Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературные термины

ТД «Самсон», г. Иваново

За поведением покупателей в торговой точке

Лист наблюдений

 

№ п/п
Вопросы Варианты ответов Варианты ответов Примечания (Другое)
  Пол (по умолчанию)  
  • Мужской
  • Женский
 
  Возраст (ориентировочно)    
  Наличие спутников, их количество (ориентировочно)
  • Дети
  • Супруги
  • Друзья
  • Престарелые родственники
 
  Как вошли в магазин
  • Целенаправленно
  • Просто шли мимо и зашли
  • Затащили спутники
 
  Как повели себя при входе в магазин  
  • Сразу обратились к продавцу за консультацией
  • Сначала осмотрелись
  • Сразу направились к витрине с необходимым изделием
  • Прошли периметр всего магазина и растерялись
  • Упорно ждали обращения к ним продавца
 
  Как реагировали на личность продавца  
  • Охотно прислушивались к рекомендациям
  • Игнорировали
  • Спорили
 
  Как проявляли себя в отношении информационных и рекламных материалов (буклеты, каталоги, листовки, постеры)
  • Охотно изучали
  • Набирали с собой
  • Не обращали внимания
  • Почитали и положили на место
 
  Что явилось определяющим фактором ("последней каплей"), стимулирующим к покупке…
  • Профессиональная консультация продавца
  • Совет спутника
  • Личные убеждения
  • Рекламные материалы
  • Желание спутника поскорей уйти
  • Красивая упаковка
  • Дополнительный сервис (акция, подарок, дисконт и т.д.)
 
  Что приобрели   (указать количество и ТМ)
  • Одеяло
  • Подушки
  • Одеяло и подушки
  • Ничего
 
  Приобрели ли что-то дополнительно  
  • Постельное белье
  • Аксессуары
  • Ничего
 
  Сколько времени в целом провели в магазине  
  • 10-15 минут
  • 15-30 минут
  • 1 час
  • Более 1 часа
 
  С каким настроением вышли из магазина  
  • Настроение не изменилось
  • Настроение испортилось
  • Настроение улучшилось
 

 

 

ЭПИТЕТ – (от греч. ерitheton – приложение) – вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок – здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные, употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета), эпитетами не являются. Различают Э. "украшающий" – обозначающий постоянный признак (см. ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ) и Э. индивидуальный, авторский, важный для создания конкретного образа в данном тексте (например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес": "тучка золотая", "утес-великан", "стоит одиноко", "тихонько плачет"). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения.

 

МЕТАФОРА – (от греч. metaphoraперенос) – вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются:


1. Олицетворение – уподобление живому существу:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

А.С. Пушкин

2. Овеществление – уподобление предмету:

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей

Н.С. Тихонов

 

СРАВНЕНИЕ – вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания:

 

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

А.С. Пушкин

 

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Н.А. Некрасов

 

Кроме того, С. может быть выражено: существительным в творительном падеже: " Морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (А.С. Пушкин); сравнительной степенью прилагательного или наречия: "Я - за ней. Она бежала легче серны молодой " (К.Н. Батюшков); фразеологизмом: "Похожи, как две капли воды "; наречием с приставкой по-: "Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому ". С., указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, // Как пир на празднике чужом" (М.Ю. Лермонтов). В отрицательных С. один предмет противопоставлен другому: " Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи - // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои" (Н.А. Некрасов). С. может быть оформлено и как самостоятельное предложение, начинающееся союзом так:

 

Журчит во мраморе вода

И каплет хладными слезами,

Не умолкая никогда.

Так плачет мать во дни печали

О сыне, павшем на войне...

А.С. Пушкин

 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры.

 

ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН) – (от греч. oxymoronостроумно-глупое) – вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе: "Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной " (А. Ахматова); " Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало ведь и хуже..." (В. Вишневский). О. позволяет придать большую выразительность образу: горькая радость, сладкие слезы, "Живой труп" (Л.Н. Толстой), " Оптимистическая трагедия " (Вс. Вишневский).

 

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – (от греч. rhetor – оратор) – стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:


Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?…

М.Ю. Лермонтов


Р. в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению. Р. в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи.

 

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – (от греч. rhetorоратор) – стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).

Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

 

ГРАДАЦИЯ – (от лат. gradatioпостепенность) – стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии - от малого к большому (прямая Г.) или от большого к малому (обратная Г.). Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи:


Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наше негулянье под луной,

За солнце не у нас над головами...

М. Цветаева

 

ИНВЕРСИЯ – (от лат. inversioперестановка) – стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность.


Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа...

А.С. Пушкин


Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики...

М.Ю. Лермонтов

 

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – (от фр. parcelleчастица) – интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осенней. // Там. За Араксом. В той стране " (П. Антокольский). П. способна передать интонацию живой непринужденной речи: "Об детях забывал! обманывал жену! // Играл! проигрывал! в опеку взят указом! // Танцовщицу держал! и не одну!.. // Пил мертвую! не спал ночей по девяти! // Все отвергал: законы! совесть! веру!" (А.С. Грибоедов).

 

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – (от греч. parallelos - идущий рядом) – 1. Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ:

 

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут

А.С. Пушкин


Желтый пар петербургской зимы,

Желтый снег, облипающий плиты...

И.Ф. Анненский


Может быть звуковым (аллитерация, рифма), синтаксическим (тождественное или сходное синтаксическое построение предложений), ритмическим (строфа и антистрофа в древнегреческой лирике), композиционным (параллельные сюжетные линии в повести или романе).

2. П. психологический – стилистический прием в произведениях устного народного творчества: аналогия, сближение явлений (например, явлений природы и человеческой жизни): " То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит " (русская народная песня).

 

АНАФОРА – (от греч. anaphoraвынесение вверх) – стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).


Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С. Пушкин

 

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – те слова, которые являются близкими по значению только в данном контексте, вне контекста близость теряется. Например, из лирики С.А. Есенина: «несказанное, синее, нежное».

 

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ – это те слова, которые являются антонимами лишь в данном контексте. Например: попасть в молочко, попасть в яблочко.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И другие международные медицинские организации | Основные электрические параметры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.