет. Из-за этого планы не должны составляться для территорий площадью свыше 400 км² (то есть участков земли крупнее 20×20 км).

Основное отличие топографических карт (в узком, строгом смысле) — их крупномасштабность, а именно масштаб 1:200 000 и крупнее (первых два пункта, более строго - второй пункт: от 1:10 000 до 1:200 000 включительно).

 

Наиболее подробно географические объекты и их очертания изображаются на крупномасштабных (топографических) картах. При уменьшении масштаба карты подробности приходится исключать и обобщать. Отдельные объекты заменяются их собирательными значениями. Отбор и обобщение становятся очевидными при сравнении разномасштабного изображения населённого пункта, который в масштабе 1:10 000 дается в виде отдельных строений, в масштабе 1:50 000 — кварталами, а в масштабе 1:100 000 — пунсоном ◦. Отбор и обобщение содержания при составлении географических карт называется картографической генерализацией. Она имеет целью сохранить и выделить на карте типичные особенности изображаемых явлений в соответствии с назначением карты.

 

Важнейшими признаками топографической карты, отличаю­щими её от общегеографической, будут следующие:

а) крупный мас­штаб,

б) сохранение неизменного масштаба на всём протяжении карты,

в) большое количество изображённых на карте подробно­стей,

г) изображение подавляющего количества предметов мас­штабными условными знаками.

Общегеографической картой будет карта мелкого масштаба с меньшим количеством подробностей, выбранных по определённым признакам и изображённых по преимуществу внемасштабными условными знаками, причём масштаб в разных местах карты бу­дет уже не постоянный, а разный. Кроме того, географические карты составляются не в поле, как топографические, а камераль­ными методами по другим картам.



Таким образом, всем картам свойственны определённые при­знаки.

Это, во-первых, масштабность изображения - определён­ное отношение длины любой линии на карте к длине соответствую­щих линий в натуре.

Во-вторых, передача этого изображения в кар­тографической проекции (глобус можно рассматривать как проек­цию поверхности земного шара на маленький шар, имеющий об­щий с ним центр, план как проекцию очень малой, а поэтому почти плоской поверхности земного шара на плоскую поверхность бу­маги).

В-третьих, применение для изображения разных географи­ческих элементов разнообразных условных знаков, цифр, над­писей.

Карты, составленные без соблюдения масштаба, без градус­ной сетки и лишь схематически в общих чертах передающие раз­мещение тех или иных объектов на изображаемой территории, называются картосхемами.

 

Топографические (картографические) условные знаки

Топографические (картографические) условные знаки – символические штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на топографических картах.

Для топографических условных знаков предусмотрена общность обозначений (по начертанию и цвету) однородных групп объектов, при этом основные знаки для топографических карт разных стран не имеют между собой особых различий. Как правило, топографические условные знаки передают форму и размеры, местоположение и некоторые качественные и количественные характеристики воспроизводимых на картах предметов, контуров и элементов рельефа.

Топографические условные знаки принято разделять на масштабные (или площадные), внемасштабные, линейные и пояснительные.

Масштабные, или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную площадь и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты или плана. Площадной условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски. Контур объекта показывается точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или условным знаком соответствующей границы (канавы, изгороди). Заполняющие знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, горизонтальными и вертикальными рядами). Площадные условные знаки позволяют не только найти расположение объекта, но и оценить его линейные размеры, площадь и очертания.

Внемасштабные условные знаки используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты. Эти знаки не позволяют судить о размерах изображаемых местных предметов. Положению предмета на местности соответствует определенная точка знака. Например, для знака правильной формы (например, треугольника, обозначающего пункт геодезической сети, круга – цистерну, скважину) – центр фигуры; для знака в виде перспективного рисунка объекта (фабричная труба, монумент) – середина основания фигуры; для знака с прямым углом в основании (ветряной двигатель, бензоколонка) – вершина этого угла; для знака, сочетающего несколько фигур (радиомачта, нефтяная вышка), – центр нижней из них. Следует учесть, что одни и те же местные предметы на картах или планах крупных масштабов могут быть выражены площадными (масштабными) условными знаками, а на картах мелких масштабов – внемасштабными условными знаками.

Линейные условные знаки предназначены для изображения протяженных объектов на местности, например железные и автомобильные дороги, просеки, линии электропередач, ручьи, границы и другие. Они занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными условными знаками. Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба. Обычно она получается больше ширины изображаемого объекта местности, а его положению соответствует продольная ось условного знака. Линейными топографическими условными знаками изображаются также горизонтали.

