Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пересмотр норм труда. Порядок введения и замены норм труда




Нормирование труда рабочих-сдельщиков

При нормировании труда рабочих-сдельщиков используются сдельные расценки — размер оплаты за выработку единицы продукции (изделия) или за выполнение определенной операции при сдельной оплате труда.

Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. Кроме того, сдельная расценка может быть определена также путем умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.

При коллективной сдельной оплате труда применяются как индивидуальные (пооперационные), так и коллективные расценки. Индивидуальные расценки рассчитываются в том же порядке, что и сдельные расценки при индивидуальной оплате. Коллективные же сдельные расценки рассчитываются исходя из пооперационных либо комплексных (агрегатных) норм выработки. Коллективные сдельные расценки определяются путем деления общей суммы тарифных ставок всех членов бригады на норму выработки продукции.

Все дополнительные работы, не входящие в комплексную норму, и следовательно, не учтенные коллективной сдельной расценкой, оплачиваются бригаде отдельно по тем нормам и расценкам, которые установлены на эти работы.

 

 

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ТК РФ вновь вводимые нормы труда должны соответствовать уровню применяемой в организации техники, технологии, организации производства и труда, а пересмотр норм труда согласно ч. 2 ст.160 ТК РФ возможен лишь в двух случаях.

Во-первых, нормы труда могут быть пересмотрены только по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии или проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда. В этом случае нормы могут быть увеличены, но из этого не следует, что они в обязательном порядке должны быть пересмотрены и увеличены.

Во-вторых, нормы труда могут быть пересмотрены также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. В этом случае нормы также могут быть пересмотрены, но в сторону снижения, поскольку пересмотр норм связан с выполнением работ на физически изношенном оборудовании. Если же речь идет об использовании морально устаревшего оборудования, то оно может быть не изношенным и даже новым, в связи с чем не будет оснований для снижения норм.

Согласно ч. 2 ст. 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники должныбыть извещены работодателем не позднее, чем за два месяца.

Локальные нормативные акты учреждения принимаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст. 8 и 372 ТК РФ.

Нормы труда, введенные без извещения работников либо с нарушением срока извещения или без учета мнения представительного органа работников, не могут применяться, и в этих случаях работники вправе требовать оплаты их труда в соответствии с прежними нормами, обжалуя действия работодателя.

До введения новых норм труда работодатель должен провести определенные органи­зационно-технические мероприятия, обеспечивающие способность и готовность работников трудиться по новым нормам:

· создать на рабочих местах необходимые условия, в соответствии с которыми установлены новые нормы;

· обучить работников методам и приемам выполнения работы, обеспечивающим оптимальные уровни тяжести и напряженности труда при работе по новым нормам;

· установить срок освоения новых норм, т. е. обеспечить постепенный переход к новым нормам.

При этом ч. 3 ст. 161 ТК РФ установлено, что достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Таким образом, других случаев для пересмотра норм труда трудовым законодательством не предусмотрено, аработодатель не вправе обосновывать изменение норм труда другими мотивами, такими, например, как:

· введение нового минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (равно как и минимальной заработной платы на уровне субъекта РФ), поскольку увеличение минимального размера оплаты трудаобусловлено приближением минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;

· повышение заработной платы работников в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со ст. 134 ТК РФ.

Кроме того, не может являться основанием для пересмотра норм, установленных работнику при заключении трудового договора, и то обстоятельство, что Министерством образования и науки РФ принято решение о неприменении типовых штатов, утвержденных государственными органами управления образованием бывшего Союза ССР, если:

· не произошло совершенствование или внедрение новой техники, технологии;

· не проведены организационные либо иные мероприятия, обеспечивающие рост производительности труда.

Так, например, не может быть увеличена норма убираемой площади для уборщиков служебных помещений, составляющая (в соответствии с типовыми штатами образовательных учреждений) 500 м2 на одну ставку (единицу должности). Указанная норма была утверждена государственными органами управления образованием СССР и о ней не упоминается в вышеназванных приказах Мин­обрнауки России), тем более что площадь пола является лишь условным нормативом для определения численности работников этой категории, поскольку их обязанности не сводятся только к уборке пола.

В соответствии с характеристикой работ по профессии уборщика служебных помещений, предусмотренной тарифно-квалифика­ционной характеристикой, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с внесенными изменениями и дополнениями), в обязанности этого работника входит: уборка помещений, коридоров, лестниц; удаление пыли с мебели и ковровых изделий; подметание и мойка вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон и т. д.; сбор и транспортировка мусора и отходов в установленное место; расстановка урн для мусора, их очистка и дезинфекция; чистка и проведение дезинфекции душевых, гардеробных и других мест общего пользования; приготовление моющих и дезинфицирующих растворов; получение моющих средств, инвентаря и обтирочного материала; соблюдение правил санитарии и гигиены в убираемых местах.

Без согласия работников, не могут быть приняты решения об изменении условий трудового договора, связанные с увеличением объема выполняемых работ, совмещением должностей, а также о введении неполного рабочего времени.

Однако в последнее время участились нарушения, связанные с сокращением рабочего времени, на том основании, что с 1 января 2009 г. заработная плата низкооплачиваемых работников увеличена в 1,89 раза, и в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» МРОТ составил 4330 руб.

Следует также отметить, что к системной организации нормирования труда может быть отнесена предусмотренная ст. 163 ТК РФ обязанность работодателя обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:

· исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

· своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

· надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

· условия труда (санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические, соци­ально-психологические), соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

В ст. 163 ТК РФ характеристика нормальных условий труда приведена в общем виде, тогда как положения о необходимости создания нормальных условий труда следует включать в Правила внутреннего трудового распорядка учреждения. Внесение таких положений в коллективный договор или в указанные правила повысит ответственность лиц, от которых зависит создание нормальных условий труда на рабочих местах.

Пересмотр норм труда по инициативе работодателя является изменением условий трудового договора, т. к. влечет изменение условий оплаты труда, поэтому работодатель обязан в этих случаях соблюдать требования, предусмотренные ст. 74 ТК РФ.

Изменение норм труда требует согласия, как работника, так и органов, представляющих интересы работников. Обычно это выборный профсоюзный орган. При его отсутствии или в случаях, когда профсоюзная организация не объединяет более половины сотрудников данного работодателя, т. е. не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран иной представитель (представительный орган) из числа работников.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов регламентируется ст. 372 ТК РФ.

Работодатель перед принятием решения о введении новых норм труда (изменения или отмены имеющихся) направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При невозможности достижения согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инс­пекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Работодатель обязан: вести коллективные переговоры, по их итогам заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ, и предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию по нормированию труда, необходимую для заключения коллективного договора или соглашения и контроля за их выполнением.

Кроме того на работодателя возложены обязанности по своевременному выполнению:

· предписаний государственных надзорных и контрольных органов при нарушении законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и связанных с нормированием труда;

· представлений соответствующих профсоюзных органов иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и актов по нормированию труда, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям.

При проверках обоснованности повышения норм труда должно быть обращено внимание на:

· наличие новой техники и технологии;

· несоответствие фактических организационно-технических условий при выполнении работ;

· снижение трудовых затрат;

· обеспечение прогрессивности новых норм;

· осуществление мероприятий для технического развития и совершенствования новых методов, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудоемкости выполнения работ и сокращение численности за счет сокращения трудовых затрат;

· разработку норм на новые виды работ и работы, ранее не охваченные нормированием труда.

Кроме того необходимо установить: каким образом о замене и пересмотре норм были проинформированы работники; проводился ли инструктаж по методам, приемам труда и условиям, при которых должны применяться новые нормы; как это соотносится с взаимными обязательствами коллективного договора, соглашения; предупреждались ли работники о замене норм не менее чем за 2 месяца; в каком порядке учитывалось мнение представительного органа работников.

Соблюдение требований, предусмотренных ст. 162 ТК РФ, имеет большое практическое значение, поскольку в случае их невыполнения, принятые работодателем решения о введении, замене и пересмотре норм труда не имеют юридической силы и не порождают соответствующих последствий.

 

7 Понятие гарантий и компенсаций. Случаи предоставления гарантий и компенсаций

 

Главная страница ---> Ответы на экзаменационные вопросы по трудовому праву ---> Гарантии и компенсации: понятие и случаи предоставления

 

Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных ФЗ обязанностей.

 

Перечень гарантий и компенсаций является открытым, неисчерпывающим. Многие гарантии предусмотрены в общей части ТК (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, при расторжении трудового договора, по оплате труда и другие) и неотделимы от трудовых прав работника.

 

Ст. 165 ТК предусматривает следующие специальные случаи предоставления гарантий:

· при переезде на работу в другую местность;

· при совмещении работы с обучением;

· при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

· в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 12010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.