Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Болгария




Этапы становления болгарской системы СМИ неразрывно связаны с периодами национальной истории. Изначально основной целью зародившейся прессы было сохранение болгарской идентичности, культуры, языка и религии. В период болгарского Возрождения (1844-1877) пресса играла важную роль в национально-освободительном движении и выполняла функцию консолидации народа. Расцвет СМИ в этот важнейший период болгарской истории можно сравнить с появлением национального кода, с вхождением в общее духовное и культурное пространство. После обретения независимости болгарским СМИ пришлось искать новые пути развития в условиях свободного государства, однако противоречивые тенденции в сфере болгарской журналистики привели к дезинтеграции общества. В период коммунистического режима болгарские СМИ выполняли идеологические функции, а изменение общественно-политического строя в стране привело к радикальным трансформациям в медиасекторе. В стране появились коммерческие СМИ, которые начали фрагментироваться и профилироваться в поисках своей аудитории. Когда эйфория от демократических перемен спала, болгарское государство столкнулось с рядом проблем, которые требовали срочного решения. В сфере медиазаконодательства требовались реформы для создания эффективной системы медиарегулирования и адекватного функционирования медиарынка. К концу 1990-х годов сформировалась законодательная база в сфере массмедиа и возникла новая тенденция, которая в той или иной мере проявляется и в настоящее время, – СМИ стали стремиться превратить свое влияние в ресурс собственной власти. К концу XX века болгарские СМИ осознали свое влияние на общество, активно стали пользоваться возможностью внушать определенные установки и выстраивать политические приоритеты в процессе прямой коммуникации с аудиторией. В плане взаимоотношений с политической властью характерно, что слишком тесная связь с нею не создавала возможности для функционирования независимых СМИ.

Важным этапом стал период подготовки и вступления в ЕС, когда медиазаконодательство Болгарии было синхронизировано с европейскими нормами и стандартами. Изменилась программная политика болгарских СМИ, трансформацию претерпели правовые аспекты функционирования медиарынка и, в частности положения, касающиеся собственности в сфере медиа. В период подготовки к вступлению в ЕС в Болгарии (2007) были регламентированы основные функции и задачи общественных и коммерческих СМИ, принципы их финансирования и редакционной политики, что в свою очередь стимулировало конкуренцию на медиарынке.

Болгарский медиасектор очень хорошо развит в количественном отношении, стратификация медиарынка достигла высокого уровня, на нем присутствуют иностранные инвесторы и местные игроки, таблоидные форматы и серьезная журналистика, политически конъюнктурные и независимые СМИ. Границы между различными типами СМИ постепенно стираются, возникают медиаимперии, способные предложить комплексные услуги. Вступление в ЕС стало средством достижения стратегических национальных целей, и СМИ играют в этом процессе ключевую роль.

В современных условиях болгарские общественные СМИ стремятся конкурировать с коммерческими компаниями на рынке рекламы, что приводит к понижению качества их программ. Общественные СМИ финансируются программными квотами, государственными субсидиями и доходами от рекламы, что неизбежно поднимает вопрос об их политической и финансовой независимости.

Вследствие концентрации медиасобственности и роста инвестиций в болгарский медиарынок возросла конкуренция между коммерческими СМИ и возникла тенденция коммерциализации медиаконтента. Это привело к распространению гибридной модели прессы и тавтологичных аудиовизуальных продуктов. В современных условиях классическая цензура уступила место цензуре собственности, что в свою очередь существенно ограничило разнообразие медиаконтента и форматов. Существенным недостатком на уровне медиасистемы является также слабое нормативное обеспечение процесса перехода на цифровое распространение, что привело к тому, что дата завершения перехода была перенесена с 31.12.2012 г. на 01.01.2015 г. Важным событием в 2010 г. стал уход Westdeutsche Allgemeine Zeitung и News Corporation с болгарского медиарынка. В связи с этим начался новый этап развития болгарских СМИ, на котором процесс коммуникации с аудиторией будет развиваться с учетом технологического удобства, а не выстраиваться на базе маркетинговых стратегий.

Во второй главе «Трансформация телерадиовещания Болгарии в условиях европейской интеграции». В ЕС аудиовизуальные СМИ традиционно считаются ключевым элементом развития демократической среды. Во второй половине XX века в Западной Европе начался процесс бурного развития аудиовизуального сектора, который характеризировался растущей глобализацией и коммерциализацией СМИ. Появились общественные и коммерческие вещатели, была создана эффективная система медиарегулирования. В своей информационной политике европейские телерадиокомпании ставят акцент на программном содержании, что в свою очередь помогает им найти свой оригинальный облик и способствовать тем самым развитию плюрализма СМИ. Общественное телевидение является ключевым элементом европейской медиасреды, поскольку в его миссию входит ряд социальных обязательств по поддержанию демократических принципов и сохранению европейского культурного наследия. В медиасреде, в которой сегодня значительно вырос уровень концентрации и конкуренции между коммерческими вещателями, роль общественного телевидения очень важна, поскольку оно призвано защищать медиаплюрализм и транслировать программы для всех сегментов общества.

В современных условиях деятельность телерадиовещания детально регламентирована, в большинстве европейских стран приняты законы, способные в той или иной мере обеспечить независимость регулирующих органов. Тем не менее, в ходе исследования удалось выявить механизмы политического, финансового и корпоративного влияния на регулирующие органы. В рамках ЕС объектом пристального наблюдения стала взаимосвязь политических и экономических интересов в управлении СМИ. Вызывают озабоченность также концентрация СМИ и конкурентоспособность европейской медиаиндустрии в процессе глобализации. Попытки сохранения медиаплюрализма осуществляются как на уровне медиаконтента, так и на уровне структурных характеристик медиарынка. Приоритетным является такое регулирование медиасреды, которое способно удовлетворить публичный интерес в актуальной и качественной информации.

На рынке аудиовизуальных СМИ появилось много новых коммерческих компаний, но это не привело к повышению качества их программ. Новые вещатели оказались не в состоянии выдержать конкуренцию со стороны крупных телерадиокомпаний, что создало предпосылки для возникновения монополии на медиарынке. В связи с этим возникла необходимость в эффективном регулировании аудиовизуального сектора. Шаг в эту сторону был сделан с утверждением процедуры лицензирования вещателей, которая предусматривала введение программной и телекоммуникационной лицензии. Теоретически данная система должна была упорядочить функционирование болгарских электронных СМИ, однако непрекращающиеся противоречия между регулирующими органами привели к тому, что процесс лицензирования был заблокирован почти на четыре года. Лицензионный процесс был разблокирован после утверждения парламентом разработанной регулирующими органами стратегии развития радио- и телевизионной деятельности в Болгарии в 2006 году. В период 2009-2010 гг., в связи с изменениями в Законе о радио и телевидении и Законе об электронных сообщениях, была сформирована новая регуляторная рамка лицензирования радио- и телевизионных программ, предназначенных для цифрового распространения.

Основное направление в развитии болгарского рынка аудиовизуальных СМИ в 2010 г. связано с трансформациями в сфере медиасобственности и динамикой развития медиарегулирования. С точки зрения будущего влияния на медиасреду, важными событиями стали уход с болгарского рынка компании News Corporation и продажа Национального управления «Радио и телевизионни системи». Установленная медиаконгломератами формула сочетания информационного и развлекательного контента привела к возникновению тенденции сокращения количества публицистических передач и аналитических программ и к появлению гибридной формы программных элементов, таких как формат и содержание. Гибридные телевизионные продукты получили колоссальное распространение, сохраняя устойчивую тенденцию политизации медиасодержания.

Важную роль в контексте европейской интеграции болгарского общества в целом и болгарских аудиовизуальных СМИ в частности играет медиазаконодательство, которое регламентирует основные функции и принципы профессиональной деятельности в болгарских СМИ. В сфере аудиовизуальных СМИ Болгарии удалось привести национальное законодательство в соответствие с европейским информационным правом.

На уровне ЕС регулирование СМИ осуществляется согласно Директиве «Телевидение без границ» и ее новой редакции, Директиве «Об аудиовизуальных медиауслугах». В 2000 г. были утверждены поправки к Закону о радио и телевидении, согласно которым болгарское законодательство было полностью приведено в соответствие с требованиями Директивы ЕС «Телевидение без границ». Вместе с этим в Болгарии был утвержден ряд официальных документов, направленных на развитие информационного общества, среди которых Стратегия и национальная программа развития информационного общества (1999), Стратегия электронного правительства (2002), Закон об электронной подписи (2001), Закон о защите личных данных (2002) и др. В настоящее время к основным внутренним законам, регулирующим сектор электронных СМИ, относятся Закон о радио и телевидении, Закон об электронных сообщениях и Закон о публичном радиораспространении. В 2010 году стартовал процесс подготовки нового закона, который придет на смену существующему Закону о радио и телевидении. Частые изменения и дополнения в Законе о радио и телевидении в последние годы создали легальные возможности для проникновения партийных и коммерческих интересов. Основная задача нового закона связана с гарантированием баланса между интересами общественных и коммерческих СМИ. В условиях активно развивающейся медиасреды регулирование не должно превратиться в заложника политических и экономических интересов.

В 70х годах XX века государственный телеканал в Болгарии дополнили сетью регионального телевещания: вступают в действие местные телецентры в Варне, Пловдиве, Русе и Благоевграде. Более 90% страны охвачены радио- и телевещанием. Крупнейшими информационными агентствами являются Болгарское телеграфное агентство (БТА) и София-пресс.

Затем, после смены политического режима в 90х годах, в стране появляются независимые и даже оппозиционные СМИ. В этот период 70% рынка печатных изданий принадлежит немецкой издательской группе «Вестдойче Альгемайне Цайтунг» (ВАЦ). Вступает в действие так называемый «феномен частных радио»; особой известностью в Болгарии пользуются «Дарик-радио» и радио «Экспресс». Радио «Экспресс» стало единственным частным радио, чьи программы транслировались по всей стране.

Уже к 1992 году на территории Болгарии выходят 46 газет. Наиболее крупными из 19 центральных газет стали «24 часа», орган БСП «Дума» (старое название - «Работническо дело», до 1990 года являлась газетой Коммунистической партии и имела самый большой тираж), «Демокрация» (от Союза демократических сил), «Стандарт», «Монитор», «Труд», «Дневник», «Стандарт» и «Сега». «Дума» и «24 часа» принадлежали группе ВАЦ и их совокупный тираж составлял порядка 700 тысяч экземпляров, что превышало общий тираж всех прочих центральных газет.
В начале 2000 года в Болгарии, по данным БТА, насчитывается уже 136 изданий (центральные и региональные газеты и издания), хотя статус частного печатного издания принадлежит лишь одной из них — газете «Болгарская корона». Радиоканалов — 29 (включая общенациональный), а также следующие телеканалы: Болгарское нац. телевидение, «Нова телевизия» и «7 дни» (оба - частные), несколько крупных кабельных телеканалов «Евроком TV», MM, «София Кабель», «Юнион телевижн», «М SAT», «Скат TВ», а также три частных («Агенция Балкан», ЛЕФФ, «Меридиани») и два государственных информагентства (БТА и «София-пресс»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.