Пояснительные условные знаки применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте местных предметов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и т. д. Различные надписи и собственные названия объектов на картах также носят пояснительный характер; каждая из них выполняется установленным шрифтом и буквами определенного размера.

На топографических картах, по мере умельчения их масштаба, однородные условные знаки объединяются в группы, последние – в один обобщенный знак и т.д., в целом систему данных обозначений можно представить в виде усеченной пирамиды, в основании которой лежат знаки для топографических планов масштаба 1: 500, а на вершине – для обзорно-топографических карт масштаба 1: 1 000 000.

Цвета топографических условных знаков едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании черным цветом; элементов рельефа – коричневым; водоемы, водотоки, болота и ледники – синим (зеркало вод – светло-синим); площади древесно-кустарниковой растительности – зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники – светло-зелёным); кварталы с огнестойкими строениями и шоссе – оранжевым; кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги – желтым.

Наряду с условными знаками для топографических карт установлены условные сокращения собственных названий политико-административных единиц (например, Московская область – Моск.) и пояснительных терминов (например, электростанция – эл.-ст., болото - бол., юго-западный – ЮЗ). Стандартизованные шрифты для надписей на топографических картах позволяют дополнительно к условным знакам давать существенные сведения. Например, шрифты для наименований населенных пунктов отображают их тип, политико-административное значение и населенность, для рек – величину и возможность судоходства; шрифты для отметок высот, характеристик перевалов и колодцев дают возможность выделить главные из них и т.д.

Рельеф местности на топографических планах и картах изображается следующими методами: методами штрихов, отмывки, цветной пластики, отметок и горизонталей. На картах крупного масштаба и планах рельеф изображается, как правило, методом горизонталей, имеющим значительные преимущества перед всеми остальными методами.

Все условные знаки карт и планов должны обладать наглядностью, выразительностью и легко вычерчиваться. Условные знаки для всех масштабов карт и планов устанавливаются нормативными и инструктивными документами и являются обязательными для всех организаций и ведомств, выполняющих съемочные работы.

Учитывая многообразие сельскохозяйственных угодий и объектов, которое не укладывается в рамки обязательных условных знаков, землеустроительные организации издают дополнительные условные знаки, отражающие специфику сельскохозяйственного производства.

В зависимости от масштаба карт или плана местные предметы показываются с различной подробностью. Так, например, если на плане масштаба 1: 2000 в населенном пункте будут показаны не только отдельные дома, но и их форма, то на карте масштаба 1: 50 000 – только кварталы, а на карте масштаба 1: 1 000 000 весь город обозначится небольшим кружком. Подобное обобщение элементов ситуации и рельефа при переходе от более крупных масштабов к более мелким называется генерализацией карт.

 

Оформление топографической карты.

 

В заголовке листа карты дают название наиболее значительного населенного пункта из числа изображенных на листе, а если населенных пунктов на данной карте нет, то помещают название какого-либо важного или крупного объекта (горы, перевала, озера и т. п.).

Слева над рамкой указывают систему координат и политико-административную принадлежность территории, изображенной на карте. Справа над рамкой указывают гриф карты, номенклатуру и год издания.

Под нижней (южной) стороной рамки слева приводят данные о магнитном склонении, сближении меридианов и поправке направления. В пояснительном тексте о склонении магнитной стрелки и сближении меридианов указывают, на какой год дается склонение и приводится величина его годового изменения. Величины склонения магнитной стрелки, годового изменения склонения и сближения меридианов указывают в градусной мере и делениях угломера. В пояснительном тексте и на чертеже, помещаемом справа от текста, приводят также поправку в дирекционный угол для перехода от него к магнитному азимуту в делениях угломера. Если в данном районе отмечается магнитная аномалия, то на соответствующих листах карты величину склонения магнитной стрелки на чертеже не подписывают, а величины склонения магнитной стрелки и сближения меридианов приводят в тексте.

Под южной рамкой карты посредине помещают линейный и численный масштабы карты, указывают величину масштаба и высоту сечения рельефа, правее масштаба дают шкалу заложений, предназначенную для определения крутизны скатов.

Под рамкой справа приводят текст, в котором излагают сведения о способе создания карты, времени съемки, а также о материалах, использованных при составлении и обновлении листа карты.

За рамкой листа (с восточной стороны)могут приводиться различные дополнительные сведения (о геодезической основе, проходимости местности и т. д.), а также дополнительные условные знаки.

Между внутренней и внешней линиями рамки листа карты дают оцифровку вертикальных и горизонтальных линий координатной (километровой) сетки и подписи географических координат углов рамки. Стороны рамки разбиты на минутные деления (по широте и долготе), а каждое минутное деление точками разбито на шесть частей по десять секунд каждая.

У выходов за рамку карты железных и шоссейных дорог помещают название ближайшего города или поселка, куда ведет данная дорога, с указанием расстояния в километрах от рамки до этого населенного пункта.

 

Измерение расстояний, площадей по карте.

Численный масштаб — масштаб карты, выраженный дробью, числитель которой — единица, а знаменатель — число, показывающее степень уменьшения на карте линий местности (точнее — их горизонтальных проложений); чем меньше знаменатель масштаба, тем

крупнее масштаб карты. Подпись численного масштаба на картах обычно сопровождается указанием величины масштаба — расстояния на местности (в метрах или километрах), соответствующего одному сантиметру карты. Величина масштаба в метрах соответствует знаменателю численного масштаба без двух последних нулей,

При определении расстояния с помощью численного масштаба линия на карте измеряется линейкой и полученный результат в сантиметрах умножается на величину масштаба.

Линейный масштаб — графическое выражение численного масштаба; он представляет прямую линию, разделенную на определенные части, которые сопровождаются подписями, означающими расстояния на местности. Линейный масштаб служит для измерения и откладывания расстояний на карте. На рис. 10 расстояние между точками А и В равно 1850 м.

Поперечный масштаб — график (обычно на металлической пластинке) для измерения и откладывания расстояний на карте с предельной графической точностью (0,1 мм).

Стандартный (нормальный) поперечный масштаб (рис. II) имеет большие деления, равные 2 см, и малые деления (слева на графике), равные 2 мм', кроме того, на графике имеются отрезки между вертикальной и наклонной линиями, равные по первой горизонтальной линии — 0,2 мм, по второй — 0,4 мм, по третьей — 0,6 мм и т. д. С помощью стандартного поперечного масштаба можно измерять и откладывать расстояния на карте любого (метрического) масштаба. Отсчет расстояния по поперечному масштабу состоит из суммы отсчета на основании графика и отсчета отрезка между вертикальной и наклонной линиями. На рис. 11расстояние между точками А и В (при масштабе карты 1:100 000) равно 5500 м (4 км +1400 м+100 м).

Измерение расстояний циркулем-измерителем. При измерении расстояния по прямой линии иглы циркуля устанавливают на конечные точки, затем, не изменяя раствора циркуля, по линейному или поперечному масштабу отсчитывают расстояние. В том случае, когда раствор циркуля превышает длину линейного или поперечного масштаба, целое число километров определяется по квадратам координатной сетки, а остаток — обычным порядком по масштабу.

Ломаные линии удобно измерять путем последовательного наращивания раствора циркуля прямолинейными отрезками, как показано на рис. 12.

Измерение' длин кривых линий производится последовательным отложением «шага» циркуля (рис. 13). Величина «шага» циркуля зависит от степени извилистости линии, но, как правило, не должна превышать 1 см. Для исключения систематической ошибки длину «шага» циркуля, определенную по масштабу или линейке, следует проверять измерением линии километровой сетки длиной 6—8 см.

Длина извилистой линии, измеренной по карте, всегда несколько меньше ее действительной длины, так как измеряются не кривая линия, а хорды отдельных участков этой кривой; поэтому в результаты измерений по карте приходится вводить поправку — коэффициенты увеличения расстояний

Измерение расстояний курвиметром. Вращением колесика стрелку курвиметра устанавливают на нулевое деление, а затем прокатывают колесико по измеряемой линии с равномерным нажимом слева направо (или снизу вверх); полученный отсчет в сантиметрах умножают на величину масштаба данной карты.

Определение расстояний по прямоугольным координатам в пределах одной зоны можно произвести по формуле

где D — длина линии, л;

Xi, Yi — координаты начальной точки прямой; Xi, yi — координаты конечной точки прямой.

Определение площадей по квадратам километровой сетки. Площадь участка определяется подсчетом целых квадратов и их долей, оцениваемых на глаз. Каждому квадрату километровой сетки соответствует: на картах масштаба 1:25000 и 1:50000—1 кв. км, на картах масштаба 1:100 000 — 4 кв. км, на картах масштаба 1:200000—16 кв. км.

Определение площадей геометрическим способом. Участок разбивается прямыми линиями на прямоугольники, треугольники и трапеции. Площади этих фигур вычисляют по формулам геометрии, предварительно измерив необходимые величины. Формулы вычисления площадей Р геометрических фигур: — прямоугольника со сторонами а и Ь:

Р=а-Ь-,

прямоугольного треугольника с катетами а и Ь:

треугольника со стороной о и высотой h:

трапеции с параллельными сторонами а и & и высотой h:

 

    • Точность измерения расстояний по карте. Поправки на расстояние за наклон и извилистость линий.

Точность определения расстояний по карте зависит от масштаба карты, характера измеряемых линий (прямые, извилистые), выбранного способа измерения, рельефа местности и других факторов.
Наиболее точно определить расстояние по карте можно по прямой линии.
При измерении расстояний с помощью циркуля-измерителя или линейкой с миллиметровыми делениями средняя величина ошибки измерения на равнинных участках местности обычно не превышает 0,7-1 мм в масштабе карты, что составляет для карты масштаба 1:25000 - 17,5-25 м, масштаба 1:50000 – 35-50 м, масштаба 1:100000 – 70-100 м.
В горных районах при большой крутизне скатов ошибки будут больше. Это объясняется тем, что при съемке местности на карту наносят не длину линий на поверхности Земли, а длину проекций этих линий на плоскость.
Например, При крутизне ската 20° (рис. 6) и расстоянии на местности 2120 м его проекция на плоскость (расстояние на карте) составляет 2000 м, т. е. на 120 м меньше.
Подсчитано, что при угле наклона (крутизне ската) 20° полученный результат измерения расстояния по карте следует увеличивать на 6% (на 100 м прибавлять 6 м), при угле наклона 30° - на 15%, а при угле 40° - на 23%.

 

Рис. 6. Проекция длины ската на плоскость (карту) При определении длины маршрута по карте следует учитывать, что расстояния по дорогам, измеренные на карте с помощью циркуля или курвиметра, в большинстве случаев получаются короче действительных расстояний. Это объясняется не только наличием спусков и подъемов на дорогах, но и некоторым обобщением извилин дорог на картах. Поэтому получаемый по карте результат измерения длины маршрута следует с учетом характера местности и масштаба карты умножить на коэффициент, указанный в таблице.

 

Характер местности Коэффициент увеличения длины маршрута, измеренного по карте масштаба
1: 50000 1: 100000 1: 200000
Горная (сильнопересеченная) 1,15 1,20 1,25
Холмистая (среднепересеченная) 1,05 1,10 1,15
Равнинная (слабопересеченная) 1,00 1,00 1,05
    • Простейшие способы измерения площадей по карте.

Приближенную оценку размеров площадей производят на глаз по квадратам километровой сетки, имеющейся на карте. Каждому квадрату сетки карт масштабов 1:10000 - 1:50000 на местности соответствует 1 км2 , квадрату сетки карт масштаба 1:100000 - 4 км2, квадрату сетки карт масштаба 1:200000 - 16 км2.
Более точно площади измеряют палеткой, представляющей собой лист прозрачного пластика с нанесенной на него сеткой квадратов со стороной 10 мм (в зависимости от масштаба карты и необходимой точности измерений).
Наложив такую палетку на измеряемый объект на карте, подсчитывают по ней сначала число квадратов, полностью укладывающихся внутри контура объекта, а затем число квадратов пересекаемых контуром объекта. Каждый из неполных квадратов принимаем за половину квадрата. В результате перемножения площади одного квадрата на сумму квадратов получают площадь объекта.
По квадратам масштабов 1:25000 и 1:50000 площади небольших участков удобно измерять офицерской линейкой, имеющей специальные вырезы прямоугольной формы. Площади этих прямоугольников {в гектарах ) указаны на линейке для каждого масштаба гарты.

 

Рельефявляется важнейшим элементом местности, определяющим ее тактические свойства. Под рельефом, местности понимают сочетание всех неровностей на земной поверхности.

Рельеф местности может быть равнинным, холмистым и горным - это три основных типа рельефа. Тот или иной тип рельефа определяется по абсолютным высотам, относительным превышениям и преобладающей крутизне скатов (см. табл. 1). Для этого дают оценку основным формам и деталям рельефа, а также устанавливают по подписям на карте наибольшие и наименьшие отметки высот и глазомерно определяют преобладающую крутизну скатов.

Кроме типов рельефа различают еще и более мелкие формы рельефа. Существует пять основных формрельефа: гора, хребет, котловина, лощина, седловина.

1. Гора - участок земной поверхности куполообразной или конической формы, значительно возвышающийся над окружающей местностью (500 м и более над уровнем моря). Небольшая гора называется холмом или высотой, а искусственный холм - курганом. Верхняя точка горы называется горной вершиной, нижняя часть (основание) - подошвой, а склон от вершины к подошве – скатом.

Возвышенность господствующая над окружающей местностью называется командной высотой. Возвышенная равнина, ограниченная уступами от соседних равнин называется плато. Если поверхность плато высоко поднята и сильно расчленена, то это плоскогорье.

2. Хребет - вытянутое в одном направлении возвышение с четко выраженными склонами, пересекающимися в верхней части.

Линия, разделяющая сток атмосферных вод по противоположным склонам, называется водоразделом.

3. Котловина - замкнутое со всех сторон чашеобразное понижение, нижняя часть которого называется дном.

4. Лощина - вытянутое, углубленное понижающееся в одном направлении образование, имеющее пологие склоны. Перегибы окатов лощины называются бровками, а линия по дну, к которой направлены скаты и которая соединяет низшие точки называется тальвегом. Большие и широкие лощины с пологими окатами называются долинами. По дну долин протекают реки. Глубокие промоины с крутыми незадернованными окатами - овраги, а глубокие лощины с крутыми задернованными скатами - балки.

5. Седловина - понижение между двумя возвышенностями, напоминающее по своей форме седло. В горах седловина, как правило, является местом перевала через горный хребет и почти всегда местом начала двух лощин, расходящихся в противоположном направлении.
Изображение рельефа местности на топокартах. Общие правила

изучения рельефа.

На топографических картах рельеф изображается в ^ Балтийской системе высот горизонталями и условными знаками и дополняется числовыми отметками высот отдельных точек на местности, цифровыми характеристиками его отдельных деталей и указателями направлений скатов.

Наиболее точным и совершенным является способ изображения рельефа горизонталями.

Горизонтали - это кривые замкнутые линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми высотами, т. е. линии равных высот на карте.

Каждая горизонталь в отдельности показывает точное очертание формы рельефа на заданном уровне. Все вместе взятые горизонтали достаточно наглядно изображают общий вид, расположение, связь всех элементов рельефа (рис. 1).

Там, где местность выше, горизонталей получается больше. Следовательно, по числу горизонталей на карте можно определить превышение одних точек местности над другими. Там, где скаты круче, горизонтали располагаются ближе одна к другой.

Чтобы отличить выпуклую часть формы рельефа от вогнутой, нужно знать еще направление ската.

^ Направление ската можно определить различными способами (рис.2.):

1. По указателям, скатов. Для этой цели на горизонталях вдоль направления ската ставят перпендикулярные к ним черточки - штрихи, называемые указателями направления скатов ("бергштрихи"). Конец штриха направлен всегда в сторону понижения ската.

2. По отметкам горизонталей. Цифры, расположенные на горизонталях всегда своим верхом обращены в сторону повышения ската.

3. По отметкам высот. Если указаны высоты отдельных точек, то понижение происходит по мере продвижения в сторону отметки с меньшей высотой.

4. По расположению водоемов. Водоемы всегда располагаются в пониженных районах.

Рис.1. Изображение горизонталями типовых форм рельефа

Рис. 2. Определение по горизонталям форм рельефа и направления скатов

Определение по карте абсолютных высот и относительных превышений точек местности, подъемов и спусков, форм и крутизны скатов. Условные знаки элементов рельефа, не выражающихся горизонталями.
Для того чтобы проводить измерения по карте с учетом рельефа местности необходимо знать высоту сечения рельефа.

^ Высота сечения рельефа - это расстояние по высоте между двумя смежными плоскостями, или расстояние между двумя горизонталями на карте по высоте. Выбор высот сечения зависит от масштаба карты и от характера рельефа (таблица 1).

