Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности. Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские Правды и королевские капитулярии потеряли




Источники права.

Право периода X — XV вв.

 

Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские Правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Основным источником становится обычное (кутюмное) право.

С ростом городов, увеличение численности их населения, с развитием товарно-денежных отношений происходит рецепция римского права. В связи с этим Франция как бы делилась на две части: юг назывался страной писаного (римского) права, север — страной обычного права.

Начиная с XIII в. стали предприниматься со стороны юристов-практиков попытки определенной систематизации кутюмов в виде сборников обычаев. Так, около 1255 г. был составлен «Большой сборник обычаев Нормандии»; в 1273 г. кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу были собраны в сборник, получивший название «Учреждения Святого Людовика», куда вошли также некоторые ордонансы этого короля и извлечения из римского и канонического права. Широкой известностью пользовался сборник «Кутюмы Бовези» (1282 г.), составленный Бомануаром, считавшимся первым теоретиком французского права. В 1389 г. появляется «Большой сборник обычаев Франции». Но все эти сборники были частными систематизациями и не имели официального признания.

В процессе объединения страны и усиления королевской власти предпринимаются меры по упорядочению кутюмного права. В результате во второй половине XV и в XVI вв. появились официальные утвержденные королем сборники кутюмов, среди которых наибольшим значением пользовались кутюмы Парижа. Но и за этими сборниками не была признана общеобязательная сила для всей страны.

С усилением централизации и королевской власти возросло значение королевских ордонансов. Основным фактором, вносившем единство в феодальное право Франции, являлась рецепция римского права6, которое пользовалось значительным авторитетом не только на юге страны, но и в области обычного права.

Наряду с римским правом на развитие французского феодального права оказало известное влияние каноническое (церковное) право, которое содержало ряд положений, оказавших влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права.

Если говорить о королевских ордонансах, то с середины XIII в. королевской власти удалось добиться действия своих ордонансов на территории вассальных герцогств и графств независимо от согласия их владельцев.

Развитие феодальных отношений характеризовалось во Франции, как и в других странах, упрочением системы сложных вещных прав, основным объектом которых была земля. Частная собственность на землю (аллод) прежде всего утвердилась в среде феодальной знати. Но основными и наиболее распространенными правами на землю были «держания» — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от вышестоящего сеньора. Наиболее распространенными видами земельных держаний были феоды и цензивы.

Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, феод являлся наследственным владением независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов право владения, пользования и передачи по наследству. Если вассал умирал без наследников, то феод возвращался сеньору. Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода к наследнику последний должен был платить в пользу сеньора пошлину (рельеф), которая по данным кутюмов к XIII в. составляла годичный доход феода.

Держание земли лично свободными крестьянами — вилланами осуществлялось в порядке так называемой цензивы, при которой уступка участка земли собственником аллода или владельцем феода делала крестьянина наследственным пользователем земли с возложением на него разнообразных платежей в пользу сеньора. Разновидностью цензивы была издольщина («шампар), когда виллан был обязан вносить в пользу феодала часть урожая.

Семейное право регламентировалось главным образом каноническим правом. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мальчиков и в 12 лет — для девочек. Недействительными считались браки духовенства и монашествующих; браки с лицами, не получившими крещения; браки между родственниками; браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключающих возможность согласия на брак с данным лицом.

Существовало понятие незаконного брака (брак, заключенный после помолвки с другим лицом; или в постный день; а также без предварительного публичного оглашения). В указанных случаях хотя брак и считался незаконным, но он сохранял силу; супруги подлежали церковному наказанию.

С течением времени для действительности брака обязательным был церковный обряд, что стало фиксироваться в постановлениях церковных соборов, начиная с XI в. Тридентский собор 1545 г. объявил недействительными браки, заключенные без церковного благославения.

Если говорить о личных отношениях супругов, то они были обязаны к совместному проживанию и к соблюдению супружеской верности. Супруг, покинувший дом и другого супруга мог быть затребован обратно с помощью церковных и светских властей. Супружеская измена рассматривалась как правонарушение, дававшее оскорбленному супругу право на раздельное жительство.

Главой семьи считался муж, которому жена должна повиноваться и которому разрешалось подвергать ее телесным наказаниям.

Начиная с XIV в. жена лишается дееспособности, ей запрещается совершать юридические сделки даже с согласия мужа. По учению церкви брак мог быть прекращен только после смерти мужа или жены; развод не допускался.

Что касается имущественных отношений супругов, то по кутюмам существовала обязанность супружеского имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава семьи. В областях, где действовало писаное право (римское право) общности имущества супругов не существовало.

Говоря о родительской власти, следует отметить, что по кутюмам она рассматривалась как своего рода опека над людьми. В случае смерти отца она переходила к матери. Родительская власть прекращалась с достижением совершеннолетия или вступлением детей в брак.

На юге Франции, где действовало писаное (римское) право, закреплялась сильная власть домовладыки; родительская власть принадлежала только отцу и длилась до его смерти, независимо от возраста детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.