КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Темперамент и его характеристика
Темперамент и способности. Поведение человека зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, т.е. такого психологического свойства личности, в котором проявляется динамика протекания психических процессов и проявления других свойств личности. В основе всей психической деятельности человека, как известно, лежат два процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, обеспечивающая образование и оживление условнорефлекторных связей, на основе которых приходят в действие механизмы памяти, мышления и т.д. Торможение – это процесс затухания корковых связей, прекращения активности нервных клеток и центров, на основе которого происходит забывание, ослабление внимания и т.п. Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются сила, равновесие и подвижность. Сила нервных процессов служит показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы. Под силой возбуждения понимается способность нервных клеток и центров коры головного мозга к замыканию связей и активизации этих связей в самых различных условиях. Человек с сильным процессом возбуждения может долгое время напряженно работать, преодолевать большие психические и физические нагрузки. У человека со слабым возбуждением корковые связи в неблагоприятных условиях не активизируются. Для него характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и медленное восстановление сил. Равновесие нервных процессов – это соотношение силы возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенными или неуравновешенными – один процесс может быть сильнее, чем другой. Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. Различное сочетание силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения характеризует специфические типы высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствуют свои особенности протекания психических процессов. В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности, которым соответствует четыре вида темперамента
При изучении особенностей темперамента следует иметь в виду, что тип высшей нервной деятельности не тождествен темпераменту. Первое – понятие физиологическое, второе – психологическое. Тип высшей нервной деятельности, который наследуется человеком, составляет физиологическую основу темперамента. В процессе жизни, под влиянием социальной среды этот тип претерпевает изменения, превращаясь в фенотип. темперамент зависит не только от физиологического механизма, но и от духовного облика человека, его внутреннего содержания, направленности, характера, привычек. Поэтому характеристика того или иного вида темперамента дается как через раскрытие типа высшей нервной деятельности (силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения), так и через описание его психологических особенностей. Вид темперамента, в свете современных представлений, – это определенная совокупность его психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей. Основными психологическими свойствами темперамента являются следующие. Сензитивность (чувствительность). Она определяется наименьшей силой внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию человека, а также скоростью ее протекания. Реактивность – степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Активность – степень энергичности человека при воздействии на внешний мир и преодолении препятствий на пути к цели. Соотношение реактивности и активности определяет – 25 – ся тем, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека. Темп реакций проявляется в скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпе речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума. Пластичность – насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям. Ригидность – свойство, противоположное пластичности. Она проявляется в том, насколько инертны и косны поведение человека, его привычки, суждения. Экстраверсия – интраверсия: от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интраверт). Эмоциональная возбудимость – насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. На этой основе дается и психологическая характеристика различных видов темперамента и их проявлений. Сангвиник. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность. Пластичность, экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций. Внешне, в реакциях и действиях, этот вид темперамента проявляется в том, что сангвиник, как правило, подвижен, активен, впечатлителен, быстро запоминает учебный материал, обычно жизнерадостен. Отрицательным у сангвиника может быть отсутствие усидчивости,настойчивости, склонность к разбрасыванию – не доводить начатое дело до конца. Холерик. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность с преобладанием реактивности. Ригидность. Экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакции. Внешне эти особенности проявляются в том, что холерик решителен, быстро схватывает обстановку и энергично решает задачу, инициативен, способен внести "живинку" в дело и т.д. Вместе с тем холерик отличается неуравновешенностью, с трудом сдерживает себя, вспыльчив, в действиях и поступках бывает резок, склонен к грубости, может быть нетерпимым, раздражительным, всегда всем недовольным, брюзжащим. Флегматик. Пониженная сензитивность. Низкая реактивность и высокая активность. Ригидность. Интравертированность. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакции. В поведении флегматик обычно уравновешен и редко выходит из этого состояния. Работоспособен, способен к большому напряжению, взявшись за дело, доводит его до конца. И.П.Павлов говорил, что флегматики – труженики жизни, они могут одинаково успешно выполнять и интересную, и малоинтересную работу. Отрицательные стороны флегматика: он медлителен, малоподвижен, что ярко проявляется в мышлении и поведении; решая задачу, долго ее обдумывает, может быть пассивным, безразличным к делам коллектива. Меланхолик. Повышенная сензитивность. Невысокая реактивность и активность. Ригидность. Интравертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций. Замедленный темп реакции. Меланхолик склонен к самоуглублению, часто замкнут, малообщителен, легко уязвим, мнителен, движения и жесты неуверенные, характеризуются низкой работоспособностью, особенно в неблагоприятных условиях. К положительным чертам меланхолика следует отнести высокую чувствительность органов чувств, восприимчивость к воспитательным воздействиям, душевность, он может тонко понимать людей, умеет выслушать, посочувствовать, помочь товарищу. В чистом виде темпераменты не встречаются. Их отдельные черты, как правило, сочетаются. По преобладающим чертам судят о том или ином виде темперамента. Каждому из них присущи свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому не должно быть предвзятого отношения к людям, обладающим определенным видом темперамента. О человеке судят не по темпераменту, а по результатам его работы.Человек любого темперамента может принести пользу, успешно овладеть профессией, повысить свою квалификацию, если его правильно обучать и воспитывать. В таком случае и темперамент будет претерпевать изменения, так как он не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, неподвижным. Темперамент можно изменять, т.е. развивать положительные черты и устранять отрицательные. У человека с любым темпераментом могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности. Особенности темпераментов целесообразно учитывать при подборе и расстановке людей по специальностям и должностям. Различные специальности предъявляют свои требования к деловым возможностям человека. И эффективность его деятельности во многом зависит от психологических характеристик темперамента. Особенно наглядно это видно на примере воинской деятельности. Так, водителю боевых и транспортных машин требуется быстрая реакция, способность к длительному напряжению, уравновешенность, осмотрительность и т.д. И к этой деятельности больше всего пригоден сангвиник. Служба наблюдателя или деятельность снайпера для воина с холерическим темпераментом будет просто невыносимой. Лучше всего справится с обязанностями такого рода воин с флегматическим темпераментом. Летчику-истребителю требуется очень точная реакция в короткие отрезки времени. он располагает секундами, но в эти секунды должен полностью мобилизоваться, отдать максимум сил и выполнить задание. Этим требованиям больше всего соответствует холерический темперамент. Специально проведенным исследованием работы операторов радиолокационных станций установлено, что лучшие результаты показывают воины с сангвиническим темпераментом. Особенности темпераментов следует учитывать также в учебном процессе. В зависимости от динамических особенностей психики обучаемый так или иначе воспринимает учебный материал. Впечатлительность, сообразительность, готовность, активность в учебе одних и инертность, медлительность, малая продуктивность других в значительной степени зависят от темперамента. А это, в свою очередь, влияет на результаты учебы. Поэтому для глубокого овладения учебным материалом занятия целесообразно строить так, чтобы обучаемые с холерическим темпераментом были заняты активной учебной работой, а флегматики успевали схватывать весь материал; чтобы заставить сангвиников быть внимательными к изложению; чтобы привлечь мысли и внимание обучаемых с меланхолическими чертами к содержанию занятия. Для этого обучаемым с темпераментом холерика можно дать дополнительную работу по подготовке и проведению занятий; флегматикам некоторые мысли, положения излагаемого материала повторить; сангвиникам – периодически задавать вопросы, чтобы стимулировать внимание; обучаемых с чертами меланхолического темперамента следует не только стимулировать, но и поддерживать их интерес, уверенность в возможности успешно овладеть учебным материалом. Особенности темпераментов следует учитывать и в воспитательной работе. В процессе воспитания воспитатель воздействует на психологию воспитуемого, а тот определенным образом реагирует на это воздействие. И результаты воспитания во многом зависят от этих реакций. В духовном облике воспитуемого остаются следы этих реакций. Значит, воспитателю важно так воздействовать на воспитуемого, чтобы вызвать у него положительную реакцию. Но характер реакции зависит не только от внешнего воздействия, но и от темперамента воспитуемого. В процессе воспитательной работы у сангвиника следует периодичес – 28 – ки возбуждать чувство ответственности за начатое дело, проверять качество выполняемых заданий, т.е. контроль должен быть по существу, а не поверхностный. К воспитуемому с холерическим темпераментом следует предъявлять высокую, систематическую, ровную, справедливую требовательность, не предъявляя при этом грубости, невыдержанности, резкости в обращении; давать критическую оценку отрицательным чертам и указывать пути их устранения, преодоления. Флегматик требует систематического контроля, иногда – повышенной требовательности; у него необходимо вырабатывать быстроту реакции, вовлекать в дела коллектива, давая поручения и контролируя их выполнение. По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, незаслуженные упреки, так как это особо тонкий, наиболее ранимый темперамент; требуется внимательность, чуткость, педагогический такт. Учет особенностей темпераментов необходим также в процессе руководства людьми. Дело в том, что особенности темпераментов людей существенно влияют на успех их действий, да и на сам характер действий. И если руководитель, давая людям задание, будет учитывать особенности их темпераментов, то он добьется большего успеха, использует людей более рационально.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |