КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экологические аспекты модернизации цивилизаций
Древние цивилизации могли составлять сотни и даже тысячи лет. Новые элементы появлялись в недрах одной цивилизации и постепенно, увеличивая свой удельный вес, формировали новую цивилизацию. По мере развития человечества сокращалась продолжительность существования цивилизаций. Переход от позднефеодальной цивилизации к раннеиндустриальной проходил в передовых странах Западной Европы достаточно быстро, иногда даже путем буржуазных революций (Нидерланды, Англия). Трансформация одной цивилизации в другую сопровождалась кардинальной перестройкой всех сторон жизни — от изменения общественных институтов, способов производства и производственных отношений до изменений частной жизни людей и проблем семьи. Термин «модернизация»дословно обозначает осовременивать, усовершенствовать (от фр. moderne — современный). Модернизация - переход от одного вида цивилизации к другому. Практически понятие «модернизация» может быть отнесено к смене любых цивилизаций, однако чаще всего его употребление ограничено по времени при анализе процесса перехода от стабильного аграрного «традиционного» общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Модернизация характеризуется наличием взаимообусловленных общественных процессов и изменений на базе индустриализации. Для модернизированного общества характерно:рост специализации и дифференциации труда;развитая бюрократия;формирование политических институтов современного типа (избирательная система, политические партии, парламентаризм); открытая стратификация общества (наличие социальных слоев, групп);социальная мобильность граждан (возможность свободного продвижения по «социальной лестнице»);ослабление традиционных ценностей (семьи, религии, морали);увеличение степени индивидуализма людей. В разных регионах модернизация имела различные предпосылки и стартовые условия, продолжительность и адаптационную среду, формы и результаты. Мы подробнее поговорим о модернизации цивилизации в Росси. Цель модернизации российского общества, начиная с Петра I — превращение его из традиционного, аграрного, сельского, патриархального в современное, индустриальное или «постиндустриальное», городское, демократическое, индивидуалистское. Однако в России модернизация не привела к тем результатам, которые были достигнуты в ведущих европейских странах. Более того, она не только обнажила все «болевые точки» общественного развития страны, но и стала мощным стимулятором противостояния власти и общества, источником политической и социальной нестабильности. Модернизация в России ускорила раскол общественного сознания. Россия пережила несколько революций и гражданскую войну. Предпринимаемые попытки сменить вектор общественного развития в России в 80 —90-х гг. XX в. актуализировали проблему модернизации, которая, по замыслу реформаторов, должна была выполнить функцию формирования рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Однако в действительности процесс модернизации в современной России и на этот раз реализовался без учета исторических, социокультурных и ментальных особенностей российского народа. Значительные изменения начались лишь после 1991 года. Модернизация вносит свои коррективы в жизнь и поведение людей, влияет на их образ жизни. Образ жизни — совокупность типичных видов жизнедеятельности человеческих общностей. Образ жизни невозможно оторвать от условий жизни. Понятие «образ жизни» позволяет комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную активность, политические пристрастия, культуру, условия социализации, отношение к своему и чужому здоровью, экологическое (природоохранное) сознание, мотивы демографического поведения. Формирование того или иного образа жизни внутри какой-либо общности может быть результатом распространения определенного индивидуального или группового стиля поведения и общения, который впоследствии закрепляется традициями, обычаями и социальными институтами, расширяется в виде образцов поведения и форм общения до уровня традиционного образа жизни той или иной общественной группы, общества в целом. В различные эпохи образ жизни населения существенно различался. Сфера труда, быта и досуга населения современной России во многом отличается от условий прошлого, но определенные традиции и навыки сохраняются до сих пор у старшего поколения. Наиболее древний образ жизни сохранился у очень небольшой группы российского населения, но он распространен на огромной площади, составляющей 60 % всей территории России. Речь идет об образе жизни коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока, населяющих обширные пространства тундры, тайги, побережий северных морей, не отделим от традиционных занятий этой группы людей — оленеводства, охоты, рыболовства, морского зверобойного промысла. Он представляет собой уникальное для нашей страны явление. Для образа жизни аборигенов-кочевников на Севере характерно круглогодичное пребывание в очень сложных природных условиях тундры, лесотундры или побережья арктических морей. Они постоянно перемещаются вместе с оленями по обширным территориям, что практически не оставляет времени на досуг, не связанный непосредственно с трудовой деятельностью (установка через короткие промежутки времени на новом месте чума, шитье меховой одежды, изготовление или починка нарт, лыж, упряжи, приготовление пищи и т.д.). В жизненных планах коренных жителей приоритет отдается традиционным занятиям. Возможна ли модернизация жизни этой группы населения? Опыт аборигенов скандинавских стран, США и Канады показывает возможность резкого улучшения качества жизни северян при сохранении традиционных типов хозяйственной деятельности. Важную роль в этом процессе играет государственная политика. Образ жизни традиционных степных и горно-степных скотоводов распространен среди населения Восточного Кавказа, юга Сибири и тюркского населения Поволжья. У скотоводческих народов, несмотря на то, что в настоящее время они живут в основном оседло, образ жизни очень отличается от крестьян-земледельцев, что связано как с типом хозяйства, так и с сохранившимися традициями кочевой жизни. Скотоводы живут преимущественно в домах, на Кавказе чаще всего — в каменных. Однако в наследство от юрт у них нередко открытый очаг и высокая задымленность помещений. В большинстве районов их обитания мало леса, поэтому часто единственный вид топлива — кизяк. Из-за нехватки топлива и неразвитой культуры строительства достаточно тепло-изолированного жилья и в постоянных домах, и во временных постройках в районах выпаса стад в холодное время года всегда холодно. Образ жизни жителей городов сформировался под одновременным воздействием целого ряда факторов. Профессиональная дифференциация дополняется культурными различиями, существующими между коренными горожанами и первым-вторым поколением мигрантов из иной культурной среды (сельское население российской глубинки, выходцы из Казахстана, Средней Азии или с Кавказа и пр.). Для города характерен достаточно высокий уровень социальной мобильности. Причем чем крупнее город, тем выше уровень социальной мобильности. Развитие промышленности, наук и искусства, сфер бытового и культурного обслуживания способствует интенсификации этого процесса, а следовательно, социально-культурной дифференциации населения. Люди повышают уровень своего образования и свой социальный статус; переходят с одного места работы на другое или меняют поселение, переезжают из сел или малых городов в большие города. Все это меняет не только образ жизни каждого из них и их непосредственную социально-культурную среду, но претерпевают изменения и их социальные оценки и самооценка.В городах человек менее зависим от мнения окружающих, родственников более одинок. Порою соседи по лестничной площадке живя рядом годами не знают друг друга. Культурная неоднородность в городе определяется и индивидуальным выбором человека, его предпочтениями в сферах профессиональной деятельности, потребления, досуга и пр. Такой выбор неизбежно определяет многообразие индивидуальных и групповых черт образа и стиля жизни горожан. Сельский образ жизни в традиционном видесохранился достаточно ограничено из-за процесса рурбанизации.Для него характерно сочетанием труда преимущественно в сельском хозяйстве, ориентированности в свободное время на домашнем хозяйстве и его приоритете перед сферой обслуживания. Наблюдается средний уровень механизации домашнего труда. Сфера досуга очень ограничена и преимущественно связана с домом. Заметно повышается потребление социально-бытовых и культурных услуг, активнее межселенные связи. В доме обычно есть стиральная машина, телевизор, холодильник и другая бытовая техника. Кроме того, в хозяйстве используется личный транспорт. Родственные и социальные связи, как и связи соседей более тесные, чем в городах. Общественное мнение зачастую ценится выше, чем мнение отдельного жителя. Один из феноменов индустриальной цивилизации — продолжающееся ослабление роли семьи, рост числа разводов, бездетных и малодетных семей. Семья в каждый конкретный период времени представляется достаточно устойчивым образованием, но, на самом деле, структура и функции семьи претерпевают серьезные изменения в процессе модернизации. Семья является объединением людей, основанном на браке или кровном родстве, связанном общностью быта и взаимной ответственностью. Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры и выполняя многие социальные функции, играет ничем не заменимую роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни каждого человека. Семьи всегда формировались в реальных исторических и природных условиях, которые накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность людей вообще и семьи в частности. Многие религиозные догмы, обряды и народные обычаи, связанные с семьей и браком, зависели от конкретных условий и имели важное практическое значение. Формирование семей во многом зависит от демографической ситуации. Диспропорция полов, возникающая, например, после кровопролитных войн, приводит к появлению большого числа одиноких женщин, так как для них не оказалось брачных партнеров. Семья одновременно является и социальным институтом, и малой группой. Как социальный институт семья реализует жизненно необходимую функцию самосохранения общества, воспроизводства новых поколений. Как малая группа, в рамках которой индивиды вступают в первичные межличностные отношения, семья удовлетворяет их фундаментальные социально-психологические потребности. Она реализует, прежде всего, естественные потребности своих членов. Процессы модернизации привели к изменениям семейной структуры и роли членов семьи. Существовавшему ранее хозяину в семье пришло понятие семейный лидер. Лидер, как правило, регулирует межличностные отношения в семье. Нередко лидерами каждой отдельной сферы жизни становятся разные члены семьи. Если Раньше хозяином был мужчина, то сейчас, зачастую лидером бывает женщина. Семья выступает фундаментальным посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сохранение общественной стабильности и прогресса, исторической преемственности поколений, развитие личности и общества целом может быть достигнуто только при условии полноценного выполнения семьей своих функций. В ходе социально-политических перемен семья становится одним из основных институте формирования новых ценностей и норм поведения. К сожалению, в России сложная социально-экономическая ситуация, потеря жизненных ориентиров частью общества в условиях происходивших перемен существенно деформировали представления люде о семейных ценностях. В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: проще стало отношение к заключению и прекращению браков, появлению детей, происходит более раннее выделение детей из родительской семьи и т. п. Возрастает многообразие форм семейной жизни и жизненного устройства. В результате таких перемен формируется иная структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции ее нуклеаризации, сокращения числа детей. Существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов; • изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи): традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни; • наблюдается активный процесс эгалитаризации (установления равенства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям, к демократическим отношениям между супругами, родителями, детьми; • меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные функции, семья переходит к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. На место семейного домохозяйства с его неразделенностью дома и работы пришло их абсолютное территориальное и психологическое размежевание. В урбанизированных регионах получает распространение чисто потребительский тип семьи, в которой общесемейная деятельность сводится в основном к удовлетворению личных физиологических и психологических потребностей ее членов, дополняемому потреблением услуг внесемейных учреждений и институтов за счет индивидуальных доходов, получаемых за пределами семьи. «Закрытая» система брачного выбора, при которой преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак, давно сменилась системой «открытой», в которой доминирует «свободный» выбор супруга на основе индивидуальной избирательности молодыми людьми друг друга независимо или даже вопреки предписаниям родства и обычаев. В жизни любого общества огромное значение имеет сексуальное поведение, т.е. совокупность поступков, психических реакций, переживаний, установок, половых отношений, связанных с проявлением и удовлетворением половых влечений. Модернизация активно вторглась и в эту важную сферу жизнедеятельности людей. Несколько десятков лет назад в Западной Европе и США произошел процесс, получивший название сексуальной революции. Спустя примерно три десятилетия эта своеобразная революция добралась и до России. Сексуальная революция — одно из проявлений модернизации. Специфика сексуальной революции заключается в полной раскрепощенности и независимости половых связей от семейных традиций, религиозных норм, взглядов общества, сложившихся в прошлом. Сексуальная революция объективный процесс, который, несомненно, будет изменяться, эволюционировать и постепенно приведет к тому, что на некоторое время сформирует определенные морально-этические и правовые нормы. Элементы этих норм уже можно наблюдать в некоторых европейских странах, где законодательно разрешены однополые браки. Одно из проявлений модернизации — улучшение качества общественного здоровья. В общественном здоровье населения России в конце XIX в. и в течение XX в. происходило снижение заболеваемости наиболее опасными инфекционными заболеваниями, на смену которым пришли болезни пожилого и старческого возраста и «болезни технического прогресса», или «болезни цивилизации». Результаты сравнения качества здоровья населения России на различных этапах ее исторического развития за последние 100 лет показывают тесную зависимость качества общественного здоровья от темпов и характера модернизации.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |