КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации 1 страница
ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ (ПДВ) ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Разработаны: Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова (ГГО), Западно-Сибирским региональным научно-исследовательским институтом (ЗапСибНИИ). В работе принимали участие: Северо-Западное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды (СЗ УГКС), Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и контролю природной среды (ЗС УГКС). Исполнители: А.П. Быков, канд. техн. наук (руководитель и ответственный исполнитель, ЗапСибНИИ), Н.С. Буренин, канд. физ.-мат. наук (руководитель и ответственный исполнитель, ГГО), Р.И. Оникул, канд. физ.-мат. наук (ответственный исполнитель, ГГО), Т.А. Суслина (ЗапСибНИИ), Т.С. Казарцева (ГГО), Л.И. Суслова (СЗ УГКС), О.Н. Разумовская (СЗ УГКС), Н.Н. Васильева (ЗС УГКС). Внесены: Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета СССР. Начальник отдела нормирования Ю.С. Андреев. Утверждены: Заместителем председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды В.Г. Соколовским 28 августа 1987 г. Рекомендации разработаны с использованием разработок: ИПГ им. академика Е.К. Федорова Госкомгидромета СССР (11) (ответственные исполнители О.П. Тищенко, канд. техн. наук А.С. Белявский); САНИИ им. В.А. Бугаева Госкомгидромета СССР (12) (ответственные исполнители канд. техн. наук М.А. Урунбаев, канд. хим. наук Л.П. Яничкин); Белорусского УГКС (ответственный исполнитель В.Н. Бахарев); Гипромеза Минчермета СССР (13, 14) (ответственный исполнитель канд. техн. наук В.Н. Шаприцкий).
1. Общие положения
1.1. Рекомендации разработаны на основании Закона СССР об охране атмосферного воздуха (1) во исполнение Постановления Совета Министров СССР "О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее" от 16.12.81 N 1180 (2) с целью унификации работ по разработке ведомственных проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (в дальнейшем - проект нормативов ПДВ), их ускорению и упрощению. 1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78, РД 50-210-80, ОНД-86 (3 - 5) с учетом требований (6 - 10) и опыта работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, накопленного промышленными предприятиями, организациями и научно-исследовательскими институтами различных министерств, ведомств, республиканскими и территориальными управлениями по гидрометеорологии и контролю природной среды, научно-исследовательскими институтами Госкомгидромета СССР (11 - 15). 1.3. Выполнение рекомендаций обязательно при разработке проектов нормативов ПДВ для действующих, проектируемых и реконструируемых предприятий независимо от их ведомственной принадлежности. Ими должны руководствоваться организации и учреждения министерств и ведомств, республиканские и территориальные управления Госкомгидромета СССР, органы государственного и ведомственного контроля. 1.4. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разрабатываются головными ведомственными организациями (в дальнейшем - ГВО), функции которых могут выполнять: институт - генпроектировщик данного предприятия, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты министерства или ведомства; организации, специализированные в отрасли по вопросам охраны окружающей среды; промышленные предприятия под научно-методическим руководством головных ведомственных институтов и организаций. Примечание: При необходимости для выполнения проекта нормативов ПДВ можно привлекать на договорных началах организации других министерств и ведомств, способные квалифицированно выполнять проекты нормативов ПДВ.
1.5. Ведомственный проект нормативов ПДВ подписывается руководителем предприятия, для которого он разработан, и утверждается руководителем министерства (ведомства), ответственным за работу по охране окружающей среды в отрасли (ведомстве), и руководителями местных органов Минздрава СССР и Госкомгидромета СССР. 1.6. В рекомендациях приведены общие требования по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ, по разработке мероприятий с целью достижения этих нормативов и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), по вопросам контроля за соблюдением установленных нормативов. 1.7. Мероприятия по достижению нормативов ПДВ подлежат включению в перспективные и годовые планы экономического и социального развития промышленного объединения, предприятия и других организаций. 1.8. Ведомственный проект нормативов ПДВ должен быть отпечатан машинописным способом по ГОСТ 9327-60. В ведомственном проекте нормативов ПДВ следует использовать термины и определения по ГОСТ 17.2.1.04-77, ГОСТ 17.2.1.03-84 (16 - 17), сокращения слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-77 (18). Ведомственный проект нормативов ПДВ имеет общую нумерацию страниц. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставится, на следующих страницах в правом верхнем углу проставляется цифра "2" и т.д. 1.9. Утвержденный Министерством, органами Госкомгидромета СССР и Минздрава СССР (при наличии специального требования Минздрава СССР) проект нормативов ПДВ в полном объеме должен находиться на предприятии, один экземпляр в полном объеме передается в местные органы Госкомгидромета СССР.
2. Порядок разработки нормативов ПДВ
2.1. ГВО совместно с предприятием (при наличии требований местных органов Госкомгидромета СССР) разрабатывает план-график проведения работ по нормированию выбросов для данного предприятия с учетом срока разработки проекта нормативов ПДВ, установленного головной городской организацией по установлению нормативов ПДВ (в дальнейшем - ГО). 2.2. Предприятие подготавливает исходные материалы для разработки проекта нормативов ПДВ (характеристику и параметры источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, характеристику и параметры газоочистных и пылеулавливающих установок, карту-схему предприятия, сведения о неорганизованных, залповых и аварийных выбросах, данные о численности населения, проживающего на территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ), сведения о перспективе развития предприятия, сведения о составе службы охраны окружающей среды на предприятии, ее задачах, оснащенности приборами и методами контроля и т.д.) и передает их ГВО. 2.3. По письменному запросу ГВО или предприятия ГО передает запрашиваемую информацию, необходимую для разработки проекта нормативов ПДВ (материалы по привязке заводской системы координат предприятия к городской системе координат; при возможности ситуационную карту-схему района города, в котором размещается предприятие; метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, необходимые для проведения расчетов по унифицированным программам расчета; фоновые концентрации загрязняющих веществ и т.д.). 2.4. ГВО разрабатывает и оформляет ведомственный проект нормативов ПДВ и после подписания его руководителями предприятия, для которого он разработан, представляет его на рассмотрение и утверждение в установленные планом-графиком сроки в министерство (ведомство), местные органы Министерства здравоохранения СССР (при наличии специального требования Минздрава СССР), местные органы Госкомгидромета СССР. Примечание: При наличии в городе двух и более промплощадок данного предприятия (объединения) ведомственный проект нормативов ПДВ разрабатывается для предприятия (объединения) в целом.
2.5. Если ведомственный проект нормативов ПДВ выполнен в соответствии с нормативными и руководящими документами и удовлетворяет требованиям настоящих рекомендаций, то в адрес ГВО и предприятия направляется уведомление о его утверждении. 2.6. Предприятие, получив уведомление об утверждении проекта нормативов ПДВ, обязано получить в Республиканской или региональной инспекции по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Регистрационный номер разрешения проставляется на титульном листе ведомственного проекта нормативов ПДВ. После проведения суммарных расчетов в целом по городу и установления нормативов ПДВ для всех предприятий города ГО уточняет величины нормативов ПДВ для предприятия, ГВО совместно с предприятием проводят дополнительные работы в соответствии с требованиями ГО по корректировке нормативов ПДВ. 2.7. Установленные нормативы ПДВ (ВСВ) в соответствии с (3 - 6) пересматриваются не реже одного раза в пять лет. В связи с этим предприятия должны своевременно предусмотреть проведение данной работы с учетом рекомендаций ГО. При необходимости, по совместному решению исполнительных комитетов местных советов народных депутатов трудящихся и местных органов Госкомгидромета СССР и Минздрава СССР, нормативы ПДВ (ВСВ) могут быть пересмотрены до истечения этого срока.
3. Структура и рекомендации по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ для предприятия
Ведомственный проект нормативов ПДВ должен состоять из двух самостоятельных частей. Первая часть должна содержать основные результаты работы и состоять из разделов, разработанных в соответствии с настоящими рекомендациями. Вторая часть (приложения) включает переписку по вопросам нормирования выбросов с советскими и партийными органами, органами Госкомгидромета СССР, Минздрава СССР и другими организациями, расчеты и обоснования выбросов с учетом их нестационарности во времени, результаты расчета фона, распечатки расчетов на ЭВМ и другие приложения по усмотрению ГВО. Примечание: Объем и содержание проекта нормативов ПДВ определяется местными органами Госкомгидромета СССР (Приложение 1) в зависимости от значимости выбросов предприятия на загрязнение атмосферного воздуха в данном городе (регионе).
3.1. Титульный лист
Титульный лист является первой страницей проекта нормативов ПДВ и оформляется в соответствии с Приложением 2. Ограничительный гриф устанавливается ГВО.
3.2. Список исполнителей
В списке исполнителей указываются организации и фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке проекта нормативов ПДВ. Фамилии исполнителей и соисполнителей располагаются столбцом. Слева указываются должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей. Справа от подписи указываются инициалы и фамилии. Возле каждой фамилии в скобках указывается номер подготовленного раздела (подраздела). Если проект нормативов ПДВ разработан совместно с другими организациями, в список исполнителей включаются вначале данные об исполнителях ГВО, затем данные организаций-соисполнителей.
3.3. Аннотация
Текст аннотации должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием числа загрязняющих веществ; веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов; источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию; сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат; величину ущерба, наносимого выбросами предприятия.
3.4. Содержание
Содержание проекта нормативов ПДВ должно включать наименование всех разделов с указанием номеров страниц. В каждой из частей проекта нормативов ПДВ должно быть свое "Содержание", при этом в первой части помещается содержание всего проекта нормативов ПДВ с указанием приложений.
3.5. Введение
Во введении приводят перечень основных директивных документов, на основании которых разработан проект нормативов ПДВ; основание для проведения работ по нормированию выбросов на данном предприятии (приказ, его номер и т.д.); название ГВО и соисполнителей; их почтовые адреса.
3.6. Общие сведения о предприятии
В разделе приводятся: 3.6.1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д. 3.6.2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (рис. 1 - не приводится). 3.6.3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета СССР (рис. 2 - не приводится).
3.7. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы
В состав раздела входят: 3.7.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ. 3.7.2 Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы. 3.7.3. Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом. 3.7.4. Перспектива развития предприятия по каждому году текущей пятилетки и в целом по последующим пятилеткам - 10 - 20 лет. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительство новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкции, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д. Дается ссылка на документ, определяющий перспективу развития, указываются сведения о наличии проекта на реконструкцию, расширение или новое строительство, о согласовании его с органами Госкомгидромета СССР. 3.7.5. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, представляют в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫБРАСЫВАЕМЫХ В АТМОСФЕРУ
В таблице 3.1. в графе 2 приводятся вначале вещества, имеющие максимально разовые ПДК, затем имеющие среднесуточные ПДК, затем вещества, имеющие ориентировочно безопасные уровни воздействия, и далее вещества, по которым отсутствуют ПДК и ОБУВ. В конце таблицы приводят перечень веществ, обладающих эффектом суммарного вредного действия. Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д. 3.7.6. Характеристика аварийных выбросов. Характеристика залповых выбросов приводится в виде таблицы 3.2 (если они не учтены в таблице 3.3). Приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
Таблица 3.2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ЗАЛПОВЫХ ВЫБРОСОВ
Таблица 3.3
ПАРАМЕТРЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ РАСЧЕТА ПДВ
(продолжение таблицы 3.3)
(продолжение таблицы 3.3)
(продолжение таблицы 3.3)
3.7.7. Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета ПДВ представляются в виде таблицы 3.3. При этом учитываются как организованные, так и неорганизованные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Таблица 3.3 составляется с учетом требований ГОСТ 17.2.3.02-78 и Постановления СМ СССР от 12 августа 1982 г. N 746 (3, 7). 3.7.8. Обоснование полноты и достоверности исходных данных (г/с, т/год), принятых для расчета ПДВ. На чем основаны данные - взяты ли из форм инвентаризации "I-воздух", первичного учета ПОД-1 или из форм статистической отчетности N 2-ТП (воздух), получены инструментальными замерами или расчетными и балансовыми методами и т.д. При этом приводится перечень методических документов, регламентирующих методы отбора, анализа и расчета выбросов загрязняющих веществ. Для определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу рекомендуется использовать общесоюзные и ведомственные методики, согласованные органами Госкомгидромета СССР. 3.7.9. Сведения об ущербе, причиняемом выбросами предприятия здоровью населения и окружающей среде (сведения о влиянии выбросов на воду, почву, растительность). Размер ущерба может определяться по действующим отраслевым методикам, разработанным на базе методики (37).
3.8. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ и ВСВ
Состав раздела включает: 3.8.1. Название использованной программы автоматизированного расчета загрязнения атмосферы. 3.8.2. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере города, в виде таблицы 3.4.
Таблица 3.4
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОЭФФИЦИЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСЛОВИЯ РАССЕИВАНИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ ГОРОДА
-------------------------------- <*> В таблице приведены условные значения.
3.8.3. Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86 (5); ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций (рис. 2); максимальные приземные концентрации в жилой зоне и перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы, в виде таблицы 3.5.
Таблица 3.5
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ, ДАЮЩИХ НАИБОЛЬШИЕ ВКЛАДЫ В УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
3.8.4. Предложения по нормативам ПДВ и ВСВ по каждому источнику и ингредиенту заносят в таблицы 3.3, 3.6. Примечание: Если в воздухе города (населенного пункта) концентрация загрязняющих веществ, создаваемая предприятием, с учетом фона не превышает ПДК, нормативы ПДВ для предприятия устанавливаются на уровне фактических выбросов.
Таблица 3.6
НОРМАТИВЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ НА СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И НА СРОК ДОСТИЖЕНИЯ ПДВ
┌──────┬──────┬──────────────────────────────────────────────────────┐ │Произ-│Номер │ Выбросы загрязняющих веществ │ │водст-│источ-├─────────┬───────────────────────────────────────┬────┤ │во, │ника │существу-│ ПДВ │год │ │цех, │выбро-│ющее по- ├─────────┬─────────┬─────────┬─────────┤дос-│ │учас- │са │ложение │ на 19__ │ на 19__ │ на 19__ │ на 19__ │ти- │ │ток │ │на 19__ │ г. │ г. │ г. │ г. │же- │ │ │ │г. │ │ │ │ │ния │ ├──────┼──────┼───┬─────┼───┬─────┼───┬─────┼───┬─────┼───┬─────┤ПДВ │ │ │ │г/с│т/год│г/с│т/год│г/с│т/год│г/с│т/год│г/с│т/год│ │ ├──────┼──────┼───┼─────┼───┼─────┼───┼─────┼───┼─────┼───┼─────┼────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │11 │ 12 │ 13 │ ├──────┴──────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴───┴─────┴────┤ │ Взвешенные вещества │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Организованные источники │ │ │ │Цех N 1 │ │Цех N 30 │ │Итого по │ │предприятию: │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Неорганизованные источники │ │ │ │Цех N 1 │ │Цех N 30 │ │Итого по │ │предприятию: │ │Всего по │ │предприятию: │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |