КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И существования феодальной монархии
Архивная деятельность в период складывания О будущем русского народа Выше я представил достаточно наглядное доказательство «от противного», позволяющее говорить о необходимости отказа от всех трех навязанных идеологий. Но, одно дело, признать это на словах, и совсем другое – реализовать на практике. Увы, в настоящее время мы не готовы к восстановлению Самодержавия и возврату к своей исторической, Богом предначертанной мировой роли. И сколько потребуется для восстановления истинного русского национального самосознания, пока известно. В то же время на политическом горизонте ясно намечается очередной переход к социализму, но на этот раз, к национальному, а не к интернациональному (коммунистическому). Чем будет обусловлен этот переход, и какие есть признаки, что его сознательно готовят – темя для отдельного рассмотрения. Здесь же я просто изложу свое видение того, что после этого перехода нас ждет. Ждет нас очень простой сценарий, аналогичный тому, который был применен в Германии в середине прошлого века. Мы прекрасно знаем, чем это все закончилось, что осталось в результате от немецкого народа и какой уровень самостоятельности имеет с тех пор немецкое государство. Важно также понимать, что в любом случае будет переходный период и в его рамках могут произойти события, не запланированные манипуляторами-политтехнологами.
В условиях раздробленности русских земель сохранились связующие нити, которые послужили основой для будущего объединения: это общий язык, правовые нормы, православная вера, а также слабые экономические связи между отдельными княжествами. И наконец, чрезвычайно важным был политический фактор — необходимость объединения ради освобождения от иноземного ига. С первой половины XIV в. инициатива и главенствующая роль в объединении всех русских земель переходят на Северо-восток. На вторую половину XV - начало XVI в. приходится завершение объединения земель вокруг Москвы. В основу строительства нового государства легли деспотические традиции северо-восточной Руси. Основой могущества московского князя являлось московское боярство, а его права полностью зависели от государя. За великим князем московским ≪и всея Руси≫ признавалось право свободного волеизъявления, он обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Государева Казна, выполнявшая роль общегосударственного административного органа, постепенно становится фактически государственной канцелярией, из которой позже выделились органы отраслевого управления — приказы. В Казне хранились документы великого князя. С конца 90-х гг. XV в. документы изымаются из государственной Казны и передаются в отдельный государственный архив, история деятельности которого приходится в основном на период существования Русского централизованного государства. В XVI в. происходит укрепление государства, которое сформировалось в форме монархии с сильной верховной властью. В основе организации государственного управления в рассматриваемый период было единство судебной и административной власти. До середины XVI в. сложились и действовали два общегосударственных ведомства: Белый Дворец и Казна. Белый Дворец ведал личными землями великого князя, возглавлял его дворский (или ≪дворецкий≫). В функции Дворца входило и управление отдельными отраслями княжеского хозяйства. По мере присоединения новых земель для управления ими создавались местные ≪дворцы≫, например Казанский дворец (после присоединения Казани) и др. Казенный двор (Казна) ведал финансовыми вопросами, а также государственным архивом и государственной печатью. Постепенно с увеличением и усложнением функций государственного управлениявозникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили военными, иностранными, судебными и прочими делами. Так, в середине XVI в. возникают постоянно действующие приказы со своими штатами, внутренней структурой и специальным делопроизводством. Из большого числа приказов, создававшихся в разные годы, можно выделить несколько основных групп, объединенных по направлению деятельности: первая группа — военные (Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Оружейная палата); вторая группа — дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем (с 1547 г.) царского хозяйства (Казенный, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий); третья группа — внешние сношения с иностранными державами (Посольский приказ); четвертая группа — финансовые, фискальные приказы для сбора налогов и податей (Приказ Большого прихода); пятая группа — судебно-полицейские приказы (Разбойный, Холопий, Земский); шестая группа — судебные приказы, которые заведовали судом на определенных территориях (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский). Количество приказов постоянно увеличивалось, что было связано с расширением и усложнением функций централизованного государства. Существенные изменения в XVI в. произошли в организации церкви. В 1589 г. было учреждено патриаршество — высшая власть в православной церкви. При патриархе в XVI в. возник особый ≪двор≫ со своими должностными лицами. Через этот аппарат патриарх осуществлял общее руководство церковными делами и имуществом церкви. Документацию, сохранившуюся в архивах церквей и монастырей, условно можно разделить на две группы: религиозная и