Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовые ресурсы: обеспеченность, уровень образования, подготовка специалистов

Структура учреждений здравоохранения. Основные типы лечебных учреждений

Общим законом является отрицание самого наличия комплексов их носителями. В этих условиях даже простое описание таких комплексов конструктивно, поскольку позволяет вскрыть сложность психологической реальности образовательного процесса.

Как отмечалось, темпоральная структура образовательного процесса оказывает решающее влияние на менталитет и взаимоотношение его субъектов. Менталитет студента определяется временностью его существования в любом сегменте образовательной реальности, менталитет преподавателя определяется цикличностью образовательного процесса, постоянной повторяемостью его профессиональной деятельности в пространстве-времени аудитории, кафедры, университета. Вечный парадокс преподавательской деятельности состоит в том, что, с одной стороны, каждый учебный год необходимо изменять содержание и форму преподавания в зависимости от контингента студентов, с другой – каждый год читать одно и то же, и, наконец, именно потому, что в следующем году придется все начинать сначала, в этом году ничего изменять не хочется. Поэтому время, как базовая характеристика образовательного процесса, способствует консерватизму преподавательского менталитета в его профессиональной составляющей.

Хотелось бы отметить, что если типы студентов, ценностные ориентации студентов, их отношение к вузу и преподавателям интенсивно исследуются, то описаний и анализа образов, типов и идеальных моделей преподавателей гораздо меньше.

Профессиональный менталитет преподавателя обусловлен сферой преподавательской деятельности (гуманитарий, естественник, технарь). Он проявляется в своеобразии профессионального мышления, языка, выбираемых технологиях обучения, стиле общения со студентами.

Составляющей педагогический менталитет преподавателя является общая мотивация его деятельности: следует выделять преподавателей, настроенных: на научно-исследовательскую деятельность, на преподавательскую работу, на времяпрепровождение в университете.

По избранной или неосознанно исполняемой педагогической роли существуют преподаватели – предметники, преподаватели – воспитатели, интеграторы, соединяющие в себе ученого, преподавателя и наставника, и те, кого автор называет "не преподаватель", специалисты, не обладающие способностью учить других. (Вообще преподаватель или готов учить: тех, кто хочет; или тех, кто может; или всех; или ему безразлично учить или не учить).

Важным элементом педагогического менталитета преподавателя является отношение к студентам и стиль поведения в образовательном процессе. Соответствующие типы: требовательный, придирчивый, зануда, либерал, "халявщик".

Групповой менталитет преподавателя определяется не только принадлежностью к преподавательскому сообществу. Преподаватель университета объективно включен в различные группы вузовской общественности, а субъективно может играть в них следующие роли: 1. по степени объективной включенности в вузовскую жизнь: администратор, общественный деятель, наемный работник; 2. по демонстрируемой степени включенности в социокультурную реальность: патриот, политик, диссидент, интеллектуал-ученый, государственный человек, обыватель; 3. по степени взаимодействия со своей профессиональной и формальной группой: коллега, индивидуалист.

Формы взаимоотношений в образовательном процессе обусловлены, во-первых, системой требований, инвариантных к субъектам; во-вторых, системой требований, выдвигаемых субъектами к друг другу (так, требовательный преподаватель порождает дисциплинированного и требовательного студента, а требовательный студент – творческого преподавателя).

В общении со студентами прежде всего проявляются коммуникативные особенности, вытекающие из базовых психологических особенностей преподавателя – темперамента, нейротизма, интроверсии, экстраверсии, когнитивного стиля. При изучении темперамента, своего или чужого, акцент должен делаться не столько на использовании положительных черт сангвинника или флегматика, сколько на воспитании и самовоспитании терпимости к отрицательным качествам, имеющимся у любого психологического типа. Иначе, инстинктивно выделяя контактных, жизнерадостных и энергичных студентов, преподаватель способствует социальной дезаптации меланхоликов и флегматиков, увеличивая разрыв между ними и собой, между ними и группой. Студенты, в свою очередь, жестокие, как дети, из-за заторможенного меланхолического темперамента преподавателя отчуждаются от него и как от носителя знаний.

Приведенные схематичные описания имеют целью подчеркнуть не только необходимость наличия у каждого преподавателя современных психологических знаний, но и изменений в его технологии общения, осознания необходимости и целесообразности использования манипуляций, регулируемых эмоций, демонстрации своего позитивного отношения к партнеру по образовательному процессу.

Параллельные процессы изменения социальной и образовательной реальности создали потребность в преподавателе, обладающем специфическим знанием: знанием того, какие знания, умения и навыки востребованы в сферах будущей профессиональной деятельности. В высшей школе одновременно существуют и востребованы несколько противоположных типов преподавателей: 1) преподаватель – носитель теоретического знания ("учитель плавания, не умеющий плавать"); 2) преподаватель – носитель практических знаний и умений (как правило, практик, не умеющий преподавать); 3) преподаватель – учитель, избранный студентами-учениками для духовного обогащения и для личного общения.

Отдельно следует выделить типы преподавателей, необходимые для одаренных студентов. Специалисты в сфере образования выделяют несколько типов преподавателей, работа с которыми важна для развития способностей учащихся: 1) это преподаватель, вводящий учащегося в сферу учебного предмета и возбуждающий интерес к нему, создающий эмоциональную атмосферу включенности, освещенности, заинтересованности; 2) преподаватель, отрабатывающий технику исполнения, закладывающий основы мастерства; 3) преподаватель, обеспечивающий высокий профессионализм своих учеников. Еще в 1991 году в США в 21 штате действовали местные законы, требующие специальной подготовки учителей, работающих с одаренными детьми. Без квалификационного удостоверения учителя к этой работе не допускались, и поэтому в 62 учебных заведениях – педагогических колледжах и университетах – читались курсы для подготовки учителей к такому роду педагогической деятельности.

Мотивация формирования своего образа преподавателя зависит от общего преподавательского менталитета, обусловленного, как уже неоднократно подчеркивалось, вечной повторяемостью учебного цикла. Абсолютное большинство преподавателей не размышляют о своем образе, реально существующем в восприятии студентов, тем более не испытывают потребности менять его с помощью волевых и интеллектуальных усилий. Любые попытки заставить педагога учитывать мнение студентов о нем воспринимаются преподавательским общественным мнением крайне болезненно. Студент – "чужой", его отвергают и боятся. Сегодняшние преподаватели частично отрицают и необходимость заниматься внеучебной работой. Исторически, идеологическая, воспитательная функция была закреплена за гуманитариями (тогда обществоведами). Существовала постоянно действующая система воспитательной работы со студентами в различных сферах: кураторская работа, работа в общежитиях, с иностранными студентами, участие в сельскохозяйственных работах. Сейчас внеучебная работа со студентами носит более разовый предметный характер. В этом смысле показательны результаты кампании по сбору средств на развитие университета. Интересно, что преподаватели специальных кафедр выполнили эту работу более успешно, поскольку действовали проверенными методами дисциплинарного принуждения: "иди и принеси, а то…". Преподаватели-гуманитарии проигрывали, так как не могли найти оптимально приемлемой для обеих сторон идеологической, этической и психологической аргументации.

Естественно, существуют некие желательные личностные характеристики и поведенческие стратегии преподавателей и студентов, обеспечивающие позитивную атмосферу учебного процесса. Глобальная желательная личностная установка преподавателя: позитивное представление о себе, осознание своей преподавательской деятельности как своей миссии, позитивное мнение о себе руководства, коллег и студентов; собственное позитивное представление о других (преподавателях, администраторах и студентах).

Вообще желаемый для эффективного функционирования образовательной системы тип преподавателя можно определить как образ компетентного и увлеченного профессионала, способного к разнообразным человеческим контактам, уважающего студентов, обладающего особыми навыками в конкретной области деятельности.

Ряд исследователей считают, что изменение коммуникации между преподавателями и студентами произойдет в результате изменения всей классической парадигмы образования, основанной на подчинении ученика учителю. Такой видится концепция инновационного образования. «Это подлинно демократический тип обучения, поскольку предполагает общность и равенство поколений перед лицом будущего. Отношения преподавателя и студента утрачивают характер принуждения, становясь отношениями сотрудничества, взаиморегуляции, взаимопомощиравных перед неведомым настоящим»[3]

Преподаватель редко может рассчитывать на заранее сформированное хорошее отношение к себе, поэтому ему со своей стороны приходится усиливать, наигрывать интерес к студентам.

Первое впечатление складывается под воздействием воспринятого "отношения ко мне", но у обеих сторон уже есть ожидания и стереотипы, нередко отрицательные ("все они такие"). Студенты, особенно младших курсов, болезненно реагируют на безличное отношение, поэтому в целях оптимизации отношений опытному преподавателю приходится скрывать свой опыт и воспринимать любую ситуацию, как уникальную.

Практика показывает, что в поведении преподавателя есть некие типичные стороны, которые способны усилить отрицательное или положительное восприятие его работы. Например, студенты ценят преподавателей, которые не только дают информацию, но и больше спрашивают, чем отвечают; не говорят о себе и своих личных делах; готовы задавать вопросы и отвечать на них; не боятся дискуссий и нештатных ситуаций.

Первое впечатление о преподавателе напрямую связано с его отношением к своему предмету и месту предмета в образовательно-профессиональ-ной программе. Здесь можно выделить: любовь к своему предмету и представление о том, что он самый главный для студентов, – первое воспринимается с уважением, второе – с негодованием. Известно, что первое впечатление складывается быстро, а меняется с трудом, и первоначальное негативное восприятие друг друга дорого может обойтись в последствии обоим субъектам общения.

 


[1] Чиненный А. Стоян Т. Университетский преподаватель: ХIХ век. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. М.: 1999, № 3. С.131.

[2] См. Шаронов В.В. Штрихи к социально-психологическому портрету преподавателя. Философия ХХ века: школы и концепции. СПб.: Издательство Санкт – Петербургского философского общества, 2000. С.224.

[3] Ярская В.Н. Философия образования на пороге ХХI века в кн.: Философия на рубеже веков. Под ред. Гущина Д.А., Пуляева В.Т., Солонина Ю.Н. СПб., 1996. С. 211.

 

Учреждения здравоохранения играют особую роль в выполнении обществом своих социальных функций. Статистика свидетельствует о том, что из 1 тыс. человек у 250 в течение месяца возникают проблемы со здоровьем. Из них: 5 – срочно нуждаются в неотложной помощи; 9 – в госпитализации; 1 – в лечении в высокоспециализированном центре. Остальным оказывается первичная медицинская помощь.

Классификация учреждений здравоохранения производится по нескольким признакам. В частности:

- по выполняемым функциям выделяют: больницы, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, учреждения стационарного лечения, молочные кухни, родильные дома, научно – исследовательские центры, санаторно–курортные заведения;

- по профилю заболевания: неврологические, кардиологические, туберкулезные и т.п.;

- по подчиненности: районные, городские, областные, республиканские;

- по отраслевой принадлежности: отраслевые, территориальные;

- по форме собственности: государственные, негосударственные.

 

5.2 Показатели деятельности учреждений здравоохранения.

 

В зависимости от специфики деятельности учреждения используются различные показатели, которые отражают масштабы его работы. В больницах всех видов, санаториях, домах отдыха – это число коек, в амбулаторно- поликлинических учреждениях – это число врачебных должностей.

Основные показатели, которые характеризуют деятельность учреждения здравоохранения в Украине, представлены в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1 – Деятельность учреждений здравоохранения

 

Показатель          
1. Количество врачей всех специальностей, тыс. чел. - на 10 тыс. населения   44,0   45,1   46,2   46,8  
2. Количество среднего медицинского персонала, тыс. чел. - на 10 тыс. населения   117,5   116,5   110,3   110,0  
3. Количество лечебных учреждений, тыс. 3,9 3,9 3,3 3,2  
4. Количество лечебных мест, тыс. - на 10 тыс. населения 135,5 125,1 95,0 96,6  
5. Количество лечебных амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс.   6,9   7,2   7,4   7,4  
6. Плановая заполняемость амбулаторно-поликлинических учреждений: - тыс. посещений за смену - на 10 тыс. населения     173,1     189,0     198,4     203,3  
7. Количество станций (отделений) скорой медицинской помощи          
8. Количество лиц, которым оказана помощь амбулаторно и во время вызовов скорой помощи: - млн. - на 1 тыс. населения     17,8     16,0     14,0     13,9  
9. Количество самостоятельных стоматологических поликлиник          
10. Количество посещений врачей на амбулаторном приеме и посещений врачами больных дома: - млн. - на одного жителя     500,5 9,7     495,8 9,7     491,9 10,0     496,1 10,2  
11. Количество лиц, госпитализированных в лечебных учреждениях системы М3 Украины, млн. - на 100 населения   12,6 24,4   11,2 21,9   9,6 19,4   9,7 20,0  
12. Средняя продолжительность пребывания больного на больничном стационаре, дней   16,4   16,8   14,9   14,6  

 

Для оценки качества и полезности услуг организаций здравоохранения могут использоваться специальные показатели (табл. 5.2).

 

Таблица 5.2 – Оценка качества услуг здравоохранения

Вид услуги Оценка качества Полезный эффект Отрицательный эффект
1 Оздоровительно-профилактические услуги 2 Лечебные услуги 3 Оздоровительно-развивающие услуги физкультуры и спорта 1 Хорошее самочувствие и отсутствие жалоб на здоровье 2 Состояние здоровья по итогам анализов и диагностики 3 Достижения эталонных уровней состояния и здоровья 1 Повышение иммунитета к заболеванию 2 Прогноз времени сохранения здоровья 3 Понимание личной ответственности за свое здоровье 1 Ошибки в диагностике и методах лечения 2 Побочные заболевания 3 Перенасыщение и передозировка

 

Организация работы учреждения здравоохранения зависит от его паспортных задач.

 

Пример 5.1. Составить график сдачи вдонорский центр крови, собранной станцией переливания крови. В обращении станции находится 7 боксов для хранения крови. В 1 бокс помещается 50 колб с кровью. В день средняя сдача крови составляет 150 человек.

Решение: суточная заполняемость боксов 150: 50 = 3 бокса

имеющиеся боксы обеспечивают работу на 2 дня (7: 3 = 2,3 дня)

График сдачи крови в центр – через два дня на третий день.

Основными показателями оценки деятельности больницы является среднегодовое число коек.

 

Пример 5.2. Рассчитать среднегодовое число коек, если ввод в эксплуатацию новой больницы на 250 коек предусмотрен 1 июля.

Среднегодовое число коек:

250*6/12=125 коек

 

Пример 5.3. Рассчитать среднегодовое количество коек, если в больнице 100 коек предусмотрено ввести в эксплуатацию с 1 июля, а остальные 150 – с 1 октября текущего года.

Среднегодовое число коек:

(100*6+150*3)/12=87 коек

 

Пример 5.4. В действующей больнице на 400 коек, предусмотрено дополнительно развернуть 100 коек, со сроком введения в эксплуатацию: 50 коек с 1 апреля и 50 коек с 1 июля. Рассчитать среднегодовое число коек.

Среднегодовое число коек:

400+(50*9+50*6)/12=462 койки

Качество выполняемой работы учреждениями здравоохранения оценивается своевременностью и полнотой реализации той или иной функции. Так, судить о работе скорой медицинской помощи помогают характеристики средней и максимальной скорости реагирования на вызов.

 

5.3 Фонды здравоохранения. Оценка обеспеченностью ими учреждения.

 

В структуре основных фондов учреждений здравоохранения наибольший удельный вес занимают оборудование, инструмент, хозяйственный инвентарь.

Пример 5.5. Определить стоимость основных средств поликлиники на конец года.

тыс. грн

Показатель Здания и сооружения Транспортные средства Оборудование Хоз. инвентарь Инструмент Мебель Всего
1.Остаток на начало года 25120,6 18840,5 37681,0 22608,5 11304,3 10048,3 125603,2
2.Поступление 41,39 56,8 93,32 74,95 14,45 33,93 314,84
- мягкий уголок для приемной главврача             6,53   6,53
- автомобиль скорой помощи     56,8           56,8
- склад для хранения утилизированных вещей   18,78             18,78
- рентген-установка     45,8       45,8
- пылесосы       45,3     45,3
- бункер для стерилизационной   22,61             22,61
- тонометры         1,05   1,05
- телевизоры       10,2     10,2
- стерилизационная установка       28,3         28,3
- кресла для коференц-зала             25,3   25,3
-глюкомеры         5,1   5,1
- увлажнитель воздуха     3,5       3,5
- кондиционеры       18,6     18,6
- томограф     15,72       15,72
- газонокосилка       0,85     0,85
- столы однотумбовые           2,1 2,1
- боксы для стерилизации         8,3   8,3
3.Остаток на конец года 25161,99 18897,3 37774,32 22683,45 11318,75 10082,23 125918,04

 

Состояние основных средств учреждений здравоохранения оценивают коэффициентом износа и сроком эксплуатации. При этом срок эксплуатации сравнивается с нормативным сроком.

Обеспеченность организации основными средствами рассматривается отдельно по каждому виду основных средств. Абсолютная обеспеченность организации основными средствами должна быть по тем группам, которые непосредственно участвуют в процессе реализации паспортных задач организации (лечение больных). По этим группам установлены нормы. Исходя из норм, дается оценка фактического наличия инвентаря и оборудования и определяется потребность в них.

Особое значение имеет система энергообеспечения на случай экстремальных ситуаций. Кроме этого тщательной проверки требуют транспортные средства.

Произвести оценку обеспеченности организации основными средствами можно путем аналитического сопоставления стоимости основных средств с показателями аналогичных организаций. Если речь идет о бюджетном учреждении, то сопоставление необходимо делать со стоимостью учрежденного для данного учреждения типового оборудования.

Для учреждения здравоохранения важно не только обеспеченность оборудованием, но и эффективное его использование.

 

Пример 5.6. Определить коэффициент загрузки рентген-установки. Число обслуженных больных за месяц 1340 человек, норма обслуживания одного больного 4,5 мин. Режим работы рентгенкабинета пятидневный с 8 до 16 часов, перерыв 45 мин. Пятница с 8 до 14 без перерыва.

Решение:

Время работы: 30 – 8 = 22 дня

18 дней * (480 – 45) + 4 дня * 360 = 9270 минут

Фактически отработано: 1340 * 4,5 = 6030 минут

Коэффициент загрузки оборудования: 6030: 9270 = 0,65

 

Оборотные средства учреждений здравоохранения состоят из медицинских препаратов, перевязочного материала, белья, МБП (инструментов), топлива и прочих оборотных средств. Оборотные фонды учреждений здравоохранения могут пополняться за счет импорта средств. Ввоз на таможенную территорию Украины и использование изделий медицинского назначения в медицинской практике позволяется лишь при наличии разрешительного документа, выданного Государственным департаментом по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Операции поставки зарегистрированных и допущенных к применению в Украине лекарственных средств и изделий медицинского назначения освобождаются от обложения НДС. Перечень указанных средств ежегодно определяется КМУ до 1 сентября года, предыдущему отчетному.

 

 

Продолжительность рабочей недели работников учреждений здравоохранения, работающих в нормальных условиях, установлена приказом МЗ Украины от 25.05.2006 г. № 319 и составляет 38,5 часов для шестидневной и пятидневной рабочей недели. Работники, имеющие вредные условия труда, имеют сокращенную рабочую неделю. Сокращенные нормы рабочего времени устанавливаются в коллективном договоре по результатам аттестации рабочих мест. Так, например сокращенную рабочую неделю имеют:

Врач-стоматолог всех специальностей независимо от учреждения 33 часа
   
   

 

Персонал учреждений здравоохранения классифицируется по следующим категориям:

- врачи (по категориям);

- средний медицинский персонал (медсестры, фельдшеры);

- работники лабораторий; рентгенкабинетов;

- младший обслуживающий персонал (санитарки, нянечки)

На 100 тыс. человек у нас 406 врачей, тогда как в Японии их лишь 202, а в Канаде – 197.

Порядок аттестации врачей утвержден приказом МЗ Украины от 19.12.97 №359. Переаттестация проходи каждые пять лет.

Каждые пять лет специалисты проходят стажировку в других лечебных учреждениях, либо в научных центрах, либо в вузах. Работника, который не имеет право проводить лечебную деятельность вследствие отказа пройти стажировку с последующей аттестацией и присвоением звания врач-специалист, необходимо перевести на должность среднего медицинского персонала или уволить с занимаемой должности

Несмотря на наличие значительного числа незанятых медицинских работников, бюджетные учреждения здравоохранения последние годы испытывают хронический дефицит специалистов. Основной причиной сложившейся ситуации является низкий уровень заработной платы в медицине (табл. 5.3).

 

Таблица 5.3 – Среднемесячная номинальная заработная плата.

Показатель        
Всего по экономике, грн Здравоохранение % от средней по экономике 230,13 138,71 60,3 311,08 182,72 58,4 376,38 223,46 59,4 65,7

 

Низкий уровень зарплаты вынуждает работников увольняться со своих рабочих мест.

Оплата труда работников учреждений здравоохранения производится на основе Единой тарифной сетки в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Должностные оклады врачам устанавливаются с учетом квалификационной категории при условии их работы по той специальности, по которой присвоена квалификационная категория. Должностной оклад руководителя лечебного учреждения устанавливается в соответствии с п. 2.2.1 приказа Министерства труда и МЗ Украины от 05.10.2005 г № 308/519 в зависимости от группы по оплате труда с повышением размера за квалификационную категорию.

Должностные оклады заместителя руководителя лечебного учреждения устанавливаются на 5-15% ниже от должностного оклада главного врача без учета повышений за квалификационную категорию руководителя и прочих повышений.

 

Пример 5.7 Главный врач имеет высшую квалификационную категорию по специальности “организация и управление здравоохранением”. Учреждению установлена первая группа по оплате труда руководителей. Определен размер должностного оклада руководителя на 1 октября 2007 г. в размете 1302 грн, который соответствует 18-му тарифному разряду. За наличие высшей квалификационной категории оклад повышается на 207 грн.

Должностной оклад руководителя устанавливается в размере 1509 грн. Должностной оклад заместителя главного врача устанавливается на 5-15% ниже размера оклада руководителя, т.е. составит 1231 - 1436 грн.

 

Работники системы здравоохранения получают основные виды доплат и надбавок, предусмотренные действующим законодательством. Приказом МЗ установлен перечень учреждений здравоохранения, их структурных подразделений и должности работников, должностные оклады которых повышаются на 15% в связи с вредными условиями труда.

 

Пример 5.8. Должностной оклад заведующего кабинета – врача-психиатра за месяц по основной должности составил 730 грн + 73 грн (10% за заведование кабинетом) + 200,75 грн (25% за вредные условия труда с оклада 803 грн) + 501,88 (50% должностного оклада 1003,75 грн). Если установлена доплата за выполнение обязанностей главного психиатра района в размере 15% должностного оклада, то эта сумма составит 150,56 грн (начисляется на оклад 1003,75 грн). За совместительство на 0,5 ставки начисляется 365 грн. В случае проведения обязательных медицинских осмотров повышение в связи с вредными условиями труда не начисляется.

 

В соответствии с Законом Украины “Об отпуска” работникам лечебных учреждений предоставляется отпуск продолжительностью 24 календарных дня за отработанный год, который отсчитывается с момента заключения трудового договора. Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются некоторым категориям работников в соответствии с Законом за особенный характер труда по Списку производств, работ, профессий и должностей, работа на которых связана с повышенным нервно-эмоциональным и интеллектуальным напряжением. Этот Список утвержден постановлением КМ Украины от 17.11.97 № 1290 (с изменениями). В соответствии с этим постановлением врачи имеют право на дополнительный отпуск – семь календарных дней

 

Кроме основной зарплаты работникам медицинских учреждений положены доплаты:

- за научные степени (дмн – 25%, кмн – 15%)

- вредные условия труда (рентгенкабинеты, УВЧ, грязетерапия и т.д.)

- за почетные звания и т.п.

Часовые ставки врачей – консультантов, привлекаемых учреждениями здравоохранения для проведения консультаций из других учреждений, устанавливаются в размере 10,53 грн для профессора, дмн. За почетные звания Украины, бывшего СССР, автономных республик ставки увеличиваются на 40%.

Работа, выполненная врачами – консультантами на условиях почасовой оплаты не может превышать 12 часов в месяц. В случае превышения этой нормы, работа считается совместительством. Общий заработок врача, использующего работу в качестве консультанта на условиях почасовой оплаты, не может превышать 1,5 должностных оклада врача с соответствующим стажем работы.

Работники учреждений здравоохранения работают и в ночное время. Дополнительная оплата за работу в ночные часы проводится в размере не меньше 40% ЧТС за каждый час работы в ночные часы.

В соответствии с утвержденным руководителем учреждения перечнем подразделений (должностей) организуется график дежурств на дому в нерабочее время в вечерние часы. Время дежурства оплачивается в размере 50% должностного оклада за фактически отработанные часы дежурства, а в случае вызова работника оплата производится по его должностному окладу за фактически отработанное время в размере 100%.

Работа медицинского персонала в праздничные дни оплачивается в двойном размере. По соглашению с работников за эти дни ему могут быть предоставлены другие выходные дни.

В соответствии с п. 3.2 приказа №305/519 работникам, занятым оказанием экстренной медицинской помощи, производится доплата в размере 50% ЧТС (оклада) за каждый час работы в ночное время. К отделениям, которые оказывают экстренную медицинскую помощь, относятся отделения, обеспечивающие оказание медицинской помощи круглосуточно.

 

Работникам учреждений здравоохранения предоставляются льготы на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением при условии, если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом работника за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на дополнительную социальную льготу, в порядке, определенном КМ Украины.

5.5 Расходы и финансирование учреждений здравоохранения.

 

Учреждения здравоохранения финансируются за счет государственных средств, либо за счет частных вложений. Государственное финансирование здравоохранения может осуществляться из бюджета за счет разнообразных налоговых поступлений или из специально созданного государственного фонда за счет целевых платежей в этот фонд. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

 

Таблица 5.5 - Бюджетные ассигнования учреждений здравоохранения

Харькова и области

млн. грн

         
230,4 272,6 313,1 405,4 407,2

 

80% финансирования идет на стационарное лечение, 3-5% - на первичное звено оказания помощи больному. При формально бесплатной медицине государство способно выделять лишь 25% необходимых отрасли средств.

Финансирование учреждений здравоохранения осуществляется по смете затрат. При этом учитывается структура расходов здравоохранения (табл. 5.6).

 

Таблица 5.6 – Структура расходов учреждений здравоохранения

Элемент затрат Удельный вес, %
Материальные расходы Расходы на оплату труда Отчисления на социальные мероприятия Прочие расходы Итого 43,5 20,4 7,0 29,1 100,0

 

Если учреждение – частное, то в структуре расходов будут амортизационные отчисления.

Основными статьями сметы затрат являются:

1. заработная плата работников учреждения с начислениями на нее;

2. хозяйственные и канцелярские расходы;

3. содержание и приобретение инвентаря и оборудования;

4. командировочные расходы;

5. расходы на потребление медикаментов и перевязочных средств;

6. расходы на питание больных;

7. прочие расходы.

Планирование и учет расходов осуществляется исходя из установленных норм на каждый элемент затрат.

Выплата по заработной плате занимает наибольший удельный вес в сметах бюджетов больниц и поликлиник. Как показывает практика, наибольшее число фактов расхищений, злоупотреблений и незаконного использования бюджетных средств выявляется в расходах на оплату труда.

Расходы на заработную плату в сметах бюджетных учреждений здравоохранения определяются исходя из штатного расписания общего числа работающих и их месячных должностных окладов, надбавок и расценок.

В больницах расходы на заработную плату планируются отдельно по лечащему, среднему, младшему и административно – хозяйственному составу. К смете расходов прилагается тарификационный список по установленной форме, подписанный членами тарификационной комиссии.

Расходы на топливо и смазочные материалы, связанные с работой автомобильного транспорта планируются исходя из утвержденных лимитных норм расхода (обычно на 100 км пробега).

По статье расходы на медикаменты и перевязочные средства учитываются расходы по закупке медикаментов, бактериальных препаратов, сывороток, вакцин, перевязочных средств, а также приобретение пленок для рентгеновских съемок, препаратов для проведения анализов, приобретение крови для переливания.

 

Пример 5.9. Норма расхода перевязочного материала на одного больного:

- вата 10 грамм;

- спирт 5 грамм.

За день клиническая лаборатория исследует 380 анализов крови. Лаборатория работает по пятидневному режиму. Определить месячный расход материалов, если стоимость 1 кг ваты 50 грн., 1 литра спирта 32 грн.

Решение:

Число рабочих дней в месяце 30 – 8 = 22 дня

Число обслуживаемых больных 22 * 380 = 8360 человек

Потребность в вате 8360 * 0,01 = 83,6 кг

Потребность в спирте 8360 * 0,005 = 41,8 л.

Расход средств на вату 83,6 * 50 = 4180 грн

Расход средств на спирт 41,8 * 32 = 1337,6 грн

 

Расходы на бактериальные препараты и дезинфекционные средства предусматриваются сметами санитарно – эпидемиологических станций, исходя из плана проведения профилактических прививок и дезинфекций в местах, где были выявлены инфекционные заболевания.

Расходы на медикаменты в больницах, санаториях определяются из расчета на койко – день, в амбулаторно – поликлинических учреждениях – на посещение больным врача, а в других учреждениях – по среднегодовому расходу на учреждение.

Нормы расхода на медикаменты по отдельным видам заболеваний установлены правительством, а по остальным – применяется расчетная норма, разработанная Министерством финансов и Министерством здравоохранения Украины.

Значительный удельный вес в расходах больницы занимают расходы на питание больных. Правительством Украины дифференцированы нормы затрат на питание больных по отдельным видам заболеваний. Поэтому в сметах больниц число дней работы коек определяется по каждому виду коек (родильных, туберкулезных, онкологических, детских и т.д.), а также в среднем по больнице в целом.

Расходы на питание больных планируют исходя их планового количества койко-дней по отдельным профилям коек и соответствующих норм питания.

Расходы на питание медперсонала в сметах лечебных учреждений не предусматриваются.

Отличительной особенностью современного этапа развития здравоохранения являются его разгосударствление и стремительное развитие частного сектора (табл. 5.7).

 

Таблица 5.7 – Структура введения в эксплуатацию объектов

здравоохранения

Тип объекта      
Госуд. Негосуд. Госуд. Негосуд. Госуд. Негосуд.
Больницы 91,1 8,9 19,4 80,6 45,9 54,1
Амбулаторно-поликлинические учреждения 79,7 20,3 33,1 66,9 -  

 

Во многих странах больницы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, нередко заключают договора с частными поставщиками на стирку белья, обеспечение пациентов питанием и т.д. Это дает существенную экономию по сравнению с выполнением работ силами самой больницы.

Государственные органы могут заключать контракты с частными учреждениями здравоохранения. Так, можно заключать контракт типа “издержки в расчете на услугу”, который предусматривает установление расценок на отдельные услуги и оплату, исходя из фактического объема. Подобные контракты зачастую необходимы, но их недостаток состоит в том, что они могут вести к чрезмерному росту затрат. Например, у больницы, заключившей такой контракт, появляется заинтересованность проводить как можно больше дорогостоящих лечебных процедур, даже если не все они объективно необходимы. В условиях информационной асимметрии такая опасность вполне реальна. Поэтому, контракты типа “издержки в расчете на услугу” предполагают тщательный, подчас дорогостоящий контроль достоверности и обоснованности объема оказываемых услуг.

Другим вариантом является блочный контракт. Он предусматривает фиксированную величину оплаты, независимо от объема фактически оказанных услуг (плата иногда меняется при изменении численности лиц, пользующихся правом на обслуживание, и других параметров, на которые поставщик не способен влиять). Например, больница может получать фиксированную сумму на год, а поликлиника – ассигнования, зависящие от числа жителей в зоне ее обслуживания, но не от количества фактически оказанных ею услуг. Блочный контракт освобождает заказчика (государственный орган) от бремени неопределенности, возлагая его на поставщика услуг и заставляя последнего искать резервы экономии.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 7.Преподаватель. Коммуникативные практики в образовании | Даосизм. Проблема позбавлення від страждань в буддизмі
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.