Таблица 1

Масштаб карты Высота сечения (м)
стандартная для горной местности
1 : 10 000 2,5 5
1 : 25 000 5 10
1 : 50 000 10 20
1 : 100 000 20 40

 

Могут быть случаи, когда при данной высоте сечения рельефа некоторые необходимые подробности рельефа не могут быть выражены, так как находятся между секущими поверхностями. В этих случаях помимо основных горизонталей, применяются половинные (дополнительные) горизонтали, проводимые через половину сечения, или вспомогательные, проводимые через четверть сечения. Это делается для удобства измерений и расчетов по карте. С этой же целью и для удобства подсчета горизонталей на карте каждая пятая оплошная горизонталь утолщается утолщенная горизонталь.

Расстояние между соседними основными горизонталями на карте называется заложение. По степени сближения горизонталей между собой определяется крутизна ската. Но на карте изображаются не сами скаты, а их проекции на уровенную поверхность, которые называют заложениями скатов.

В соответствии с этим можно заключить: чем меньше заложение между горизонталями на карте, тем круче скат, и, наоборот, чем заложение больше, тем скат положе.
Так, элементами ската являются:

h - высота сечения;

d - заложение;

α - крутизна ската.

Некоторые элементы рельефа не выражаются горизонталями. Для их обозначения используют условные знаки, представленные в таблице 2, при этом естественные образования рельефа изображаются на картах условными знаками коричневого цвета, а искусственные - черным цветом/

Таблица 2

 

Условные знаки Название
Курганы и бугры: а) выражающиеся в масштабе карты; б) не выражающие­ся в масштабе карты (5 и 3 - высоты в метрах)
Ямы: а) выражающиеся в масштабе карты; б) не выражающиеся в масшта­бе карты (б и 3 - глубины в метрах)
Овраги и промоины(узкие овраги); а) шириной в масштабе карты более 1 мм; б) шириной 1 мм и менее (8-ширина между бровками, 4 – глубина в метрах)
а) Обрывы (21 -высота в метрах); б) укрепленные уступы полей на террасированных участкахсклонов
Бровки (задернованные уступы, не выражающиеся горизонталями)
Оползни (смещение грунта вниз по склону возвышенности): а) на кар­тах масштабов 1:25000, 1:50000 и 1:100000; б) на карте масштаба 1: 200000
Осыпи: а) рыхлых пород (песчаные, гли­нистые); б) твердых пород (каменисто-щебеночные, галечниковые); на карте масштаба 1:200000 для всех осыпей применяется знак «б»
Скалы и скалистые обрывы
Наледи (ледяные поверхности, образо­вавшиеся в результате замерзания воды, выступающей поверх льда на реках.)
Ледяные обрывы и ископаемые льды (7 — высота в метрах)

 


^ Крутизна ската определяется по величине заложения ската между двумя смежными горизонталями. На рисунке 3 показана зависимость между заложением и крутизной ската, которая и лежит в основе всех способов определения крутизны скатов.

Рис. 3. Зависимость между заложением и крутизной ската
^ Наиболее распространенные способы определения крутизны скатов :

По шкале заложения. Шкалой заложения называется специальный график, помещаемый на всех наших топографических картах, рядом с линейным масштабом. Вдоль горизонтального основания этой шкалы подписаны цифры, означающие крутизну ската в градусах. На перпендикулярах к основанию отложены в масштабе карты соответствующие им заложения: в левой части шкалы - заложения при основной высоте сечения, а в правой - при пятикратной, т.е. заложение между двумя смежными утолщенными горизонталями.

^ С помощью циркуля или полоски бумаги измеряют расстояние между двумя смежными горизонталями на интересующем нас скате и затем, приложив этот отрезок к шкале, как показано на рис. 4., читают внизу число градусов крутизны ската. В нашем примере крутизна ската вдоль отрезка аЬ равна 3,5°.

Рис.4. Определение крутизны ската по шкале заложений

Правой частью шкалы пользуются в том случае, если горизонтали расположены очень близко одна к другой и измерить расстояние циркулем между ними затруднительно.

Пример: крутизна ската вдоль отрезка m n равна 10 °.

^ Оценка крутизны скатов на глаз. При крутизне скатов не более 25° можно приближенно считать, что крутизна, ската обратно пропорциональна заложению: α = 60 / hd (рис.4). На этом и основан данный способ определения крутизны ската.

Предварительно надо определить по шкале заложений крутизну ската, которая на данном листе карты соответствует заложению в 1 см. Далее дается глазомерная оценка, в сантиметрах заложения между смежными горизонталями данного ската. Определяемая крутизна получится как частное от деления крутизны ската, соответствующего заложению в 1 см, на величину заложения d. Например, на карте масштаба 1: 25 000 с высотой основного сечения 10 м крутизна ската при заложении 1 см равна примерно 2,5°, - тогда, если заложение между смежными горизонталями равно 0,5 см, крутизна в этом месте будет около 5°, а если заложение равно 1 мм, то крутизна ската будет около 25°.

Крутизна ската, соответствующая заложению в 1 см., зависит от масштаба карты, от высоты сечения и различна на разных картах. Однако, определяемая крутизна ската во столько раз больше (меньше) 1° , во сколько раз его заложение между смежными сплошными горизонталями меньше (больше) 1 см (т.к. заложению в 1 см. соответствует одна и та же крутизна, равная 1,2° или округленно 1°). Например, на карте масштаба 1: 50 000 с высотой сечения 10 м. крутизна ската будет равна: при заложении 0, 5 см - 2 ° , при наложении 0, 1 см -10°, при заложении 2 см - 0, 5 °.
При изучении местности всегда дают оценку рельефу данной местности. ^ Изучается рельеф в следующем порядке:

1. Изучение общего характера рельефа путем оценки горизонталей расположенных на карте (тип, форма, пересеченность и т.д.).

У равнинной местности горизонтали имеют сравнительно прямолинейное, несколько извилистое начертание с величиной заложения 1см и более и с множеством дополнительных и второстепенных горизонталей, отображающих детали рельефа.

Горизонтали холмистой местности расположены ближе друг к другу и имеют округлую форму, образуя небольшие замкнутые фигуры.

У горной местности горизонтали проходят близко к другой, заложение между ними на скатах гор не более 1-2 мм.

Во время движения по незнакомой местности приходится определять по карте границы подъемов и спусков, вдоль маршрута. Эти границы, как правило, совпадают с характерными точками рельефа, которые и следует определить.

Взаимное превышение точек определяется как разность их абсолютных высот. Если точки расположены на одном и том же скате, то подсчитывается число промежутков между горизонталями у этих точек и умножается на высоту сечения. Например, точка 5 расположена выше точки 6 на 45 м. (4.5 промежутка между горизонталями) и выше точки 2 на 55 м.

Полями невидимости называются закрытые участки местности, не просматриваемые с пунктов наблюдения. Их наблюдают с других НП или с воздуха.

Знать о таких участках местности необходимо для того, чтобы лишить противника возможности пользоваться ими для скрытых действий. Кроме того, зная примерное расположение НП противника, можно на карте нанести площади (поля невидимости) в своем расположении, которые не просматриваются со стороны противника и в соответствии с этим принимать более правильное решение по выбору скрытых подступов, мест сосредоточения и т.д.

В зависимости от наличия времени их определяют приближенно (без графических построений) или способом построения профилей местности (основной способ), При этом задача сводится к нахождению границ полей невидимости.

Проследим по рис.5 рельеф по дороге от отдельного дерева до моста. Подъем начинается от дерева 1 и продолжается до водораздела хребта 2, далее следует спуск в лощину до водослива 3, затем подъем до водораздела 4, спуск к седловине 5, подъем на вершину 6 и спуск до поворота дороги 7. Между точками 7 и 8 дорога идет ровно, а от точки 8 начинается спуск к мосту.

Рис. 5. При движении по дороге

Если дорога пересекает одну и ту же горизонталь, то надо ориентироваться на указатель ската, который показывает общее направление данного ската или на ручей (рис. 6).

Рис.6. Движение по дороге пересекающей одну и ту же горизонталь
Очевидно, что от ручья вправо идет повышение. При движении от моста к дереву на участках 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 будут подъемы, а на остальных участках - спуски.

Если дорога проходит между двумя смежными горизонталями, не пересекая ни одной из них, то происходит чередование подъемов и спусков (рис.7.). При движении справа налево на. участках 1-2, 3-4, 5-6 и 7-8 будут спуски, на остальных – подъемы, а на участке 8-9 не будет ни подъемов ни спусков, т.к. движение осуществляется по направлению горизонтали.

Рис.7. Определение границ подъемов и спусков по дороге

проходящей между двумя смежными горизонталями
2. Определение взаимного расположения объектов рельефа и объектов гидрографии (направление водоразделов, расположение рек, озер, болот и т.д.).

