Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации?
В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.
Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1. Наблюдение учащихся.
Целевое посещение уроков в 4 классах.
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих проблемы в
мотивационно-личностной, интеллектуальной сферах, в межличностном общении путём наблюдения.
2. Психолого-педагогическая диагностика.
1. Экспертный опрос педагогов.
ноябрь
Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путём диагностики.
2. Диагностика интеллектуальной сферы.
январь
3. Диагностика мотивации учения.
февраль
4.Диагностика школьной тревожности.
март
5.Диагностика межличностных отношений в коллективе.
март
3.Коррекционно-развивающая работа.
1.Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия).
октябрь-апрель
Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.
2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально).
в течение года
3. Классные часы.
4.Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов.
1. Родительское собрание: «Психологическая готовность учащихся к переходу в среднюю школу».
ноябрь-март
Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определённой ответст венности за ребёнка.
2. Общее родительское собрание: «Скоро в 5 класс!».
апрель
3. Индивидуальное консультирование.
в течение года
1. Семинар: «Психологическое здоровье учащихся».
март
Повышение психологической компетентности в вопросах подго товки учащихся к переходу в среднюю школу. Преодоление трудностей через педагогические средства.
2. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом.
в течение года
5.Экспертная работа.
Пед. консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу».
май
Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
6. Методическая и аналитическая работа.
1.Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к
выполнению
запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, семинару, тренингам, классным часам.
Определение способностей к тому или иному виду деятельности, профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, индивидуальных возможностей, способствующих начальному профессиональному самоопределению.
1.Предпрофильный курс по психологии: «Путь к успеху» (9-10 кл.).
декабрь- январь
Овладение социально-психологическими знаниями. Осознание своих профессиональных
намерений,
интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, эмоционального отношения к выбору профессии.
2.Классные часы.
ноябрь, март
3.Консультативная работа с учащимися.
Индивидуальные и групповые консультации.
в течение года
Продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии. Психологическая поддержка.
4.Консультативная и просветительская работа с родителями учащихся и классными руководителями, работающими в 9, 10 кл.
1.Родительское собрание: «Психологическая помощь в выборе профессии» (9 кл.).
декабрь
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах выбора профессии.
2.Индивидуальное консультирование родителей.
в течение года
3.Консультирование педагогов по вопросам профессиональной ориентации учащихся.
в течение года
5.Методическая и аналитическая работа.
1.Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к курсу, к классным часам, родительским собраниям.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для занятий.
сентябрь, октябрь
4.Обработка диагностики
в течение года
5.Анализ деятельности
январь, май
Психологическая помощь учащимся к экзаменам
Психологическая помощь учащимся 11, 9 классов в подготовке к экзаменам
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1. Коррекционно-развивающая работа.
1. Тренинг: «Психологическая подготовка к экзаменам»
март
Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свои силы.
2. Классный час
апрель
2. Консультативная работа с учащимися.
Индивидуальные и групповые консультации.
в течение года
Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ своих установок.
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами, работающими в 9 классах.
1. Родительское собрание: «Психологическая помощь ребёнку в подготовке к экзаменам».
апрель
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах психологической подготовки к экзаменам.
2. Индивидуальное консультирование родителей учащихся.
в течение года
3. Консультирование педагогов по вопросам психологической подготовки учащихся к экзаменам.
в течение года
4. Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка к тренингу, классному часу.
март, апрель
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к родительскому собранию.
апрель
3. Изготовление пособий для тренинга.
февраль
4. Анализ деятельности
январь, май
Мотивационно - личностное развитие 10 классов
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1. Наблюдение учащихся
Целевое посещение уроков
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сфере путём наблюдения.
2. Психолого-педагогическая диагностика.
1. Диагностика эмоционального состояния учащихся во вновь созданных классах.
сентябрь
Выявление учащихся, испытывающих проблемы адаптации, проблемы в мотивационно-личностной сфере
2. Диагностика мотивации учения.
октябрь
3. Диагностика тревожности.
ноябрь
4. Диагностика самооценки
ноябрь
5. Углублённое психологическое исследование (индивидуально)
в течение года
3. Коррекционно-развивающая работа
1. Проведение классных часов
в течение года
Повышение положительного отношения к учёбе, учебной активности; обучение способам саморегуляции и самоконтроля; формирование чувства уверенности в себе, в свои силы. Получение начальных, базовых знаний о психологии.
2. Проведение занятий: «Что такое психология?»
в течение года
4. Консультационная работа с учащимися 9-11 классов
Индивидуальное и групповое консультирование по проблемам мотивационно-личностной сферы
в течение года
Выявление причин возникновения проблем в развитии личностной и мотивационной сферы, совместный
поиск путей
разрешения проблем. Психологическая поддержка.
5. Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 9-11 классов
1.Родительское собрание: «Проблемы старшего подросткового возраста» (9 кл.).
декабрь
Повышение психологической компетенции родителей учащихся в вопросах возрастных особенностей подрост- кового возраста, принятие на себя ответственности за формирование позитивных отношений с ребёнком, за мотивационно-личностное развитие.
2.Родительское собрание: «Влияние семейной микросреды на психическое развитие ребёнка. Роль общения в семье» (10 - 11 кл.).
январь
3. Индивидуальные консультации.
в течение года
6.Консультационная и просветительская работа с педагогами, работающими в 9-11 классах.
1. Семинар: «Школьные конфликты. Пути их разрешения».
март
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие педагогической и
психологической стороны деятельности учителей,
работающих с учащимися 9-11 кл.
2.Консультирование по актуальным запросам,
касающихся проблем обучения, поведения
конкретных учащихся или класса в целом.
в течение года
7. Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы
2. Подготовка к собраниям, семинару, занятиям, классным часам.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для занятий.
сентябрь
4. Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
Оснащение:
психологическая литература, диагностический инструментарий, программы занятий, программы тренингов для учащихся, разработки классных часов, психолого-педагогический лекторий для родителей и педагогов, программы психологических гостиных для родителей, наглядные пособия, музыкальное оснащение пособия для психологических занятий.
Посещение районных метод. объединений – последняя среда месяца. Посещение городских метод. объединений - первая среда месяца. Прохождение курсов по повышению квалификации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление