Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-культ. развитие цивилизации в доколумб. Центр.и Южной Америке




Североамериканский цивилизационный тип

Вопрос о том, следует ли считать Североамериканское сообщество отдельной цивилизацией, или же оно является ветвью Западной цивилизации, является весьма дискуссионным. Однако история США, которые являются ядром этого цивилизационного образования, соответствует типичному поведению молодой, растущей цивилизации. Это и успешная ассимиляция захватываемых территорий, и быстрый рост экономической, политической и военной мощи, и предпочтение простых силовых решений возникающих конфликтов, и стремление к распространению своего влияния, в том числе и культурного, на весь остальной мир, и устойчивое поступательное развитие общества, и, главное, отсутствие видимых противоречий между различными элементами цивилизации, внутренняя однородность.
Североамериканская цивилизация является сугубо перенесенной. Европейская цивилизация, распространяясь по Северной Америке и вступая во взаимодействие с местной природой и сообществами индейцев, практически ничего не взяла от культуры аборигенов, но все же эти столкновения модифицировали европейскую культуру и европейский менталитет.На рубеже столетий североамериканская цивилизация (и ее ядро — США) достигла пика в своей примерно трехвековой истории. Она является сравнительно молодой и самой могущественной из цивилизаций 5-го поколения, занимает ведущее место в мировой экономике. При доле в населении мира 5,1% в 2002 г. на эту цивилизацию приходится 34,4% от уровня мирового валового внутреннего дохода, 14,7% — от экспорта, 25% — от энергопотребления. В ХХ в. североамериканская цивилизация имела исключительно благоприятные условия для развития. Вступив в Первую, а затем во Вторую мировую войну, она не только не ощутила на себе их разрушительных последствий, а напротив, получила мощный импульс для подъема ВПК и всей промышленности. С распадом СССР США стали единственной сверхдержавой, лидером среди западных цивилизаций и фактическим лидером всего мира, обладая наиболее мощным экономическим, научно"техническим и военным потенциалом. Это не могло не вызвать у американских элит желания сформировать однополюсный мир во главе с США, усилить их влияние во всех регионах планеты, использовать в этих целях процессы глобализации и военную мощь НАТО, превратить весь мир в Pax Americana.

Доколу́мбовы цивилиза́ции — цивилизации, существовавшие на континентах Северной и Южной Америки и исчезнувшие до появления там европейских колонистов в XV веке.Полагают, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку 30-20 тыс. лет назад, из Северо-Восточной Азии через область Берингова моря и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

Религии индейцев разнообразны, но, не представляя следов монотеизма, сильно затрудняли миссионерам перевод христианского понятия «бог». Это, впрочем, не относится к инкам, поклонение которых Виракоче постепенно приобретало монотеистические черты. Идея божества у них не успела определиться и принять точное значение; трудно определить также, каковы их идеи о сотворении мира. Во многих случаях мы имеем дело с обожанием светил, солнца и луны, на которых смотрят как на мужа и жену; иногда главы племен обязаны приносить им жертвы. Явления природы вызвали также олицетворения — воды, грозы, грома и молнии: сохранился перуанский гимн к грому. Цифра четыре у многих племен имеет магическое значение; признаются также многочисленные приматы. Космогонических и других мифологических рассказов собрано большое количество среди И.; все они представляют громадное сходство с полинезийскими. Есть у них и свое сказание о потопе.

Животные, особенно птицы, играют большую роль во всех сказаниях, точно так же как они наиболее часто встречаются в тотемах. В связи с этим стоит почитание медведей, волков, змей и т. п. Повсеместна вера в загробную жизнь. Она то представляется вечным счастьем, то картиной, полной скорби и уныния. Идолы у И. редки, так что религия их не столько политеизм, сколько пандемонизм; жертвы приносились прежде в виде маиса и единственного домашнего животного — собаки. О более разработанной религии перуанцев и мексиканцев — см. Перу и Мексика. Каннибализм, замеченный во многих местах, везде имел религиозные основы. Место жрецов заступают особые колдуны, которые в то же время и врачи. Погребальные церемонии, одинаковые в общем у всех И., сопровождаются воем, вырыванием волос, разрушением хижины, где произошла смерть; труп хоронят в сидячем положении, что достигается особым обвязыванием покойника. В древнем Перу была употребительна особая мумификация трупов, завертывавшихся в массу различных одеяний культуры Америки отличались значительным своеобразием, они развивались в иной естественно-географической среде. Здесь, прежде всего в Центральной и Южной Америке, встречалось необыкновенное разнообразие плодовых деревьев: авокадо, папайя, маниок, хикама – только самые известные из них. Здесь произрастали томат, батат, табак, кока и др. Главной зерновой культурой был маис, разведение которого не требовало значительных трудовых затрат, как это было характерно для Старого Света. На уровне мотыжной технологии обработки земли, почти не претерпевшей изменений на протяжении тысячелетий, достигался урожай, немыслимый в Африке или Азии. Голод и недоедание, приводившие к эпидемиям и смертности в Старом Свете, в Америке отсутствовали, преодолевались маисовой жвачкой. Из крупных домашних животных жителям Америки была известна лишь лама, которая не давала молока, не могла использоваться для езды верхом, для транспортировки грузов. Поэтому Америка не знала всаднического войска и соответствующего привилегированного сословия. Говоря о длительном доминировании каменных орудий труда и войны, о медленном развитии металлургии, так и не достигшей обработки железа, нужно отметить, что в Андах и Кордильерах имелись уникальные месторождения, где металлы находились в расплавленном состоянии, что не требовало изобретения и создания сложных плавильных печей. Ограниченность культурного пространства, отсутствие внутриконтинентальных морей не создали в древней Америке стимула к развитию сухопутных и морских средств коммуникации.

Особую сложность составляет хронология развития культур Америки. Можно выделить следующие периоды:
- ранний доклассический (XV – IX века до нашей эры);
- средний доклассический (VIII – IV столетия до нашей эры);
- поздний доклассический (III век до нашей эры – II век нашей эры);
- протоклассический (II – III столетия нашей эры);
- ранний классический (IV – VI века);
- поздний классический (VII – IX столетия);
- постклассический (X – XV века). Между двумя центрами древних американских цивилизаций, Мезоамерикой и Центральными Андами, к приходу испанцев находились земледельческие народы, основу жизни которых составляло продуктивное кукурузное земледелие. Высокого уровня развития достигли ремесла, которые включали не только совершенную обработку камня и изготовление керамики, но и выплавку металлов (запад Венесуэлы, Колумбия и Центральная Америка). Высшего развития хозяйства и общественных отношений обитатели Америки достигли в Мезоамерике и Центральных Андах, где ольмеки, тольтеки, майя, ацтеки, инки и др. народы достигли уровня культуры, вполне сопоставимого с уровнем культуры народов Древнего Востока в Старом Свете.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.