Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шри Чинмой




Существовал еще особый тип комич. бытовых сценок (в Германии) – фастнахтшпили. Их происхождение связано с маслиничными процессиями и разыгрывавшимися их участниками бытовыми сценками. Фастнахтшпили – литерат. обработка этих сценок, сюжеты которых брались из шванков и анекдотов. Нередко под видом бытовых сценок скрывались политич. выпады.

Фарс миракль

Франсуа Вийон (1431-?1463). О том, где и как умер Франсуа Вийон, не известно. Но после 1463г. нет никаких сведений о нем. По образу жизни и тематике произв-й он близок вагантам, но его творч-во – это следующ. и весьма высокая ступень развития поэзии. В отличие от вагантов Вийон писал на старофранц. яз., а некоторые произв-я на арго (воровск. жаргон). Ваганты похожи друг на друга. В поэзии Вийона впервые представлена личность поэта, неординарная, глубокая. Как поэт по мастерству и чувству Вийон – гениальн. поэт. Франсуа Вийон заверш. Срв, хотя жил позже Данте, но в Италии Возрождение начинается раньше, чем во Франции. В поэзии Франсуа Вийона черт Ренессанса нет. Он – талантливый поэт Срв. Много монографий посвящено жизни и творч-ву Франсуа Вийона. То, что доподлинно известно о Вийоне, вмещается в несколько строк. Франсуа Вийон – современник Столетней войны, незадолго до его рожд-я значит. часть Франции и Париж занимали англичане. Франция была разорена, обезлюдела. Известно, что настоящ. фамилия Франсуа Вийона – Монкорбье де Лож. Он рано (в 8 лет) потерял отца, его воспитывала мать и, возможно, родственник матери, Вийо Вийон, который усыновил Франсуа (вероятно Вийо Вийон был свящ. в церкви). В юности Франсуа Вийон поступил на факультет искусств в Сорбонну, в 1449 – бакалавр, в 1452 – лиценциат, магистром он скорее всего не был. Был он одаренным к наукам, образованным молодым человеком. Зарабатывал тем, что писал письма и составлял бумаги. Нрава был бойкого, ловок, верховодил в компании студентов, которые занимались грабежами: залезали в монастырские подвалы, где недурственно питались и пили. Друзья называли его отцом-кормильцем. Срв студенты были неподвластны городск. суду, подчинялись только университету, наказать студента мог только декан. Студенты имели право на определенн. территорию в городе, границей которой служил межевой камень, и где они могли делать все, что угодно. Студенты этот камень втихаря отодвигали подальше, т.к. стремились к независимости от городск. администрации, из-за этого происходили драки. Франсуа Вийон был активным участником таких баталий. О куртуазии применительно к поэзии Франсуа Вийона говорить не приходится. Им воспеты кабаки: Толстуха Марго, Мул, Бык в короне; толстуха Марго, кроме всего прочего - одна из многочисленных возлюбленных Вийона (любил Франсуа Вийон красоток дебелых, занимавшихся горизонтальным ремеслом). В одной из таких таверн жила Катрин де Воссель. Биографы считают ее одной из наиболее прочных привязанностей Франсуа Вийона, периодически их отношения возобновлялись. Франсуа Вийон обессмертил ее имя в издевательск. стихах. У поэта были соперники в деле завоевания Катрин де Воссель. Имя одного из них – Филипп Сермуаз. Был он священником, но не чужд был плотских радостей и очень ревнивый. В 1455г. напал на Франсуа Вийона с ножом и ранил. Франсуа Вийон ответил ему ударом камня и убил. К счастью для Вийона тот умер не сразу и успел дать показания, что сам напал первым. Когда началось судебное разбирательство, Франсуа Вийон сбежал из Парижа и 7 месяцев скитался. За это время порядком поразбойничал. В 1456г. вернулся с ватагой разоривш. крестьян и ограбил Наваррский колледж, о чем стало известно властям. Его снова схватили, ему грозило повешенье. Но суд проявил снисхождение. Франсуа Вийон вернул свою часть награбленного и отправился в изгнание. На жизненном пути ему встречается знатный покровитель, Карл Орлеанский (граф, участник Столетней войны, попавший в плен и проведший у англичан 25 лет). Карл Орлеанский на некоторое время становится покровителем Франсуа Вийона, т.к. сам был весьма искусным поэтом (писать начал в плену), писал баллады и рондо, которые были одними из самых распростран. изысканных жанров, отличались строгими формальн. критериями. В рондо не более 14ти строк, определенные строки неоднократно повторяются, как правило заканчивается рондо начальными строками, сочиняются на 3 рифмы (как и баллада). Карл Орлеанский устраивал поэтич. турниры. Один из турниров проходил в Блуа, и Франсуа Вийон написал балладу «Поэтич. состязание в Блуа». Существует легенда, что 12ти поэтам Карлом Орлеанским была предложена первая строка, которую нужно было сделать строкой баллады. Франсуа Вийон победил, как и во многих других состязаниях поэтов. Франсуа Вийон жил по законам своего времени, его образ жизни – типичн. образ жизни школяра. По сути он предшественник многих франц. поэтов – проклятых поэтов (Верлена, Бодлера, Рембо). Жанры в творч-ве Франсуа Вийона. 1) Баллада. Возникла в курт. лирике. Это 1 из самых изменчивых жанров. Сейчас ее считают лиро-эпич. жанром, но во времена Франсуа Вийона это был жанр лирич. В его время баллады писались по строгому канону. Часто присутствовала анафора и рефрен, часто использ. парадокс, не-истина, некая сентенция, не подтверждающий, но подвергающий сомнению некое общепринятое суждение. Франсуа Вийон все, что человечество приняло как истину, подвергал сомнению. Структура баллады: состоит из 3х строф по 10 строк, в каждой строке 10-11 слогов (графически получается квадрат); 3-4 рифмы, чередуются мужская и женская, начинается с женской. Схема рифмовки в каждой строфе повторяется. Заканчивается баллада получтрофой (envoy), или посылкой – т.е. строфой, вполовину меньшей, 5 строк и те же рифмы. Строфа могла состоять и из 8ми трок по 8 слогов, с посылкой в 4 строки. (см. баллады: Толстуха Марго, Баллада повешенных и др.) Баллады Франсуа Вийон а включают также черты эпитафии, особенно Баллада повешенных. Типичный мотив для Срв: автор пытается дать мнимую весть с того света, взглянуть на жизнь с той стороны.Помимо баллад Франсуа Вийон писал рондо, дружеск. послания. Поэты-ваганты в кач-ве жанровых форм использовали исповедь, мессу, богослужение. Франсуа Вийон написал 2 завещания: малое и большое. Это не поэмы, а своего рода поэтич. циклы. В них входят балладные строфы, рондо, четверостишия, послания к друзьям, матери, врагам... Франсуа Вийон в стихах все время говорит о смерти, это 1 из основн. мотивов, т.к. он: 1) видел смерть воочию (несколько раз его помиловали); 2) смерть – это равенство; 3) чувствовал, что умирает, завершается эпоха, т.е. проявилась чуткость поэта; 4) часто размышлял о бренности жизни. В нашей лит-ре Франсуа Вийон стал известен сравнительно недавно, в нач. 20 века. Честь открытия Франсуа Вийона для русск. читателя принадлежит Илье Эренбургу (книга «Французские тетради», эссе о Франсуа Вийоне и переводы). Есть переводы Гумилева и других; о нем писали Мандельштам (Статья о Франсуа Вийоне), П. Антокольский (пьеса о Франсуа Вийоне), несколько раз упоминал Маяковский, Окуджава («Молитва Франсуа Вийона»).

Баллада. Англо-шотл. баллада. БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую), во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон). Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Х. Вольф); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ). Ballata (итал.), Ballade (фр.), Ballad (англ.), Баллада. Англо-шотландская баллада. История многих лит. жанров очень краткие. Они модны в определённый момент, но потом затухают. Но есть жанры, обладающие способностью развития. Жанр: форма +содержание. Баллады – анонимны. Получилось так, что в Англии и Шотландии возникла своя баллада, в чём-то очень отличная от баллад других стран. Первые, ранние англо-шотландские баллады: 12в. Вероятно, существовали и ещё более ранние. Просуществовали вплоть до 16в. Возникли на исторической почве: между Англией и Шотландией постоянно велись войны=> отражение в балладах. Баллада как жанр дистанцирует себя от современности, сюжет обращён в прошлое. Кроме того, пространственное дистанцирование: сюжет происходит очень часто в заморских странах, т.к. сильно желание экзотики, отрыв от повседневности. Мало героев-королей, в основном- рядовые люди, такие же, как анонимные авторы баллад. Но если есть короли, то это не гос. Деятели, а частные лица, показаны их чувства. Очень важная роль – у категории рока, судьбы. Баллады, где присутствует испытание роком, называются балладами судьбы. Это очень характерная черта для баллад всех народов, в т.ч. русских («Песнь о вещем Олеге»). Баллада – плясовая песня. Выстроены очень по-разному, но во всех присутствует определённая музыкальность. Баллада – жанр синтетический (т.е. соединяет в себе черты всех 3-х родов литературы). Эпический момент в том, что есть сюжет повествования, рассказчик нейтрален, т.е. не высказывает своего отношения. Он – коллективное лицо. Вещает от имени народа. Драматический момент: диалоги. Лирический момент: баллада рассчитывает на сильный эмоциональный отклик. Центральный герой баллады – человек из народа. Элементарное построение строфы, потому что сложно может писать конкретный автор, например, Вийон, а народные сказители пользуются устойчивыми, сложившимися интернациональными приёмами, такими как параллелизм. Но тем не менее, законченность строф, хоть и довольно простая строфика (в основном – четверостишья, катрены). Англо-шотландские баллады благодаря этому напоминают стансы. Основные черты балладного жанра: параллелизм, диалог, строфическая законченность, речь идёт о жизни и смерти, баллада обращается к пограничным ситуациям, желание средневекового человека заглянуть за границу между жизнью и смертью, главный герой – воин или разбойник. Устойчивые мотивы баллады – сокол, конь, жена, етс, недосказанность, тайна. Очень характерна для баллад кольцевая композиция. В балладах всегда помимо тайны содержится мораль (не басенная!), дидактика. Это мораль такого рода, - какую мы её сами выведем из баллады. Эффективность жанра: читатель сам прикасается к тайне. Музыкальность: на сюжеты баллад писалось очень много романсов. Для баллады очень характерно нагнетание ужасов: от строфы к строфе становится всё страшнее J. Приём ретардации (замедление)=> усиление внимания, нагнетение ужасов, потребность дочитать до конца, чтобы освободиться от ужаса. Томас Перси, В. Скотт записывали баллады. Много баллад героических, но есть и баллады о скитаниях\путешествиях. Они тоже исполнены героического пафоса. Любовная баллада «Трагедия Дугласов», комическая баллада «Король и Епископ», героическая баллада «Эдвард», ранняя баллада «Песнь о Хильдебранде».

Баллады о Робин Гуде. На протяжении всего раннего СРВ параллельно с сосл. рыц. и городской поэзией развив. практически неписьменная народная поэзия. Отличается непосредственной человечностью. Особенно важны «баллады» - короткие (?) народные песни повествовательного содержания. Рассказ в Б. соср. вокруг неск. драм. вершин, диалогич. сцен, соед. повеств. строфами. Строфы объед. параллелизмом, повторением, подхватываением. 14-16 в. в зап. Евр. – расцвет Б. Многие Б. имеют историч. источники. К англ. историч. Б. примыкают Б. разбойничьи. Их герой – Робин Гуд, свободный крестьянин. Б. о Робине возникли не позже 14 в., в 15 – записаны, в 16 из них сложилась поэма в 8-и частях «Деяния Р.Г.»Р.Г. помогает награбленным бедным крестьянам, бедному рыцарю, заложившему имение, почитает короля, но не его неверных слуг. Особенно любит грабить монахов. «Зеленый лес» - постоянный природный фон. Возникновение цикла баллад о Робин Гуде закономерно. В Англии не было исторического эпоса, они компенсировали это незаполненное пространство. Если мы присмотримся к балладам, то увидим, что они построены по тому же принципу, что фабльо и шванки. В центре – герой, который находится в оппозиции к существующему миропорядку. Герои, которые находятся вне социального контекста, уже самим своим существованием нарушают устоявшийся ход вещей. РОБИН ГУД (Robin Hood), герой английских народных баллад, борющийся с норманнскими завоевателями, заступник обиженных и бедняков. Упоминается у У. Ленгленда, У. Шекспира, герой пасторали Б. Джонсона «Печальный пастух» (не окончена); один из героев романа В. Скотта «Айвенго». В народном сознании всегда существует мечта об идеальном герое. Часто это – благородный разбойник, защитник бедных и слабых. Робин Гуд - собирательный обобщённый образ.

Эпоха Данте. Рубеж XII-XIIIвв. (так наз. дученто, треченто). Конц Срв, начало Возрожд-я. Фигура Данте знаменует этот переходн. этап. Некоторые исследователи относят его к Срв авторам, некоторые – к авторам Возрожд-я. Данте стремился заглянуть по ту сторону бытия, что характ. для Срв сознания. Но Данте дал толчок многим идеям, получившим развитие в эпоху Возрожд-я. Не все в творч-ве Данте ясно, как и в его биографии. Поэзия Данте опиралась на определенные традиции. Он использовал в творч-ве открытия поэтов нового сладостного стиля (dolce stil nuovo): в конце XIIIв. возникает это новое литерат. направление. Поэты этого направл-я в свою очередь развивали открытия и находки куртузн. провансальск. лирики: темы любви земной, помогающей постичь любовь небесную; некоторые жанровые формы, хотя создали и свою жанровую форму – сонет. Место возникновения нового сладостного стиля определяют по-разному. Либо в Болонье, либо на Сицилии. Для нового сладостн. стиля характерно: 1) любвь – средство постижения окруж. мира и обретения благородства (т.е. любовь облагораживает человека); 2) трактовка образа земной женщины, как воплощения Мадонны, отблеска Богоматери; 3) воспевание высшего наслаждения, которое дарует любовь, но не чувственного наслажд-я, а любви, которая наполняет человеч. жизнь высшим смыслом. Любовь к прекрасной Даме заставляет поэта забыть себя, поэт растворяется в любви и через это, как это ни парадоксально, познает самого себя. Наиболее известные поэты сладостного стиля (в обыденной жизни большинство из них – юристы, поэзия – для отдохновения) – Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти. Гвидо Гвиницелли (1230 или 1240 – 1276). Мало что известно о нем, но дошли его стихи. Данте считал его своим поэтич. учителем. Гвидо Кавальканти (1255-1300) – друг Данте. Воспевал идеальное чувство. Излюбленные жанры поэтов сладостного стиля: канцона, сонет, баллада. Канцона – песнь, 5 строф, может быть разное кол-во строк. Основное правило: каждая строфа – это станс, представляет собой нечто законченное. В строфах одной канцоны – идентичная рифмовка. Строфы должны быть музыкальными, в них должна развиваться мысль и происходить смена настроения. Сонет (новая форма, изобретение поэтов сладостного стиля, от sonetto – звучащая песенка). История сонета ясна не до конца. Принято считать, что автор 1го сонета – Якопо де Лентино (не сохранилось сонетов более ранних, хотя они вполне могли существовать). Якопо де Лентино жил на Сицилии, в то время это была очень развитая область Италии, 1 из самых больших городв Сицилии – Палермо, где и жил Якопо де Лентино (старший представ. нового сладостн. стиля), пользовался известностью. Авторы сонетов очень тщательно работали над формой сонета. Сонет представл. собой 2 катрена + 2 терцины. В катренах рифмовка abab abab, а в терцинах – cdc dcd или cde cde. Могли быть другие варианты рифмовки, но несомненным было 1 правило: 14 строк, 154 слога. Сонет – главная форма лирики в эп. Возрожд-я, как бы мир в миниатюре. Поэтика авторов сладостного стиля носит условный и аллегорич. характер. Данте врсприним. поэтич. язык, философию и жанры поэтов сладостн. стиля.

Данте Алигьери (1265-1321). Даты жизни известны точно, остальные факты жизни - не всегда. Принадлежал к обедневшему аристократич. роду Дуранте (отсюда – Данте). Рано осиротел, конфликтовал с отцом. Предполагается, что Данте учился в университете, но неизвестно в каком. Обладал обширными знаниями, можно сказать, что он знал все, что знало Срв человечество. Скорей всего он был юристом, т.к. жил во Флоренции и был избран одним из приоров. Записался в гильдию аптекарей, т.к. туда записывались все интеллигенты того времени. Был женат на Джемме Донатти, у него были 2 сына и дочь. Италия была страной городов, самым развитым городом была Флоренция (80 тыс. насел.) Это был город мануфактур и банков, самой расхожей монетой Европы был флорин. Следовательно, рано произошло социальн. расслоение насел-я (тощий народ и жирный народ). Номинальным правителем Флоренции и других городов северной Италии был император Священной Римской империи. Еще в XIIв. император Фридрих I Гогенштауфен (Барбаросса) подчинил себе папу и получил номинальную власть над северной Италией (Фридрих был тщедушным и маленьким, но обладал сильной волей, был талантл. дипломатом, не преследовал иноверцев, был любознат. человеком). Со времен итал. походов Барбароссы общество Италии раздел. на 2 партии: гвельфов, сторонников папской власти, и гибеллинов, сторонников императора. Во времена Данте императ. власть ослабла, но борьба партий приобрела еще большую напряженность. Вражда партий отрицательно повлияла на многие судьбы, в том числе и на судьбу Данте. К концу XIIIв. гибеллины были изгнаны из Флоренции без права возвращения, и тогда раскол произошел в победившей партии гвельфов. Они разделились на Черных и Белых. Черные были за тесный союз с папской курией, Белые же, к которым принадлежал Данте, были ближе к гибеллинам, отстаивали независимость Флоренции. После того, как Черные были побеждены Белыми, в их борьбу вмешались папа Бонифаций VIII и франц. принц Карл Валуа, который вступил в город в 1301г. и учинил расправу над сторонниками Белых. Данте был обвинен во взяточничестве, приговорен к крупному штрафу и ссылке, из которой он уже не возвратился на родину. Для Данте это была трагедия. Он мечтал о возвращении во Флоренцию. Но когда в 1316г. правительство Флоренции объявило, что все изгнанники могут вернуться, при условии публичного покаяния, Данте счел это унизительным. Он нашел приют в Равенне, при дворе правителя Равенны, князя Гвидо да Полента, племянника воспетой им в «Божественной комедии» Франчески да Римини. Там же он умер в 1321г. и похоронен. Несколько раз Флоренция предъявляла свои права на прах Данте, но Равенна его не отдает, типа сами виноваты.

Новая жизнь. Творчество Данте начинается с его книги «Новая жизнь», это своего исповедь и 1я автобиография поэта в одном флаконе. «Новая жизнь» написана в прозе и в стихах. В книгу входят 25 сонетов (сонет распространился по Европе благодаря Данте), 4 канцоны и 1 баллада. Самое главное, самое ценное в книге – это поэтич. тексты. Прозой Данте рассказывает историю встреч с Беатриче, а также дает комментарии к сонетам и канцонам, растолковывает, что он имел в виду в каждой части сонета. «Новую жизнь» Данте начал писать в 1292 или 1294 году. Книга носит духовный характер, события, которые в ней описаны, имеют глубинный смысл. В «Новой жизни» речь идет о духовн. обновлении человека, начало же этого обновления – любовь Данте к Беатриче Портинари. Беатриче – реальное лицо, но образ ее переосмыслен в сакральном смысле. Беатриче = дарующая блаженство. Возможно, имя послужило отправной точкой для мысли Данте. В «Новой жизни» Данте трижды (на самом деле больше) встречается с Беатриче, и каждая встреча – духовное озарение. Образ ее дополнен обилием символов. Беатриче – ровесница Данте (она на несколько месяцев его младше). Впервые Данте встречает ее, когда ей 9 лет, при встрече на ней красное платье (9 – число, кратное трем, красный – цвет страсти). Во 2й раз он встречает ее, когда ей 18 лет, она в белом платье (символ непорочности, чистоты) и кланяется Данте. В 3й раз Данте слишком пристально смотрел на Беатриче, и она опустила глаза, была недовольна. В повествовании появляется также дама-ширма, Данте прикрывает земным чувством любовь неземную. Во сне Данте видит смерть Беатриче, и она действительно умирает 8 июня 1290г. Это величайш. горе и духовн. испытание поэта. Но Данте поступает достаточно дерзко: объявляет Беатриче святой (как поэт, для себя ее канонизирует). Вся его жизнь – служение Беатриче. В связи с «канонизацией» Беатриче, комментаторы считают Беатриче образом-символом мудрости, благородства, красоты, справедливости и самой церковью. Краткое изложение. Итак, впервые Данте встретил Беатриче, когда ей 9 лет, а ему – почти 10. Она была одета в алое платье. Данте говорит о том, что впоследствии узнал о том, сколь многими прекрасными качествами обладает Беатриче. После этого все события за 9 лет пропущены. Через 9 лет Данте вновь встречает Беатриче (Благороднейшую) в сопровождении 2х дам, она одета в белое платье и учтиво кланяется ему. Данте удалился в свой дом, стал размышлять о Беатриче, задремал и увидел сон: в облаке огненного света стоял муж, видом страшный, но веселый (это Любовь, Данте и поэты его круга так ее изображали). Он говорил что-то Данте, но тот мало что понял. В руке его спало нагое существо, прикрытое алой тканью – это была Беатриче. В другой руке он держал нечто пылающее (сердце Данте, ср. с биографией Гильома де Кабестань), разбудил Беатриче и дал ей съесть это нечто. Затем заплакал и вознесся вместе с Беатриче к небу. Данте много думал об этом сне, а потом решил в сонете I обратиться за разъяснениями к другим поэтам. Но смысл сонета не был никем разгадан. Данте тоскует, изнывает от любви, а его друзья расспрашивают о предмете его страсти, но он молчит. Однажды Данте сидел в церкви, где была и Беатриче. Но между ним и Беатриче сидела некая донна, которая подумала, что пламенные взгляды, которые Данте бросал на Беатриче, были предназначены ей. Тогда Данте решил сделать эту благородную донну прикрытием своей любви к Беатриче (дама-ширма). Но имя этой донны Данте нам не открывает. Когда же дама должна была уехать, Данте испытывал даже некоторую печаль, т.к. лишился надежного прикрытия, и тогда он сочинил сонет II. после отъезда дамы, Данте был свидетелем похорон одной из подруг Беатриче. Печалясь о ней, сочинил сонеты III и IV. Спустя несколько дней после смерти этой девушки Данте должен был уехать туда, где находилась дама-ширма. По дороге он видит странное видение: Любовь в костюме странника говорит ему о том, что теперь мнимую любовь он будет выказывать другой даме. Возвратясь во Флоренцию, он разыскивает ту другую, что служит поводом для всяческой клеветы, после чего Беатриче отказывает Данте в поклоне. Далее Данте рассуждает о том, как он ждет всегда поклона Беатриче, и что в ее поклоне заключается его блаженство. Данте огорчился, что ему было отказано в блаженстве, уснул в слезах, увидел сон: в жилище Данте сидел отрок в белых одеждах (снова Любовь), смотрел на Данте, потом заговорил с ним (сказал, что пора прекращать прикрываться вымышл. любовью), а после заплакал. Данте спросил, почему тот плачет, но тот отвечает весьма запутанно и отказывается давать объяснения. Данте обсуждает с ним то, что Беатриче отказала ему в поклоне, и отрок советует сложить несколько стихов о любви Данте к Беатриче. Пробудившись, Данте пишет балладу. После чего его начинают одолевать 4 думы: 1) Любовь – это благо; 2) Любовь – не благо, из-за нее страдают; 3) имя Любви сладостно слышать, поэтому и действие ее сладостно; 4) Беатриче не такая, как другие донны, она не так легко «тронется сердцем». Когда же Данте пробовал эти думы привести к общему знаменателю, ничего у него не получалось. В отчаянии написал сонет VI. Скоро друг Данте пригласил его прислуживать за трапезой доннам (обычай был такой: 1ю трапезу после замужества с новобрачной делят ее подруги). Среди них была и Беатриче. Когда Данте увидел свою Госпожу, он остолбенел, и все донны, включая Беатриче, смеялись над ним. Друг увел Данте, но тот, плача, говорил, что если бы Беатриче знала о его страданиях, то не стала бы смеяться. Данте сочиняет сонет VII. Данте терзается мыслью: если он так смешон, когда видит Беатриче, то зачем он стремится ее увидеть. Понимает, что если бы не терял дар речи от любви, то высказал бы Беатриче все. Тогда он сочиняет сонет VIII, чтобы оправдаться перед Беатриче. Потом пишет сонет IX. Многие люди начинают понимать, в кого влюблен Данте. Тогда некие донны спрашивают его, в чем смысл его любви, раз он так теряется в присутствии Беатриче. Данте отвечает, что добивается ее поклона, ибо в нем – наивысшее блаженство, объясняет почему. Тогда донны советуют ему в сонетах восхвалять свою госпожу, а не писать о своих терзаниях. Тот долго не осмеливался браться за этот столь высокий предмет, а потом написал канцону I. Некий друг, услышав эту канцону, просит Данте разъяснить ему, что есть Любовь. Данте сочинил сонет X, в котором говорит о могуществе Любви. Потом сочинил еще сонет во славу Благороднейшей (сонет XI). Вскоре умер отец Беатриче. Беатриче печалилась, плакала, и слыша об этой печали от других, Данте тоже плакал, его заметили донны, которые говорили о Беатриче, и отметили, что он печален, словно сам видел горе Беатриче. Тогда Данте пишет 2 сонета (XII и XIII), в первом задает вопросы о госпоже, а во втором как бы получает ответ. Через несколько дней Данте заболел, и видя, как слабо тело, стал сокрушаться, что и Беатриче умрет. Затем он начал бредить, и в бреду ему казалось, что некие донны говорили ему, что он тоже умрет. А потом ему привидилось, что к нему пришел друг и сообщил о смерти Беатриче. Данте будто бы стал плакать, посмотрел на небо и увидел ангелов, а потом увидел в бреду Беатриче мертвой и стал призывать Смерть. Тогда ухаживавшие за ним донны разбудили его, прервали бред, и он, к счастью, не успел назвать имени Беатриче. Данте рассказывает им о своем видении, потом пишет канцону II. Снова Данте в видениях является Любовь, он сочиняет очередной сонет (XIV), а потом долго рассуждает о любви у разных античных авторов. Потом рассказывает, какая Беатриче прекрасная (весь народ сбегался, чтобы увидеть ее) и пишет еще 2 сонета (XV и XVI), восхваляющие благородство и смирение Беатриче. Но потом увидел, что не написал о своих чувствах, и сочинил еще строфу канцоны. Когда Данте сочинял эту канцону, Беатриче умерла. Данте упоминает число 9: оно много места занимало в повествовании, и он размышляет, почему это число дружественно Беатриче. Она умерла с 8 на 9 июня, но по Сирийск. исчислению июнь – 9й месяц. Причиной же дружественности числа 9 Беатриче он считает то, что по Плоломею существует 9 небес. Но еще и потому, что 3 – корень 9ти, а Беатриче чудо, корень которого в Троице. Данте страдает, потом сочиняет канцону III. Потом к Данте приходит брат Беатриче (скорее всего, речь идет о Манетто Пртинари, друге Данте и Гвидо Кавальканти). Он говорил с Данте о Беатриче, и Данте решил сочинить сонет (XVII) и отдать его Манетто, а потом сочиняет 2 строфы канцоны (IV), одну для Манетто, другую – для себя. Когда исполнился год со смерти Беатриче, Данте сидел и рисовал ангела, вспоминая о ней, и решил написать сонет (XVIII) в память о ней. В этом сонете 2 начала, и в зависимости от начала, Данте делит сонет на 3 и на 2 части. Потом Данте видит в окне некую прекрасную донну, которая жалостливо глядела на Данте. Он написал ей сонет XIX. Потом он понял, что эта донна цветом лица напоминает ему Беатриче, сочиняет сонет XX. Скоро Данте начинает слишком радоваться тому, что видит эту донну, почитает себя подлым, т.к. не плачет по Беатриче, а должен бы оплакивать ее до смерти (сонет XXI). Но все равно он думает об этой донне и терзается: сердце говорит, что она явлена, чтобы утешить его, а разум противится. Борясь с собой, он сочиняет сонет XXII. Потом в видении Данте вновь увидел Беатриче, такой же юной, как в первую их встречу и в алом же наряде. Тогда изгнал из сердца мысль о другой донне и написал сонет XXIII. Потом Данте видит в городе паломников, идущих в Рим на поклонение нерукотворному образу Христа. Сожалеет, что они не знают ничего о Беатриче, жалеет, что не может рассказать им о ней, чтобы заставить их плакать, и пишет сонет XXIV. Потом некие донны просят его прислать им этот сонет, он пишет еще один, XXV, и отсылает вместе с другими. После чего он видит некое видение и принимает решение не говорить о Беатриче до тех пор, пока не сможет сказать о ней более достойно.

Божественная комедия. После «Новой жизни» Данте пишет «Пир», морально-философск. трактат, состоящ. из 14ти аллегорич. канцон и незавершенного прозаич. комментария к ним. Кроме того он пишет трактат «О народной речи» (создатель литерат. итал. языка хотел защитить итал. яз. перед латынью), трактат «О монархии» (изложение политич. взглядов). Но основное его произв-е – «Комедия». Считается, что «Божественной комедией» ее назвал Бокаччо, и оно закрепилось за произв-ем Данте. Но скорей всего, Бокаччо просто зафиксировал то, что существовало само по себе, в устной традиции. Divina commedia – название многозначное: произведение об отношениях человека и Бога, а с другой стороны произведение, достойное восхищения. Жанровые термины современности и Срв не всегда совпадают, хотя есть в них нечто общее. По определению самого Данте комедия – это «всякое поэтич. произведение с ужасающим началом и благополучн. концом, написанное на народн. языке» (трагедия – «всякое поэтич. произведение, написанное высоким стилем, с радостным началом и устрашающ. концом»). Т.о. Данте считал поэмы Гомера комедиями, а Энеиду – трагедией. «Божественная комедия» - гениальное произв-е, соединяющее черты и признаки различных жанров. Произведение в жанре нисхождения в другой мир, популярный в Срв сюжет о путешествии в загробн. мир (не только в лит-ре, но и в живописи). Вместе с тем, некоторые полагают, что «Божественная комедия» еще и утопия, реализация представлений о вечной жизни. Кроме того в клерикальн. лит-ре был распространен жанр видений. У Данте видение как прозрение, он предвидит события и провидит судьбы душ людских. Т.о. «Божественная комедия» - произведение универсального жанра. Данте находится на рубеже 2х эпох, и это влияет на все его творч-во: он как бы подытоживает всю систему Срв жанров, но он же дает 1й эскиз произв-й, характерных для нового времени, т.к. видение, нисхождение, комедия – из Срв, а лиро-эпич. поэма, сочетающая путешествие, картины мира с лирич. началом – это из нового времени. Данте все время поражается увиденному, падает без чувств. Т.е. Данте более эмоционален, чем создатели эпич. произв-й, образ Данте – 1 из самых ярких образов поэмы. «Божественная комедия» - прообраз жанра лиро-эпич. поэмы. «Единый план Ада – есть уже плод великого гения» (АСП). «Божественная комедия» очень четко продумана, выстроена рационально – это отражение свойства культуры Ренессанса: вера + рацио. В «Божественной комедии» 3 части: Ад, Чистилище, Рай. Строение поэмы соответств. 3м состояниям человеч. души. Каждая часть состоит из 33х кантик (песен), каждая часть заканчивается словом stella (светило). «Божественная комедия» написана терцинами: aba bab. В строке 10 или 11 слогов (эндекасиллаб – 6тистопный или 5тистопный ямб в рус. яз). Данте придает особый смысл числу 3 (3 части, терцины из 3х строк, в каждой части 33 песни, только в Аду 34, 9 кругов Ада – символич. отражение идеи триединства). Всего песен 100, тоже не случайно. 100 – символ целостности, завершенности, значительного множ-ва. Благодаря Данте в мировую поэзию вошли терцины, хотя встречаются они редко. «Божественная комедия» имеет несколько смыслов. 1 – буквальный, изображение загробн. жизни. 2 – аллегорич. Бытие в абстрактной форме. 3 – моральный. От зла к добру, от заблуждения к истине. Причем моральн. смысл потом станов. главным в миров. лит-ре. 4 – мистический, очищение души. => трудность восприятия «Божественной комедии», вряд ли можно постичь ее до конца. Содержание с комментариями. Действие «Божественной комедии» начинается, когда Данте исполняется 35 лет. Можно сделать вывод, что Данте начинает писать «Божественную комедию» на рубеже веков, но скорей всего это не так, тогда, вероятно, появился замысел, а писать он начал ее в изгнании, в 1302 или 1304 году и работал над произв-ем до конца жизни, хотя и с большими перерывами. Особенно интенсивно работал последние 10 лет. Т.о. Данте прибегает к небольшой поэтич. хитрости: отодвигает действие в прошлое, что позволяет ему как бы предсказывать события, которые на самом деле уже произошли. Данте попадает в Сумрачный лес, который символизирует хаос бытия, человеч. заблужд-я, греховность человека, а также, в какой-то мере политич. ситуац. в Италии. Данте здесь выступает в нескольких ипостасях: 1 – конкретная личность, 2 – поэт, 3 – представитель человечества. навстречу Данте выходят 3 зверя: лев (властолюбие, гордыня, тирания, императ. власть), волчица (алчность, жадность, эгоизм, сластолюбие, коварство), пантера (или рысь; ложь, предательство). Здесь впервые обозначаются грехи, за которые будет карать Данте в своем Аду. Грехи у Данте, их тяжесть не вполне соответств. церковн. канонам и 7ми смертным грехам. Меру греха определяет Данте, и по мере этой назначает своим персонажам наказание. Т.е. выступает и как судья человечества. Причем карает, часто придавая метафоре буквальный смысл: вихрь страстей, ком в горле от злобы, погряз в чревоугодии и т.д. В самом начале поэмы встречаются 2 поэта: Данте и Вергилий (Вергилий спасает Данте от зверей и должен выполнять поручение Беатриче: провести Данте через Ад, тем самым способствуя его моральному очищению). В этом есть глубинный смысл: встреча Срв и ант-ти. Вергилий тоже выступает в разных ипостасях: поэт, воплощение земного разума, носитель мирового челов. опыта, посланник Беатриче. В Аду Данте находится 24 часа. Ад, 3я песнь, вход в Ад. Архитектура Ада соответствует представлениям того времени: это воронкообразная пропасть, которая, сужаясь, достигает центра Земли, где в центре ледяного озера Коцит Люцифер терзает Иуду. Склоны пропасти опоясаны концентрич. уступами – кругами ада. Вход в Ад преграждают врата, над которыми надпись «Оставь надежду всяк сюда входящий». За вратами Ада, но еще до переправы в собственно Ад находятся ничтожные, люди, не совершившие ни добрых ни злых дел, которых не принимает ни Ад, ни Рай, а также ангелы, которые во время восстания Люцифера сохранили нейтралитет. Нагих ничтожных жалят слепни и осы, а струящуюся с их лиц кровь и слезы глотают черви у них под ногами. Рубеж, который пересекают души, чтобы попасть в Ад – река Ахерон. В Дантовом Аду текут реки античной преисподней, причем на самом деле это один поток, образующийся из слез Критского Старца и проникающий в недра земли. Сначала это река скорби Ахерон, которая опоясывает 1й круг Ада и стекает вниз, образуя Стигийские болота и Стикс, омывающий стены города Дита. Еще ниже поток становится Флегетоном (кольцеобразная река кипящей крови), потом в виде кровавого ручья пересекает лес самоубийц и пустыню с огненным дождем, откуда водопадом низвергается на дно пропасти, чтобы превратиться в ледяное озеро Коцит (от греч. плач). Лету Данте помещает в Земном Раю, откуда ее воды также стекают в Ад, унося с собой память о грехах. К Ахерону идут толпы грешников, где их ждет ладья Харона (кстати, Харон не хочет перевозить живого, т.е. Данте, на что Вергилий говорит ему фразу, которая на многих уровнях Ада послужит им пропуском: «Того хотят – там, где исполнить властны то, что хотят. И речи прекрати.). 4я песнь, 1й круг Ада – Лимб. Здесь находятся некрещеные (и язычники), те кто жил до Рождества Христова. Здесь же до искупительной жертвы Иисуса находились библейские праведники, которых Иисус забрал с собой в Рай. Некрещеных терзает безбольная скорбь. Данте вносит в повествование много деталей, которых нет в офиц. доктрине. В Лимбе есть особая область, где обитают ученые мужи, поэты, философы, герои. Данте не делает различий между реальными историч. и мифологич. персонажами, между живыми и мертвыми (многих живых он при жизни помещает в Ад). Особая область Лимба освещается некими лучами, там стоит высокий замок за семью стенами, вокруг стен – родник, за стенами – сад. Перед замком Данте встречают Гомер, Гораций, Овидий, Лукан. В замке он видит Электру, Гектора, Энея, Цезаря, Сократа, Платона и др. 5я песнь, 2й круг Ада. Его охраняет Минос, который здесь превращен в демона, но сохраняет функции подземного судьи: назначает душам их круг Ада, обвивая вокруг них хвост столько раз, на сколько ступеней им следует спуститься. Во 2м круге терзаются сладострастники, их кружит вихрь страстей. Там Данте видит Париса и Елену, Дидону, Семирамиду, Клеопатру, Тристана, а также Франческу и Паоло. По просьбе Данте вихрь отпускает Франческу, и она рассказывает свою историю. Но у Данте она излож. очень кратко, более полно мы ее узнаем из кмментариев Бокаччо к «Божественной комедии» (целая новелла; Бокаччо комментировал Данте, но составил коммент. только к нескольким 1м песням). Франческа да Римини, в девичестве да Полента – реальный персонаж из Равенны. Род Малатеста (которому принадл. город Римини) и да Полента враждовали, и чтобы примириться, решили поженить детей: Франческу и Джанчотто. Т.к. Джанчотто был страшен, послали свататься Паоло, чтобы невесту не испугать. Франческа полюбила Паоло, но замуж пришлось выходить за Джанчотто. Любовь их долго была платонической, пока читая роман о Ланцелоте они не преступили заветную черту... Джанчотто, узнав об этом, убил Франческу и Паоло. Данте сочувствовал любовникам, даже упал без чувств. Но поместил их все же в Аду, т.к. сочувствие – это одно, а грех должен быть наказан. В этом Срв характер его миросозерцания, но как человек предренессансн. эпохи Данте, конечно, не может не сочувствовать любви, т.к. любовь – содержание все лит-ры Ренессанса. 3й круг. Охраняется Цербером, там содержатся чревоугодники. Цербер ужасен: глаза багровы, вздут живот, в черной бороде – жир, руки с когтями, трехголовый. В 3м круге Ада идет вечный ледяной дождь, град, снег, льется гной, земля смердит – образуется жуткая топь. Цербер обдирает с душ чревоугодников кожу, а души лежат в грязи. В 3м круге Данте разговаривает с чревоугодником Чакко из Флоренции, который также упоминается у Бокаччо в «Декамероне». Чакко рассказывает Данте о судьбе душ многих знатных флорентийцев, как гвельфов, так и гибеллинов (они находятся еще глубже). Просит напомнить людям о его существовании. Данте спрашивает у Вергилия, что будет с этими душами после Страшного суда, окончатся ли их страдания. Вергилий отвечает, что души эти будут страдать еще больше, т.к. соединятся с телом и в теле будут претерпевать те же муки. 4й круг. Охраняется Плутосом. Здесь обитают скупцы и расточители, они вечно ведут бой. Одни кричат: «Чего копить?» Это расточители. Данте изображает их лысыми, т.к. есть итал. поговорка «Промотался до последнего волоса». Другие кричат: «Чего швырять?» Это скупцы, в основной массе своей это клирики. С точки зрения Данте соединение в одном круге скупцов и расточителей вполне логично. Данте продолжает ант. традицию, по которой мера – путь к гармонии, а все чрезмерное – разрушение гармонии. 5й круг. Данте и Вергилий пересекают багрово-черный поток, сходят к Стигийскому болоту, в котором томятся гневные и гордецы. Гневные дерутся друг с другом, норовя изгрызть друг друга в клочья, а гордецам и тем, кто таил гнев и злобу в душе в рот набилась тина, они захлебываются, пускают пузыри. По болотам плавает в ладье Флегий и бьет грешников по головам, чтобы не высовывались. С другой стороны Стигийского болота – огненный город Дит, отделяющий верхний Ад от нижнего. С берега болота, на котором находятся Данте и Вергилий, подают знак двумя огнями о прибытии двух душ. После ответного сигнала с башен Дита, Флегий подплывает к поэтам, и они пререплывают болото в его челне. По пути Данте видит прибывшую на болота душу флорент. рыцаря Филиппо дельи Адимари, больше известного как Ардженти (подковывал коня серебром). Есть версия, что между ним и Данте была личная вражда. Для того, чтобы попасть за стены города Дита, поэтам приходится преодолеть ряд препятствий: спастись от 3х фурий (Тисифоны, Мегеры и Алекто) и Медузы горгоны. Так. что если бы не Вергилий, Данте бы не прошел. Они спускаются в нижний Ад. 6й круг. В этом круге находятся еретики и ересиархи, лежащие в открытых могилах, где после Страшного суда будут замкнуты навечно. Самой страшной ересью Данте считает эпикурейство. Здесь Данте ведет несколько диалогов с еретиками. Главный диалог – с Фаринатой дельи Уберти, политич. антагонистом Данте. После победы гвельфов, род Фаринаты был изгнан из Флоренции без права возвращения, а сам он был посмертно осужден инквизицией как еретик и эпикуреец (был атеистом, исповедовал взгляды, близкие эпикурейству). Однако Данте справедлив по отнош. к врагам. Он рисует Фаринату гордым и величественным. Хотя Фарината напоминает Данте о том, как гибеллины несколько раз громили гвельфов, Данте благодарен ему за то, что при захвате Флоренции гибеллинами было предложено стереть город с лица земли, и Фарината был единственным, кто воспротивился этому решению. Т.е. Данте как бы воздает Фаринате дельи Уберти за это благодеяние. Здесь же Данте встречает императора Фридриха II, гробницы многих пап и кардиналов. Затем Данте и Вергилий медленно спускаются вниз и переходят в 7й круг. Здесь адская река становится Флегетоном, огненной рекой, у реки поэтов встречают кентавры: Хирон, Несс и Фол - и Несс по велению Хирона перевозит через нее поэтов. 7й круг разделен на 3 яруса. В 1м Данте помещает




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.