Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния




В творчестве Маркса выделяют два периода:

§ Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.

§ Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Владимир Ильич Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм[3][4]. Маркс, исходя из этих источников, тем не менее, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.

 

29. Маржинализм (marginale - с фр. "дополнительный") - направление экономической теории конца XIX века, которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины.

Маржинальная революция - переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).

Основные положения маржинализма следующие:

• использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;

• основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;

• исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;

• предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;

• широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;

• гедонизм, то есть жизнь ради счастья.

 

Первый этап маржинализма (70-80 годы XIX века) связан с именами Уильяма Стенли Джевонса (1835-1882) - основателя математической школы, Карла Менгера (1840-1921) - основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834-1910) - основателя лозаннской школы.

Этот этап получил название "субъективного направления" в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.

К недостаткам этого этапа относят следующее:

• категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров;

• оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.

Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842-1924) - профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейс Кларк (1847-1938) - профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.

 

Для второго этапа характерен отказ от "субъективного направления" политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.

Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).

Они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность.

Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне ими применялось математическое моделирование процессов

28. СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ «МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ».

В течение последних 30 лет XIX классическую политическую экономию сменила МАРЖИНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. В значитель­ной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в на­уке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и эконо­мике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МАРЖИНАЛИЗМА – исследование предельных эк-ких величин как взаимосвязанных явлений эк-кой системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика). В данном контексте современный маржинализм включает в себя ныне и неоклассичес­кую и кейнсианскую эк-кие концепции, а «экономика впер­вые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целя­ми и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования».

В свершении «маржинальной революции» в экономической литера­туре выделяют обычно два этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП охватывает 70-80-е гг. XIX, когда возникли обоб­щения идей маржинального эк-го анализа в трудах Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальраса. На этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание по­лучил Менгер, ставший во главе «австрийской школы» маржинализма. Его школа выступала против исто­рического и социологического подходов в эк-кой теории, ратуя, как и «классическая школа», за «чистую эк-кую на­уку». При этом ставшая на данном этапе центральной ТЕОРИЯ ПРЕ­ДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ ТОВАРА объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара при­знавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Недостатки, которых не избежали «все три основател я (К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас),теории предельной полезности»: 1. полезность товара рассматривается как функция количества этого товара, не зависящая от количеств других потребляемых товаров; 2. «объяснение» поведения потребителя полезностью сталкивается с двойственной оппозицией (одна из них утверждает, что теория по­лезности исходит из сомнительной и даже неверной психологии, а другая – что психологические аспекты потребительского поведения не имеют отношения к объективному развитию эк-кого про­цесса, который от индивидуальных ощущений не зависит); 3. «благосостояние» сводится к сумме количественных, поддающихся измерению полезностей для всех индивидов (домохозяйств) общества, и оптимальным считается такое распределение ресурсов, которое максимизировало бы благосостояние именно в этом смысле, и др.

ВТОРОЙ ЭТАП «маржинальной революции» приходится на 90-е XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х, с тем, чтобы подтвердить, что «целью чистой экономики... всегда оставалось объяснение регу­лярного хода эк-кой жизни». В результате представители «новых» маржинальных эк-ких идей стали расцениваться в качестве преемников классической по­литической экономии и называться НЕОКЛАССИКАМИ, а их теория, соот­ветственно, получила название «неоклассической». На втором этапе «маржинальной революции» – этапе формирования неоклассичес­кой политической экономии – наибольший вклад внесли англича­нин А. Маршалл, американец Дж. Б. Кларк и итальянец В. Парето.

Что же касается довода, будто теория предельной полезности является «буржуазным ответом на марксизм», то здесь необходимо указать на 2 аргумента, приводимых М. Блаугом. Это, во-первых, достаточно поздний перевод на английский язык первого тома «Капитала» К. Маркса, а во-вторых, А. Маршалл начал свой главный труд – «Принципы экономикc» в 1867 (год немецкого издания первого тома «Капитала»), полностью владея теорией предельной полезности, что. То же са­мое относится к Менгеру и Л. Вальрасу, задумавших свои труды, не ведая о готовившемся Марксом в Англии произведении. Поэ­тому гораздо позже, т.е. после 80-х годов прошлого столетия, в от­вет на распространение на Европейском континенте «революцион­ных» идей учения К. Маркса в трудах тех, кто стали учениками родоначальников и столпов маржинализма, появились «атаки на марксистскую эк-кую науку» с применением маржиналистской теории, и это были Бём-Баверк, Ф. Визер, В. Парето, П. Уикстид и многие другие. Но поскольку «новая эк-кая наука все еще не могла значительно выдвинуться по меньшей мере на протяжении жизни поколения... – пишет М. Блауг, – историче­ская проблема состоит в том, чтобы объяснить не тот момент вре­мени, когда предельная концепция была приложена к полезности, а скорей запоздалую победу экономической теории на основе пре­дельной полезности».

ЭВОЛЮЦИЮ МАРЖИНАЛЬНЫХ ИДЕЙ НА ДВУХ ЭТАПАХ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ: ПЕРВОЕ. Вначале маржинализм в своем субъективном течении акцентировал внимание на значении эк-кого анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом), а клас­сики, как известно, исходили из приоритета проблем пр-ва (предложения). Но затем неоклассики (второй этап «маржинальной революции») обосновали необходимость одновременного изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не проти­вопоставляя их друг другу. ВТОРОЕ. Маржиналисты первой волны (субъективное направле­ние эк-кой мысли), используя, подобно «классикам», при­чинно-следственный анализ, как бы повторили своих предшествен­ников. Речь идет о том, что приверженность каузальному подходу привела и тех и других к версии признания стоимости товарных благ в качестве исходной категории эк-кого ис­следования. Правда, с одной существенной разницей: «классическая школа» первичной в экономике считала сферу пр-ва и ис­точник формирования стоимости издержек пр-ва, а «субъ­ективная школа» первичной считала сферу потребления и обуслов­ленность цен полезностью товаров и услуг. В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родона­чальниками неоклассического направления эк-кой теории, благодаря замене каузального подхода функциональным исключи­ли из «поля зрения» эк-кой науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер пр-ва и потребления, а соответственно и споры о том, что лежит в основе стоимости. Неоклассики, образно говоря, «объединили» сферу пр-ва и сферу потребления, распространив характеристику предельных эк-ких величин еще и на сферы распределения и об­мена. В результате произошло как бы естественное объединение обеих теорий стоимости (теории издержек «классиков» и теории полез­ности «субъективистов») в одну двухкритериальную теорию, базиру­ющуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и пре­дельной полезности. Это позволило представителям «новой эконо­мики» – неоклассикам исключить специальный анализ стоимости каждого фактора пр-ва, поэтому «то, что авторы классической школы выдвинули специальную теорию распределе­ния (доходов), как раз и является предметом критики со сто­роны современных авторов». И ТРЕТЬЕ. В отличие от первого этапа «маржинальной революции» на втором ее этапе наряду с функциональным методом эк-кого анализа всемерно утвердился и метод математического моде­лирования эк-ких процессов как средство реализации концеп­ции об эк-ком равновесии на уровне микроэкономики, т.е. отдельных хозяйствующих субъектов, из-за чего у неоклассиков незаслуженно из предмета эк-кой науки вплоть до 30-х гг. XX выпала проблематика факторов роста экономики и макроиссле­дования. Но при этом маржиналисты последней трети XIX, а затем и их последователи в первой трети XX по-прежнему полага­ли, что эк-кий рост благодаря «свободной» конкуренции поддерживается автоматически, и продолжали разделять несостоя­тельный в действительной жизни «закон рынков» Сэя с его главной идеей о саморегулируемости и равновесности экономики.

29. 30, К. МЕНГЕР О «ХОЗЯЙСТВЕ РОБИНЗОНА», ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГАХ И ИХ СТОИМОСТИ.

КАРЛ МЕНГЕР (1840-1921) - ученый-экономист с мировым именем и глава «австрийской школы» маржинализма. Несмотря на дворянское происхождение, он придерживался либеральных взглядов на проблему социально-эк-кого развития общества, которые, очевидно, сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге. В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, некоторое время работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревате­лем при правительстве Австрии в Вене.

Менгер издал в 1871 фундаментальный, как выясни­лось впоследствии, труд под названием «Основания политической экономии». В окружении своих коллег и единомышленников, которые стали называть себя учениками школы Менгера, ему удалось создать серьезную «оппозицию» в борьбе с господствовавшими в эк-кой науке парадигмами классической политической экономии о безусловном приоритете сферы пр-ва и о затратной природе происхождения стои­мости товара.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ. «Основания» Менгера, вдохновившие его последователей в Венском университете на дальнейшие научные изыскания в соот­ветствии с «новыми» методологическими принципами «учителя», способствовали в конечном счете тому, что на всем протяжении первого этапа «маржинальной революции» из трех общеизвестных родо­начальников маржинальной экономической теории наибольшее признание имел именно он – основоположник «австрийской школы». Связано это с тем, что в отличие от методологии У. Джевонса и Л. Вальраса менгеровская методология исследования сохра­нила отдельные ключевые позиции методологии «классиков». Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципа базовой категории, которой считается стоимость с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна определяться хотя и по каузальному принципу, но не в связи с изме­рением издержек пр-ва, а в связи с предельной полезностью. И, в-третьих Менгер считает первичной не сферу пр-ва, а сферу обращения, т.е. спрос.

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ И ИХ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ. В первой главе «Оснований», речь идет о делении эк-ких благ на порядки и обосновывается принцип комплементарности (дополняемости) производительных благ. «Если мы располагаем компле­ментарными благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим блага первого порядка, которые мож­но уже непосредственно применить к удовлетворению наших по­требностей. Промежутки времени, лежащие между отдельными фа­зами этого процесса... все же вполне исчезнуть не могут». Итак, по Менгеру, непосредственное удовлетворе­ние потребностей человека обеспечивает распоряжение благом пер­вого порядка, а обладание благами второго, третьего и более отда­ленных порядков требует, чтобы их «опосредованным образом» мож­но было бы «применить к удовлетворению наших потребностей». При этом ценно замечание ученого о том, что «мы ни в коем случае не в состоянии употребить единичное благо высшего порядка на удов­летворение наших потребностей, если в то же время не располага­ем остальными (комплементарными) благами высшего порядка», поскольку, не имея, например, «в своем распоряжении... для про­изводства хлеба... блага второго порядка (без топлива и воды) ... хлеб не может быть изготовлен даже при наличии... всех остальных необходимых для этого благ». Автор «Оснований» аргументирует положение о том, что блага высшего порядка становятся употребимыми в соответствии с «зако­нами причинности» и «лишь по истечении промежутка времени», подвергаясь «изменению», превращаются в блага первого порядка, т.е. в состояние, которое можно назвать удовлетворением человечес­ких потребностей. Блага высшего порядка, продолжает Менгер, выступают в качестве «средств для пр-ва», и отсюда «вытекает закон, по которому действительная надобность в отдельных благах высшего порядка по отношению к определенным промежуткам времени обусловлена наличием в нашем распоряжении комплементарных количеств соответственных благ высшего порядка».

По его мнению «критерием экономического характера благ» не может быть «затраченный на благо труд», так как «его нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, доступным распоря­жению». В развитие этой позиции ученый уточняет, что если предоставленные природой в распоряжение чело­века блага превышают потребность в них, то они тогда могли бы сохранить «для потребителей экономический характер, когда тот, кто обладает властью, устраняет остальных хозяйствующих субъек­тов от свободного распоряжения ими».

ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ («ВМЕНЕНИЯ»). В третьей главе «Оснований», разрабатывая теорию стоимости, определяемую предельной полезностью, Менгер как бы заново открыл «законы Госсена». Он убежден, что ценность эк-ких благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость от их нали­чия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэк-кие блага. Кроме того, поясняет, что «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы, прежде всего, придаем удовлетворению наших потреб­ностей...». Чтобы подтвердить такого рода суждение, К. Менгер приводит пример оазиса, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот – вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступ­ление воды из источника сократится настолько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителя оазиса.

В итоге возникает менгеровская субъективистская трактовка цен­ноcти ставшая впоследствии общей исходной позицией «австрий­ской школы», а именно: «Ценность – это суждение, которое хозяй­ствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их созна­ния не существует». Но какова мера ценности, если она не сущест­вует вне сознания? Ответ К. Менгера лаконичен: «Ценность субъек­тивна не только по своему существу, но и по своей мере».

По его мнению, «затраты труда и его количества или других благ на производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с вели­чиной ценности». Причем и здесь К. Менгер использует «доказа­тельство», обращаясь к примеру о ценности бриллианта и давая ком­ментарий, суть которого такова: величина ценности этого минерала не зависит оттого, нашли ли его «случайно» или он «добыт из месторождений путем затраты тысячи рабочих дней», так как опреде­ляющим моментом «при обсуждении его ценности» считается то ко­личество «услуг», которого можно лишиться, не будь его в нашем распоряжении.

Блага высшего порядка рассматриваются Менгером в качест­ве неизбежной предпосылки производства благ. Причем к их числу он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты и пр., но и «пользование капиталом и деятельность предпринимателя». Далее следует серьезное замечание ученого о том, что «не строго только определенные количества отдельных благ высшего порядка вступа­ют в соединение в процессе производства друг с другом, как это бывает при химических реакциях... Наоборот, самый элементарный опыт учит нас, – заключает он, – что блага высшего порядка могут произвести определенное количество какого-нибудь блага низшего порядка, находясь в самых разнообразных количественных от­ношениях друг к другу...». Следовательно, распоряжение благами низшего порядка, требующими комплементарных количеств благ высшего порядка, в реальной действительности не сопряжено с жесткой регламентацией.

30. КОНЦЕПЦИЯ К. МЕНГЕРА ОБ ОБМЕНЕ БЛАГ И ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

КОНЦЕПЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА И ОБМЕНА. Менгер считает ошибочным ставить в вину «социальному строю» возникающую якобы «возможность... отнимать у рабочих часть продукта труда». Он пишет, что труд представляет собой толь­ко один элемент производственного процесса, который «является не в большей степени экономическим благом, чем элементы про­изводства». Поэтому, по его мнению, владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а «за счет пользования землей и капита­лом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точ­но, как и труд».

Автор «Оснований» подвергает серьезной критике и теорию за­работной платы «классиков», по которой цена простого труда тяго­теет к минимуму, но она при этом должна «прокормить» рабочего и его семью, «иначе, – отмечает К. Менгер, – представление его (рабочего) в распоряжение общества не будет продолжитель­ным...». По мнению лидера «австрийской школы», такой подход неправомерен, поскольку идея о заработной плате как источнике «для поддержания жизни» будет всегда приводить к увеличению числа работников и снижению цены труда до прежнего (минимального) уровня. Поэтому во избежание регулирования цены простого труда по принципу минимума средств существования им рекомендуется сведение более высокой цены остальных видов труда на затрату капи­тала, на ренту с таланта и т. д.

Проблематике обмена Менгер посвятил четвертую главу «Ос­нований», возвращаясь затем к ней и в последующих главах. Сущ­ность этой категории сведена в книге ученого преимущественно к индивидуальному акту партнеров, результат которого якобы обоюдо­выгоден, но не эквивалентен. По его словам, всякий экономический обмен благ для обменивающихся индивидов означает присоедине­ние к их имуществу нового имущественного объекта, и поэтому об­мен можно сравнить в хозяйственном смысле с продуктивностью про­мышленной и сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем об­мен, по Менгеру, – это не только выгода, но и экономическая жертва, вызванная меновой операцией, отнимающей «часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отноше­ния», что нередко делает невозможной реализацию там, где она была бы еще мыслима.

Высоко оценивая место и роль обмена в экономической жизни, глава «австрийской школы» осудил негативное отношение к заня­тым в этой сфере людям со стороны представителей классической политической экономии, особенно американца Г. Ч. Кэри. «Если Кэри изображает людей торговли хозяйственными паразитами, – пишет К. Менгер, – потому что они берут себе некоторую часть выгоды, являющейся результатом реализации находящегося нали­цо случая экономического обмена, то это основано на его ложных представлениях о продуктивности обмена». Все, кто способствует обмену, т. е. экономическим меновым операциям, продолжает автор «Оснований», являются такими же производителями, как земледельцы и фабриканты, ибо цель всякого хозяйства состоит не в физическом увеличении количества благ, а в возможно более полном удовлетворе­нии человеческих потребностей.

В попытке предостеречь от представления о том, что величина цен на товары «есть существенный момент обмена» и что количества благ в акте обмена являются «эквивалентами», К. Менгер утверж­дает: «...исследователи в области явлений цены напрягали свои уси­лия для решения проблемы сведения предполагаемого равенства между двумя количествами благ к его причинам, и одни искали эти причины в затрате одинакового количества труда на данные блага, другие – в равных издержках производства, возникал даже спор о том, отдаются ли блага в обмен одно на другое, потому что они – эквивалентны, или блага потому эквивалентны, что в акте мены отдаются одно за другое, тогда как в действительности нигде не бывает равенства в ценности двух количеств благ (равенства в объек­тивном смысле)».

Прежде чем перейти к освещению научного вклада в «австрий­скую школу» продолжателей учения К. Менгера – О. Бём-Баверка и Ф. Визера, представляется уместным привести небесспорное, хотя и нелицеприятное для главы этой «школы» высказывание М. Блауга, в котором говорится: «...можно найти значительно больше основа­ний, чтобы увязать Джевонса и Вальраса скорее с Госсеном, нежели с Менгером, и единственный довод в пользу стандартной версии состоит в том, что к имени Менгера непрерывно взывали его ученики – Визер и Бём-Баверк, каждый из которых был полон решимости убе­дить своих коллег в том, что экономическая теория австрийской школы есть фрукт особого сорта».

 

31. 31. МАРЖИНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ Л. ВАЛЬРАСА.

ЛЕОН МАТИ ЭСПРИ ВАЛЬРАС (1834 – 1910) швейцарский экономист, основатель лозаннской школы маржинализма, основоположник современного макроэкономического моделирования. Наиболее известны его работы: «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» (1874 – 1877), «Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного богатства» (1896), «Очерки прикладной политической экономии. Теория производства общественного богатства» (1898) и «Теория денег» (1886).

Л. Вальрас подразделял политическую экономия на три раздела: 1) чистую политическую экономию, изучающую обмен и определение цены товара; 2) прикладную политическую экономию, исследующую организацию производства; 3) социальную экономию, рассматривающую распределение доходов в обществе.

Для чистой политической экономии наиболее подходят математические методы.

Определение цены товара Л. Вальрас в отличие от других маржиналистов связывал не с предельной полезностью, а с рыночным равновесием спроса и предложения.

Вклад Л. Вальрас в экономическую науку заключается, прежде всего, в построении модели общего экономического равновесия. Он показал взаимосвязь всех цен и доходов, определили условия и механизмы достижения общего экономического равновесия.

Для построения модели Л. Вальрас ввел ряд предположений: все участники рынка действуют рационально, т.е. стремятся максимизировать свою полезность; информация является полной, т.е. все участники обладают одинаковыми сведениями о рыночной ситуации; модель рынка соответствует условиям совершенной конкуренции; заданы функции предельной полезности и предельной производительности.

Предложение каждого фактора производства (труда, земли и капитала) представлено в виде уравнения. Л. Вальрас построил системы уравнений для определения рыночного спроса и предложения. Для рыночного равновесия спрос и предложение производительных услуг должны быть равны. Спрос на товар отдельного потребителя является функцией от цен на товары и от дохода этого потребителя. Доход потребитель получает от имеющихся у него факторов производства (например, заработную плату от продажи труда как фактора производства).

Рыночная цена товара должна соответствовать издержкам, выраженным в производительных услугах, ­– условие безубыточности, которое обеспечивается при совершенной конкуренции. Именно Л. Вальрас ввел понятие издержек производства и определил коэффициенты удельных затрат, т.е. затрат фактора производства на единицу производимой продукции. Из условия безубыточности выводится система уравнений, характеризующая поведение производителей. В результате получаются две системы уравнений, описывающих общее равновесие: спрос на товары и услуги равен их предложению, а спрос на факторы производства – предложению факторов производства. Следовательно, для экономики в целом совокупный спрос равен совокупному предложению. При этом, однако, частное равновесие, достигнутое на конкретном или нескольких рынках, не обеспечивает достижения общего равновесия. Условия достижения равновесия Л. Вальрас не вывел. Он только продемонстрировал возможный путь движения экономики к равновесному состоянию.

Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.

Еще одна модель равновесия была разработана Л. Вальрасом для условий увеличений одного из факторов производства. В связи с ростом капитала рассматриваются инвестиции и сбережения. Сбережения ученый определяет как разницу между доходами и потребительскими расходами. Эта же трактовка используется сейчас в экономической теории. Люди будут увеличивать сбережения до тех пор, пока предельная полезность ожидаемых доходов от сбережений будет больше, чем предельная тяжесть (антиполезность) отказа от текущего потребления. Инвестиции – это стоимостное выражение новых капитальных активов. Основным условием равновесия в этой модели, известной в современной экономической теории как I – S модель, является равенство сбережений и инвестиций.

В своей теории Л. Вальрас рассмотрел роль денег в экономике, факторы, определяющие спрос на деньги, и предложил от золотого стандарта денежной единицы перейти к золотому и серебряному (идея биметаллизма).

 

32. 32. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В. ПАРЕТО. «ОПТИМУМ ПАРЕТО».

ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО (1848 – 1923) – крупный итальянский пред­ставитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций лозаннской школы маржинализма. В. Парето наряду с экономикой интересовали также политика и социология, что отразилось и в разнообразии его публикаций. К основным трудам В. Парето принято относить двухтомный «Курс политической эко­номии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) и «Трактат по об­щей социологии» (1916).

Парето, как и Вальрас, сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать Парето маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической эконо­мической мысли.

Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, он преодолел присущий Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности как единствен­ной причины обмена и перейти к характеристике эк-кой системы в целом, где и спрос и предложение рассматриваются как элементы равновесия в экономике. При этом, придерживаясь «чистой» экономической теории, В. Парето отрицает обусловленность неравенства доходов проблемой их распреде­ления между классами.

Если в модели общего эк-кого равновесия Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели Парето этот кри­терий заменен другим, а именно оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е., как говорят в математике, выявлением порядковых величин, характеризующих их очередность.

В целях исследования Парето рассматривает выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комби­наций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. При­меняя их, можно проследить порядок ран­жирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернатив­ными благами, ибо очевидно, что посредством понятия «безразличие» измерить что-либо напрямую невозможно.

В своем «Учении политической экономии» Парето отказался от традиционных подходов количественной характеристики полез­ности на основе межличностных сравнений полезности, сформу­лировав понятие общественной максимальной полезности, т.е. то са­мое понятие, которое в экономической литературе теперь принято называть «ОПТИМУМ ПАРЕТО». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.

Концепция «оптимума Парето» позволяет, таким образом, при­нять оптимальное решение по максимизации прибыли (соответствен­но и полезности), если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как: только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей.

В отличие от модели Вальраса у Парето анализируются не только экономика свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объек­том исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т.е. в середине XX в.

 

33. 33. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. МАРШАЛЛА О ПРЕДМЕТЕ И МЕТО­ДЕ «ЭКОНОМИКС», СТОИМОСТИ (РЫНОЧНОЙ ЦЕНЕ) И ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА.

АЛЬФРЕД МАРШАЛЛ (1842–1924) – один из ведущих представителей неоклассической эк-кой теории, лидер «кембриджской школы» маржинализма. С 1902 по его инициативе введено новое изложение эк-кой теории под названием «экономикс».

Главный труд Маршалла – «Принципы экономикс» в 6 книгах. Исследовал, как и классики, эк-кую д-ть людей с позиции «чистой» эк-кой теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Подойдя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовал ее как частную ситуацию – на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики), что стало определяющим для его школы и большинства неоклассиков конца 19 – первой трети XX века.

ПРЕДМЕТ науки Маршалл формулирует следующим образом: «Политическая экономия, или экономическая наука, занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния».

Маршалл использовал своеобразный метод исследования. Он, в частности, отрицал необходимость раскрытия каузальных зависимостей одних явлений от других и сосредоточил внимание на функциональном анализе. Его метод исследования – метод частичного равновесия: в каждой данной ситуации он признает постоянными все элементы, кроме одного и исследует последствия его изменения.

Маршалл признает, что в современной экономике «распределение национального дивиденда плохое». Но – если допустить «равное распределение национального дохода... доходы народных масс ­– хотя они, конечно, значительно возрастут разово вследствие устранения всех неравенств – и близко не поднимутся даже временно к уровню, предсказываемому социалистическими ожиданиями золотого века. Однако это осторожное мнение не означает молчаливого одобрения существующего неравенства богатства... Неравномерность богатства... серьезный дефект в нашем экономическом устройстве. Любое уменьшение его, достигнутое средствами, которые не подрывают мотивов свободной инициативы... было бы, по-видимому, явным общественным достижением».

Центральное место в исследованиях А. Маршалла заняла ПРОБЛЕМА СВОБОДНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ. Он считал, что рынок – единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночная цена – результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Его образная характеристика двухкритернальной сущности стоимости товара – «лезвия ножниц» – переходит в XXI-й век: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Маршалл полагает, что каждый человек, покупая товар, исходит «из предоставляющихся ему возможностей, или из складывающейся обстановки, или... из конъюнктуры» и ввел понятие «потребительский избыток» – «разница между ценой, которую покупатель готов был уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит», т.е. «экономическое мерило его добавочного удовлетворения».

Важная заслуга Маршалла – в ОБОБЩЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ РАННИХ МАРЖИНАЛИСТОВ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЦЕНЫ, СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а предложение падает, с ростом цены спрос падает, а предложение растет. Устойчивая или равновесная цена – в точке равновесия спроса и предложения. На графике точку пересечения кривых спроса и предложения называют «крест Маршалла».

В развитие теории «цены спроса» он выдвинул концепцию « ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА » – показатель зависимости объема спроса от изменения цены, выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса – у товаров первой необходимости, определил особую зависимость влияния спроса и предложения на уровень рыночной цены от величины анализируемого периода времени – «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость (цену), а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства (предложения)».

34. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. МАРШАЛЛА О ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕР­ЖКАХ ПРОИЗВОДСТВА, ВЛИЯНИИ УРОВНЯ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ НА СКЛОН­НОСТЬ К НАКОПЛЕНИЮ (СБЕРЕЖЕНИЮ).

АЛЬФРЕД МАРШАЛЛ (1842–1924) – один из ведущих представителей неоклассической эк-кой теории, лидер «кембриджской школы» маржинализма. С 1902 по его инициативе введено новое изложение эк-кой теории под названием «экономикс».

Главный труд Маршалла – «Принципы экономикс» в 6 книгах. Исследовал, как и классики, эк-кую д-ть людей с позиции «чистой» эк-кой теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Подойдя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовал ее как частную ситуацию – на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики), что стало определяющим для его школы и большинства неоклассиков конца 19 – первой трети XX века.

А. Маршалл также считает, что ПРОЦЕНТ НА КАПИТАЛ – это «вознаграждение» тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает «будущего удовлетворения» от них, равно как зарплата – «вознаграждение за труд». Он категорически против того, что «стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовления труда. Всякая попытка отстаивать указанную посылку … подразумевает, что оказываемые капиталом услуги являются «даровым» благом, предоставляемым без всяких жертв и поэтому не нуждающимся в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования».

