Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство




Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.

Попав в благоприятную для развития спортивных способностей среду, человек может развить у себя спортивные способности только в том случае, если будет заниматься спортом. Пассивное же пребывание в данной среде или деятельность, направленная вразрез с положительными сторонами среды, не может содействовать развитию желаемых способностей.

Метафизический подход, характерный для биологической теории врожденных задатков, остается и в идеалистической теории развития способностей под влиянием среды. По этой теории, среда представляется чем-то неизменным, раз навсегда данным; существуют будто бы с их характерными особенностями интеллигентская, рабочая, крестьянская среды, причем каждая из них наделена постоянными и неизменными признаками.

Эта теория на первый взгляд привлекает своей социальной направленностью. Однако для нее характерны следующие недостатки.

Условия среды и развитие способностей.

Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.

Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума.

В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

Теория социальной обусловленности способностей рассматривает развитие способностей как совершающееся исключительно и безраздельно под воздействием социальной среды. По этой теории, человек рождается на свет без каких-либо задатков, которые в той или другой степени могли бы определять развитие его способностей. Последнее происходит под воздействием только социальных условий, среди которых главную роль играет воспитание. По этой теории, организуя воспитание и придавая ему тот или иной характер, можно у любого человека развить любые способности.

Между тем социальная среда, которая окружает человека, не является неизменной, она сама развивается, качественно изменяясь в связи с поступательным развитием человеческого общества. Утверждение, что способности человека в своем развитии определяются какой-то неизменной средой, всегда отличающейся одними и теми же определенными особенностями, - утверждение метафизическое, научно не оправданное.

2. Эта теория представляет человека, подвергающегося влиянию среды и воспитания, как существо пассивное, бездействующее: сам от себя человек ничего не может сделать для развития своих способностей; все они проистекают исключительно от воздействия среды, в которой он живет.

Между тем человек всегда проявляет себя в окружающей его социальной среде как активно действующее существо. Социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей человека только через активную деятельность самого человека: только в том случае, если человек проявляет себя активно в социальной среде, в которой он живет, в зависимости от характера своей активности он и разовьет у себя соответствующие этой среде способности.

Мало того, в процессе активной деятельности, которая является необходимым условием для развития его способностей, человек сам изменяет окружающую его среду: например активно занимаясь спортом в добровольном спортивном обществе, человек тем самым содействует улучшению и развитию работы спортивного общества.

Среда может оказаться действенным агентом в развитии способностей человека только через активную деятельность самого человека в данной среде. Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания, а также в особенностях культуры. Известный советский психолог Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: ``Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам''.

Однако в развитии способностей играет не менее важную роль ещё один фактор - фактор личной активности. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности. Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей. Склонности - это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности после задатков, которые не всегда можно определить однозначно.

Заключение

Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.

Таким образом, я решила поставленные перед собой задачи, раскрыли необходимое содержание темы.

 
№ п/п Понятие Определение  
  Способности Способности-индивидуально-психологиеские особенности личности необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления.  
  Гений Гений - человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности и добившийся необыкновенных творческих результатов.  
  Интелект Интеллект - в психологии - совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи.  
  Обучаемость Обучаемость - способность индивида к восприятию знаний, умений и поведенческих моделей.  
  Специальные способности Специальные способности человека - индивидуально-психологические способности человека, которые обусловливают его предрасположенность и будущую успешность в отдельных видах деятельности.  
  Талант Талант - человек. Обладающий выдающимися способностями в той или иной деятельности.  
  Тренинг Тренинг - систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга.  
  Одаренность Одаренность - индивидуальные задатки, необходимые для успешной деятельности человека в определенной области.  
  Работоспособность Работоспособность - состояние физиологических и психических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с заданной эффективностью, требуемым качеством и в течении требуемого времени.  
  Задатки Задатки - это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способнос  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.