Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зробіть порівняльну характеристику психодіагностики та психологічної оцінки. 1 страница




В 1970-е гг. в области индивидуальных различий все более употребительным ста- новится термин, который к настоящему времени во многих странах Западной Европы и США почти полностью вытеснил термин «психологическое тестирова- ние». Это — «психологическая оценка» (psychological assessment).

Термин «психологическая оценка» использовался во время Второй мировой войны группой американских психологов и психиатров, занятых отбором «рыца- рей плаща и кинжала». Первое употребление этого термина в психологической литературе — название книги, описывающей эту весьма специфическую програм- му отбора - The Assessment of Men COffice of Strategic Services, 1942). В 1953 г. в

«Ежегодном психологическом обозрении» (США) появился раздел «Теория и техники оценки». После этого термин «оценка» начинает использоваться психо- логами все чаще.

Этот термин получил в последнее время достаточно широкое распространение, приобрел официальный статус, подтверждением чему служат многочисленные руководства, различные журналы, посвященные проблемам психологической оценки. «Краткая психологическая энциклопедия» раскрывает содержание этого понятия через цель, которая заключается в изучении (оценивании) индивидуаль- ности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (пси- хическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т. д.). В вышеупомянутой энциклопедии указывается на то, что нужно но проводить различия между психологической оценкой и тестированием. Оцен- ка — это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями, например с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологи- ческих тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специ- альной аппаратуры и т. п. Тестирование — это измерение психологических харак- теристик с помощью процедур, основанных на воспроизведении неких поведен- ческих реалий. При этом отмечается, что психологическая оценка имеет более дав- ние исторические прецеденты (ссылаются на уже известные читателю из истории психодиагностики системы отбора чиновников в Древнем Китае и т. п.). Таким образом, психологическая оценка — понятие более широкое, чем психологическое тестирование. Оценка производится с помощью не только тестов. В то же время, если проанализировать содержание руководств и журналов по психологической оценке, то легко убедиться, что это понятие чаще всего выступает в качестве сино- нима психологическому тестированию, охватывающему весь спектр психологиче- ских измерений: от психических функций до личности. Тем не менее появление и распространение термина «психологическая оценка» — это следствие осознания исследователями того факта, что познание индивидуально-психологических раз- личий, столь тесно связанное с тестами, ими не ограничивается. Помимо тестов (стандартизированных процедур) развивается внетестовая диагностика, связан- ная с качественными оценками. В этом смысле понятие психологической оценки близко ранее предложенному нами предмету психологической диагностики.

 


5.Зробіть порівняльну характеристику психодіагностики та психометрії.

Психометрия — понятие, с которым часто сталкиваемся, как только речь заходит о психологических тестах, тестировании. Уже было отмечено, что понятие это вве- дено Вольфом (1734), указавшим на возможность измерения в психологии. Од- ним из первых измерений в экспериментальной психологии было измерение вре- мени реакции. Поэтому первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психиче- ских явлений (разумеется, существуют и другие, менее распространенные опреде- ления психометрии. Достаточно вспомнить Ф. Гальтона, считавшего таковой изме- рение ума. Этот термин, наконец, используется в парапсихологии). Показателен

«Словарь XX века»1 определяющий ее как «область психологии, имеющую дело с

изменяемыми факторами». При таком подходе психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений — от психофизических до личностных.

Известно, что создание любого психологического инструмента измерения тре- бует неукоснительного соблюдения определенных требований (см. об этом гл. 3). Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики из- мерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие им устанавливается путем применения математико-статистических процедур. Совер- шенствование математике-статистического аппарата, его разработка в свою оче- редь связаны с конструированием все новых и новых тестов, решением задачи обеспечения их эффективности2. Психометрическое направление, таким образом,

