Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идентификация




себя с объектом, местом, территорией –

· есть явление отождествления чего-либо с собой;

· определенное неравнодушное, эмоциональное отношение к чему-либо как к самому себе, что проявляется в высказываниях типа “мой дом”, “мой город”.

 

Особенно явно такое неравнодушное отношение проявляется в случае внешней (т.е. со стороны кого-либо) оценки данного объекта. Похвала или порицание “моего” места кем-либо другим воспринимается нами как похвала или порицание нам самим.

Идентификация является существенной характеристикой отношения человека к окружающему миру вообще. Одним из первичных способов структурирования внешнего мира в сознании человека является разделение его на “свое” и “чужое”; так появляется “мой дом”, “мой город” и т.п.

Важно, что восприятие чего-либо как “своего” сопровождается и определенным поведением в отношении этого объекта, для которого характерна заботливость, бережливость, заинтересованность. В отношении “чужого” объекта человек ведет себя более равнодушно, а иногда и плохо, даже вредительски – в зависимости от уровня его культуры.

Следовательно, те проблемы, которые связаны с деградацией, ухудшением, порчей окружающей созданной человеком среды, во многом проистекают из нелюбовного, безразличного и даже плохого отношения людей к окружающей среде, которая не воспринимается ими как «своя» и с которой человек не отождествляет, не идентифицирует себя.

 


ПРИВАТНОСТЬ –

· от англ. рrivacy – уединение, секретность;

· определенная степень открытости-закрытости человека по отношению к окружающим или окружению.

 

Стремление человека или группы к отделенности, автономности, независимости от других – естественно, так же как и стремление человека или группы регулировать границы между собой и другими.

Приватность имеет существенное значение и функции: позволяет осуществлять контроль и управление взаимодействием с другими людьми способствует самоидентификации, т.е. самоопределению и самоосознанию человека или группы; сохраняет их автономию и обеспечивает условия необходимой степени отрытости-закрытости от окружающих для осуществления человеком или группой своей деятельности или потребностей.

Стремление к приватности может исходить от различных социальных единиц – человека, семьи, группы, организации и т.д.

Формы сохранения приватности как персональной или групповой автономии – это физическая, социальная и психологическая отделенность.

Выделяют две стороны приватности – желаемую и реальную. Если желаемая приватность соответствует реальной, то говорят об оптимальной с точки зрения приватности ситуации. Если желаемая приватность выше или ниже реально испытываемой, то имеет место ситуация несоответствия, неудовлетворенности для человека или группы.

Человек стремится установить оптимальный уровень приватности. Можно выделить процессы «входа» и «выхода», т.е. человек старается регулировать как контакты, приходящие от других, так и контакты, выходящие от него к другим.

Для достижения приватности используется широкий диапазон средств: вербальное и невербальное поведение, персональное пространство, персонализация территории, различные механизмы культуры – традиции, нормы поведения и общения и т.д. Они могут взаимодополнять друг друга или компенсировать недостаток той или иной формы. Например, при невозможности пространственного удаления правила поведения и общения могут обеспечивать необходимую степень закрытости личной жизни.

 


КОНТРОЛЬ ЗА СРЕДОЙ –

· целенаправленное регулирование непосредственно окружающей человека среды и происходящего в ней, т.е. физической среды и складывающейся социальной ситуации.

 

Выделяют субъект контроля - то или тот, от чего или от кого исходит регулирующее воздействие; объект контроля - тот или то, на кого или на что направлено регулирующее воздействие.

Если объект и субъект контроля совпадают, то это ситуация внутреннего контроля (самоконтроля); если объект и субъект контроля не совпадают, то говорят о ситуации внешнего контроля над данным человеком или объектом.

В деятельности людей обычно одновременно имеют место обе формы контроля, и можно говорить лишь о соотношении внешнего и внутреннего контроля.

Среда рассматривается в качестве субъекта контроля в тех случаях, когда состояние и изменение среды не зависит от человека.

Степень контроля характеризуется тем, в какой мере субъект контроля может регулировать, т.е. намеренно менять среду или ситуацию. Среда также может рассматриваться в качестве субъекта контроля в случае, когда условия среды полностью определяют деятельность человека.

Можно выделить следующие ситуации в зависимости от того, кто – человек или среда – является субъектом или объектом контроля:

А – человек контролирует как свою деятельность, так и среду, т.е. человек обладает максимальной свободой выбора;

Б - человек контролирует свое поведение, но не воздействует на среду или действует независимо от среды;

В - человек контролирует среду, но не свое поведение; среда определяет поведение человека, либо человек может контролировать свою деятельность, меняя среду;

Г - человек не контролирует ни среду, ни свое поведение; происходит полное подчинение условиям среды.

Необходимо разделять реально осуществляемый контроль и субъективное ощущение возможности контролировать ситуацию, т.е. субъективное ощущение контроля (см.).

СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ КОНТРОЛЯ –

· наличие субъективного чувства контроля над ситуацией;

· улучшает психическое состояние человека и содействует эффективной деятельности.

 

В психологии имеется направление, занимающееся изучением ситуаций, в которых люди лишены контроля за средой (например, в заключении). Если человек находится в течении длительного времени в условиях полного отсутствия контроля за средой, то он привыкает быть “беспомощным”, приобретает стереотип ничего не делать в ситуациях, где ему надо было бы активно действовать. Такая привычка не предпринимать активных действий может отрицательно влиять на здоровье и психику.

Параметр контроля над средой используется для характеристики типа личности. При этом принимается во внимание, как человек воспринимает причинную связь между своей деятельностью и условиями среды, а также его субъективное ощущение локализации контроля, т.е. откуда проистекает контроль над ситуацией и деятельностью – извне или от него самого.

Если человек считает, что разные случаи жизни определяются судьбой, результатом случайностей, другими людьми, то он является личностью с внешним контролем. Если человек придерживается мнения, что он своей активной деятельностью может вызвать изменения в окружающей среде и влиять на жизненные процессы и события, то он обладает внутренним контролем.

Формированию ощущения внутреннего контроля, т.е. более активной жизненной позиции, способствует развитие ребенка в условиях, когда он обладает возможностью регулировать свое окружение, физическую среду для себя. Например, если ребенок имеет свое пространство – уголок, комнату – и тем самым приобретает опыт контроля над средой.


МЕСТО ПОВЕДЕНИЯ –

· объективная, ограниченная во времени и пространстве ситуация, которой свойственна определенная совокупность форм поведения участников и повторяемость;

· это событие, которое происходит в данном месте с определенной периодичностью по определенной форме, независимо от конкретных участвующих в нем людей.

Например, лекция в аудитории, праздник на площади и т.п.

Элементы места поведения - люди и окружающая их физическая обстановка с определенным набором вещей оборудования.

Место поведения рассматривается как динамичная система, которая существует только в действии – явление, событие, формы поведения разворачивается во времени, имеют начало и конец. Функционирование места поведения проявляется в непрерывном воспроизведении определенного образца поведения группы людей, свойственного данному месту поведения, т.е. событию, протекающему в данном месте пространства. Место поведения подчиняется сценарию события, которое называется программой места поведения.

Специфическое функционирование места поведения соответственно его программе происходит благодаря действию различных сил и механизмов. Это, с одной стороны, сами участники, заинтересованные в удовлетворении определенных потребностей благодаря данному месту поведения; с другой стороны, это силы, действующие извне места поведения, – их требования могут быть зафиксированы в формах, регулирующих протекание данного события в данном месте: расписание, инструкции, устав, правила поведения и т.п.

Место поведения как некая пространственно-временная и социальная ситуация обладает целостностью, стабильностью и относительной автономией от окружающего. Место поведения действует как самостоятельное целое, само регулируя свое функциональное состояние, оказывая давление на свои элементы. Это происходит двумя способами: при помощи специфического механизма самоконтроля, - участники постоянно сравнивают данное состояние места поведения со своим представлением о желаемом, необходимом (выполнение программы, согласованность элементов и участников, удовлетворенность и т.п.).

Помехи в нормальном функционировании места поведения активизируют механизм коррекции происходящего. Эти механизмы либо исправят ошибку, поведение, либо устранят несоответствующий элемент для восстановления стабильного оптимального состояния места поведения. Если такая регуляция оказывается нерезультативной, то событие нарушается, место поведения “вымирает”, прекращает свое существование на данный период времени.


НАСЕЛЕННОСТЬ МЕСТА ПОВЕДЕНИЯ –

· количество действующих в месте поведения людей.

 

Состояние места поведения как целого зависит от свойств его внутренней среды, в том числе и от количества действующих в нем людей. Для осуществления своей программы каждое место поведения нуждается в определенном количестве людей. Если все роли, которые должны быть по программе места поведения для данного события, имеют исполнителя, то данное место поведения является оптимально населенным,

Недонаселенность возникает тогда, когда людей меньше, чем предлагаемых ролей. Такое ухудшение внутренней среды места поведения, если оно не превышает определенные пределы, активизирует процессы внутренней регуляции места поведения. Для того, чтобы сохранились свойства места поведения как целостности, как стабильной ситуации, нужны соответствующие компенсирующие явления или меры. Легче всего они осуществляются через поведение людей, их деятельность.

Так, в недонаселенном месте поведения распределяется прежнее количество функций, ролей, требований данного места поведения среди меньшего количества участников. На каждого из них в таком случае будет действовать больше требований, будет падать большая нагрузка. Недостаток участников компенсируется более активными и разнообразными действиями участвующих, каждый несет большую нагрузку, ответственность, весомость, значимость; люди находятся в большей деловой зависимости друг от друга. При этом наблюдается больше взаимодействия и социальной коммуникации (направление, одобрение и др. реакции); люди находятся чаще в более важных ролях, выполняют более важные задания, более сложные для себя, сильнее поддерживают осуществление общей программы, дела; уменьшаются претензии относительно качества работы и новых участников, свободнее становится допуск в данное место поведения; более часто используется исправление, чем удаление того, кто является источником неадекватного поведения.

Психологические последствия для участников такой ситуации:

· меньшая чувствительность и критичность к индивидуальным различиям; других людей видит более подходящими для большего числа ролей; людей оценивают по результатам работы, важным для общего дела, а не по личным особенностям;

· участники более заинтересованы в общем деле, у них больше ответственности в удовлетворении потребностей других участников;

· у участников больше чувство неуверенности относительно осуществляемой программы;

· участники воспринимают себя как более значимых, важных, ответственных за успех общего дела или происходящего.

Поведенческие последствия недонаселенности объективны и неизбежны, независимы от конкретных индивидуальных особенностей участвующих или их позиции в данном месте поведения.

 


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕСТ ПОВЕДЕНИЯ –




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.