3. Более подробное изучение форм и деталей рельефа, оценка тактических свойств отдельных форм рельефа. Определение высот точек превышений между ними (полей невидимости), направления и крутизны скатов.

^ Абсолютную высоту любой точки определяют на карте по высоте ближайшей к ней горизонтали, используя высотные отметки. Если точка расположена на горизонтали, то ее абсолютная высота равна высоте этой горизонтали. Если точка расположена между горизонталями, то надо определить высоту ближайшей к ней нижней горизонтали и прибавить к ней превышение точки над горизонталью. Это превышение определяется на глаз. Например абсолютная высота точки 1 на рисунке 8 равна 230 м., так как горизонталь на которой она расположена, лежит на три высоты сечения выше горизонтали с отметкой 200 м. Высота точки 2 равна 205 м, так как она расположена посредине между горизонталями 200 м и 210 м. Точки 3 и 4 имеют примерно одинаковую высочу 242 м.

Рис.8. Определение абсолютных высот и взаимного превышения точек
Если построить на карте поля невидимости в секторах наблюдения с нескольких НП, то получим общую картину полей невидимости в данной полосе местности. Участки не просматриваемые ни с одного НП закрашиваются цветными карандашами: красным - в расположении противника, синим - в нашем расположении.

 

Горизонталь. Бергштрих. Обозначение на карте объектов рельефа.

 

Настало время перейти к изучению самой интересной группы знаков — объектов рельефа. Среди объектов рельефа есть ориентиры и линейные, и площадные, и точечные. Формы рельефа местности могут быть очень разнообразными. Невозможно предусмотреть условные знаки для всех форм рельефа, которые могутвстретиться в природе. Поэтому объекты рельефа наносятся на карту особым образом. В обозначении большей части объектов рельефа используется горизонталь. Горизонталь — это линия карты, соответствующая определенному уровнювысоты на местности. Иногда, горизонтали называют еще «линии высот». В отличие от дороги так просто разглядеть или «пощупать» горизонталь нельзя. Представим, что кто-нибудь провелкраской на местности линию, соответствующую горизонтали. Двигаясь вдоль этой линии, мы все время будемнаходиться на одной высоте, то есть не будем ни спускаться, ни подниматься. В будущем вы более подробно познакомитесь с горизонталями(линиями высот) и их свойствами. Здесьже мы будем рассматривать различные виды рельефа, как отдельные условные знаки. Во-первых, следует обратить внимание на небольшую коричневую черточку, расположенную поперек горизонтали. Это бергштрих. Бергштрих показывает направление склона. Бергштрих всегда направлен вниз по склону— посмотрите на изображение ямы. При обозначении бугра бергштрих иногда не показывают. 104 Указатель направления ската (бергштрих) На изображении бугорка и ямки горизонтальпоказана пунктиром. Значит высота (или глубина) этих объектов рельефа невелика. 114 Яма Показывается горизонталями с бергштрихами. Выделяющаяся, не попадающая в основное сечение, яма может быть показана основной горизонталью, если ее глубина не отличается больше чем на 25% от основного сечения. Маленькие или плоские ямы показываются вспомогательными горизонталями. Цвет: коричневый. Чем ближе горизонтали друг к другу, тем круче склон. И наоборот, чем дальше друг от друга, тем склон положе. Высота объекта рельефа определяется числом горизонталей. Гряда — это овраг «наоборот», то есть «вверх». Выступ и ложок составляют такую же пару, какгряда и овраг, бугор и яма. Промоина — это след от потока воды, она похожа на ложок, но ее края круты и обрывисты. 109 Промоина Похожий на расческу знак обрыва — это горизонталь с множеством бергштрихов. Зубцы показывают вниз. Чем длиннее зубцы, тем выше лететь с такого обрыва. 106 Грунтовый обрыв Седловина — место между двумя ямами или двумя буграми. Некоторые другие объекты рельефа вы уже изучили, знакомясь с линейными и площадными ориентирами. По прошествии 1–2 лет после подготовки карты, одни дорожки могут зарасти, появятся новые дорожки. На месте густого леса проделают вырубки. Поляны покроются высокой порослью. Лишь объекты рельефа, особеннокрупные, не претерпят заметных изменений. Запомните, ориентирование по рельефу — самое надежное ориентирование.

 





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.92.155.160
Генерация страницы за: 0.051 сек.