Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Калачакра-тантра




Родиной легенды о Шамбале принято считать Тибет (Цам) – страну снегов и оккультных тайн. Для очень многих жителей западного полушария Тибет окутан атмосферой таинственности. Страну снегов принято считать хранительницей оккультных сил и "тайных доктрин", где маги и отшельники творят фантастические и невероятные чудеса. Закрытость Тибета с 1873 г. для посещений иностранцами длительное время подогревало любопытство европейцев.

Тибетская цивилизация, в стержне развития которой лежала религия и религиозные верования, развивалась по-иному пути, нежели западная. Возникновение государственности Тибета датируется 700 г. н.э. В начале ХХ века в Тибете было свыше 6000 монастырей, четверть населения страны были монахами в этих монастырях.

Одним из примеров такого различного подхода познания может служить следующая тибетская легенда Х века:

«Однажды, когда они сидели вдвоем у костра, Тилопа снял с себя башмак и, не говоря ни слова, сильно ударил ученика по лицу. И Наропе (ученику) открылась Истина Прямого Пути».

Метод духовного развития в монастырях основывался на поиске духовной мудрости посредством молитвы и медитации. Вот как, например, описывает тибетских монахов французская путешественница А.Давид-Неэль:

«Монахи только изредка обменивались отрывистыми фразами. Они не испытывали необходимости в разговорах и не расточали энергии на внешнее проявление чувств. Мысли их были сосредоточены на глубоких истинах, а взор обращен на созерцание внутренней сущности».

В тибетском мистицизме в глубокой древности была разработана оригинальная концепция местопребывания божеств в других областях пространства-времени, находящихся достаточно близко к Земле, так что Боги могут вмешиваться в любые земные дела. Многомерное, бесконечное пространство представляет собой одну из фундаментальных идей буддизма. Одно из таких внутренних пространств (другое измерение, "многомерное сознание") назвали "сферой Шамбалы", постичь суть которой можно было лишь через сложные медитативные практики, иными словами через необычные состояния сознания. Реальность в понятиях сферы Шамбалы рассматривалась как всего лишь одно из множеств возможных описаний мира.

Древние практики содержали знания о свободном перемещении между различными состояниями сознания и телепатической передачи знания, о поддержке связи на расстоянии и умении быть одновременно в двух разных местах, о генерировании внутреннего тепла (практика Туммо – йога внутреннего тепла, позволяющая носить тонкую хлопковую ткань даже в самые лютые морозы) и других чудесах. Для большинства людей Запада, воспитанных на идеях материализма, тайны Тибета остались завораживающими и в наши дни. Но эволюция сознания приблизила современных ученых к новой научной парадигме, в которой древние представления и понятия сферы Шамбалы органично вписываются в структуру надличностного. Другими словами в свете новой научной концепции допускается сохранение сознания после смерти и память о прошлых жизнях, контакт с сознанием умерших людей, опыт раздвоения, триединства и тождества друг другу, отсутствие линейного времени и сверхчувственное восприятие, т.е. все то, что подробно описано в древних тибетских практиках и в учении Шамбалы.

В прошлом великие учителя буддизма Тибета и Монголии посвящали доктрине Калачакры и Шамбалы целые тома. В Тибете и Монголии во многих монастырях изучали Калачакру. О связи Калачакры и Шамбалы следует остановиться подробнее. Прежде всего, в Калачакре-тантре под Шамбалой подразумевается не страна, а Учение.

Из тибетского учения Калачакра явствует, что мистическая Шамбала не находится в физическом мире, а расположена где-то в потустороннем мире:

«Шамбала обладает структурой тонкой материи. Земная Шамбала связана с небесной. Именно в этом месте объединяются два мира».

Как следует из краткого описания географии и истории Шамбалы тибетского ламы Гарже Кмандул Ринпоче, Шамбала по буддийским представлениям, не есть страна в географическом смысле этого слова:

«Её вид меняется в зависимости от кармы наблюдателя. Например, одну и туже реку, боги будут воспринимать как нектар, люди как воду, а голодные духи – как гной и кровь».

