Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различают макро- и микроэкономическое регулирование




Виды и инструменты государственного регулирования

Например.

Истоки и целесообразность государственного регулирования

Реализация глобальных целей достигается посредством государственного управления и регулирования социально-экономического развития страны по всем ее составляющим.

 

Система государственного регулирования присуща всем без исключения странам мира. Исторически государственное регулирование и управление возникало одновременно с образованием государств. Разрабатывались теории, обосновывающие экономическую целесообразность государственного регулирования и управления.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), известный английский экономист, считающийся основоположником государственного регулирования экономики, обосновал неспособность ры­ночного механизма к социально приемлемому регулированию и неизбежность государственного вмешательства в экономику. Основной недостаток рыночной экономики, по мнению Кейнса, – неполное использование трудовых и производственных ресурсов. В общем-то и советская плановая система, не ссылаясь на Кейнса, основывалась на этом мнении.

В конце 60-х годов XX века американский монетаризм Милтона Фридмена, дополняет принципы Кейн­са обоснованием влияния на общую макроситуацию денежно-кредитного инструментария, поддержанием «естественной нормы безработицы», введения жесткой политики сдерживания денежной массы, как нового инструмента государственного вмешательства в экономику.

 

В настоящее время в Республике Беларусь государственное регулирование направляется на:

- совершенствование экономических, финансовых, кредитных, таможенных и других рычагов воздействия на повышение эффективности функционирования народно-хозяйственного комплекса страны;

- решение экономиче­ских, социальных, организационно-технических, отраслевых, территориальных, перспективных, текущих и других задач;

- создание оптимальных условий функционирования предприятий различных форм собственности и развитие предпринимательства;

– противодействие монополистической деятельности и пресечение недобросове­стной конкуренции;

– ценообразование;

– внешнеэкономическую деятельность.

 

Макроэкономическое регулированиеэто регулирование экономической системы страны с помощью государственного воздействия на совокупный спрос и предложение.

Объекты регу­лирования – весь комплекс процессов в экономике:

- совокупное производство;

- занятость;

- общий уровень цен;

- инфляция;

- финансирование государственного сектора.

К основным инструментам регу­лирования относится политика:

- фискальная, регулирование расходов, системы сборов и налогов;

- монетарная, включающая девизную (регулиро­вание девизов – платежей в иностранной валюте) и дисконтную (регу­лирование дисконта);

- внешнеэкономическая – регулирование внешнеэкономи­ческой деятельности с помощью пошлин, обменного курса.

 

Микроэкономическое регулирование. Объектами микроэкономического регулирования являются такие обособ­ленные экономические единицы как:

- предприятия (фирмы, объединения, компа­нии);

- отдельные рынки (цены, товары, услуги).

- домохозяйства;

 

Государством также регулируется:

- использование кадрового потенциала;

- интеллектуального капитала и достижений научно-технического прогресса;

- использование материальных, финансовых и природных ресурсов;

- мотивация труда;

- трудовые отношения.

Следует иметь в виду, что между микро- и макроэкономикой нет резкой границы, поскольку обе сферы тесно взаимосвязаны на уровне предприятия и в масштабе экономики страны.

 

С середины 90-х годов прошлого века Беларусь строит свою, не похожую на классическую, рыночную экономику, которую некоторые авторы называют «рыночным социализмом». Она имеет и «рыночные» и «социалистические» признаки.

К «рыночным» относятся:

- цены спроса;

- наличие экономически самостоятельных субъектов хозяйствования;

- разные формы собственности.

К «социалистическим»:

- высокий уровень занятости населения;

- высокий уровень социальной защиты граждан;

- высокая доля государственной собственности;

- использование советского опыта управления экономикой.

 

Обобщая изложенное, можно сказать, что государственное регулирование – это регулирование функционирования субъектов хозяйствования в рыночной экономике. Оно реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства всех форм собственности, решение социальных проблем, укрепление международного ав­торитета страны и развитие ее внешнеэкономических связей.

Приоритеты Беларуси:

-производство и переработка продовольствия;

-топливно-энергетический комплекс;
-информационно-коммуникационные системы;

-транспорт;

-биотехнологии;

-рационализация природопользования;

-медицина, социально-культурное развитие.

 

Реализация обозначенных задач потребует:

-совершенствования нормативно-правовой базы;

- совершенствования структуры и безусловного выполнения функций органов государственной власти;

- дебюрократизации государственных органов управления, повышения эффективности их деятельности;

- совершенствования работы с населением на основе заявительного принципа «одно окно»;

- расширения применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственного аппарата.

Претворение в жизнь предусмотренных мероприятий позволит улучшить:

– гуманитарное развитие человека;

– демографическую ситуацию;

– уровень и качество жизни населения;

- обеспечить выполнение социальных стандартов жизнеобеспечения сельского населения;

– комплексность социально-экономического развития областей, районов и городов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.