Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательная ветвь власти. Федеральный уровень




Президент.

Главой ФРГ согласно Конституции является федеральный президент, которого набирает на 5-летний срок специально созываемое Федеральное собрание. Оно создается из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель. На пост президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в бундестаг, достигший возраста 40 лет. Правом выдвижения кандидатуры на пост президента обладает каждый член Федерального собрания. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока.

По Конституции федеральный президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, осуществляет право помилования и другие. Однако для действительности таких актов необходима их контрасигнатура канцлером или соответствующим министром.

Ответственность президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения его в умышленном нарушении Конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть толь ко бундестаг или бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения требует большинства в 2/3. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение.

Парламент Федеративной Республики Германии фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестага и верхней Бундесрата (формально в Германии Бундесрат не рассматривается как палата парламента).

Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право быть из бранным имеют лица, достигшие 18 лет, являющиеся не менее 1 года гражданами ФРГ и не лишенные активного избирательного права.

Избирательный закон устанавливает определенное число депутатов бундестага - 656 (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы). Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом (привилегия депутата на свободные выступления и голосования в парламенте – это означает, что он не несет ответственности за любые действия, совершенные им при исполнении служебных обязанностей; даже после того, как депутат перестает быть членом парламента, никто не может привлечь его к ответственности за эти действия).

При выборах депутатов бундестага применяется смешанная система - так называемая «персонализированная пропорциональная». Половина депутатов бундестага (328) избирается в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий.

Каждый избиратель на выборах в бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос - за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга.

В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие, то есть применяется мажоритарная система относительного большинства. Остальные 328 мест заполняются кандидатами из земельных списков партий. По земельным спискам существует требование получить не менее 5% от числа всех голосующих по стране.

В соответствии с Конституцией и регламентом руководит заседаниями бундестага избранный им на весь срок полномочий председатель. Он осуществляет распорядительную деятельность в здании бундестага, ему подчинены службы этого органа, он обладает «полицейской властью» в нем. Существует также должность заместителя председателя бундестага. Кроме этого, к должностным лицам относится секретарь.

Существенную роль в работе бундестага играют его комитеты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные. Отраслевые комитеты подразделяются на обязательные (их три: комитеты по делам Европейского союза, иностранным делам и обороне; образование этих комитетов предусмотрено в Основном законе) и факультативные (их число меняется в зависимости от ситуации).

В бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов бундестага). Их руководство участвует в формировании органов бундестага. Председатель палаты, его заместитель и представители фракций образуют совет старейшин. Он принимает повестку дня на основе единогласия, распределяет депутатов по комиссиям, решает процедурные вопросы.

В компетенцию бундестага входит развитие законодательства, утверждение федерального бюджета, избрание Федерального канцлера и парламентский контроль за деятельностью федерального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.

Важнейшую функцию бундестага составляет законотворчество. Законодательная инициатива принадлежит федеральному правительству, членам бундестага и бундесрату

К числу важнейших полномочий бундестага относится утверждение федерального бюджета. Проект бюджета составляется федеральным правительством. Бундестаг вправе предлагать свои поправки к правительственному проекту бюджета, но если они предусматривают увеличение расходов или новые расходы, то такие поправки могут приниматься лишь с согласия правительства.

Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законодательному органу: ратифицирует международные договоры, объявляет со стояние обороны при условии угрозы агрессии, формирует некоторые другие органы государства.

Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти федерации, а также в делах Европейского союза (ст. 50 Основного закона). Если придерживаться традиционной точки зрения российских юристов, что парламент ФРГ состоит из двух палат, тогда бундесрат - это верхняя палата парламента. Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.

Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. - 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. - 6 голосов.

Каждая земля назначает столько членов в бундесрате, сколько она имеет голосов. Члены бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Практически членами бундесрата обычно назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные министры правительства земли. Членство в бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом бундестага.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав бундесрата на практике меняется по частям в связи с результата ми выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блокируются между собой при голосовании. Голоса земли могут подаваться только согласованно.

Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании бундесрата. Он замещает федерального президента.

Значительную роль в работе бундесрата играют его постоянные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов бундесрата или уполномоченных чиновников земли.

Полномочия бундесрата довольно широки: они охватывают сферу законодательства, управления, а также дела Европейского союза. Бундесрат принимает участие в законодательной деятельности. Он обладает правом законодательной инициативы, его участие в принятии конституционных и федеративных законов является обязательным. Бундесрат вправе опротестовывать обыкновенные законы, принятые бундес тагом, что влечет повторное голосование в бундестаге. По требованию бундесрата должен быть созван согласительный комитет.

При определенных условиях бундесрат может стать единственным законодательным органом. Согласно ст. 81 Основного закона по требованию федерального правительства президент ФРГ может объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях: 1) если бундестаг отклоняет правительственный законопроект, хотя канцлер связал с ним вопрос о доверии; 2) если при постановке вопроса о доверии канцлер не получил большинства голосов в бундестаге, а бундестаг отклоняет законопроект, признанный федеральным правительством неотложным. В этих случаях для принятия закона достаточно согласия только бундесрата. В отличие от бундестага бундесрат участвует в осуществлении исполнительной власти федерации. В согласии бундесрата нуждаются многие постановления федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное правительство согласно ст. 53 Основного закона обязано держать бундесрат в курсе текущих дел.

Наряду с федеральным правительством бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями. В согласии бундесрата нуждаются общие административные предписания федерального правительства, адресованные землям. По предложению федерального правительства бундесрат определяет нарушение землями норм федерального права. Он дает согласие федеральному правительству на применение союзного принуждения в отношении земель, если они не выполняют своих конституционных обязанностей.

По вопросам, относящимся к ведению Европейского союза, бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям бундесрата.

Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную деятельность, входить в состав руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли. Особую роль в правительстве играет канцлер, в связи, с чем ФРГ нередко называют канцлерской республикой.

Положение канцлера, обязанности министров, порядок работы правительства и другие вопросы регулируются специальным регламентом, который утверждается президентом (действует регламент 1951 г.).

Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению президента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в бундестаге, то есть федеральный президент практически может предложить, а бундестаг избрать канцлером лидера партии (коалиции партий), которая располагает большинством мест в парламенте.

Если предложенное президентом лицо не получает большинства голосов, бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру канцлера. Если избрание канцлера в течение 14 дней не состоялось абсолютным большинством голосов, проводится второй тур, в котором для избрания достаточно относительного большинства. Если и такая процедура не дала результатов, президент в течение 7 дней сам назначает канцлера и одновременно распускает парламент с назначением даты новых выборов. Это положение в ФРГ ни разу не применялось.

В назначении федеральных министров парламент не участвует: он определяет только канцлера. Министры назначаются президентом по предложению канцлера, а увольняются канцлером.

Основные направления федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры, которых он назначает и смещает, действуют в рамках установленных направлений политики самостоятельно, но несут за это ответственность перед канцлером и перед бундестагом. Канцлер вправе уволить министра, а бундестаг может выразить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает правительство.

Ответственность за деятельность правительства несет канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.

Региональный уровень.

На региональном уровне законодательную деятельность осуществляют ландтаги. Ландтаг (земельный парламент) — это орган, члены которого избраны из представителей народа. Он является высшим конституционным органом земли. Ландтаг принимает законы, утверждает бюджет и выбирает премьер-министра. Кроме этого, ландтаг участвует в формировании правительства и осуществляет контроль его работы. Мы живём в условиях непосредственной или так называемой представительной демократии. Вся государственная власть исходит от народа. Она реализуется путём выборов, голосований, референдумов. В остальном власть осуществляется конституционными органами страны: законодательным органом (ландтагом), органами исполнительной власти (правительством земли и подведомственными учреждениями), а также органами правосудия (государственным земельным судом и прочими судами). Среди всех органов ландтаг занимает особое место, так как это единственный орган, выбираемый непосредственно из представителей народа. Ландтаг является представительным органом, так как он представляет весь народ. Одновременно это и посреднический орган, поскольку он претворяет различные мнения и интересы граждан в юридически действенные решения, направляющие политику государства. Депутаты ландтага выбирают членов других государственных органов (правительства земли, государственных судебных палат, государственной счётно-ревизионной палаты, уполномоченных по защите данных). Кроме этого, он выполняет контролирующие функции, поскольку он обладает многими инструментами для контроля правительства земли и его администрации. В двух немецкихЗемл ях — Гамбург и Бремен парламент (ландтаг) называется Бюргершафт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.