В зависимости от способности погружаться в медитацию, в современной терминологии входить в необычное состояние сознания, представление внутреннего пространства сознания меняется. Шамбала не находится в физическом мире, а есть построение ума в просветленном состоянии, поэтому состояние Шамбалы блуждает по миру, в зависимости от духовных индульгенций и может быть как на Алтае, так и в Гималаях, точно также в любом другом месте.

Калачакра, буддийская тантра, одно из двух главных учений ваджраяны ("алмазная колесница"), известная на западе под названием "тантрический буддизм" (возникновение доктрины около 878 г. до н.э, в 1026 г. – появление учения Калачакры в Тибете). Тантры и другие писания Калачакры занимают пять томов Канджура. Само слово калачакра означает "колесо времени".

Согласно калачакре-тантре человек находится в неразрывной связи с Вселенной. Изменив себя, человек способен изменить Вселенную. Смысл этого учения труднодоступен для понимания с первого раза из-за символической терминологии доступной лишь посвященным ламам, которую сложно в доступных образах перевести на европейские языки.

Учение Калачакры показывает тайный путь достижения состояния Будды за одну жизнь. Поиск духовной сферы Шамбалы является конечной целью всех учеников Калачакры. Шамбала рассматривается с точки зрения "коллективной кармы живых существ". Подлинный смысл учения может быть раскрыт ученику только при непосредственной передаче от наставника. Учителя буддийского тантризма внушают ученикам, что без Посвящения, т.е. получения духовной энергии от Учителя постижение тайного смысла Калачакры невозможно.

Точно также невозможно в двух словах объяснить теорию торсионного поля в терминологии современной физики. Например, в физике появилась новая гипотеза о торсионном поле – первооснове всех материальных полей. По определению физиков торсионное поле имеет свойство памяти и остается в пространстве после удаления самого объекта. Свойства информационного характера, присущие этому полю, позволяют предположить, что торсионное поле основа Информационного Поля Вселенной (в терминологии древних индусов, это поле именуется "акаша" – тонкоматериальное поле Земли, сохраняющее в себе информацию обо всем происходящем на планете).

Человек может непосредственно воспринимать и преобразовывать торсионные поля. Мысль имеет торсионную природу. Для торсионных полей нет ограничения во времени. Торсионные сигналы от объекта могут восприниматься из прошлого, настоящего и будущего объекта. Сознание человека способно устанавливать прямой контакт с этим полем.

Неподготовленному читателю также трудно воспринять эти идеи, как и терминологию Калачакры. Способно ли человеческое сознание воспринять новую "невозможную" картину бытия? Существует ли эта область независимо от сознания или она лишь построение ума и находится внутри нашего сознания?

Несмотря на неоднозначность многих исторических сведений, и гипотез о связи Калачакры с Шамбалой, все исследователи соглашаются, что учение Калачакра было проповедано Буддой Шакьямуни в Индии и уже оттуда распространилось в Тибет.

Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV пишет об этом событии следующие:

«В год его просветления, Шакьямуни Будда прибыл на Коршунью гору в Мадрас в монашеском одеянии и изложил Сутру Совершенной Мудрости в Дханьякатаке, на юге Индии. Проповедь тантры состоялась внутри огромной, многоуровневой, монументальной ступы, местонахождение которой Ю.Н.Рерих определяет в Амаравати (Мадрас, южная Индия). Калачакра Тантра была изложена по просьбе владыки Шамбхалы Сучандры, прибывшего к месту проповеди в сопровождении царей девяносто шести провинций Шамбхалы. Царь Сучандра был родом из Шамбхалы. Прослушав тантру, царь вернулся в Шамбхалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакры как государственную религию».

