Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-философские традиции рассмотрения творчества




ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА 3

МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА:

План темы:

3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.

3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества.

3.3. Можно ли творчество программировать?

3.4. Аксиология творчества.

3.5. Творчество как усиление себя.

3.6. Есть вариант!

 

Понятие массово-коммуникационной деятельности личности необходимо свя­зано с понятием мотива творчества. Творчество как «одухотворенное действие» поднимает личность на качественно новый уровень. Ученый-гуманист Абрахам Маслоу неоднократно замечал по этому поводу, что только самоактуализирующи­еся креативные личности независимы, автономны и самонаправленны. Лишь они — хозяева реальности.

Способы осуществления действия можно определить как технологии. Терми­ны «действия» и «технологии» необходимо различать. Действия соотносительны целям, технологии — условиям, обстоятельствам, ситуативным элементам и т.д. Особенно наглядно это различие можно продемонстрировать на примере орудий­ных действий — допустим, что цель у журналиста остается одной и той же, но в одном случае он использует коммуникационную технику сегодняшнего дня, а в другом — десятилетней давности.

Субъект творчества (творческая личность) является основным элементом твор­ческого процесса. Современное понимание творчества как сущностной характеристи­ки человека достаточно полно выявляет характер совершающихся перемен в социаль­ном мире. Следовательно, творчество можно определить как форму саморазвития ин­дивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы, как приобщение к высшим смыслам бытия. Причем понимание высших смыслов бытия исторично.

 

Историко-философская, психологическая и социологическая традиция рассмот­рения творчества имеет давнюю традицию. Она возникает с рождением философ­ской рефлексии вообще. Так, в античном сознании творчество выступает в двух фор­мах: как божественное — акт рождения (творения) Космоса и как человеческое — искусство, ремесло. В Средневековье творчество уже видится как вызывание бытия

из небытия посредством волевого акта божественной личности. Тем самым создает­ся предпосылка понимания творчества как создания чего-то небывалого, уникаль­ного и неповторимого. В эпоху Возрождения усиливается его антропологическое звучание: космическим по масштабам был сам шаг от культа религиозного начала — к культу гения как носителя творческого начала.

Завершенная концепция творчества создается в XVI11 веке Иммануилом Кан­том. Творческой деятельностью называется продуктивная способность воображения. Усиливается предметно-практическое, деятельностное видение творчества. Струк­тура творческого процесса признается важнейшим моментом структуры сознания. Фридрих В. Шеллинг акцентировал внимание на том, что творческая способность воображения — есть единство сознательной и бессознательной деятельности.

Наконец, хронологически более близкая нам диалектико-материалистическая традиция в понимании творчества нашла свое воплощение у Карла Маркса: твор­чество — это деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. Эти мотивы усиливаются у эмпириков (Д. Дьюи, Дж. Мид), для которых творчество выступает как интеллектуально выраженная форма социальной деятельности. Так, к примеру, для Дьюи творчество — это сообразительность ума, поставленного пе­ред жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации. Мид, будучи прагматиком, делал акцент на творческое взаимодействие и самореализацию индивида в различных социальных группах.

Наш соотечественник Федор Степун рассматривал жизнь и творчество как два полярно противоположных, борющихся в человеке начала20. Жизнь — пережива­ния, ощущения, внутренний опыт. Творчество — формальное и статичное объеди­нение продуктов духа: предметных ценностей (культуры) и «ценностей состояния» (личности, судьбы, любви, смерти и т. п.). В своей теории организации творческой деятельности он исходил из трех основных постулатов. Во-первых, что исходом вся­кого творческого акта, как стремящегося быть выражением невыразимого — жизни, является крушение. Во-вторых, что начало творчества — в самой природе человека. И, наконец, в-третьих, что неизбежность крушения заключена в природе творчества. В зависимости от соотношения в индивиде начал жизни и творчества Степун выде­лял и описывал три основных душевных уклада или типа мировоззрений: «мещан­ский», «мистический» и «артистический».

Вместе с тем сегодня понятие «творческая личность», на наш взгляд, все же не имеет достаточного философского или даже вполне «прикладного» обоснования. В качестве «рабочей» можно принять следующую трактовку:

 

«Это личность, для которой творчество становится важнейшим регулятивом, смысложизненной ценностью, способом мироовладения и миро­восприятия. Руководствуясь в своей деятельности сознательно-волевы-

___________________________________

20 Основные идеи по данной проблематике автором были изложены в книгах, вышедших в период, когде он уже эмигрировал из России: Жизнь и творчество. — Берлин, 1923; Основные проблемы театра. -Берлин, 1923; Бывшее и несбывшееся. Т. 1-2. — Нью-Йорк, 1956; Встречи. — Мюнхен, 1962.

 

ми ориентирами и гарантированной степенью полезности, творческая лич­ность в процессе творчества транслирует свое "Я" в мир, способствуя совершенствованию бытия, дает его новые измерения»21.

 

В общеметодологическом смысле творчество представляет деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поскольку деятельность осуществляется во многих сферах, то и творчество, соответственно, многолико: научное, производственно-техническое, художественное, публицистическое, а также, к примеру, устное народное творчество и т. д., и т. п. Словами философа Дераба Мамардашвили сфокусируем исследуемую нами проблему: «человек — это прежде всего постоянное усилие стать человеком, это не естественное состояние, а состояние, которое творится непрерывно»22.

Но самореализоваться человек может лишь в пространстве языка, в том числе транслируемого СМИ, и его свободы. Следовательно, специфика рассмотрения зависит от признания той или иной парадигмы: общей — творчество как усиление себя, или частной — творчество как создание, допустим, массово-коммуникационных или каких-то других текстов.

Как бы суммируя все вышесказанное, можно привести точку зрения английского мыслителя Арнолда Дж. Тойнби: благодаря внутреннему развитию личности человек обретает возможность совершенствовать творческие акты, что и обуславливает рост общества. Творческая личность стремится преобразить других. Внутренняя необходимость этого процесса заключается в тождестве Жизни и Действия (нельзя же в самом деле считаться самим собой, не выразив свою сущность в действии). Внешней необходимостью является то, что поле действия человека накладывается m поля других, взаимодействуя с ними. Под воздействием же внешнего давления человек поднимается к вершинам Творчества. Однако творческой, неординарной личности нужны и соответствующие внешние условия, в первую очередь, соци­альные, для полной самореализации. Иначе, «усилия преображенной личности — повлиять на собратьев — неизбежно столкнутся с сопротивлением... их инерции, которая стремится... оставить все без изменений»23.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.