КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей
Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности. Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность – это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях. Одаренность – понятие многогранное. Она может рассматриваться как: • качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; • общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности; • умственный потенциал человека, его интеллект; • совокупность задатков, предпосылок способностей. В настоящее время одаренность все чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности» (Н.С. Лейтес, род. 1918). В книге А.И. Савенкова «У колыбели гения» выделяется несколько видов одаренности. • При общей интеллектуальной одаренности ребенка отличают: – быстрота мышления; – наблюдательность; – исключительная память; – умение легко и свободно излагать свои мысли; – исключительная способность к решению любых задач; – он хорошо схватывает абстрактные понятия. • Академическая одаренность, проявляющаяся в сфере: – чтения – у ребенка это основное занятие; у него богатый словарный запас, выраженный интерес к написанию букв, цифр, имен; – математики – у ребенка большой интерес к измерениям, вычислениям, необыкновенное понимание математических отношений; эти дети часто применяют математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике; – естествознания – у ребенка проявляются интерес к классификации природных объектов, понимание причинно-следственных связей. • Художественная одаренность (в области изобразительной деятельности) характеризуется тем, что ребенок: – проявляет большой интерес к визуальной информации, легко запоминает увиденное во всех деталях; – осознанно строит композицию рисунков, работы отмечены печатью индивидуальности; – оригинален в выборе сюжетов, в рисунках нет однообразия. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций; – становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь; – способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.; – любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке; – охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых; – обращается к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроения; – любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем; – может дать собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести понравившееся в рисунке, скульптуре, самодельной игрушке. • В сфере музыкальной деятельности ребенок: – проявляет большой интерес к музыкальным занятиям; – чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым тактам; – хорошо поет; – в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств; – любит музыкальные записи; – стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку; – хорошо играет на каком-нибудь инструменте; – > в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение; – сочиняет собственные оригинальные мелодии. • В литературной деятельности: – любит сочинять (писать) рассказы или стихи; – может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; – рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; – придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное; – выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства; – умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает; – склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; – умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. • В артистической деятельности: – легко входит в роль какого-либо персонажа; человека, животного и др.; – интересуется актерской игрой; – меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека; – разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт; – склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения; – стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; – с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания; – любит игры-драматизации. • Техническая одаренность характеризуется тем, что ребенок: – интересуется механизмами и машинами; – может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов; – любит разбираться в причинах поломок и «капризах» механизмов, любит загадочные головоломки и вопросы на «поиск»; – любит рисовать чертежи и схемы механизмов; – читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов; – любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом; – проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей); – быстро и легко осваивает компьютер. • Лидерская одаренность проявляется в том, что ребенок: – легко приспосабливается к новым ситуациям; – инициативен в общении со сверстниками, имеет тенденцию руководить другими; – сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей; – легко общается с детьми и со взрослыми; – улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное; – часто руководит играми и занятиями других детей; – склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; – другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; – обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. • Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность проявляется в том, что ребенок: – энергичен, нуждается в большом объеме движений; – проявляет интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; – обладает хорошей зрительно-моторной координацией и широким диапазоном движений; – прекрасно владеет телом при маневрировании, ловок, движется легко, грациозно; – любит участвовать в спортивных играх и состязаниях; – часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях; – бегает быстрее всех в детском саду, в классе; – любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках; – предпочитает проводить свободное время в подвижных играх; – физически выносливее сверстников. • Творческая одаренность (креативность) выражается в том, что ребенок: – пытлив и любознателен; – с головой уходит в интересующее его занятие; – обладает высоким энергетическим уровнем; – изобретателен во всем – в играх, занятиях и т. п.; – высказывает оригинальные идеи; – решает задачи нетрадиционным путем. Признаки интеллектуальной и творческой одаренности разнообразны. Особенностями одаренных в этих сферах детей являются: • опережение сверстников в развитии речи и мышления; • обладание значительной памятью; раннее начало чтения; способность к длительной сосредоточенности; • широкая любознательность; исследовательская активность; • самостоятельный выбор занятий; • ранняя увлеченность; • преданность любимым занятиям. У таких детей обычно позитивно думающие родители, особенно мать. Они часто обучаются сверх программы. Наиболее отличает одаренных детей от прочих стремление познать и преобразовать окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее «ненасыщаемость», проявление оригинальности, нестандартности, непохожести, неожиданности в решениях; способность к прогнозированию, предвосхищению. Талантливость, или мастерство, – это не только квалифицированные знания, умения и навыки, главное для талантливого человека – психологическая готовность к поиску и принятию творческих решений, а также глубоко эмоциональное, вдохновенное отношение к деятельности, к избранной профессии. Высшим проявлением таланта является гениальность. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности. Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных – единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин). Талант, а тем более гениальность – величайшая общественная ценность, общечеловеческое достояние. Природное и приобретенное в способностях. Существуют различные теории, объясняющие происхождение способностей. Теория наследственных способностей провозглашает наследственность способностей и сводит их к задаткам. Теория приобретенных способностей, напротив, полностью игнорирует природные предпосылки способностей и считает их обусловленными средой и воспитанием. Ни одна из этих теорий не отвечает реальности. В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, во втором – только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей (как и психического вообще) внешние причины действуют опосредованно через внутренние. В отечественной психологии убедительно раскрыта проблема природных предпосылок способностей. Установлено, что способности – это прижизненные образования, их развитие при определенных условиях идет в процессе всей жизни, а среда и воспитание активно формируют их. Б.М. Теплов показал, что предпосылками для развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, называемые задатками. К ним относятся: • некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.; • строение мозга; • строение органов чувств (абсолютный слух); • типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы); • определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга; • соотношение первой и второй сигнальных систем; • генофонд (особенности структуры генов) и т. п. Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |