Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие способностей. Развитие способностей у детей




Развитие способностей у детей.

Виды и уровни развития способностей.

Понятие способностей.

Тема 1.2: «Личность и межличностные отношения».

От 7 до 9;

От 9 до 11;

5)11 и более;

 

16.

1)от 5 до 7;

2) от 3 до 5;

4)от 9 до 11;

5)11 и более;

 

 

17.

Равен, %: 1)27,3; 2) 1,6; 3)164;

 

 

 

Особую подструктуру личности образуют ее способности. Если темперамент связан с динамическими аспектами психики, а характер определяет устойчивые формы поведения и отношений человека к действительности, то способность определяется как заложенная в человеке и реализуемая при жизни возможность достижения высокого уровня эффективности и продуктивности в определенной деятельности.

Б.М Теплов (в своей работе «Проблемы индивидуальных различий») выделил три основных отличительных признака любой человеческой способности:

1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; к этому разряду не могут быть отнесены качества, в отношении которых все люди равны;

2) к способностям относятся только те индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности;

3) понятие «способность» не сводится к знаниям, навыкам и умениям, сформированным у данного человека.

Как отмечал А.В. Петровский, по отношению к знаниям, навыкам и умениям способности выступают как некоторая возможность; это зерно, проращивание которого требует определенных условий и усилий.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и легко, основательно и прочно осваивает способы ее организации и выполнения. Основными критериями оценки какой-либо способности служат темп, глубина и основательность освоения деятельности, повышение ее результативности, соотношение нервно-психических затрат и конечного результата, широта переноса формирующихся психических качеств, склонность к реализации данного вида деятельности на протяжении длительных периодов или всей жизни. В число способностей не попадают отдельные свойства темперамента и характера.

Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.

Предметом специального психологического исследования способности стали в 19 веке, когда, благодаря работам Ф. Гальтона было положено начало систематическому экспериментальному изучению индивидуальных различий.

Изучение психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:

а) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а нескольких видов деятельности (прежде всего, умственная одаренность или интеллект и креативность);

б) специальные, дифференцированные качества, отвечающие более узким требованиям конкретной деятельности.

В основе одинаковых достижений, как правило, обнаруживаются различные способности; в то же время одна сложная способность может служить предпосылкой успешности нескольких видов деятельности. Это обеспечивает возможность широкой компенсации способностей.

По содержанию и степени сложности принято различать:

· элеменатарные (основные) способности – совокупность отдельных свойств личности, в которых обобщаются характеристики психических процессов, в равной степени присущие всем людям;

· сложные общие способности, а также свойственные всем людям, но в различной степени – способность к обучению, общению, речевому самовыражению и пониманию сообщений, к совместной деятельности и т.д.;

· сложные частные способности – совокупность отдельных свойств личности, обеспечивающих достижение выдающихся результатов в какой-либо специальной сфере деятельности.

Для понимания природы и сущности способностей является принципиальным вопрос: относятся ли способности к врожденным характеристикам человека или формируются прижизненно?

В концепциях, подчеркивающих значение наследственности, приводятся следующие аргументы:

1) врожденность способностей подтверждается их ранним проявлением в развитии ребенка, иногда в виде сверходаренности (у Моцарта – уже в возрасте 3-х лет);

2) другое доказательство – повторение идентичных способностей у потомков выдающихся личностей и образование целых династий одаренных людей (например, несколько поколений Бахов);

3) данные, полученные с применением психогенетического (близнецового) метода, позволили установить высокие показатели корреляции в парах монозиготных (однояйцовых) близнецов;

4) исследования на животных по методу искусственной селекции свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Однако наряду с акцентированием предпосылок, необходимо признать огромное значение факторов социокультурного окружения личности, ее воспитания и обучения, что подтверждается рядом фактов:

1) результатами деятельности выдающихся педагогов, сумевших сформировать большие группы учеников, которые в силу их численности и уровня развития способностей невозможно объяснить с точки зрения законов статистики случайным подбором наследственно предрасположенных индивидов;

2) фактами массового развития некоторых специальных способностей в условиях конкретных культур (например, сравнительными кросс-культурными данными, показывающими, что звуковысотный слух развит у вьетнамцев в большей степени, чем у представителей европейских национальностей);

3) другими результатами экспериментов по искусственной селекции, доказывающими, что выращивание отобранных поколений интеллектуально развитых крыс в обедненной впечатлениями среде приводит к значительному снижению их способности к успешному научению по сравнению с менее интеллектуальными крысами, развивавшимися в условиях обогащенной среды.

Можно констатировать, таким образом, что оба полярных варианта ответа на вопрос о происхождении способностей являются некорректными. Разрешением дилеммы «наследственность - среда» явилась концепция, согласно которой любая способность возникает на основе определенных природных предпосылок – задатков, однако характер проявления этих задатков в конкретной деятельности зависит от условий индивидуального развития и факторов среды.

При организации воспитания и обучения на тех или иных этапах личностного становления приобретает особую важность другой вопрос: о периодах возрастной сензитивности (чувствительности, восприимчивости), наиболее благоприятных для становления определенных способностей. Есть основания предполагать, что формирование способностей из природных задатков осуществляется по мере прохождения ребенка через различные сензитивные периоды, в которые, в силу повышенной восприимчивости, происходит наиболее интенсивное научение по механизму импритинга (запечатления).

По мнению С.Л. Рубинштейна, наряду с природными задатками и сложившимися у индивида знаниями, навыками, умениями, неотъемлемым компонентом способностей следует признать повышенную мотивацию: человек, наделенный способностью к определенной деятельности, в значительной степени мотивирован и устремлен к ее осуществлению, причем потребность в реализации способности обеспечивает как высокую интенсивность деятельности, так и естественность ее организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.