Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы формирования пространства




Основные категории проектирования – пропорции и масштаб, сбалансированность, ритм, акцентировка, гармония – служат своеобразным «каркасом» дизайна интерьеров. Пропорции и масштаб. При выборе размеров будущих объектов дизайнеры обычно руководствуются соображениями пропорций и масштаба. Под пропорциями понимается соразмерность частей и целого; пропорции выражаются в виде цифровых соотношений и воспринимаются как правильные или неправильные. Масштаб говорит о соотношении величины одного элемента и величины других, он подразумевает соразмерность человеку отдельных элементов архитектурного сооружения (или его интерьера) и всего целого.

Древние греки, изучая пропорции, установили опытным путем, что определенные отношения частей друг к другу (1:2, 2:3, 3:5, 3:4), например, одного элемента стены к другому, обладают наивысшей привлекательностью. Они также определили, что в отношениях частей и целого нечетные числа приятнее четных. Классические представления о пропорциональности имеют универсальный характер, они применимы к определению числа и размеров картин на поверхности стен или распределению мебели в комнате.

Масштаб является переходным звеном между архитектурными элементами и размером человеческого тела. Чтобы обстановка обитаемого пространства была функциональной и соотносилась с его обитателями, она должна быть масштабной. К примеру, обширное помещение с высоким потолком, колоннами 60 см в диаметре и дверями трехметровой высоты будет восприниматься как крупное. Чтобы сохранить его эстетическую привлекательность, дизайнеру следует выбирать крупные элементы меблировки и отделки.

Сбалансированность. Сбалансированность, или равновесие, обеспечивается правильным расположением элементов внутри помещения. Речь идет о зрительной сбалансированности, в рамках которой взаимодействует чисто визуальная масса отдельных частей. Так, крупный диван красного цвета зрительно кажется массивнее, чем серого цвета. Среди видов сбалансированности выделяют симметричный, асимметричный и радиальный. Симметрическое равновесие достигается тогда, когда два элемента равной визуальной массы расположены на одном расстоянии от воображаемого центра интерьера. Такого рода композиции иногда называют зеркальными, они придают интерьеру ощущение стабильности, покоя и официальности. Симметрическое равновесие применяют в классической схеме организации интерьера, чтобы сфокусировать взгляд на его центре или «успокоить» сложное сочетание элементов.

Асимметрическое равновесие достигается в тех случаях, когда два «разновесных» элемента отстоят на неравных расстояниях от воображаемого центра. Визуальная сбалансированность при этом достигается так же, как в механике уравновешиваются рычажные весы. Зрительно более тяжелый элемент размещается ближе к условному центру, чтобы уравновесить более легкий, но находящийся дальше от него. Асимметрическая уравновешенность менее формальна, с ее помощью создается более динамичная атмосфера интерьера. Радиальное равновесие структурно тождественно симметрическому, но оно предполагает круглую форму, а множество элементов установлены на одном расстоянии от центра, подобно стульям вокруг круглого стола. В этом случае возникает такое же ощущение стабильности и официальности, как в ситуации симметрической уравновешенности.

В построении интерьера используются все три вида сбалансированности. Если симметрическая уравновешенность определяет, что взгляд человека останавливается на центральном элементе композиции, то асимметрическое равновесие заставляет его перемещаться, обследуя различные элементы интерьера.

Ритм. Под ритмом интерьера подразумевается создание динамизма путем повторения через определенные интервалы форм, контуров, линий, цвета, фактуры поверхностей и их освещенности. Если интервалы однородны, то такой ритм называется метром. В интерьере именно ритм создает единство целого. Некоторого разнообразия можно достичь, используя смену элементов (скажем, при чередовании черных и белых полос), или прогрессию (когда размеры чередующихся элементов меняются в определенной закономерности). Ритм необходим, чтобы не допустить хаотичности целого, однако чрезмерный акцент на нем нежелателен, поскольку это ведет к монотонности интерьера.

Доминанта. Принцип доминантности связывает элементы дизайна отношениями господства и соподчинения. Далеко не все элементы интерьера играют одинаковую роль, поэтому дизайнер выбирает какие-то в качестве главенствующих и привлекает к ним взгляд с помощью специальных приемов. В роли доминантных чаще всего используются такие архитектурные элементы, как камин или большое окно. Если в архитектуре интерьера нет таких элементов, то дизайнеру приходится создавать их искусственно, и внимание к доминантному элементу формируется посредством симметрической уравновешенности соподчиненных частей, их ритмической организацией или за счет цветового контраста.

Гармония. Под гармонией имеется в виду достижение целостного взаимодействия всех перечисленных выше инструментов и элементов дизайна. Гармонию понимают как единство в многообразии, она достигается, когда масштаб, пропорции, баланс, ритм и соподчиненность деталей вместе создают общий настрой, тему или атмосферу интерьера. Единство обеспечивается за счет повторения элементов или путем обозначения ведущей темы или стиля, а многообразие достигается за счет использования контраста и прогрессии в выборе частей и их сочетании. Важно помнить, что гармония предполагает взаимосвязанность всех элементов интерьера, т.е. гармоническое соотношение интерьера и внешнего пространства, отдельных помещений в отношении целостной системы интерьера и обстановки в отношении каждого помещения в отдельности.

 

Выбор отделочных материалов. При выборе материала для стен, потолков и меблировки дизайнер оценивает их с точки зрения удобства для пользователя и вида деятельности, проходящей в помещении. К основным качествам материалов относят их прочность, экологичность, теплозащитные и акустические свойства.

Покрытия полов подразделяют на два основных класса: твердые и мягкие. Твердые покрытия могут быть жесткими (мрамор и другие виды естественного камня, керамическая плитка) или упругими (виниловые и смешанного типа, дерево и линолеумы). К мягким покрытиям относят ковры и ковролины. Дешевизна, эластичность, создаваемые ощущения уюта и комфорта сделали ковровые покрытия чрезвычайно популярными в жилых и в общественных интерьерах. Однако ковры и ковролины наименее прочны в длительном использовании и быстро загрязняются. Выбор коврового материала включает оценку состава волокна, способ плетения, тип ворса, рисунок и его цвет. Ворс может быть нестриженым и стриженым, коротким или многослойным. Стойкость коврового покрытия зависит от густоты и длины ворса и от того, стриженый он или нет. Деревянный пол привлекателен, поскольку сочетает в себе высокую прочность с некоторой эластичностью, создает ощущение тепла и покоя. Его стоимость зависит от породы дерева, рисунка древесины и типа обработки. Деревянный пол набирается из досок или паркета, он бывает гладкоструганым или отшлифованным. Акрил наиболее прочен и надежно защищает дерево, но он дорог, и потому его применяют лишь в коммерческих и при отделке самых дорогих жилых интерьеров.Из упругих покрытий весьма популярен винил (поливинилхлорид, ПВХ), недорогой материал, обеспечивающий шумозащиту и частичное восстановление формы при деформациях. Винил используется как рулонный материал или в виде плиток – более толстых и прочных для общественных интерьеров, более тонких для жилых. Те, кто стремится иметь наиболее прочные и легкие в уходе полы, делают выбор в пользу керамической плитки, выпускаемой в широчайшем диапазоне цветов, рисунков и поверхностной отделки. Плитка крепится к полу с помощью клейкой массы, а швы затираются специальным раствором. К известным недостаткам следует отнести их гулкость, жесткость и холодность.

Отделка стен. В дизайне интерьеров стены красят, оклеивают обоями, закрывают панелями, иногда цокольную часть стены покрывают камнем, кирпичом или керамическими изразцами. Выбор отделки стен определяется и функциями помещения и легкостью ухода, стоимостью. Покраска стен наиболее популярна из-за ее дешевизны, она легко осуществима и обеспечивает широчайшее разнообразие цвета и фактуры. Используемые красители подразделяются на латексные и алкидные. Латексные красители имеют водную основу, они быстро высыхают и легки в уборке, однако менее стойки, чем алкидные, и пригодны не для всех интерьеров. Красители на алкидной основе (вытеснившие масляные краски) разводятся минеральными растворителями и потому дольше сохнут. Уход за ними сложнее, зато они гораздо более стойки и долговечны. Латексные красители обычно применяются для окраски стен, тогда как алкидные – для окраски дверей, плинтусов и наличников. Обои до сих пор сохраняют популярность при отделке интерьеров, поскольку обеспечивают довольно стойкую поверхность, многообразие рисунков, фактур или фактурных рисунков. Стены также облицовывают деревянными панелями, мраморными плитами, кирпичом или керамической плиткой. Эти виды отделки поверхности обладают высокой стойкостью и очень просты в уходе, однако и сами материалы и их установка на места обходятся весьма дорого.

Меблировка. Мебель составляет основную статью расходов на обустройство интерьера. Она используется для хранения различных предметов, для проведения рабочих операций, отдыха и досуга в обитаемом пространстве. В подборе мебели руководствуются соображениями прочности, удобства ухода и пользования, общего комфорта. Мебель подразделяется на свободностоящую и встроенную, на корпусную и мягкую.

Долговечность и прочность зависят от качества конструкции и использованных материалов. Высококачественная конструкция предполагает соединение без открытых шляпок гвоздей, шурупов или скреп, без капель клея и без деформаций при перемещении. При этом все ящики легко скользят и точно примыкают к корпусу, вся металлическая фурнитура долговечна и работает без напряжения. Мягкая мебель имеет достаточно мощную пружинную конструкцию и стойкое уплотнение, что обеспечивает ее работу без деформации длительное время.

Корпусная мебель изготовляется из дерева, металла и пластиков. Традиционно дерево остается излюбленным материалом для мебели, его массив используют в рамах, ножках и основаниях. Для обработки больших поверхностей столешниц или стенок гардеробов используются фанеровку деревянным шпоном, тонким слоем дерева, наклеиваемым на прочное основание. Основанием корпуса служит многослойная фанера, древесностружечная плита или иной материал. Использование шпонов в мебельном производстве особенно ценится, потому что позволяет применять для облицовки дорогие, редкие, но непрочные породы дерева. К тому же, фанерованные поверхности имеют то преимущество перед массивом древесины, что они не трескаются и не выгибаются. Благодаря особенностям многослойной фанеры и древесностружечной плиты, использование декоративной фанеровки позволяет создавать прочные и легкие предметы мебели. Качество фанерованной мебели зависит от технологии наклейки шпона и особенностей конструктивной многослойной фанеры и зернистости древесностружечной плиты.

Твердость дерева влияет на эксплуатационные характеристики и внешний вид мебели. Твердые породы лиственных деревьев значительно прочнее и предпочтительнее для изготовления качественных видов мебели, тогда как мягкие хвойные породы используются лишь в изготовлении дешевой меблировки и для изготовления рам мягкой мебели. Деревянную мебель всегда защищают лаком, политурой или краской. Вошли в употребление синтетические лаки на полиуретановой и акриловой основе, повышающие долговечность мебели и облегчающие уход за ней.

Металл в основном применяется при изготовлении офисной мебели, для изготовления каркасов столов и кресел, для кухонных шкафчиков. При этом чаще всего используется сталь, поскольку она отличается прочностью и многофункциональностью, но требует хромирования или эмалирования для защиты от коррозии. Качество металлической мебели определяется классом листового металла, прочностью узлов и толщиной защитного декоративного покрытия.

Пластмассы в широкой гамме форм и цвета применяются для изготовления как очень дорогой, так и дешевой мебели. Ламинаты из пластика наносятся на многослойную фанеру, древесностружечную плиту или металлический лист, они служат одновременно и защитным и декоративным покрытием и используются при изготовлении кухонных и рабочих шкафов, столешниц и целых предметов мебели. Этот материал достаточно прочен и стоек, практичен в обиходе, хотя подвержен механическому и другим видам воздействия (царапины, трудновыводимые пятна и т.п.).

Для производства мебели используют также литой (или штампованный) пластик. Прочность, эластичность, влагостойкость, устойчивость к солнечному свету, царапинам, загрязнению – все это напрямую зависит от технологии изготовления, так что без анализа подробной информации о цельнопластиковой продукции трудно сделать вывод о ее качестве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.