Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 2




План

Критерии выполнения заданий

1. Полнота

2. Конкретность (соответствие названию раздела таблицы и ссылки на источники).

Практические задания

1. Составьте коллаж из вырезанных картинок, рисунков, фраз, цитат, слов, букв и т.д., который бы давал наглядное представление о какой либо ценности как основе содержания воспитания в «идеальной», на ваш взгляд, школе. Отразите в любых символических картинках, надписях, моделях, изображениях

· цели такой школы,

· содержание её деятельности,

· взаимоотношения педагогов и воспитанников,

· события и традиции, которые будут способствовать присвоению этой базовой ценности школьников.

2. На примере выбранной вами игровой методики из книги Собрание пёстрых дел (или Классное руководство: игровые методики) определите и запишите цель, принципы, содержание и методы воспитательного взаимодействия (влияния)

3. На примере выбранного тематического классного часа из книги Рабочий журнал…. определите и запишите цель, принципы, содержание и методы воспитательного взаимодействия (влияния).

 

 

 

1. Общее понятие о профессионально-педагогической культуре преподавателя ВШ

2. Функции профессионально-педагогической культуры преподавателя. Структура профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

3. Уровни развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ВШ. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы, пути и средства её развития.

4. Сущность и основные задачи инновационной деятельности преподавателя высшей школы.

 

Литература:

1. Учебное пособие по ПВШ

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2004.

3. Орлов А.А. Проектирование преподавателем педагогического вуза собственной инновационной деятельности //Педагогика. 2011.№ 8, с.85-95.

 

Текст 1.

Для того чтобы определить сущность понятия «профессиональная культура педагога», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура».

Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм специалиста проявляется в систематическомсамообразовании, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры. Предпосылкой достижения профессионализма является достаточно высокое развитие профессионально важных качеств личности, ее специальных способностей


Профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.
Проблема педагогической культуры находит свое отражение в работах, связанных с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства преподавателя..

Педагогическая культура – существенная часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации молодежи. Педагогическая культура может рассматриваться на(социально-педагогическом, личностном и личностном уровнях: 1) как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сфера педагогических ценностей, включающая педагогические теории, педагогическое мышление, педагогическое сознание, культурные образцы практической деятельности; 2) как сфера профессиональной деятельности преподавателя, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога; 3) как личностное свойство учителя, воспитателя, родителя, интегрирующее педагогическую позицию.

Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования.
Таким образом, содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств преподавателя, ведущих компонентов и функций педагогической деятельности в высшей школе. В содержании профессионально-педагогической культуры преподавателя ВШ выделяют аксиологический, содержательно-технологический и личностно-творческий элементы

Вопросы и задания:

1. Внимательно прочитайте текст. Выпишите сущностные признаки следующих понятий: профессионализм, профессиональная культура, педагогическая культура, профессионально-педагогическая культура.

2. Каково содержание профессионально-педагогической культурв преподавателя высшей школы?

3. Какое место профессионально-педагогическая культура занимает в общечеловеческой культуре?

 

 

Выделяют следующие основные функции профессионально-педагогической культуры - гносеологическую, гуманистическую, коммуникативную, информационную, нормативную, обучающую и воспитывающую. Каждая функция отражает различные способы решения преподавателем методологических, инновационных, исследовательских, дидактических и других педагогических задач. Признание многообразия функциональных компонентов педагогической культуры подчеркивает многоаспектность содержания педагогической деятельности и разнообразие форм ее реализации

Гносеологическая функция педагогической культуры проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации научных знаний о субъектах и объектах образовательного процесса. Гносеологическая функция направлена на изучение и осознание преподавателем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма. Данная функция инициирует развитие таких видов педагогической культуры, как методологическая, исследовательская, интеллектуальная.

Гуманистическая функция педагогической культуры преподавателя вуза утверждает в учебно-воспитательном процессе общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничеству равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности.

Коммуникативная функция педагогической культуры преподавателя отвечает его первостепенной потребности в общении со студентами, коллегами, учителями школ, представителями производственной сферы, тем более что педагогический процесс в вузе - это постоянное взаимодействие, обмен информацией между заинтересованными участниками.
Большое значение для общения имеет речевая культура преподавателя, т. е. знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы, что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность у будущих специалистов, дисциплинирует их мышление. Коммуникативная функция обусловливает необходимость развития таких составляющих педагогической культуры, как речевая культура, культура общения, культура межнационального общения.

Обучающая функция педагогической культуры реализуется в деятельности преподавателя вуза, направленной на овладение будущим специалистом определенной системой знаний, умений, навыков, социальным опытом, на развитие его интеллекта и способностей. Готовность найти ответы на вопросы: «для чего учить», «чему учить», «как учить», «каковы результаты обучения» составляет основу технологической и методической культуры преподавателя высшей школы.

 

Воспитывающая функция педагогической культуры отражает область воспитательной деятельности преподавателя вуза. Наряду с учебной, исследовательской, общественно-педагогической деятельностью преподаватель высшей школы призван осуществлять целенаправленную воспитательную работу. Преподаватель высшей школы как педагог, ученый и воспитатель силой своего авторитета, эрудицией, профессионализмом прямо и опосредованно влияет на становление личности будущего специалиста.

Нормативная функция профессионально-педагогической культуры поддерживает равновесие в системе деятельности преподавателя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде. Преподаватель вуза является субъектом различных правовых отношений, которые складываются в процессе профессионального взаимодействия со студентами и коллегами, руководителями разных уровней и строятся на основе равенства, взаимных прав и взаимной ответственности. Правовая культура преподавателя выступает необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гуманистических начал, прав и свобод личности.
Информационная функция педагогической культуры самым тесным образом связана со всеми ее функциональными компонентами. Связь эта обусловливается тем, что необходимо информационное обеспечение гносеологического, гуманистического, коммуникативного, обучающего, воспитывающего и правового компонентов педагогической культуры.
Информационная функция выступает основой педагогической преемственности разных эпох и поколений. Овладение систематизированной информацией и ее передача становились уделом определенной группы людей - ученых-педагогов, их интеллектуальной собственностью.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте основные функции профессионально-педагогической культуры преподавателя ВШ. Соотнесите их с видами (структурой) профессиональной деятельности преподавателя ВШ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.