КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арт-терапия, терапия творческим самовыражением в системе психиатрии
Концепция медико-социальной реабилитации больных с психическими расстройствами. Медико-социальная реабилитация – долговременный процесс, включающий этапы медицинской, психологической и социальной реабилиации, охватывающим все подразделения психиатрической службы. Реабилитация - специфическая сфера полипрофессиональной деятельности, требующая знаний реабилитационной методологии, соответствующей подготовки и навыков. Современная концепция психосоциальной реабилитации и интеграции пациента в сообщество базируется на комплексном подходе к классификации последствий болезни и определении реальных возможностей социальной поддержки.[1] Психосоциальная реабилитация - восстановление (формирование -в случаях изначальной недостаточности) нарушенных когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности (включая навыки, знания, умения взаимодействовать, решать проблемы, использовать стратегию совладания с остаточной психотической симптоматикой и пр.) у психически больных с изъянами социальной адаптации, обеспечивающих их интеграцию в общество. Речь идет также о применении для этого комплекса психосоциальных воздействий — различных, получивших распространение в последние десятилетия форм и методов, направленных на восстановление потенциала самого пациента, что делает возможным его усилия для достижения более полного или равного с другими положения в обществе.[3] Копытиным А.И разработана модель CAT(системная арт-терапия), имеющая в своей теоретической основе оригинальные положения и признаки. Она является системой психологических, психофизических и психосоциальных лечебно-реабилитационных воздействий транстеоретического уровня и включает методики индивидуальной и групповой терапии. Разработаны процессуальные и технологические аспекты ее применения у пациентов с разными психическими расстройствами. Показаны принципиальные отличия CAT от существующих в современной лечебной и реабилитационной практике психиатрии форм и моделей арт-терапии. При использовании CAT у пациентов с тяжелыми психическими расстройствами должны учитываться общие особенности таких больных -неуверенность в своих силах, апато-абулия, нарушения мышления, повышенная тревожность и зависимость от ведущего группы, наличие побочных эффектов психофармакотерапии и другие - обусловливающие сдерживание художественной экспрессии, низкую групповую динамику и ограниченную ценность интерпретации их изобразительной продукции. Стиль ведения занятий с такими пациентами достаточно директивный, а позиция психотерапевтаподдерживающая. Постепенно и в ограниченном объеме в ходе CAT применяются арт-терапевтические техники, связанные с дозированной нагрузкой на разные сенсорные системы и сферы психической деятельности (познавательную, эмоциональную, поведенческую). При проведении CAT у пациентов с пограничными психическими расстройствами может быть использован широкий спектр различных видов творческой деятельности, в том числе, связанных с активным взаимодействием между участниками группы (групповая интерактивная форма занятий с прогрессивным наращиванием уровня интерактивности). Стиль ведения занятий варьируется от слабо директивного до не директивного, а позиция психотерапевта - от поддерживающей до фрустрирующей, в зависимости от этапа терапевтических изменений, групповой динамики и индивидуальных особенностей пациентов. Применяется широкий репертуар психотерапевтических техник, дополняющих творческие виды деятельности пациентов. Лечебно-реабилитационные эффекты CAT, применяемой в амбулаторных и стационарных условиях, проявляются в симптоматическом улучшении: снижении депрессивных, тревожных и ипохондрических проявлений, коррекции поведения и мыслительной деятельности, повышении активности и контактности больных. Также отмечается улучшение межличностного и социального функционирования пациентов - усиление творческой направленности, улучшение профессиональной работоспособности, отношений с окружающими и организации свободного времени, что подтверждается данными катамнестического исследования. Лечебные эффекты CAT при пограничных психических расстройствах проявляются в симптоматическом улучшении: снижении выраженности депрессивных, тревожно-фобических, соматизированных, обсессивно-компульсивных расстройств, агрессивности. Положительные изменения в сфере личностного функционирования связаны с ростом самоуважения и самопринятия, креативности и контактности, улучшением понимания своих переживаний, положительными изменениями в сфере ценностных ориентаций, а также улучшением познавательных навыков, межличностных отношений, ростом субъективной удовлетворенности разными сферами жизни. CAT является эффективным видом психологической помощи психически больным и наркозависимым. Это подтверждается благоприятной динамикой симптоматического статуса участников арт-терапевтической программы, положительными изменениями их личностного функционирования, развитием комплекса навыков и здоровых потребностей, обеспечивающих психосоциальную адаптацию. Важным фактором устойчивой психосоциальной адаптации выступает усиление творческой направленности личности. Разработанный организационно-методический подход к проведению выставок художественных работ душевнобольных предполагает активное взаимодействие зрительской аудитории с экспонируемыми произведениями, способствует эффекту дестигматизации, уменьшению социальной дистанцированности посетителей выставок от пациентов. Рисуночный тест Сильвер является надежным и валидным инструментом психодиагностики, позволяющим проводить оценку познавательных и творческих способностей детей, подростков и взрослых. Он может быть использован для диагностики эмоциональных нарушений, прежде всего, таких, как депрессия и агрессия, а также для оценки динамики познавательных и эмоциональных процессов у пациентов, участвующих в различных лечебно-реабилитационных программах, включая арт-терапию. При использовании CAT у пациентов с тяжелыми психическими расстройствами (шизофрения с умеренно выраженным дефектом, органические поражения головного мозга с психотическими нарушениями, незначительно или умеренно выраженным слабоумием) должны учитываться общие особенности таких больных - неуверенность в своих силах, апато-абулия, нарушения мышления, повышенная тревожность - обусловливающие сдерживание художественной экспрессии, низкую групповую динамику, зависимость больных от ведущего группы и ограниченную способность к усвоению информации, связанной с интерпретациями и групповыми обсуждениями. Важное значение могут играть преимущественно несложные виды художественной практики, рассчитанные на индивидуальную деятельность больных в группе, с их достаточно директивным сопровождением психотерапевтом и использованием стимулирующих воздействий. По мере адаптации пациентов к условиям CAT постепенно и в ограниченном объеме могут применяться относительно простые виды вербальной обратной связи и арт-терапевтические техники, связанные с дозированной нагрузкой на разные сенсорные системы и сферы психической деятельности, а также интерактивные виды творческой работы, такие, как групповой рисунок. При проведении CAT у пациентов с пограничными психическими расстройствами целесообразно применение индивидуальной или групповой интерактивной формы занятий с активной обратной связью и прогрессивным повышением нагрузки на разные сенсорные системы и сферы психической деятельности пациентов. По мере развития групповой динамики важную роль могут играть разные виды совместной творческой деятельности больных, обеспечивающие их невербальное самораскрытие, понимание присущих им особенностей поведения и внутриличностных конфликтов, а также коррекцию и развитие межличностных навыков и механизмов копинга. Процессуальные и технологические особенности применения CAT у наркозависимых определяются организационными условиями, а также качеством и сроками ремиссии. При наличии у них достаточно высокой мотивации к участию в лечебно-реабилитационной программе и достаточных эмоционально-волевых и познавательных ресурсов, целесообразно проведение пролонгированной работы в условиях интерактивной группы. Рекомендации, связанные с проведением CAT у пациентов с ППР, могут также распространяться на наркозависимых в ремиссии.[2] Терапия творческим самовыражением - клинический, не психоаналитически ориентированный терапевтический метод лечения людей с тягостным переживанием своей неполноценности, с тревожными и депрессивными расстройствами, разработанный известным русским психиатром и психотерапевтом М. Е. Бурно. В основе его лежат две идеи. Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения. Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество. Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться. Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности. Бурно занимается лечением взрослых психопатов (психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью. Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности. Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна, поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных достаточно эффективных методов лечения. Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении. Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того, чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в жизни. В практическом применении терапии творческим самовыражением Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении. Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.
Противопоказанием (относительным) служит бредовая и сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными тенденциями без всякого чувства неполноценности.[4] Основная часть. В ККЛПУ «Областная психиатрическая больница г. Ждановка» создана оптимальная база для проведения реабилитационных мероприятий, используются современные реабилитационные программы, которые реализуются через мультидисциплинарный бригадный подход. Наряду с традиционными психотерапевтическими методами широкое применение получил метод арт-терапии. В арт-терапевтической работе применяются изотерапия, библиотерапия, мандалотерапия, ландшафтотерапия, куклотерапия, песочная терапия. В больнице существует реабилитационный центр, в котором есть все условия для занятий арт-терапией. В состав центра входят художественная студия, компьютерный класс, швейная мастерская, шахматно-шашечный клуб, комната музыкотерапии, библиотека, зооуголок, открыт больничный православный храм, что позволяет проводить терапию духовностью. Занятия арт –терапией проводятся под руководством сертифицированных арт-терапевтов. В комнате психологической разгрузки проводятся разные виды релаксации, аутогенная тренировка, ароматерапия. На занятиях музыкотерапией пациенты прослушивают специально подобранные произведения, делятся эмоциями, ассоциациями, возникшими при прослушивании музыки, затем отражают свои образы с помощью цветного песка или рисунка, выполняют групповые рисунки на большом листе бумаги. Так же в центре пациенты осваивают такие виды творческой деятельности как квиллинг, оригами, бисероплетение, аппликации, вышивка, поделки из соленого теста и т.д. Свои работы пациенты выставляют в выставочном зале реабилитационного центра. Прекрасным примером арт-терапевтического воздействия выступает метод кинотерапии и фототерапии. Кинотерапия — это современное направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста. Психотерапевт, психолог, арт-терапевт прекрасно разбирается в том, какой фильм подойдёт в конкретно взятой ситуации. К примеру, если Вы находитесь в затяжной полосе невезения, то лучше подойдёт просмотр комедийного фильма. При том, если у Вас сложности на работе, то фильм не должен иметь большого отношение к работе вообще. Скорее, пусть он будет об отдыхе, каких-то смешных семейных ситуациях. Впрочем, не всегда полезно смотреть то, что Вы уже видели. Иногда стоит абстрагироваться от известного и с интересом окунуться в мир неизвестного и захватывающего. Если это подействует, то можно с уверенностью констатировать, что этот фильм положительно скажется и на Вашем состоянии. О какой депрессии может идти речь после получения хорошего заряда положительных эмоций? Просмотр фильма и детальный разбор психологических причин поступков его героев, позволяет нам задуматься о правильности понимания причин своих собственных поступков. Для того чтобы избежать ненужных параллелей, я предпочитаю использовать вместо термина «кинотерапия» термин «синемалогия» - изучение кино. Данный термин я заимствовал из работ профессора Антонио Менегетти (А.М.), основателя онтопсихологической школы. «Синемалогия - это логика следствий, вызванных кинематографической действительностью». А.М. Фототерапия – относительно новый метод арт - терапии, связанный с лечебно – коррекционным применением фотографии, ее использования для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. В фото-арт-терапии используются как различные фото-техники, так и изобразительные материалы. Фото-арт-терапия предполагает создание фотоколлажей, фотоплакатов, дорисовывание фотографий, а также применение фотографии в сочетании с движением и танцем, музыкой, литературным творчеством. Большой популярностью среди пациентов нашей больницы пользуется техника «Коллективный фотоколлаж» (Копытин А.И.). Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии. Цель методики «Коллективный фотоколлаж»: Актуализация, выражение и осознание чувств в контексте группы. Развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность. Осознание общности проблем и опыта достижения взаимопонимания. Укрепление «Я» и личных границ. Оказание взаимной эмоциональной поддержки. Актуализация и осознание дизадаптивных паттернов поведения и мышления в межличностных контактах, а также латентных потребностей, ролей и качеств личности. Раскрытие творческих способностей. Задачи: развитие способности самовыражения; развитие творческого воображения и личностного ресурса; опыт групповой работы; снятие эмоционального напряжения. Инвентарь: ватман, клей ножницы, журналы, газеты, личные фотографии, наборы художественной фотографии. Время работы: 20-60 минут. Возрастные рамки применения: клиенты от 10 лет.Алгоритм работы. Вступление. Участникам группы предлагается создать общий фотоколлаж (тема выбирается как самими участниками, так и может предлагаться ведущим), используя вырезки из журналов, газет, фотографии, фразы. Ознакомление с правилами создания коллажей. Основная часть: создание работы, обозначение названия. Презентация работы. Каждый участник представляет свои фрагменты композиции и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата. Вывод: Идентифицируясь с созданными образами, автор осознанно или неосознанно переносит на них свои чувства и потребности, что способствует глубокому самораскрытию и выражению актуального для автора психологического материала. Использование личных фотографий может актуализировать чувства и представления, связанные с восприятием автором самого себя. Во многих случаях фотоколлаж представляет собой микрокосмос внутренней реальности автора, его «визуальное размышление о жизни отражает его картину мира, отношение к себе и другим людям. [5],[6] Таким образом, при использовании методов арт-терапии в системе психиатрического и психотерапевтического обслуживания особое внимание должно быть обращено на процессы, стадии и уровни терапевтических изменений с точки зрения транстеоретического подхода, синхронизацию арт-терапевтических воздействий с лечебно-реабилитационным процессом, их синергичность с лекарственной терапией и иными видами лечения, уточнение процессуально-технологических особенностей индивидуальной и групповой арт-терапии, применение техник, фокусированных на решение конкретных задач, связанных с этапами лечебно-реабилитационного процесса. Арт-терапевтическая работа помогает сформировать у пациентов активную жизненную позицию, повышает социальную активность. В большинстве случаев вызывает положительные эмоции. Применение метода арт-терапии способствует повышению эффективности других методов психотерапии, восстановлению социальных навыков, помогает развить творческие способности, повысить самооценку, качество жизни. С успехом может применяться как при тяжелых расстройствах, так и при пограничных состояниях. Способствует повышению продуктивности деятельности, оказывает терапевтическое и коррекционное воздействие на человека, предоставляет возможность самовыражения через создание художественных образов. Литература: 1. Абрамов В. А., Жигулина И. В., Рябополова Т. А. Медико-социальная реабилитация больных с психическими расстройствами: Руководство для врачей-психиатров, психологов и социальных работников. — Донецк: Каштан, 2006. — 268 с.
2.Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффектытема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.04, доктор медицинских наук Копытин, Александр Иванович.
3. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных, тема диссертации и автореферата по ВАК 14.00.18, кандидат медицинских наук Ионов, Олег Александрович.
4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.-330c.
5.Копытин А.И. Техники фототерапии.- СПб.: Речь, 2010- 128с.
6.Копытин А.И. Тренинг по фототерапии.- Издательство «Речь»,2003-96с.:ил.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |