Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология системного планирования




 

Рассмотрим процесс разработки модели некоей системы, другими словами – планирование модели. Это может быть система образования, система медицинского обслуживания, обновление городов, развития транспортной сети и т.п.

Рис.2

 

В данном случае, рисунок 2 иллюстрирует разработку программы развития образования. Стрелками обозначаются потоки информации, прямоугольниками - операции, т.е. действия.

Цели операций обратной связи и управления - подтверждение логического соответствия каждой последующей операцией планирования с предыдущими и выдача указаний на внесение изменений в случае обнаружение несоответствий.

Рассмотрим отдельные операции.

Формулировка проблемы и рассмотрение отдельных принципов. Принцип может быть сформулирован следующим образом: все студенты должны иметь одинаковые условия получения образования.

Цели - каждый студент должен получать одинаковый объем информации.

Задачи – обеспечение всех одинаковыми пособиями и в одинаковом количестве, обеспечение педагогическими кадрами и т.п.

Требования определяют разрыв между существующим состоянием дел и желаемой ситуацией. В данном случае это может быть качество учебных пособий, их новизна, количество и качество аудиторных занятий и т.п.

Условия. Операция «условия» - это описание взаимосвязей между переменными, которыми лицо, составляющее план, может управлять и которыми необходимо управлять. В данном случае, это «место» (район), финансовые возможности и т.п.

Разработка программы. Эта операция заключается в рассмотрении вариантов, которые могли бы быть использованы для решения поставленных задач, и в определении необходимых ресурсов.

Операция обратной связи и управления служат для подтверждения логического соответствия каждой последующей операции планирования (разработки с предыдущими) и выдачи указаний на внесение изменений в случае обнаружения несоответствий.

В качестве д ругого примера может служить разработка транспортной сети. Здесь начальная операция – описание условий (среды), в которой будет функционировать рассматриваемая транспортная сеть, с учетом возможных технологических и социальных изменений, а также различных вариантов распределения населения в будущем, т.е. в интервале времени, охватываемом планированием (например, на 30 лет).

Рис.3

 

Рассмотрим подробнее этап "Разработка программы". В других случаях это может быть разработка технической системы и др. Здесь также можно выделить этапы (см. рис.3).

Этап "Постановка задачи" предусматривает определение целей предпринимаемой работы, рассмотрение возможностей и потребностей, перечисление возможных решений.

Этап "Моделирование и анализ" связывает входные и выходные данные изучаемой системы. Пусть, например, мы занимаемся задачей проектирования транспортной сети. Тогда входными данными могут быть:

· численность населения,

· рост экономики,

· развитие инфраструктуры

и.т.д.,

а выходными - влияние на природу и общество.

Стратегия действий, соответствующая каждому из возможных вариантов, оценивается путем сравнения выходных данных моделирования с целями планирования на этапе "оценка возможных вариантов решения".

Можно конкретизировать операции, выполняемые на этапе "постановка задачи":

1) формулирование целей разрабатываемой программы;

2) определение состояния дел и необходимой дополнительной информации;

3) определение входных, выходных и управляющих переменных системы;

4) перечисление возможных вариантов решения;

5) формирование представлений о структуре проблемы и о модели системы;

6) оценка будущих условий, включающая предсказание относительно переменных.

Разные исследователи могут давать несколько иные перечни этапов. Например, такой:

1. Формулирование проблемы.

2. Определение целей.

3. Сбор информации.

4. Разработка максимального количества альтернатив.

5. Отбор альтернатив.

6. Построение модели в виде уравнений (ММ), программ или сценария.

7. Оценка затрат.

8. Исследование чувствительности решения (параметрическое исследование).

 

Как видим, здесь много сходства, основные моменты практически те же.

Тем не менее, обычно не удается построить модель всей системы в целом, либо это нецелесообразно из-за необходимости привлечения огромных вычислительных ресурсов. Поэтому при исследовании сложных систем прибегают к декомпозиции, или структурному разбиению системы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.