хозяйственная, составлявшая большую часть. В начале XVII в. в результате польско-литовской и шведской интервенций церковным архивам был нанесен серьезный урон. Поэтому судить об их былом составе в наши дни можно лишь по сохранившимся описям и копийным книгам (копии с наиболее важных документов). Кроме того, в архивах церквей и монастырей хранились документы светских феодалов, подтверждавшие их права на владение землей, крестьянами и другим имуществом. Система местного управления в тот период была сложной. По земской реформе 1555 —1556 гг. суд и сбор податей были переданы в ведение ≪старост≫, которые избирались посадскими людьми (городскими жителями) и черносошенными крестьянами (не находившимися в крепостной зависимости, а принадлежавшие государству). Судебник 1550 г. возложил на ≪местную администрацию≫ (старост, сотских, десятских) обязанность вести ≪разметные книги≫, в которых фиксировались имущественное положение и повинности населения (сборы в государственную казну). Кроме того, на местах в уездах, делившихся на волости, часто возникали спорные ситуации, связанные с имущественными и земельными правами. Таким образом, жизнь ≪провинции≫ находила свое отражение в документах местных учреждений. К сожалению, до наших дней дошли лишь маленькие фрагменты этих документальных комплексов, утраченных не только в результате войн и стихийных бедствий, но и в немалой степени из-за небрежного хранения. В связи с ростом феодального землевладения, раздачей принадлежавших государству (≪черных≫) и царскому дворцу (≪дворцовых ≫) земель в поместное и вотчинное владение важное значение приобретало ведение соответствующей документации. Поэтому в имениях светских и духовных феодалов (особенно монастырей), а также в государственных учреждениях, как центральных (приказах), так и местных (приказных воеводских и съезных избах), составлялись копийные и записные книги актов. В записных книгах регистрировались акты, устанавливающие формы зависимости крестьян от землевладельцев (≪порядные и ссудные записи≫), акты на должников, отрабатывающих проценты со ссуды в хозяйстве землевладельцев (≪служилые кабалы ≫ и т.д.). Развитие феодального хозяйства приводило к усложнению функций вотчинного управления, а следовательно, и к усложнению текущего делопроизводства в феодальной вотчине. Так, появляются приходно-расходные книги и другие виды документов. В XVI —XVII вв. в правительственных учреждениях сложилась система делопроизводства. Приказной аппарат (канцелярия) состоял из дьяков и подьячих, которые вели всю приказную документацию. Существовала ≪столбцовая≫ форма приказного делопроизводства, выработался и особый стиль письма — скоропись. Столбцами называли ленты бумаги шириной 15 —17 см и различной длины, имевшие несколько склеек. На лицевой стороне столбца наносился основной текст, а оборотная сторона служила для нанесения различных помет, кроме того, переписчик после завершения дела ставил ≪справки≫, т.е. указывал свое имя, а дьяк или подьячий, ≪вершивший≫ дело, скреплял столбец ≪скрепой≫, т. е. проставлял на местах склеек буквы своего имени и титула. Такая система позволяла обезопасить документ от подлогов или утрат в случае расклейки столбцов. Помимо столбцовой в приказах использовались и другие формы документов — тетради (нескольколистов, сшитых в один корешок), грамоты (отдельные наиболее важные правительственные указы или частные сделки). Постепенно в работе приказов произошло разделение в хранении подлинников и копий документов. Первоначально архивы в приказах располагались в тесных, неприспособленных помещениях — ≪казенках≫. Однако после сильнейшего пожара в Москве в 1626 г., уничтожившего большое количество деревянных построек, в том числе и тех, где располагались приказы, в Кремле было построено специальное каменное здание, в котором и разместились уцелевшие архивы приказов. В дальнейшем именно сюда стали поступать на хранение документы от московских приказов. Характерной особенностью работы архивов этого периода было то, что потерявшие практическое значение документы, как правило, хранились в канцелярии вместе с текущим делопроизводством, т.е. хранилища документов еще не стали самостоятельными структурными подразделениями учреждений. Для истории архивного дела Русского централизованного государства особое значение имеет Царский (или государственный) архив, который в XVI в. занимал центральное место среди хранилищ письменных материалов. Текущими делами архива руководили думные дьяки. Документы в архиве хранились в ящиках, в каждом из которых находились грамоты, книги, тетради, столбцы, а в некоторых — архивы бывших независимых земель. Условно архив можно было разделить на две группы материалов: изъятых в воссоединенных землях (духовные грамоты великих и удельных князей) и возникавших в процессе деятельности государственных учреждений (документы по истории внутренней и внешней политики Русского централизованного государства). В Царском архиве отлагались материалы, начиная с XIV в., в том числе документы упраздненных учреждений и наиболее важная документация XVI в. В конце XVI в. большинство дел из Царского архива было передано в архив Посольского приказа. В начале XVII в. (в Смутное время) входившие ранее в состав Царского архива документы сильно пострадали в результате военной интервенции.
К таблице
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |