КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее в развитии древних цивилизаций
Политический строй. Типы государств древности. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах.
Типы государств древности. · Первичные государства выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Характерная особенность первичных цивилизаций: - первобытные верования, - традиции, - формы общественного взаимодействия. Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях: зонах с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом (среднегодовая температура— около + 20° С). Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. Т.е., для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.
Типы государственного устройства (политический строй) в обществах Древнего Востока
Место появления древних цивилизаций: долины крупных рек Причина необходимости образования государств: необходимость ирригационных систем Начальная форма государства: ном – земли нескольких территориальных общин с единым городом-центром (административным, религиозным, культурным) Форма социально-политического устройства - деспотия (характерна для >древневосточных стран) Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов Бюрократический аппарат с чёткой системой рангов, субординацией На всё трудовое население деспотического государства были возложены:
Рабовладельческие отношения – патриархальное рабство (характерно для >древневосточных стран):
основную работу, особенно в сельском хозяйстве - ведущей отрасли экономики, выполняли крестьяне-общинники, многие из которых находились в той или иной степени зависимости от государства
Основа экономики – сельское хозяйство 2 сектора экономики:
- земли, пожалованные храмам) работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди.
Особенности древней восточной цивилизации 1) высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство. 2) восприятие мира: религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления:
В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство — поэтому человеку весла не нужны.
3) удивительная стабильность:
стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерная черта – традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. Изменения происходили крайне медленно – несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда – уважение к опыту старших поколений, – культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.
4) Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда. 5) Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий.
а) абсолютное преобладание государства над обществом. Государство: - регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), - формирует общественные идеалы, вкусы, - глава государства (фараон, патеси, халиф) = обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, = бесконтролен и неответствен, = назначает и смещает чиновников, = объявляет войну и заключает мир, = осуществляет верховное командование армией, = творит высший суд как по закону, так и по произволу.
б) политика принуждения, а то и террора. Основная задача насилия – не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689—1755) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя. Страх — единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма. в) общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях — права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство. В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль. г) уравнительность -структурная основа восточного деспотизма; полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.
д) сложная иерархическая социальная структура:
е) Политическая основа восточного деспотизма – абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение. Система восточнодеспотической власти:
Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти
Деспотия в чистом виде существовала не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития:
Подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткость норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |