Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные причины архитектурно-дизайнерской адаптации жилой среды




Функциональные причины архитектурно-дизайнерской адаптации жилой среды сводятся к ограниченному числу модификаций так или иначе устоявшихся жизненно-бытовых процессов:

«ЕЖЕДНЕВНЫЕ» бытовые деформации, связанные со временем суток. Эти деформации не связаны с капитальными изменениями среды (частичная перестановка мебели, изменение освещения).

«Эпизодические» трансформации жизненного уклада (приезд гостей, праздничный вечер). И в этом случае можно обойтись без коренных переделок интерьера. Вместе с тем дух среды, ее характер, могут изменяться весьма активно.

«СЕЗОННЫЕ» изменения. Эти деформации близки эпизодическим и не требуют принципиальных изменений среды.

Кардинальные изменения образа жизни: изменение материального положения, новый состав семьи. Как правило, это влечет за собой ломку общей пространственной ситуации (передел комнат, капитальный ремонт с перестановкой перегородок). Но особенно сильно смена образа жизни отражается на структуре предметного наполнения: заменяется и переставляется мебель, и т. п. Происходят принципиальные деформации среды.

Спонтанное длительное преобразование образа жизни: покупка новых вещей, частичный ремонт, внедрение технических усовершенствований (электроника, новое кухонное и др. оборудование), трансформация вкусовых представлений и т. п. В этом случае средовые изменения накапливаются исподволь, долгое время, но в какой-то момент может оказаться, что семья живет, фактически, уже в другой среде.

Сами по себе функциональные факторы не создают целостного средового состояния: они генерируют эмоциональную интонацию среды, но выразить ее в зримых формах – задача профессионала-художника. И одним из его средств является адаптация, приспособление этих форм к образу жизни.

Разрешаются задачи адаптации жилых пространств разными приемами их проектной организации:

- «Специализация» - жесткое архитектурно-пространственное зонирование, разница в отделке, высоте, оборудовании заранее предназначенных для данной роли помещений; этот прием носит четко прагматическую направленность и с трудом подвергается «пространственной» адаптации. Зато количество резервных площадей здесь минимально, все пространство используется предельно полезно, а степень свободы формирования «личного» начала определяется целесообразной нормой общей площади: меньше 10-12 кв. м на человека – тесно, некомфортно, больше 25-30 кв. м – неуютно, пустынно.

- «Универсализация» пространственной ситуации (максимально свободные «безличные» габариты помещений, максимум разводок и подключений разного типа, позволяющие как угодно комбинировать и менять обстановку и оборудование. Жилье этого типа предполагает серьезный резерв свободных площадей (50 % и больше): именно просторность, «незаселенность» делает его гибким для любых вариантов расселения.

Приемы «свободного» или «единого» пространства, когда перегородки практически отсутствуют – их заменяет более или менее целесообразно расставленная мебель, временные ширмы и т. д. – можно рассматривать как предельный вариант «универсализации» и одновременно как модификацию следующей тенденции.

Художественно ориентированное пространство – своего рода «высший пилотаж» проектирования жилой среды – приоритет композиционного начала организации среды над будничными запросами образа жизни (принцип перетекающего пространства, синтез жилой и природной среды и т. п.). Это – самое «дорогое», престижное жилище, но и самое сложное для Художника, так как всегда существует опасность просто скатиться в архитектурные излишества.

«Трансформируемое пространство» - особое направление в дизайне жилища. Оно призвано объединить тенденции «специализации» и «универсализации», ограничивая расход площадей разумными пределами и одновременно увеличивая число степеней свободы для адаптационных процессов. Трансформирующиеся стены и покрытия, оборудование встроенное, убирающееся в специальные «запасники», новые технологии вплоть до замены стен радиационными излучателями – все это делает «трансформационные» решения ступенью на пути к работе уже не с элементами пространства, а с дизайнерской составляющей жилища, к сращиванию предметного и пространственного начала в единое материально-физическое целое, «обслуживающее» жилые функции со всех сторон одновременно.

Тенденции формирования собственно оборудования (если отмечать только их художественную нацеленность, речь идет не о стилях, а о принципиальных тенденциях формирования художественной сути – каждая может выполняться и в хайтеке и в модерне и в классицизме):

- стремление «спрятать» оборудование (встроенная мебель, скрытое освещение и инженерные коммуникации), сделать его незаметным, превратить в часть архитектуры;

- желание «выпятить» оборудование, либо «натурализовать» его существование (свободная проводка, носимые приборы обогрева и освещения).

- декоративное «разукрашивание» технологически необходимых вещей и устройств, стилизация (ретро и кич и т. д.).

- отношение к оборудованию, как к самостоятельному, самодостаточному, даже единственному началу облика интерьера;

- собирание обстановки самостоятельными, как бы не увязанными единым замыслом «блоками» - мебельный гарнитур отдельно, бытовые приборы – отдельно.

- проектирование комбинируемого, изменяемого, трансформируемого оборудования, которое может использоваться в любых жизненных ситуациях: диван-кровать, раздвижные столы, секционная мебель, которую можно ставить в самые неожиданные сочетания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.