Исследуя ТЕОРИЮ ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА, А. Маршалл выявил закономерность изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. При анализе проблемы возрастания и убывания отдачи от производства при расширении его масштабов он отметил, что крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию (фирме) снижение цены товарной продукции и соответственно конкурентное преимущество в связи с постоянным ростом экономии от роста квалификации, применения специализированных машин, оборудования, организации труда. Главную выгоду от такой экономии получает все же общество. Подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, Маршалл доказал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными.

Исследуя причины этого явления на примере «репрезентативной фирмы» (размер такой фирмы увеличивается с возрастанием совокупного объема производства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутренней и внешней выгоды, обусловленной меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства) как разновидности средней фирмы, он пришел к выводу о действии двух экономических законов: закон возрастающей отдачи – «увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала... дает пропорционально более высокую отдачу»; закон постоянной отдачи – «увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции».

Причем, по мнению А. Маршалла, «в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу». На основе этих суждений современная экономика разработала более достоверные методы решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятия. Таким образом, по мысли А. Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но не опережают темп роста объема продукции.

Очень важна А. Маршалла мысль ОБ УРОВНЕ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ – «хотя с возрастанием масштабов распоряжения человека природными ресурсами он может продолжить делать большие накопления даже при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая сохраняет свои извечные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждать многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае». Это одно из немногих положений, которое впоследствии ученик А. Маршалла Дж. М. Кейнс взял на «вооружение» в своей концепции макроэкономики.

 

 

35. 34. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ (1865–1919) родился в под Харьковом в семье отставного штаб-ротмистра гу­сарского полка. В 1883 оступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Учась в университете, сблизился с кругом своего однокурсника Александра Ульянова; в ноябре 1886 принимал участие в манифестации у Казанского собора, за что был арестован и выслан из Петербурга в Харьков, по месту жи­тельства родителей. В 1888 сдал экзамен на степень кандидата естественного и юридического факультетов Харьковского уни­верситета. Главным предметом научного интереса Туган-Барановского стала политэкономия. ПЕРВАЯ ЕГО ПЕЧАТНАЯ РАБОТА – статья «Учение о предельной полезности хозяйственных благ, как причине их ценности» – появилась в 1890. Затем последовали книги о Прудоне и Милле. В 1894 Туган-Барановский с блеском защитил в Московском уни­верситете магистерскую диссертацию о промышленных кризи­сах, что сделало его имя известным. Активно сотрудничал с жур­налом «Мир Божий» и в других изданиях. В этот период он был одним из ведущих представителей легального марксизма, что не мешало ему критиковать отдельные положения теории Мар­кса. С ле­та 1917 г. Туган-Барановский жил на Украине, был минист­ром финансов в правительстве Украинской Центральной Рады; стал организатором Украинской академии наук; был избран дека­ном юридического факультета Киевского университета и предсе­дателем Центрального кооперативного украинского комитета и Украинского научного общества экономистов; редактировал журнал «Украинская кооперация».

Творческое наследие Туган-Барановского богато и разнообразно, поскольку он живо откликался на самые актуаль­ные проблемы, которые ставила перед эк-кой наукой жизнь. Он разработал ряд оригиналь­ных теорий по наиболее актуальным в его время проблемам по­литэкономии, нередко предвосхищая идеи, получившие развитие в работах экономистов последующих поколений и не утратившие своей значимости и сегодня. К числу таких теорий относятся в первую очередь теории рынков и кризисов; теории распределе­ния; работы социализме и кооперации.

Первой крупной работой Туган-Барановского стала книга «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894), в основу ко­торой была положен текст его магистерской диссертации. В по­следующие годы эта работа выходила в переработанном виде не­сколькими изданиями. Последнее четвертое издание книги «Пе­риодические промышленные кризисы. История английских кри­зисов. Общая теория кризисов» вышло в 1923 г. в Смоленске. В ней три раздела: «История кризисов», «Теория кризисов» и «Социальное значение кризисов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.