получает свое преимущественное развитие в психологическом тестировании. Отсюда неудивительно, что в ряде случаев психологическое тестирование (пси- ходиагностика) и психометрия отождествляются. Подтверждает сказанное широ- ко употребляемый термин «психометрические тесты», под которыми понимают- ся стандартизированные методики, относительно которых известна валидность и надежность, методики, удовлетворяющие принципам измерения. Это, в частности, является основанием отделять психометрические тесты от проективных методик, так как применительно к последним классические требования, задаваемые теори- ей измерения, зачастую не могут быть удовлетворены.
Родился в 1822 г. в Бирмингеме. Его детство прошло в богатой семье, все члены которой были увлечены наукой. Его мать была дочерью Эразма Дарвина, крупного ученого, приходившегося дедом Чарльзу Дарвину. Степень бакалавра Ф. Гальтон полу- чил в Кембриджском университете (1844) после несколько бес- системного изучения медицины, а затем математики. Получив большое наследство, был избавлен от необходимости заботить- ся о научной карьере. Предпринимает длительные путешест- вия, отчеты о которых и метеорологические наблюдения при- несли ему множество почетных званий, избрание в Королев- ское Общество и общественное признание. В начале 1860-х гг. его все больше начинают занимать вопросы наследования фзических особенностей и ума человека. Идея улучшения человеческой породы приво- дят Гальтона к психометрии или измерению ума, соответствующим психологическим и психофизиологическим исследованиям. Эмпирические исследования Гальтона осуще- ствлялись одновременно с развитием математико-статистического аппарата. Он от- крыл коэффициент корреляции, создал первые тесты для измерения ума. Непреходя- щее значение исследований Гальтона для психологической науки состоит в том, что благодаря его пионерским работам возникла наука об индивидуальных психологиче- ских различиях и их измерении. Умер Гальтон в 1911 г., своим завещанием обеспечив финансирование исследований в области биометрии и евгеники.

 

димо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока фе- номены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки»1.

Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философ- ского учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он сформулировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информа- ция о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем боль- ше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллек- туальной деятельности».

Ф. Гальтон совершенствует уже известные экспериментально-психологиче- ские приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает новые. Некоторые из них, такие как свисток для определения предела восприя- тия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до сих пор и названы его именем.

 
В 1884 г. на Лондонской международной выставке медицинского оборудова- ния, средств и методов охраны здоровья Ф. Гальтон ознакомил широкую публи- ку с созданными им тестами. Измерить свои «способности» мог любой из посети- телей открытой им антропометрической лаборатории (Ф. Гальтон полагал антро- пометрию искусством измерять физические и умственные свойства людей). Тестирование проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота объем легких; различение цветов, запоминание объектов и др. После закрытия выставки в 1885 г. Ф. Гальтон перевез свою лабораторию в Музей Южного Кенсингтона и на протяжении шести лет про- вел измерения у 9000 человек.

Особо следует отметить, что Ф. Гальтон оказался новатором и в области ста- тистических процедур в психологии, без которых невозможен анализ данных по индивидуальным различиям. В 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффи- циента корреляции (статья на основе доклада 1888 г. опубликована в следующем году). Он пишет: «Два изменчивых органа считаются коррелированными, когда изменение одного из них сопровождается, в общем, большим или меньшим изме- нением другого органа и в том же направлении. Так, длина руки считается корре- лированной с таковой ноги, потому что человек с длинной рукой имеет обычно длинную ногу, и наоборот».

Гальтон вычислял коэффициент корреляции в антропометрии и в исследова- ниях наследственности. Статистическое изучение явления регрессии в наслед- ственности непосредственно связано с понятием корреляции: «Регрессия объяс- няется следующим образом. Ребенок частично наследует от своих родителей, ча- стично от своих предков. Говоря вообще, чем дальше назад идет его генеалогия, тем многочисленнее и разнообразнее становятся его предки, пока они не станут отличаться от группы людей, одинаковой по численности, взятой из расы в целом. Средний рост их будет такой же, как и расы, иначе говоря, он будет средний». Это и есть открытый Гальтоном закон регрессии. Он также рассчитал, что если каж- дая особь наследует от обоих родителей половину своих особенностей, от двух дедов и двух бабок — одну четверть и т. д., то в результате получается убывающий ряд, сумма членов которого стремится быть равной единице. В этом суть закона наследования свойств предков потомками. Гальтон пытался понять наследствен- ность в свете корреляции и полагал, что семейное сходство — частный случай об- ширной области корреляции. Получается так, что наследственность есть корре- ляция между степенью родства и степенью сходства. Естественно, что он распро- странял этот закон и на наследование интеллекта. Хотя эти гальтоновские законы представляют сегодня лишь исторический интерес, тем не менее для своего вре- мени это были новаторские работы. Гальтон также ввел метод математического описания «огивы» (дуги), изображающей кривую Гаусса. Работами в этом направ- лении закладывался психометрический фундамент психодиагностики.

Здесь уместно вспомнить о человеке, с которым Гальтон бок о бок работал дол- гие годы. Это Карл Пирсон (1857-1936), который был блестящим математиком и биографом Гальтона. Пирсон совершенствовал математический аппарат для вы- числения корреляции. В результате появился широко известный сегодня даже студентам коэффициент корреляции по Пирсону. Им также был разработан не- параметрический коэффициент d -квадрат. Эти коэффициенты широко использу- ются в психодиагностических исследованиях, благодаря им устанавливается тра- диция использования количественных методов в разработке и применении пси- хологических тестов.

Являясь создателем первых тестов интеллекта, Ф. Гальтон также был первым, кто поставил вопрос об измерении личностных (характерологических) особен- ностей. В 1884 г.

Для измерения характера, имеющего, по мнению Ф. Гальтона, «нечто опреде- ленное и длительное», т. е. известное постоянство, предлагается использовать сфигмограф, аппарат Моссо для определения артериального давления, другие приборы. Точное измерение характера дает «статистика поведения каждого чело- века в малых ежедневных делах». Исследования Ф. Гальтона в этом направлении, хотя и незавершенные, стимулировали разработку инструментов измерения не- когнитивных свойств личности.

Помимо прочего, Ф. Гальтон, изучая «ассоциации идей», оказался у истоков проективной техники диагностики личности (подробно об этом см. гл. 6). В 1878 г. — в Nineteenth Century, а в следующем году — в Brain Ф. Гальтон публи- кует результаты проведенных им ассоциативных экспериментов и высказывает соображения, оказавшиеся проронескими: «Мой метод состоит в том, чтобы на краткий период времени обеспечить свободную игру сознания до тех пор, пока через него не пройдет пара или около того мыслей, и тогда, пока следы или эхо этих мыслей еще медлит в мозгу, вернуть внимание к ним, сразу и полностью вновь пробудив их; задержать, исследовать их и точно зарегистрировать их явление».

Первый опыт ученого проводился во время длительной прогулки. Он устано- вил, что за данный период времени его внимание привлекли 300 различных объек- тов (хотя он и не позволял себе «фантазирования»). Ф. Гальтон пишет о том, что ему удалось лишь самым «неопределенным» путем собрать те многочисленные

«мысли», которые «прошли» в его сознании. Перед ним прошли фрагменты всей его жизни, множество прошлых событий. Спустя несколько дней опыт был повто- рен. Разнообразие мыслей также было велико, но многие из них повторялись. Для проверки природы ассоциаций и частоты их повторения предпринимается реша- ющий эксперимент. Был составлен список из 75 слов. Одно за другим Ф. Гальтон читал эти слова и ожидал, фиксируя время хронометром, пока не появятся две ассоциируемые с тем или иным словом мысли. Вторая ассоциация всегда исходи- ла из экспериментального слова, а не из первой, вызванной им ассоциации. Этот опыт повторялся четыре раза с интервалом в один месяц. Всего исследователь записал 505 «ассоциированных идей», на их образование потребовалось 560 се- кунд, в среднем их было около 46 в минуту, 29 мыслей повторялись в 4 опытах,

36 — в трех, 57 — в двух, 107 — только в одном опыте. В итоге Ф. Гальтон прихо- дит к следующим выводам:

• частота повторяющихся ассоциаций много выше ожидаемой: «Дух посто- янно путешествует по знакомым дорогам, однако память не сохраняет впе- чатлений от этих экскурсий»;

• ассоциации глубоко индивидуальны: «Измеримо видно, сколь невозможно вообще для двух взрослых людей сблизить свои умы до полного согласия»;

 

Родился в 186С г. в Истоне (Пенсильвания). Бакалавр Лафай- етского колледжа (1880), доктор философии (Лейпцигский университет, 1886). Работал в качестве ассистента у В. Вундта (1883-1886). Обращается к изучению индивидуальных разли- чий под непосредственным влиянием Ф. Гальтона, встреча с которым произошла после того, как он покинул вундтовскую лабораторию. Первый в мире профессор психологии (Пен- сильванскийуниверситет, 1887-1891). ПрезидентАмерикан- ской психологической ассоциации (1895). В 1917 г. уходит в отставку, несчитая возможнымотказаться отсвоихпацифист- скихвзглядов.ВэтомжегодуосновываетАмериканскуюпси- хологическуюкорпорацию,котораястановитсяпервымизда- тельством тестов. С этого времени оставляет преподавании научные исследования, но ведет активную издательскую и общественную деятель- ность вплоть до своей смерти, последовавшей в 1944 г. в Ланкастере (Пенсильвания).

 

 

• наиболее стойки ранние ассоциации, те, что связаны с детством;

• ассоциации чрезвычайно важны для изучения личности: «Было бы весьма поучительно опубликовать детальные отчеты. В этих отчетах с наибольшей полнотой и истинностью обнажились бы самые истоки таких мыслей инди- вида, которые он вряд ли хотел бы раскрыть публично»;

• ассоциации теснейшим образом связаны с бессознательными процессами:

«Они (опыты Ф. Гальтона. —Л.Б.) являются важным доводом в пользу су- ществования более глубоких уровней психических операций, глубоко по- гребенных под пластом сознания; эти операции помогают понять психиче- ские феномены, которые никак иначе объяснить невозможно».

Ф. Гальтон, увлеченный множеством других проблем (от метеорологии до ев- геники), позднее не возвращался к изучению ассоциаций. И все-таки именно ему принадлежит приоритет создания прообраза той техники исследования лично- сти, которая спустя четверть века будет возрождена К. Юнгом и М. Вертхеймером, а еще через 35 лет получит название проективной.

Таким образом, работы великого англичанина сыграли решающую роль в ста- новлении и формировании английской школы изучения интеллекта, его пионер- скими исследованиями были созданы и предпосылки для появления тестов лич- ности. В основе современной психодиагностики лежат идеи и труды Френсиса Гальтона, лозунгом жизни которого были слова: «Считай все, что можешь счи- тать!» Один из основоположников экспериментальной психологии Альфред Бине счи- тал, что в центре внимания этой науки должны быть высшие психические процес- сы. На раннем этапе исследования интеллекта Бине пытался понять взаимоот- ношения между интеллектом и теми «переменными», которые рассматривались в хиромантии и френологии. Кроме того, он проводил эксперименты с такими же тестами, которые использовали Гальтон и Кеттелл. Однако в начале 1890-х гг. Бине пришел к убеждению, что для изучения индивидуальных различий в интел- лекте необходимо обратиться к более сложным психическим процессам. В статье, имеющей большое значение для тестирования умственных способностей, Бине и Анри в 1896 году описали серии тестов, предназначенных для измерения внима- ния, понимания, памяти, воображения, эстетической оценки, морального сужде- ния и визуального ощущения пространства. В течение следующих лет Бине про- должал акцентировать внимание на важности качественных умственных перемен- ных, в частности влиянии личности на интеллектуальную деятельность. Наиболее важной работой Бине в этот период (1902) была книга «Экспериментальное ис- следование интеллекта».

Отмечая решающее значение работ А. Бине и его сотрудников в появлении прообраза современных тестов интеллекта, следует сказать и о том, что измерять более сложные, нежели сенсорные, функции стремились и ранее. Предложение из- мерять сложные психические процессы было сделано еще в XVIII столетии Чарльзом Боне. Он полагал, что умственные процессы могли бы измеряться на основе заключений, сделанных из одного и того же суждения, но его предложен

Родился в 1857 г. в Ницце. После окончания лицея получил лицен- зиюнаправозаниматьсяюридическойдеятельностью. Заняв- шись самообразованием, работал под руководством Ж. Шарко, который в то время возглавлял клинику Сальпетриер. Занимался проблемами гипноза и истерии. В 1894 г. получил докторскую сте- пень за исследования нервной системы насекомых. В этом же го- ду становится директором психологической лаборатории в Сор- бонне и основывает первый психологический журнал во Фран- ции. Диапазон интересов Бине — от животного магнетизма до особенностейигрывшахматывслепую.ПрофессорБухарест- ского университета. С 1894 г. совместно с В. Анри проводит ис- следования со школьниками Парижа, пропагандируя методы измерения индивидуальных различий. Знакомство с клиницистом Т. Симоном в1899г. впоследствии перерастает в совместную работу над тестом для измерения интеллек- та, который появляется в 1905 г. Бине вошел в историю психологии не только в качестве создателятестовинтеллекта, нопреждевсегокакодинизоснователейэксперимен- тальнойпсихологии.УмерБинев1911г.вПариже.

не было замечено. В 1889 г. А. Орн, ученик Эмиля Крепелина, разработал тесты для измерения умственных способностей, разделенных им на четыре типа: воспри- ятие, память, ассоциация и моторные функции. Немного позже (1895), Крепелин создает длинный ряд тестов, предназначенных для измерения того, что он рассмат- ривал как базовые умственные функции. Заинтересованный в психологическом исследовании пациентов психиатрических больниц, Крепелин применил простые арифметические операции в своих тестах, которые он изобретал для оценки ре- зультатов тренировки, памяти, а также росприимчивости к усталости и раздра- жению. В 1891 году Хуго Мюнстерберг из Гарвардского университета подготовил

14 тестов для использования с детьми школьного возраста. Среди них были тесты на чтение, вербальные ассоциации, память, а также простые арифметические за- дачи. Выдающийся немецкий психолог Герман Эббингауз, экспериментально ис- следуя человеческую память, открывает различия между двумя ее формами: им- плицитной, выражающейся в облегчении заучивания, и эмплицитной, выражаю- щейся в непосредственном воспроизведении. Он разработал тесты имплицитного запоминания и показал, что материал, который не воспроизводится непосредствен- но и не узнается, тем не менее присутствует в памяти, так как облегчает повторное научение. Изучая умственные способности детей, Г. Эббингауз создает в 1897 г. тест, впоследствии названный его именем. Он полагал важной характеристикой интеллекта способность комбинировать и составлять слова в значимое целое. Примененный в конструировании теста принцип дополнения по сегодняшний день широко используется в психодиагностике. Однако лишь многолетний труд А. Бине и его сотрудников привел к созданию тестов интеллекта, которым была суждена долгая жизнь. В известной мере этому способствовало участие А. Бине в деятельности Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей, созданной Министерством народного просвещения Франции в 1904 г.

Первой теорией организации интеллекта, основанной на статистическом анализе показателей тестов, была теория Чарльза Эдварда Спирмена, исследования ко- торого во многом стимулировались его несогласием с существовавшими данны- ми о том, что предназначенные для измерения разных сторон интеллекта тесты не коррелируют друг с другом, а следовательно, отсутствует основание для расчета общего, суммарного показателя.

Вдохновленный исследованиями Ф. Гальтона по корреляционному анализу, в

1901 г. Ч. Спирмен обращает внимание на проблему взаимосвязи разных интел- лектуальных способностей, а в 1904 г. публикует ставшие сегодня классическими работы: «Общий интеллект, объективно детерминированный и измеренный» и

«Доказательность и измерение связи между двумя предметами».

Исследования Ч. Спирмена приводят к появлению двухфакторной теории интеллекта. В соответствии с этой теорией существует общий, или генеральный, фактор {generalfactorG), определяющий положительные корреляции между те- стами (успешность выполнения этих тестов) и специфические факторы (S1 S2, S3 и т. д.), присущие каждой из используемых метод. В этой концепции положительные корреляции объясняются только наличием генерального фактора. Чем сильнее насыщенность тестов этим фактором, тем выше корреляции между ними. Специфические факторы играют ту же роль, что и ошибки измерения. Исходя из этого теорию Ч. Спирмена правильнее считать монофакторной.

Согласно Ч. Спирмену, наиболее узкая интерпретация генерального фактора заключается в том, что это фактор, присущий всем измерениям интеллекта. В то же время им было предложено и более широкое, носящее характер гипотезы, ис- толкование фактора G как умственной энергии (mental energy). Фактор G Спир- мен не отождествлял с интеллектом, полагая это понятие весьма туманным.

На основании анализа тестов, максимально «нагруженных» фактором G, Спир- мен пришел к выводу о том, что этот фактор в основном связан с постижением связей и отношений между предметами и явлениями действительности, а также возможностью воспроизведения этих отношений в соответствии с определенной закономерностью. Было установлено, что роль фактора G наиболее велика в слож- ных математических и вербальных тестах и минимальна — в сенсомоторных.

Тем самым был найден путь целенаправленного отбора тестов для измерения разных сторон интеллекта и опровергнуто мнение о том, что их следует констру- ировать на основе интуиции. В ходе дальнейших исследований обнаружилось, что корреляции, существующие между тестами, не могут быть объяснены исключи- тельно наличием генерального фактора. Разные по содержанию тесты могут дать корреляции более высокие, нежели те, которые можно ожидать на основании на- сыщенности этих тестов фактором G. Эти данные позднее приведут Спирмена и его последователей к групповым факторам, которые, с одной стороны, не так уни- версальны, как генеральный, и, с другой стороны, не так однозначно специфичны как S-факторы.

 

ЭТИ ТРИ ОТНОСЯТЬСЯ К ВЫШЕ ВОПРОСАМ,ПРО ФАМИЛИИ

6.Охарактеризуйте історію розвитку психодіагностики інтелекту.
7.Охарактеризуйте історію розвитку „особистісної” психодіагностики.
8.Охарактеризуйте історію розвитку „проективної”психодіагностики.


9.Охарактеризуйте історію розвитку психодіагностики у дореволюційній Росії та в СРСР.

Становление и развитие психологического тестирования не оставалось без вни- мания российских психологов. В дореволюционной России начала XX в. тесты

 

Родился в 1860 г. Профессор Московского университета, выдающий- ся специалист в области психиатрии, неврологии и психологии. Ос- новоположник детской неврологии в России. Описал специфический патологический рефлекс, известный в дальнейшем под его именем. Выдвинул идею количественной оценки духовной жизни человека с цельювыявленияиндивидуальносвоеобразногопрофиляразвития больной и здоровой личности. «Психологические профили» Россоли- мо являются передовыми по сравнению с диагностическими разра- ботками на Западе. Умер в 1928 г.

гоги,' надеявшиеся с их помощью получить сведения о степени одаренности уча- щихся, особенностях их личности, осуществить диагноз и прогноз психического развития. Делались попытки организации при школах кабинетов для эксперимен- тально-психологического (тестового) обследования учащихся. Сторонники есте- ственно-научного направления в развитии психологии (А. П. Нечаев, Н. Е. Ру- мянцев, Г. И. Россолимо и др.) активно способствовали распространению идей тестирования, зачастую, подобно своим западным коллегам, возлагая на тесты слишком большие надежды.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в первую оче- редь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г. И. Россолимо и Ф. Е. Рыбакова. В 1908 г. Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психоло- гии и психодиагностики под названием «Психологические профили». Г. И. Рос- солимо, конструируя тест, шел не эмпирическим путем, а разработал систему те- оретических представлений о структуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считал выработку критериев отличия нормальных детей от име- ющих разные степени умственной отсталости (ср. с исследованиями А. Бине). Эта задача была успешно решена в новой для психологического тестирования того времени форме — теста, состоящего из 11 субтестов (субтесты основывались на выделении 11 психических процессов, которые разбивалась на пять групп: вни- мание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы) и позволя- ющего представить полученные данные в виде профиля. Задания варьировались по категориям обследуемых (дети, взрослые интеллигентные, взрослые неинтел- лигентные). Впервые была предложена и формула перевода профиля с графиче- ского языка на арифметический. «Профили» получили высокую оценку научной общественности, были переведены на несколько языков.

 
Не менее интересны и исследования Ф. Е. Рыбакова, разработавшего тест для определения уровня развития пространственного воображения. «Фигуры Рыба- кова» быстро стали известны в мире, по их подобию создавались многочислен- ные тесты, использующиеся и в настоящее время, например тест интеллекта, предложенный Р. Мейли в 1955 г. Судьба всех дореволюционных

ских разработок в России — забвение на родине, но использование и развитие (ча- сто под другими именами) за рубежом.

«психологические тесты имеют исключительно научное значение, т. е. могут при- меняться исключительно только для научных исследований, но не для практиче- ских целей»1. Это мнение Г. И. Челпанова, одного из создателей и первого руко- водителя Психологического института, основывалось на том, что тесты дают зна- ния лишь об отдельных проявлениях личности, которые к тому же требуют не одномоментного, а длительного изучения, не обеспечиваемого тестированием.

В советский период в педологии и психотехнике 1920-1930-х гг. практика те- стирования набирает обороты. Тесты получают широчайшее применение прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в области психологического тестирования М. Я. Басов, М. С. Бернштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, С. М. Василейский, С. Г. Геллерштейн, В. М. Коган, Н. Д. Леви- тов, А. А. Люблинская, Г. И. Россолимо, И. Н. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др.

На Украине публикуют свои новаторские исследования А. М. Мандрыка и М. Ю. Сыркин. Основное внимание в их работах уделяется теоретическим аспек- там прикладной статистики в психологическом тестировании (Мандрыка, 1931), а также критериям точности тестовых испытаний и сопряженности получаемых данных с социальными факторами (Сыркин, 1929). Особо следует отметить вклад Л. С. Выготского. Разработанное этим выдающимся психологом учение о психоло- гическом диагнозе, его особенностях и этапах сохраняет свое значение и поныне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.