Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отсутствующие условные знаки




Экономические условные знаки

Условные знаки в военном деле

Метеорологические условные знаки

Топографические условные знаки

Тематика условных знаков

Подписи

Точечные

Точечными условными знаками на карте отображают объекты, имеющие размеры на местности, не выражаемые в заданном масштабе карты.

Например, колодец на карте М 1:25000 или город на карте М 1:40000000.

Значки внемасштабных точечных условных знаков, являющиеся идеограммами, выглядят как достаточно сложные рисунки заданного размера. При этом положению описываемого объекта на местности соответствует положение на карте так называемой главной точки точечного условного знака. У симметричных рисунков это обычно середина основания.

Подписи являются внемасштабными вспомогательными условными знаками, предназначенными для описания названий объектов местности, их характеристик и свойств самой карты.

Для выполнения подписей на картах используются специальные картографические гарнитуры шрифтов.

Условные знаки можно разделить на знаки общего применения, используемые для отображения ситуации на местности безотносительно целей и задач карты, и специальные или тематические, используемые для отображения объектов или явлений в какой-то отдельной профессиональной области. К первым можно отнести топографические условные знаки. К тематическим относятся очень большая группа знаков, фактически, отдельные виды знаков для каждой области человеческой деятельности: метеорологические, тактические, экономические, экологические, демографические и т. д.

Метеорологические условные знаки — картографические условные знаки, обозначающие метеорологические элементы обстановки, характеризующие физическое состояние атмосферы и процессов, происходящих в ней. Например: тёплый воздушный фронт, антициклон, область пониженного давления, граница облачности и т. д.

 

Условные знаки — в военном деле — картографические условные знаки, применяемые для обозначения на картах и других графических документах дислокации войск, пунктов управления, тыловых органов пр.

В связи с резкими переменами 1990-х многие объекты не попали в систему ГОСТов СССР а теперь и РФ. Примером тому могут служить пандусы, лежачие полицейские, дорожные указатели и ограждения, барьеры автоматы на Ж/Д переездах, скоростные магистрали, звукоизолирующие конструкции, и т.д. и т.п.

Картографические способы изображения

графические методы, используемые на картах для показа пространственного размещения явлений, их сочетаний, связей и развития. С этой целью в картографии применяют особую знаковую систему — картографические символы (знаки), многообразие которых обобщено и систематизировано в относительно небольшом числе К. с. и. К основным способам относятся: значки, линейные знаки, изолинии, качественный фон, локализованные диаграммы, точечный способ, ареалы, знаки движения, картодиаграммы и картограммы.

Способ значков (внемасштабных знаков) используют для объектов, не выражающихся в масштабе карты, и вообще для передачи явлений, локализованных в пунктах. Значки указывают местоположение и вид объектов, а также могут характеризовать их величину, значение, изменение во времени и т.д. (например, значки населённых пунктов, обозначающие тип поселений, численность населения и административное значение). Для передачи характеристик картографируемых объектов используются форма, величина и цвет значков. По форме значки могут быть геометрическими, буквенными и наглядными, напоминающими по рисунку изображаемый объект.

Часто употребляют значки геометрической формы, площадь которых пропорциональна количественному показателю объектов, например числу рабочих при картографировании промышленных предприятий или промышленных пунктов.

Линейные значки применяют для передачи, во-первых, геометрических линий — политико-административных границ, линий электропередачи и т.д., во-вторых, для объектов линейного протяжения, не выражающихся по ширине в масштабе карты, например для дорог, рек и т.п. Качественные и количественные характеристики линейных объектов передают рисунком (например, различным пунктиром), цветом и шириной значков.Способ изолиний применяется для передачи количественных характеристик непрерывных и постепенно изменяющихся в пространстве явлений (например, рельефа, климатических явлений и др.).

Способ качественного фона показывает разделение территории (её районирование) по тем или иным природным, экономическим или политико-административным признакам. Используется для качественной характеристики явлений, сплошных на земной поверхности (например, для почвенного покрова) или имеющих массовое рассредоточенное распространение (например, для населения). Первоначально разрабатывают классификацию картографируемого явления: далее в соответствии с принятой классификацией делят территорию на однородные в качественном отношении участки (районы, области и т.п.), после чего однотипные участки окрашивают в присвоенный для данного типа цвет или покрывают штриховкой.

Локализованные диаграммы (т. е. диаграммы, отнесённые к определённым пунктам, точкам) употребляют для характеристик сезонных и других периодических явлений (годового хода температур, осадков, динамики снегового покрова и т.д.), повторяемости и скорости ветров разного направления (в виде роз ветров), повторяемости и скорости морских течений и т.п. Точечный способ используют для картографирования массовых рассредоточенных явлений (сельское население, посевные площади, животноводство и т.п.). Для этого обозначают определённое количество объектов (единиц) посредством точки (вернее, небольшого кружка), располагаемой на карте, где эти объекты фактически размещены. В результате на карту наносят некоторое количество точек равной величины и одинакового значения, группировка (густота) которых даёт наглядную картину размещения явления, а число позволяет определить его размеры (количество объектов) (рис. 3).

Ареалы, т. е. области распространения тех или иных явлений (различных видов растений и животных, пахотных земель и т.п.), обозначаются на картах оконтуриванием участка сплошной или пунктирной линией определённого рисунка; окрашиванием или штриховкой ареала и т.д.; многообразие приёмов оформления ареалов позволяет сочетать на одной и той же карте ряд ареалов, даже если они перекрывают друг друга (рис. 4).

Знаки движения применимы к природным и социальным явлениям (морские течения, перелёты птиц, миграции населения, перевозка грузов, направления ударов войск и т.п.). Распространённые графического приёмы, во-первых, векторы (стрелки), различия которых по форме, величине и цвету могут характеризовать скорость, устойчивость, мощность и другие особенности явлений, во-вторых, ленты (полосы) для потоков пассажиров, грузов и т.п., располагаемые вдоль трасс движения; ширина лент обычно выражает мощность потока.

Картодиаграммы и картограммы служат для перевода в наглядный пространственный образ статистических данных (например, по населению), обрабатываемых или публикуемых не по отдельным пунктам или объектам, а суммарно — применительно к административному (или другому территориальному) делению. Первые показывают распределение явления посредством диаграмм, размещаемых внутри единиц территориальной сетки и выражающих суммарную величину явления (например, количество пашни) в пределах каждой территориальной единицы. Картограммой называют способ изображения средней интенсивности какого-либо явления (средней плотности населения, процента распаханности территории и т.п.) в пределах определённых территориальных единиц, чаще всего административных. При этом каждую территориальную единицу раскрашивают пли штрихуют так, чтобы по насыщенности цвета или силе штриховки можно было судить об интенсивности явления.

29. Картографические условные знаки для изображения местных предметов и рельефа земной поверхности.

Виды условных знаков топографических карт. Ме­стные предметы на топографических картах изобра­жаются картографическими условными знаками.

 

Условные знаки местных предметов. Населенные пункты на топографических картах масштаба 1: 25 000—1:100 000 показывают все без исключения и подразделяют на города, поселки городского, дач­ного и сельского типа. Рядом с изоб­ражением населенного пункта подписывается его на­звание: города—прописными буквами прямого шриф­та, а населенного пункта сельского типа — строчными буквами более мелкого шрифта. Под названием насе­ленного пункта сельского типа указывается число жителей в тысячах, а при наличии в них районного и сельского Советов — их сокращенная подпись (РС, СС). Названия городских и дачных поселков печата­ются на картах прописными буквами наклонного шрифта.

 

При изображении населенных пунктов на картах сохраняют их внешние очертания и характер планировки, выделяют главные и сквозные проезды, про­мышленные предприятия, выдающиеся здания и дру­гие постройки, имеющие значение ориентиров. Широ­кие улицы и площади изображают в масштабе карты в соответствии с их действительными размерами и конфигурацией, другие улицы — внемасштабными ус­ловными знаками, главные (магистральные) улицы выделяются на карте более широким просветом.

Наиболее подробно населенные пункты изобража­ются на картах масштаба 1: 25 000 и 1: 50 000. Квар­талы с преобладающими огнестойкими и неогнестой­кими строениями закрашиваются оранжевым цветом разного тона. Строения, расположенные на окраинах населенных пунктов, показываются, как правило, все без исключения.

На карте масштаба 1: 100 000 в основном сохраня­ется изображение всех магистральных улиц, промыш­ленных объектов и наиболее важных предметов, име­ющих значение ориентиров. Отдельные постройки внутри кварталов показываются только в населенных пунктах с разреженной застройкой, например в по­селках дачного типа. При изображении всех других населенных пунктов постройки объединяются в квар­талы и заливаются черной краской, огнестойкость по­строек на карте 1: 100 000 не выделяется.

Отдельные местные предметы, имеющие значение ориентиров, наносятся на карту наиболее точно. К их числу относятся различные вышки и башни, шахты и штольни, ветряные двигатели, церкви и отдельно рас­положенные постройки, радиомачты, памятники, от­дельные деревья, курганы, скалы-останцы и т. п. Все они, как правило, изображаются на картах внемас­штабными условными знаками, а некоторые сопрово­ждаются сокращенными пояснительными подписями. Например, подпись «шах.уг.» при условном знаке шахты означает, что шахта каменноугольная.

Дорожная сеть на топографических картах изобра­жается полно и подробно.

Железные дороги показывают на картах все без исключения и подразделяют по количеству путей (од­но-, двух- и трехпутные), ширине колеи (нормальные и узкоколейные) и состоянию (действующие, строящиеся и разобранные). Особыми условными знаками выделяются электрифицированные железные дороги. Количество путей обозначается перпендикулярным к оси условного знака дороги черточками: три черточки — трехпутная, две — двухпутная, одна — однопут­ная.

На железных дорогах показываются станции, разъезды, платформы, депо, путевые посты и будки, насыпи, выемки, мосты, туннели, семафоры и другие сооружения. Собственные названия станций (разъез­дов, платформ) подписываются рядом с их условны­ми знаками. Если станция расположена в населенном пункте или поблизости от него и имеет одинаковое с ним название, то подпись ее не дается, а подчеркива­ется название этого населенного пункта.

Черный прямоугольник внутри условного знака станции указывает расположение вокзала относительно путей. Если прямоугольник расположен посереди­не, значит, пути проходят по обеим сторонам вокзала. Условные знаки платформ, блокпостов, будок и туннелей сопровождаются соответствующими сокра­щенными подписями (пл., бл.-п., Б, тун.). Рядом с ус­ловным знаком туннеля, кроме того, помещается его численная характеристика в виде дроби, в числителе которой указывается длина туннеля в метрах, а в знаменателе — высота и ширина.

Автомобильные и грунтовые дороги при изображе­нии на картах подразделяют на дороги с покрытием и без покрытия. К дорогам с покрытием относятся ав­томагистрали (автострады), автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (усовершенствован­ные шоссе), автомобильные дороги с покрытием (шоссе).

На топографических картах показывают все име­ющиеся на местности дороги с покрытием. Ширину и материал покрытия автострад и шоссейных дорог под­писывают непосредственно на их условных знаках. Например, на шоссе подпись 8(12)А означает: 8 —ширина проезжей части дороги в метрах; 12 — шири­на земляного полотна в метрах; А — материал покрытия (асфальт). На улучшенных грунтовых дорогах как правило, дается только подпись ширины земляно­го полотна. Автострады (автомагистрали), усовер­шенствованные шоссе и шоссе выделяются на картах оранжевым цветом.

На топографических картах показывают автомо­бильные дороги без покрытия (улучшенные грунтовые дороги), грунтовые проселочные, полевые и лесные дороги, караванные пути, тропы и зимние дороги. При наличии густой сети дорог более высокого класса не­которые второстепенные дороги (полевые, лесные, грунтовые) на картах масштаба 1: 100 000 и 1: 50 000 могут быть не показаны.

Участки грунтовых дорог, проходящие через забо­лоченные места, выстланные по деревянным лежням связками хвороста (фашинами) и засыпанные затем слоем земли или песка, называются фашинными уча­стками дорог. Если на таких участках дорог вместо фашин сделан настил из бревен (жердей) или проста насыпь из земли, камней, их называют соответствен­но гатями и греблями.

На автомобильных и грунтовых дорогах показыва­ют мосты, трубы, насыпи, выемки, обсадки деревьев, километровые столбы и перевалы (в горных районах).

Мосты изображают на картах различными по на­чертанию условными знаками в зависимости от мате­риала (металлические, железобетонные, каменные и деревянные), при этом выделяются двухъярусные, а также подъемные и разводные мосты. Особым услов­ным знаком выделяются мосты на плавучих опорах.

Рядом с условными знаками мостов, имеющих дли­ну более 3 м, расположенных на дорогах, подписыва­ется их численная характеристика в виде дроби, в чи­слителе которой указываются длина и ширина моста в метрах, а в знаменателе — грузоподъемность в тон­нах. Перед дробью ставятся буквы и число, обознача­ющие материал, из которого построен мост, и высоту моста над уровнем воды в метрах (на судоходных ре­ках). Например, подпись рядом с условным знаком моста означает,

 

К7 270-8
 

 

что мост каменный, его высота над уровнем воды 7 м, длина 270 м, ширина проезжей части 8 м, грузоподъемность 50 т.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.