Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникаторы: безличные и индивидуальные




 

Итак, как мы выяснили, творческая деятельность журналиста по созданию га­зетных текстов может быть ограничена некоторыми индивидуально-личными, со­циально-культурными, профессионально-этическими, собственно творческими, экономическими и другими рамками. Поскольку внутри именно этого «простран­ства», в зависимости от обстоятельств, и должен журналист обеспечить контакт с читателем или аудиторией в целом, то и моделирование его деятельности или дея­тельности редакционного коллектива в целом необходимо начать с анализа этих ограничений, объективно присущих любому виду творческого самовыражения.

«Безличный» коммуникатор (социально-психологическая модель газеты как коммуникатора). Говоря о коммуникации в узком смысле слова, можно определить ее как процесс обмена информацией. Однако при таком подходе фиксируется лишь одно направление потока информации — от журналиста к аудитории читателей. Вместе с тем в условиях массово-коммуникационного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Этот аспект всегда интересовал как исследователей журналистики, так и журналистов-практиков. Но социально-психологические факторы деятельности СМИ чаще всего остаются вне внимания как первых, так и вторых. Связано это, конечно, прежде всего с трудно­стью проведения подобных исследований, с неотработанностью методик, которые могли бы без труда освоить и сами журналисты городских и районных газет.

Предлагаемая методика нами была отработана в применении к трем электрон­ным СМИ и к шести газетам разного типа — областной, трем городским и двум

_______________________________________

92 Ладанов Игорь. Практическая психология для мемсджеро». — М., 2006. — С. 24-48.

многотиражным. По отзывам самих журналистов, сообщенные им результаты ис­следований помогли точнее определить содержательную модель газеты, скоордини­ровать информационную политику издания, наметить конкретные перспективы.

Для примера сравним результаты, полученные при анализе городской газеты «Искра» (г. Лысьва, Пермская область) и многотиражной — «Тагильский металлург» (г. Нижний Тагил, Свердловская область). В том и в другом случае были контек­стуально изучены по нашей методике публикации за полугодие. В общей сложности было проанализировано 936 публикаций различных жанров. Для «чистоты экспе­римента» часть из них была исследована с применением метода контент-анализа, были также опрошены эксперты из числа журналистов данных коллективов и из газет соседних городов.

Итак, социально-психологическая модель газеты как коммуникатора склады­вается из пяти составляющих.

Во-первых, общая характеристика публикаций за конкретный период времени должна отражать две основные тенденции развития практической деятельности творческого коллектива: как учитываются социально-демографические качества аудитории; есть ли вообще возможность делать какие-то поправки на индивиду­ально-личностные характеристики потенциальных читателей. Наше исследование, в частности, показало, что вышеназванные газеты в адресных публикациях отдают предпочтение прежде всего «женщинам», «пенсионерам», «молодежи». В то же время количество «безадресных» публикаций, как показало в дальнейшем иссле­дование, почти вдвое больше по сравнению с областной газетой.

Учет же индивидуально-личностных характеристик потенциальной аудитории, к которым мы относим уровень и тип образования, опыт прошлой и настоящей профессиональной деятельности, социальный статус и т.д., был сфокусирован на таких условно введенных нами доминантах, как «среднее образование», «жители города», «вкладчики денежных средств», «покупатели». Как видим, диапазон по­тенциальных адресатов достаточно узок. Но именно они и только они были пред­ставлены статистически полно на страницах газет в данный период.

Кстати, наши исследования, как в этом случае, так и при анализе социально-пси­хологических моделей других газет как коммуникаторов: областной — «Зауралье» (г. Курган), городских — «Маяк Приуралья» (г. Чернушка, Пермская область), «Сургутский вестник» (г. Сургут, Тюменская область), «Красное знамя» (г. Касли, Челябинская область), позволили выделить и такую тенденцию: газеты прак­тически перестали обращаться конкретно к таким группам своей аудитории, как одинокие люди среднего возраста; интеллектуалы, для которых личное благосостоя­ние — отнюдь не главное в жизни; патриоты «малой» родины и т.д. То есть мы на­зываем только несколько возможных направлений взаимодействия с совершенно реальными группами потенциальных читателей. Любое социологическое исследо­вание читателей каждой из этих газет, да и всех других газет, даже при самой мини­мальной выборке позволит конкретизировать список.

Во-вторых, данная модель предполагает учет и такого фактора, как отражение собственно психологических и коммуникативных качеств аудитории СМИ. На­сколько, к примеру, учитывается тип личности потенциального реципиента, осо­бенности его характера? Или свойства памяти, мышления, воображения? Психо-

 

логи все чаще говорят о том, что сегодня в нашем обществе существует целый ряд причин, отрицательно влияющих прежде всего на психическое здоровье нации. Это и нарастающая межчеловеческая изоляция на фоне избыточной информации, и стрессы, вызванные экономической нестабильностью, и ослабление семьи, и пол­нейшая «легализация» алкоголя и алкогольных традиций в самых различных ва­риациях, и многое другое. Эмоциональная сфера становится доминирующей, при­чем даже менее контролируемой, так как личность меньше, чем прежде, сдержива­ется рамками каких-либо идеологических организаций, рамками воспитания, авторитетами и т.п. Без достаточной критики устанавливаются различные мифы, идеи, образцы поведения, демонстрируемые СМИ.

Но рано или поздно индивид начинает предпринимать какие-либо действия, рассчитанные на приобретение «иммунитета» против различного рода влияний, «разрушающих» ее. Но человек сможет сам принять решение только в том случае, если будет подготовлен к этому. В том числе и самими газеты (если, конечно, они не ставят манипулятивность воздействия во главу своей политики). Кстати гово­ря, профессиональные эксперты подтвердили в опросе данную тенденцию: читате­ли под доверительностью взаимоотношений с отдельными журналистами, со СМИ в целом понимают прежде всего «возможность получать ответы на самые сокро­венные свои вопросы».

С этой точки зрения журналисты анализируемых нами газет действовали весь­ма непоследовательно. К примеру, в них в анализируемый период были представ­лены отдельные публикации, адресованные лишь группам подростков-наркоманов и потенциальным самоубийцам. А также перепечатки из других (как правило, цен­тральных) изданий и из сети Интернет. Словно в их городах нет талантливых пси­хологов, способных популярным языком поговорить о насущных проблемах бы­тия? Или будто нет сегодня героев, преодолевших физическое или нравственное нездоровье во имя каких-то социально значимых целей? Что же касается учета ре­дакционными коллективами коммуникативных качеств потенциальной аудитории, то здесь обнаружилась следующая картина: более 40 % публикаций, которые хотя бы с натяжкой можно отнести к этой группе, были откровенно развлекательного (чаще просто досугового, игрового) характера.

В-третьих, мы включаем в социально-психологическую модель коммуникато­ра также такие понятия, как апеллирование к социально-гражданским качествам личности, аудитории в целом, учет общих субъективных характеристик индивиду­умов (таких, к примеру, как мировоззренческие, политические, идеологические ориентации и установки, в которых отражается отношение людей, аудитории в це­лом к себе и своему месту в обществе).

Социальная ответственность, объективность, патриотизм, диапазон принятия плюрализма мнений, существующих в обществе, в «Тагильском металлурге» нахо­дили отражение лишь в публикациях, рассказывающих о жизни родного предпри­ятия: в историческом плане или в воспитательном. Лысьвенские журналисты на­шли весьма перспективную форму реализации на практике плюралистического подхода в оценке весьма неординарных событий — «Пресс-клуб». Данная форма работы существует в редакции уже почти десять лет. На «заседания» журналисты приглашают представителей различных партий, движений, руководителей самого

 

различного ранга, просто собеседников, которые могут интересно и компетентно ответить на трудные вопросы. Но, в отличие от телевизионных «собратьев», расти­ражированных в жанре ток-шоу, их клуб отнюдь не предполагает даже чисто внешне эмоциональное «осуждение» той или иной точки зрения, не укладывающейся в рамки устоявшихся.

В-четвертых, мы выделяем группу профессионально-творческих качеств, де­монстрируемых журналистом (в нашем случае — в целом теми, кто выступает на страницах городских и районных газет). Здесь, собственно говоря, речь может идти о широком диапазоне творческой активности. Но мы выбрали лишь два аспекта из числа тех, что не затрагивались нами пока при анализе — умение ориентироваться в обстановке, оперативность, компетентность; и степень профессиональных уме­ний и навыков, способность к максимальной творческой реализации журналистов.

Благодаря методу моделирования, в данном случае явными становятся как твор­ческие удачи редакционных коллективов, так и промахи. Ибо система соотнесения профессионально-творческих качеств журналиста, допустим, с индивидуально-личностными характеристиками его потенциальных читателей или с их внутрен­ними характеристиками позволяет достаточно точно рассчитать эффективность взаимодействия.

В связи с этим логически оправданным является и выделение тех социальных ро­лей, которые берет на себя журналист при конкретном взаимодействии с читателем.

Сегодня, когда информация — даже при внешнем заявленном «сугубо инфор­мационном» подходе к деятельности СМИ — на практике оказывается чаще всего либо опосредованной чьим-либо мнением, либо комментированной, либо акценти­рованной, деятельность периодических изданий, особенно местных, нередко про­ходит не в диалогическом, а в дуалогическом (дословно — «двое говорят») режиме.

Как показывает опыт, предлагаемая методика формирования творческой соци­ально-психологической модели газеты или любого электронного СМИ как комму­никатора позволяет журналистским коллективам иметь достаточно эффективный, достоверный индикатор обратной связи.

Модель индивидуального коммуникатора (конкретного журналиста или любо­го другого человека, использующего СМИ для доведения до аудитории информа­ции определенного рода) включает те же самые пять параметров. Но в данном слу­чае речь идет об учете социально-демографических качеств отдельной личности, индивидуальных ее характеристиках, а также психологических и коммуникатив­ных параметрах. А учет общих субъективных социально-гражданские качеств, ана­лиз профессионально-творческих характеристик, описание выбранной коммуни­катором социальной роли производится в рамках описанных нами выше методик (см. главу «Человек как создатель продукции СМИ»).

Разработанные модели эффективной массово-коммуникационной деятельности, безусловно, не являются исчерпывающими. Они зачастую ситуативны по содержа­нию, но достаточно стабильны по форме и позволяют объяснить или описать разли­чия в эффективности взаимодействия коммуникаторов с различными группами ауди­тории читателей. Для этого достаточно сравнить качества, характеризующие того или иного коммуникатора, с «эталонными». Подчеркнем многозначность термина «эталонность». Он является таковым для отдельной, четко выделяемой (с точки эре-

 

ния, например, маркетингового подхода) и описанной группы аудитории газеты. Причем и в этом случае «эталонность» ситуативна и зависит, как мы говорили, от многих характеристик, прежде всего социально-психологического уровня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.