Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение периодов. Главная цель зоотехнических опытов – изыскать факторы, повышающие продуктивные качества животных




МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ ЗООТЕХНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ

Главная цель зоотехнических опытов – изыскать факторы, повышающие продуктивные качества животных. Для этого предложено более 10 методов постановки опытов. Но главными из них являются периодический и групповой. Остальные представляют собой разновидности группового метода или комбинированные: сочетание периодического и группового.

 

Схема зоотехнических опытов

 

 
 
Периодический


Групп-периодов
Групповой
Параллельных групп-периодов

Групп-периодов с обратным замещением
Латинского квадрата

 

 


Пар-аналогов Групп-аналогов   Однояйцовых двоен Миниатюрного стада (мини-стада) Интегральных групп

 

Периодический метод (метод периодов) разработали немецкие ученые Кюн и Вольф. Это один из первых методов, который был использован в опытной работе.

Сущность метода: действие изучаемого фактора испытывается на одной группе животных, но в разные периоды времени.

Оценка результатов опыта проводится по разности в показателях между периодами

 

Схема постановки зоотехнического опыта периодическим методом

Предварительный период, 15 суток Первый опытный период, 25 - 30 суток Второй (главный) опытный период, 30 - 60 суток Третий (заключительный, или контрольный) период, 25 - 30 суток
Основной комплекс (ОК) Основной комплекс (ОК) Основной комплекс ± изучаемый фактор А (ОК±А) Основной комплекс (ОК)

 

Для опыта подбирают одну группу сходных животных в количестве не менее 5 - 6 голов. С понижением сходства животных возрастает их количество в группе. Животные должны быть одного пола, одной породы. Сходство считается хорошим, если разница не превышает по живой массе и продуктивности – 5 %, по возрасту 5% нормального срока производственного использования, в сроке беременности – 5 % от продолжительности плодоношения, во времени опороса или окота – 3 - 6 дней, во времени отела или выжеребки – 1,5 - 2 недели. Допустимым считается сходство, если разница по этим признакам превышает названные не более чем в 1,5 - 2 раза, при коэффициентах вариации признаков в пределах 4 - 6 %. Животных, которые не соответствуют данным условиям, а также с признаками заболеваний удаляют или заменяют.

Цель предварительного периода – проверить сходство (аналогичность) отобранных животных в группу. В этот период допускается замена животных. Например, заменяют животных с плохим аппетитом или слишком драчливых, вызывающих стрессовое состояние у остальных. В предварительный период животных переводят с хозяйственного на основной опытный рацион в опытах по кормлению. Минимальная длительность предварительного периода 15 дней. После этого периода всякое изменение состава подопытной группы уже не допускается.

В первый опытный период животные находятся на основном комплексе (ОК). В опытах по кормлению – это основной рацион (ОР). Проводят все исследования согласно методике, то есть определяют показатели продуктивности, физиологические, биохимические и др. Минимальная продолжительность этого периода 25 - 30 суток.

Во второй, или главный период опыта дополнительно к основному комплексу или вместо части его животные получают изучаемый фактор А, или этот фактор исключается из основного комплекса, если он в него входил. Например, в опытах по кормлению изучаемыми факторами могут быть новые кормовые добавки: протеиновые, минеральные, витаминные, вкусовые и т.д., в опытах по зоогигиене различные виды излучений (инфракрасное, ультрафиолетовое), различные световые, температурные режимы и т.д.

В этот период продолжают изучение ответных реакций подопытных животных согласно методике. Длительность главного периода обычно составляет 1 - 2 месяца.

В третий (заключительный, или контрольный период), как и в первый опытный действие изучаемого фактора исключается, но продолжают определять изучаемые показатели. Этот период необходим для того, чтобы убедиться, действительно ли изменение продуктивности, состояния здоровья и т.д. определяются действием изучаемого фактора, а не случайными обстоятельствами. Продолжительность этого периода 25 - 30 суток.

О результатах опыта судят по разности в показателях, в первую очередь продуктивности, между главным периодом, когда животные получали изучаемый фактор, и первым, а так же третьим периодами, когда данный фактор был исключен. Например, авторами с помощью периодического метода изучалась эффективность зерносилоса из вико-овсяной смеси в рационах дойных коров. В подготовительный, первый и третий опытные периоды (продолжительностью по одному месяцу) в составе рациона коровы получали силос из многолетних трав, а во второй (главный) период (2 месяца) эквивалентное по энергетической питательности количество зерносилоса. В 1 кг зерносилоса содержалось 0,23 к.ед., 23 г переваримого протеина. Выход корм. ед. с 1 га при заготовке зерносилоса составил 48,5 ц, силоса из многолетних трав – 20,8 ц. При включении в рацион зерносилоса (2-ой период) среднесуточные удои возросли с 18,3 до 19,5 кг.

Достоинства периодического метода:

· исключается влияние индивидуальных особенностей животных на исход опыта, так как мы сравниваем между собой одних и тех же животных, но в разные периоды времени, ведь опыт проводят на одной группе;

· небольшая численность подопытных животных, а значит, проще учитывать их ответные реакции;

· меньше затрат на проведение опыта.

Недостатки периодического метода:

· действие случайных обстоятельств, или фактора времени на исход опыта. Со временем изменяются условия внешней среды: погода, условия содержания и кормления. Например, на пастбище изменяется урожайность травостоя и его химический состав. Со временем изменяются и сами животные. Эти изменения связаны с их ростом, развитием или изменением физиологического состояния (беременность, период лактации). Иногда совокупность этих изменений может оказать на животных большее влияние, чем изучаемые факторы. Вот почему периоды должны быть непродолжительными, чтобы ограничить действие фактора времени. Но за короткое время трудно изучить действие изучаемого фактора, то есть трудно получить объективные, достоверные данные. Академик ВАСХИЛ А.П. Дмитроченко, говоря о недостатках периодического метода, отмечал, что «чем продолжительнее опыт, тем сильнее влияние фактора времени на его исход. В длительных опытах действие фактора времени превалирует над действием изучаемого фактора и опыт обесценивается».

· трудности с учетом последствия изучаемого фактора. Например, в главный период животные получали витаминную добавку. В заключительный период она исключается, но определенное время сохраняется последствие этой добавки на животных.

Главное требование периодического метода: обеспечить животным во все периоды максимально сходные условия кормления и содержания, за исключением изучаемого фактора.

Применяют этот метод в основном в опытах на взрослых животных, так как у них меньше изменчивость, чем у молодняка.

Групповой метод предложил датский ученый Фиорд.

Сущность метода: действие изучаемого фактора испытывается на нескольких группах животных, но в одно и то же время. Следовательно, этот метод противоположен периодическому.

 

Схема постановки опыта групповым методом

(один из вариантов)

Группы Уравнительный период Главный период
1. Контрольная 2. Опытная 3. Опытная ОК ОК ОК ОК ОК±А ОК±В
ОК – основной комплекс, в опытах по кормлению основной рацион (ОР) А и В – изучаемые факторы

Одна группа – контрольная, изучаемый фактор не получает. Другие группы (одна или несколько) – опытные, изучаемые факторы получают. Все группы (контрольная и опытные) называются подопытными.

Главное требование – однородность (сходство) подопытных групп в начале главного периода.

Результаты опыта оценивают по разности в показателях, в первую очередь продуктивности между группами.

Например, в опыте на откармливаемых бычках изучалась эффективность небелковых азотистых добавок: карбамида и диаммонийфосфата. Бычки 1-ой (контрольной) группы получали основной рацион, 2-ой (опытной) – основной рацион + карбамид и 3-ей (опытной) – основной рацион + диаммонийфосфат. Результаты опыта оценивали по разнице в показателях продуктивности между каждой из опытных групп и контрольной, а также между 2-ой и 3-ей опытными группами.

Число групп обычно равно числу изучаемых факторов плюс 1.

Достоинство группового метода: исключается влияние случайных обстоятельств, или фактора времени на исход опыта. Конечно, эти обстоятельства действуют на животных, но действуют параллельно как на опытные, так на контрольную группы. Это означает, что опыты можно проводить длительное время, иногда в течение нескольких лет, и получать более объективные результаты. Например, в кратковременных опытах силосно-концентратный тип кормления коров не оказал на них отрицательного влияния. А вот при проведении длительных опытов выяснилось отрицательное влияние такого типа кормления на состояние здоровья, показатели воспроизводства.

Недостатки группового метода:

· влияние индивидуальных особенностей животных на исход опыта. Как отмечалось, главное требование метода – сходство подопытных групп в начале опыта. Но абсолютно одинаковых животных не бывает, поэтому подобрать абсолютно одинаковые группы невозможно;

· потребность большого числа животных для проведения опыта. Отсюда трудности с формированием подопытных групп. Например, из стада коров 250-300 голов с трудом удается укомплектовать 3 группы по 10 голов в каждой;

· повышаются затраты на проведение опыта, усложняется учет его результатов.

И всеже, несмотря на эти недостатки групповой метод чаще других применяется в научных исследованиях, так как он дает возможность проводить длительные опыты как на взрослых, так и на растущих животных и получать более объективные результаты.

Групповой метод включает несколько разновидностей: пар-аналогов, групп-аналгов, однояйцовых двоен, миниатюрного стада, интегральных групп.

Метод пар-аналогов (парный метод)

Сущность метода: комплектование подопытных групп производится путем подбора аналогов сходных животных, которых распределяют таким образом, чтобы каждому животному в одной группе соответствовал аналог под этим же порядковым номером в другой группе. Если две группы, подбирают пары аналогов, если три – по три аналога под порядковыми номерами: 1-1-1, 2-2-2, 3-3-3 и т.д.

 

Схема постановки опыта по методу пар-аналогов

(простейший вариант)

 

Группы Уравнительный период Переходный период Главный (учетный) период
1. Контрольная 2. Опытная ОК ОК ОК ОК±А (постепенно) ОК ОК±А
Минимальная продолжительность 15 суток 7 - 10 суток 45 - 60 суток

 

Контрольная группа животных во все периоды опыта получает основной комплекс (ОК) факторов кормления и содержания.

Опытная группа в переходный период постепенно начинает получать изучаемый фактор (А) сверх основного комплекса или вместо части его. В главный период опытная группа получает изучаемый фактор в полном объеме.

Результаты опыта оценивают по разности в показателях между группами в главный период опыта.

Требования к аналогам:

1. Порода и тип животных. Аналогами могут быть только животные одной породы, желательно чистопородные, у них меньше изменчивость. Подопытные животные должны быть типичными для данной породы.

2. Происхождение. У многоплодных животных, например, свиней аналогов отбирают из одного помета.

3. Пол. Аналогами могут быть только животные одного пола. Например, у бычков приросты массы на 10 - 15 % выше, чем у телок.

4. Живая масса. Допускаются различия между аналогами до 10 % от среднего показателя для взрослых животных и до 5 % - для молодняка.

5. Продуктивность. Допускаются различия до 8 - 10 % в удоях, шерстности, яйценоскости.

6. Возраст. Различия до 5 % от нормального срока производственного использования.

7. Физиологическое состояние. Различия в сроках беременности до 5 % от всей продолжительности плодоношения.

8. Состояние здоровья. Животные должны быть здоровыми, с нормальной половой функцией. Обязателен их осмотр ветврачом. В необходимых случаях проводят ветеринарные обработки, вакцинации, дегильминтизации и т.д.

9. Упитанность должна быть средняя, или заводская. Истощенные или ожиревшие животные для опыта не годятся.

10. Индивидуальные особенности: состояние аппетита, темперамент, агрессивность также учитывают при подборе аналогов.

Изменчивость животных по основным признакам в пределах группы допускается в 2, а иногда и в 3 раза больше, чем между аналогами в зависимости от цели и характера исследований.

После подбора групп решается вопрос, которая из них будет контрольной, а какие опытными. Этот вопрос решается путем жеребьевки. Сознательное, преднамеренное комплектование неполноценных групп считается преступлением в опытном деле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.