Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительные детали одежды, аксессуары




Галстук рассматривается как фаллический символ и свидетельствует о стремлении к усилению мужественности, а также, возможно, и переживании сексуальной неполноценности.

Галстук, тщательно прорисованный, часто рисуют люди, озабоченные собственной потенцией.

Галстук неаккуратный, развевающийся по ветру рассматривается как символ сосредоточенности на сексуальной сфере и может указывать на откровенную сексуальную агрессивность.

Карманы принято рассматривать в качестве символа женского начала. Тщательная прорисовка карманов характерна для рисунков людей испытывающих зависимость от матери и переживающих аффективную депривацию.

Когда изображается много карманов, то это может свидетельствовать о пассивных гомосексуальных тенденциях у мужчин.

Платок в кармане костюма часто изображают люди, испытывающие сексуальную неполноценность.

Пуговицы являются символическим обозначением зависимости от матери и инфантильности. Рисунки людей испытывающих чувство неполноценности характеризуются наличием большого количества пуговиц на одежде.

Пуговицы на груди в горизонтальном положении часто рисуют люди, идентифицирующие себя с матерью и испытывающие зависимость от нее и находящиеся в состоянии эмоциональной депривации. Пуговицы в вертикальном положении встречаются в рисунках людей, озабоченных своим здоровьем, а также в случаях регресса.

Пуговицы на манжетах рукавов могут свидетельствовать о зависимости человека, об озабоченности его некоторыми навязчивостями.

Шляпа, которая надета на голого человека, как правило, указывает на регресс и примитивизм поведения.

Прорисованный ремень, пояс отражает наличие конфликта между рациональным началом и сферой влечений. Ремень, украшенный пряжкой, встречается в рисунках людей, испытывающих зависимость и переживающих сексуальный конфликт.

Человек в обуви на высоких каблуках, особенно в рисунках мужчин, может указывать на гомосексуальные тенденции.

Заштрихованные ботинки могут символизировать незащищенность, переживаемую человеком.

Мелкие детали в одежде, обуви и аксессуарах обычно рассматриваются как показатели навязчивостей. обсессивно-компульсивиой симптоматики.

Серьги обычно рисуют люди, сконцентрированные на сексуальной проблематике, а также ориентированные на демонстрирование себя другим.

Трость в рисунках часто рассматривается в качестве фаллического символа. Она отражает стремление к подчеркиванию мужественности, мужской привлекательности и наличие опасений по поводу возможной импотенции.

Сигарета (трубка) во рту также отражает стремление к укреплению мужского начала, к концентрации на сексуальной сфере и может указывать на оральный эротизм.

Трубка, отставленная ото рта указывает на склонность тянуть время, нерешительность в контактах с людьми, подчеркивание мужественности и привлекательности.

Изображение маски на лице человека является признаком осторожности, скрытности человека, и может встречаться в случаях' отчужденности и деперсонализации.

Оружие (нож. сабля, пистолет) символизирует подчеркивание мужественности, агрессивность и. возможно, делинквентные тенденции в поведении.

 

 


"Человек под дождем"

 

Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. И специалистами они, в основном, оцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры. Однако они дают возможность человеку проецировать реальность и по-своему интегрировать ее. А значит, рисунок в значительной мере несет на себе отпечаток личности человека, его настроения, состояния, чувств, переживаний, отношений и т.д. Практики нередко используют рисуночные тесты. Результаты рисования мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания. Да и для испытуемого не всегда понятно, каким образом его рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Проективные графические методики можно использовать и в процессе психотерапии. Они способствуют самовыражению и самопониманию клиента. Еще Гегель писал: «Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только в выражении она осознается, а то, что осознается, потом уходит».

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.