Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание




Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д.Педагогика и психология

Образование — это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов. Образование является процессом, структура которого характеризуется такимисоставляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного впроцессе культурно-исторического развития общества, воспитаниесоциально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.

Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, системуповышения квалификации и переподготовки кадров.

Как социально обусловленная система, образование имеет следующие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся),учебный процесс как вид деятельности. Эти элементы, их состав ивзаимодействие определяют построение педагогического процесса.

Одна из отличительных особенностей современной системыобразования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблемобразования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человекане только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

В широком социальном смысле воспитание включает в себявоздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов и убеждений.

Будучи сложным социальным явлением, воспитание являетсяобъектом изучения множества наук и комплексной научной категорией. В современной науке используются различные подходы кклассификации воспитания: по содержанию (нравственное, трудовое, физическое и т.д.); по институциональному принципу (семейное, дошкольное, школьное и т.п.); по доминирующим принципами стилю отношения воспитателя и воспитуемых (авторитарное,свободное, демократическое).

Психологический механизм воспитания можно представитьследующим образом: включение человека в систему отношений институтов воспитания; приобретение и накопление знаний и другихэлементов социального опыта; интериоризация этого опыта, т.е.преобразование внутренних структур психики человека благодаряусвоению структур социальной деятельности; экстериоризация,т.е. преобразование внутренних структур психики в определенноеповедение (действия, высказывания и т.д.).

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, асоциальное взаимодействие различных субъектов — индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы)и условно социальных институтов воспитания. Между тем центральными фигурами в процессе воспитания остаются воспитательи воспитуемый. Воспитание для воспитателя — это творческий процесс, требующий постоянных поисков новых методов и приемов,работы над собой, уважения и интереса к детям, знания их возможностей, желаний, потребностей.

Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активныйсубъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом имировоззренческими ценностями.

Обучение

Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредствоморганизации усвоения обучающимся научных знаний и способовдеятельности.

Цели обучения и воспитания — это система требований обществак формированию таких качеств личности, которые позволили быей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения. Это также планируемый обществом (этносом, нацией, социальной группой) эталон личности, онзадается системе обучения и воспитания в виде социального заказаи определяет развитие социальных институтов формирования личности (школ, различных учебно-воспитательных учреждений,средств массовой информации и др.).

Цели обучения и воспитания выполняют и роль критерия эффективности учебно-воспитательной системы, так как реальныерезультаты ее функционирования — сформированная личность —сравниваются с эталоном и по расхождению реальных результатовс заданным, планируемым эталоном общество судит о действенности обучения и воспитания. При большом расхождении реальныхрезультатов с социальным заказом общество корректирует системуобучения и воспитания, внося в нее изменения. Например, в настоящее время наряду с государственной общеобразовательной школой возникли новые различные типы учебных заведений: лицеи,колледжи и т.д., — так как старая общеобразовательная школа перестала справляться с новым социальным заказом.

Цели обучения и воспитания можно охарактеризовать и какдвижущие силы развития психолого-педагогических наук и практики образования. В том случае, когда реальный результат учебно-воспитательного процесса не соответствует эталону, психолого-педагогические науки и практика ищут пути и средства повышения эффективности и качества функционирования образовательного процесса.

Цели обучения и воспитания — это внешний по отношению к системе обучения и воспитания компонент, их задает общество, которое определяет эффективность функционирования этой системы.

Если педагогически интерпретированный социальный заказадекватен педагогическим средствам его выполнения (содержанию, методам и формам организации образовательного процесса),то он выступает в роли критерия эффективности, способа отбораи поиска оптимальных средств, позволяет определить функциишколы и других социальных институтов, формирующих личность вцелостной социальной системе обучения и воспитания.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализациюцелей образования. Традиционно основными видами педагогической деятельности, которые осуществляются в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не толькоурока, обычно имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важным критерием эффективности обучения является достижение учебной цели.

Воспитательная работа также осуществляется в рамках любой организационной формы, но не преследует прямого достижения цели,так как эта цель не достижима в ограниченные временными рамками сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных нацель. Важным критерием эффективного решения воспитательныхзадач являются позитивные изменения в сознании воспитанников,проявляющиеся в эмоциональных реакциях и поведении.

В структуре педагогической деятельности можно выделить тривзаимосвязанных компонента (Н.В. Кузьмина).

Конструктивная деятельность — конструктивно-содержательная(отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность — выполнение системы действий,направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность — установление педагогическицелесообразных отношений педагога с воспитанниками, другимипедагогами, представителями общественных организаций, родителями.

Педагогический процесс

Педагогический процесс — это движение от целей образования к егорезультатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.Любой процесс есть последовательная смена одного состояниядругим. В педагогическом процессе эта смена является результатомпедагогического взаимодействия, которое в отличие от другоговзаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимныеизменения в их поведении и деятельности.

Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность, которая может быть рассмотрена с позиций системного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую систему (Ю.К. Бабанский).

Гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность — синтетическоекачество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержаниеми технологией педагогического взаимодействия. Обычно выделяют два компонента педагогического процесса — это содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).

Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, нацеленное па решение развивающих и образовательных задач. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает егоцель.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличиемпостоянной обратной связи, которая позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатовпланировавшимся задачам. Поэтому в структуре педагогической деятельности необходимо выделять и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учительживет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретаетособое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя за счет самообразования и самовоспитания. А. Дистервег писал, что учитель лишь до техпор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока самработает над своим собственным воспитанием и образованием.

Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента — педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формампредъявления, по наличию или отсутствию обратной связи т.п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: активноевосприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т.п.

Педагогическое взаимодействие включает в себя педагогическоевлияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником, который проявляет свою активность в ответном влиянии на педагога и на самого себя. Понятие педагогическое взаимодействие шире, чем педагогическое воздействие, так как оно является следствиемвзаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский).

Принято различать следующие виды педагогических взаимодействий: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения совзрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальнойкультуры); отношения к самому себе.

Эффект педагогического воздействия зависит от содержания испособов самого воздействия, а также от динамических особенностей обучаемого (задатки способностей, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и т.п.).

Педагогическая технология

Педагогическая технология (или технология образования)фиксирует целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология — это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых впедагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания в учебный материал;анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса.

Педагогическая задача

Педагогическая задача — основная единица педагогическогопроцесса. Педагогическая задача — это ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.Она должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Педагогическая задача — это педагогическая ситуация,соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство — они являются задачамисоциального управления и их решение предполагает прохождениеследующих этапов: анализ ситуации и постановка педагогическойзадачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий; осуществление плана решения задачи напрактике, включая организацию взаимодействия, регулирование и анализ.

Основная литература:

1. Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В., Ермоленко М.Н. Педагогика. Учебное пособие. Серия: «Основы наук». М., Высшее образование, 2008.

2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

4. Крившенко М.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Юзефавичус Т.А. Педагогика: Учебник. М., – Проспект Велби, 2008.

5. Педагогика: учебное пособие для вузов / под ред. Пидкасистого П.И. – М., Высшее образование, 2009.

6. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов. Под ред. Смирнова В.А. Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

7. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Юрайт, Высшее образование, 2008; 2-е издание, дополненное, 2010.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: учеб.курс для творческого саморазвития: Учеб.пособие для студ. вузов / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006.

2. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

3. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2008.

4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.

5. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. – М., Гардики, 2003.

6. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов. – М., Речь, 2005.

7. Дука Н.А. Введение в педагогическую деятельность. – Омск, 2004.

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

9. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. В 2-х частях / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

10. Писарева Т.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций.- Режим доступа lib.rus.ec

11. Соловцова, И. А., Борытко Н.М. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических ву-зов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М.:AcademiA, 2008.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.