Оригинальная тантра, переданная Буддой и истолкованная царем Сучандрой из Шамбалы, известная под именем «Исконная Калачакра Тантра: изначальный Будда» в оригинальном тексте не сохранилась, в настоящее время известны только отдельные ее отрывки и комментарии.

История возникновения Калачакры в «Синем Дэблэре» начинается из стран Магадха, Уддияна, Шамбала. Причем в этом перечне "небольшому княжеству Шамбалы" отводится далеко не первая роль. Известно, что в этом княжестве находились комментарии на отдельные сутры учения. Однако для изучения сутр и совершенствования в духовных практиках тибетские монахи-паломники предпочитали идти в Уддияну, которая упоминается в тексте чаще, чем Шамбала. В перечне знаменитых мест, приводимых в тексте «Синей летописи» на первом месте значится Уддияна.

В своих письмах Е.И.Рерих писала:

«Калачакра ("Колесо Времени" или "Колесо Закона") есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во все философские системы и учения Индии. Учение Калачакра есть Великое Откровение, принесенное человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума, среди которых были и есть Владыки Шамбалы».

Однако исторические хроники «Синей летописи» о происхождении Калачакры рассказывает иначе и свидетельствует о её происхождении в Индии:

«Шри Камбала и другие открыли йогинитантры на западе в стране Уддияна. Они также распространились в сторону Мадхьядеши. Затем из царства Шамбалы появились комментарии на Калачакру-тантру, написанные бодхисаттвами, такими как Шри Калачакра и другими. Они распространились в Мадхьядеши».

В этом отрывке перечисляются реально существовавшие в то время страны на территории современной Индии и к северу от нее в гималайских горах.

Тантра, или тантризм, – это древнейшая индуистская эзотерическая традиция, сформировавшаяся на рубеже середины первого тысячелетия нашей эры. Основная идея тантры, как и других учений буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления. Считается, что если при практике тантр низшего класса процесс достижения просветления занимает шестнадцать человеческих жизней, то практика тантр высшего класса, к которым принадлежит Калачакра-тантра, позволяет обрести природу Будды в течение одной жизни.

Калачакра-тантра дает представление о потоках тонкой жизненной энергии "праны" и определенных точках в теле человека, так называемых психоэнергетических центрах "чакр" (теория семи чакр), расположенных вдоль позвоночного столба от его основания до головного мозга человека. Чакры связаны каналами "нади", по которым протекает энергия. Одной из важнейших целей тантриста является открытие центрального энергетического канала и пробуждение дремлющей энергии: "свернувшаяся сила змеи – кундалини-шакти".

Путем упражнений можно достичь пробуждения и концентрации психической энергии, и заставить ее двигаться последовательно через все чакры. Смысл всех практик сводится к тому, чтобы сконцентрировать и правильно направить эту психическую энергию для последующей трансформации сознания.

Специфическая терминология тантры снискала ей славу таинственной и сложной для западного человека традиции. Необходимо значительное усилие, чтобы разобраться в учении тантры и перевести её на язык адекватных западных понятий и образов. Для посторонних и неподготовленных учение остается малопонятным. Известный исследователь индийской культуры, автор книги «Тантра» Георг Фёрштайн определяет тантру, как необычайно сложную традицию, в которой особая роль отводится наставлениям учителя и ритуалу посвящения, это – "мудрость, напрямую передаваемая от учителя к ученику посредством символов".

В тантрических текстах говорится:

«Не может быть просветления без посвящения, и не может быть посвящения без учителя. Тантрическая традиция передается только непосредственно, через личную передачу от учителя к ученику».

В эзотерическом понимании тантра – это то, что расширяет знание за счет трансформации человеческого сознания и прямого доступа к мудрости всего человечества.

В традиции учения упоминается 64 тантры. Интересно, что среди прочего в них даются космологическое представление о многомерном и многоуровневом вселенском пространстве, о пяти внутренних пространствах человека, т.е. то к чему современные физики и психологи только приближаются в своих исследованиях. Тантры говорят о цикличности существования – "сансаре", космическом порядке цикличности в природе, описывают многочисленные различные практики, среди которых наиболее известны: символические жесты рук – "мудры", ритуальное соитие мужчины и женщины – "майтхуна", магические диаграммы – "янтры", магические звуковые формы – "мантры", построение "мандалы" для медитации, созерцания божества в состоянии полного освобождения – "самадхи". Йогин достигший совершенства во всех этих практиках достигает духовной сферы Шамбалы.

 

"Чистая Страна" Уддияна

В классической буддийской тантрической литературе с Калачакрой связывают два места силы. Американский тибетолог Гленн Муллин пишет:

«Первое из них – это Уддияна, обычно отождествляемая с нынешним Сватом (Пакистан), где хранились многие основные тантры со времен Будды, пока мир не созрел для их более широкого распространения. Многие тантрические традиции, как говорят, по-прежнему существуют в Уддияне, хранимые, в тайне тантрическими семьями, которые передают эти традиции от поколения к поколению, и там же они будут оставаться, пока, не потребуются миру. Только тогда хранители традиций раскроют их.

Второе такое место – мистическая страна Шамбхала, расположенная к северу от реки Сита, где-то в центре южной части бывшего Советского Союза».

В перечне святых мест, приводимых в тексте Гой-лоцава Шоннупэла "Синяя летопись" (1478 г.) на первом месте также значится "страна богов" – Уддияна, на втором Джаландхара (низовья долины Кангра) и т.д., на восьмом гора Тисэ (Кайлас), княжество Шамбалы в этом перечне нет.

В тибетских источниках Страна Богов – Уддияна, располагалась к западу от Уя (Центрального Тибета) в Свате. По мнению востоковеда Б.Кузнецова страна Уддияна включала в себя восточную часть Афганистана и долину реки Сват, между территориями современного Афганистана и Индией. Е.П.Блаватская, хорошо знакомая с Индией, отождествляет Уддияну с территорией современного Пешавара. Большинство исследователей сходятся во мнении, что царство Уддияны располагалось на территории современного Пакистана в долине реки Сват. Путь в Уддияну лежал через Мар-юл (Ладак) и Кашмир. В настоящее время территория Кашмира разделена между Индией и Пакистаном.

На «Карте Олмо, Крайнего Шаншуна» из Тибетско-шаншунского словаря страна Уддияна изображена на северо-западе от Юндрун-Гуцег /гора Кайлас/.

В «Синей летописи» (1478 г.):

«Страна Уддияна, где правит царь Индрабхути (род. 1110 г.), благословенная многими дакинями и прославленная как исток мантраяны, расположена в 230 йоджинах к северу от Магадхи (стр. 209)».

За Гангом лежит страна Магадха (Мадхьядеши). По-тибетски это слово значит "владение тем, что стало серединой". Эта страна простирается от Ваджрасаны во все стороны на расстояние 60 йоджин и лежит в самом центре мира. Примерно в йоджине к востоку от Ваджарасаны течет река Найранджан с юго-запада на северо-восток. На современной карте эта территория расположена в северо-восточной части Индии на правом берегу Ганга в среднем его течении.

Имя царя Уддияны достаточно часто упоминается в индийских текстах. Имя Индрабхути носили несколько "просветленных царей страны Уддияна" (Индра – означает царь, бхути – мудрость, просветленный).

В работе К.Доулэла «Мастера Махамудры» приведена следующая информация:

1. Индрабхути Великий (VI в.) он же Царь Дза, "первый тантрист" и приемный отец Падмасамбхавы.

2. Индрабхути II (VI-VII вв.) он же царь Дза и сын царя Дза.

3. Индрабхути III (конец IX в.). Один из махасидух (учитель и основатель тантрийской школы). Возможный автор буддийской тантры "Джнянасиддхи".

Традиционно насчитывается 84 махасидух, большинство из которых реально существовали и жили в северо-западной Индии и Тибете в VII-XI вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.