![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Различают макро- и микроэкономическое регулирование
Виды и инструменты государственного регулирования Например. Истоки и целесообразность государственного регулирования Реализация глобальных целей достигается посредством государственного управления и регулирования социально-экономического развития страны по всем ее составляющим.
Система государственного регулирования присуща всем без исключения странам мира. Исторически государственное регулирование и управление возникало одновременно с образованием государств. Разрабатывались теории, обосновывающие экономическую целесообразность государственного регулирования и управления. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), известный английский экономист, считающийся основоположником государственного регулирования экономики, обосновал неспособность рыночного механизма к социально приемлемому регулированию и неизбежность государственного вмешательства в экономику. Основной недостаток рыночной экономики, по мнению Кейнса, – неполное использование трудовых и производственных ресурсов. В общем-то и советская плановая система, не ссылаясь на Кейнса, основывалась на этом мнении. В конце 60-х годов XX века американский монетаризм Милтона Фридмена, дополняет принципы Кейнса обоснованием влияния на общую макроситуацию денежно-кредитного инструментария, поддержанием «естественной нормы безработицы», введения жесткой политики сдерживания денежной массы, как нового инструмента государственного вмешательства в экономику.
В настоящее время в Республике Беларусь государственное регулирование направляется на: - совершенствование экономических, финансовых, кредитных, таможенных и других рычагов воздействия на повышение эффективности функционирования народно-хозяйственного комплекса страны; - решение экономических, социальных, организационно-технических, отраслевых, территориальных, перспективных, текущих и других задач; - создание оптимальных условий функционирования предприятий различных форм собственности и развитие предпринимательства; – противодействие монополистической деятельности и пресечение недобросовестной конкуренции; – ценообразование; – внешнеэкономическую деятельность.
Макроэкономическое регулирование – это регулирование экономической системы страны с помощью государственного воздействия на совокупный спрос и предложение. Объекты регулирования – весь комплекс процессов в экономике: - совокупное производство; - занятость; - общий уровень цен; - инфляция; - финансирование государственного сектора. К основным инструментам регулирования относится политика: - фискальная, регулирование расходов, системы сборов и налогов; - монетарная, включающая девизную (регулирование девизов – платежей в иностранной валюте) и дисконтную (регулирование дисконта); - внешнеэкономическая – регулирование внешнеэкономической деятельности с помощью пошлин, обменного курса.
Микроэкономическое регулирование. Объектами микроэкономического регулирования являются такие обособленные экономические единицы как: - предприятия (фирмы, объединения, компании); - отдельные рынки (цены, товары, услуги). - домохозяйства;
Государством также регулируется: - использование кадрового потенциала; - интеллектуального капитала и достижений научно-технического прогресса; - использование материальных, финансовых и природных ресурсов; - мотивация труда; - трудовые отношения. Следует иметь в виду, что между микро- и макроэкономикой нет резкой границы, поскольку обе сферы тесно взаимосвязаны на уровне предприятия и в масштабе экономики страны.
С середины 90-х годов прошлого века Беларусь строит свою, не похожую на классическую, рыночную экономику, которую некоторые авторы называют «рыночным социализмом». Она имеет и «рыночные» и «социалистические» признаки. К «рыночным» относятся: - цены спроса; - наличие экономически самостоятельных субъектов хозяйствования; - разные формы собственности. К «социалистическим»: - высокий уровень занятости населения; - высокий уровень социальной защиты граждан; - высокая доля государственной собственности; - использование советского опыта управления экономикой.
Обобщая изложенное, можно сказать, что государственное регулирование – это регулирование функционирования субъектов хозяйствования в рыночной экономике. Оно реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства всех форм собственности, решение социальных проблем, укрепление международного авторитета страны и развитие ее внешнеэкономических связей. Приоритеты Беларуси: -производство и переработка продовольствия; -топливно-энергетический комплекс; -транспорт; -биотехнологии; -рационализация природопользования; -медицина, социально-культурное развитие.
Реализация обозначенных задач потребует: -совершенствования нормативно-правовой базы; - совершенствования структуры и безусловного выполнения функций органов государственной власти; - дебюрократизации государственных органов управления, повышения эффективности их деятельности; - совершенствования работы с населением на основе заявительного принципа «одно окно»; - расширения применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственного аппарата. Претворение в жизнь предусмотренных мероприятий позволит улучшить: – гуманитарное развитие человека; – демографическую ситуацию; – уровень и качество жизни населения; - обеспечить выполнение социальных стандартов жизнеобеспечения сельского населения; – комплексность социально-экономического развития областей, районов и городов.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |