Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги




Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научного труда по избранной теме (монографический реферат) или нескольких трудов специалистов, результатов исследования какой-либо научной проблемы, литературных и других источников определенного направления (обзорный реферат). Такой обзор представляет собой итог самостоятельного изучения студентом первоисточников, отражающий их основное содержание, и должен раскрыть суть исследуемой научной проблемы, дать читателю представление о современном состоянии изученности этой проблемы, включая имеющиеся в литературных источниках точки зрения специалистов. Автор реферата должен также обосновать собственный взгляд на проблему.

Рефераты всегда пишутся по какой-то определенной теме на основе некоторого круга первоисточников (монографий, учебников, статей и т.п.). При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—5 первоисточников.

Освещаемая в реферате тема, проблема или задача должна содержать информационные сведения, основные тезисы и фактические данные по исследуемому предмету, преобразованные в пояснительную научно-стилистическую форму сообщения, путем аналитического изучения и, как результат, документального отображения переработанной информации в готовый материал, способный в краткой форме отразить основные аспекты заданной темы. Фактические данные, изложенные в реферате, должны быть максимально сжаты и направлены на то, чтобы донести основную суть рассматриваемого вопроса.

Реферат, как самостоятельная учебная работа, широко используется в образовательных целях. В отличие от научных статей, имеющих целью получение нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Но это не простой пересказ прочитанного, а довольно серьезная работа, требующая, определенной подготовленности автора. Обычно основной целью учебного реферата является демонстрация знаний студентов по конкретной теме или проблеме и приобретение ими практических навыков работы с научной и научно-методической литературой, навыков по эффективному сбору и обработке информации, ее анализу, обобщению, выделению главного, способности грамотно излагать вопросы рассматриваемой темы, формулировать выводы. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные вопросы изучаемой дисциплины, учится логично и лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу.

По типу рефераты делятся на:

- классификационные, позволяющие его автору обобщить изучаемый материал;

- познавательные, позволяющие его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач изучаемой дисциплины;

- исследовательские, в которых основным содержанием реферата является ряд задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, а несколько более широкая работа).

По виду рефераты делятся на:

- монографические (результат переработки одного первоисточника);

- обзорные (результат переработки нескольких первоисточников).

Развернутый монографический реферат в ряде случаев избавляет от необходимости обращаться непосредственно к самому первоисточнику.

Обзорный реферат - реферат, составленный на основе рассмотрения некоторого количества первоисточников и являющийся сводной характеристикой их содержания.

Процесс работы над рефератом лучше разбить на этапы.

Во-первых, очень важно правильно выбрать тему. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Она не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Для этого существуют тематические каталоги библиотек и библиографические указатели литературы. Особое внимание необходимо уделить новой литературе по избранной проблематике, в том числе журнальным статьям и статьям, опубликованным в материалах конференций.

Когда выбор темы реферата сделан, следует приступать ко второму этапу работы над рефератом - подбору и изучению основных первоисточников по разрабатываемой теме. Здесь нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного характера. Отличительными чертами научной литературы являются наличие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов. Чтение научной литературы, по сравнению информационной, требует специфических навыков и подходов. При встрече с непонятными терминами нужно не лениться заглянуть в словари. Научные материалы, отбираемые для реферата, должны быть актуальны на сегодняшний день. На основе подобранных первоисточников необходимо самостоятельно изучить проблему.

Третьим этапом является составление плана (содержания) реферата. План лучше составить до написания работы и опираться на него во время ее написания. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе по его написанию, способствует систематизации найденного материала, обеспечивает последовательность его изложения. План не должен быть слишком сложным и запутанным. То есть для работы объемом в 15-20 страниц вполне достаточно двух - трех разделов основной части и, возможно, по два - три подраздела в каждом разделе.

Разбивая основную часть на разделы, необходимо помнить о том, что они должны быть примерно одинаковыми по объему, то есть необходимо соблюдать баланс между ними. Если рассмотрение первого раздела занимает 10 страниц работы, а на второй и третий выделено только по две страницы, то налицо несбалансированность, что свидетельствует о недостаточной продуманности основной части работы.

При всем многообразии индивидуальных подходов к плану реферата традиционным является следующий:

- введение;

- основная часть (главы, разделы, части);

- заключение (или выводы);

- список использованной литературы;

- приложения (по усмотрению автора).

План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Четвертый этап - написание работы и о формления ее согласно требованиям. При выполнении этого этапа требуется быть внимательным, «не лить воду», не писать заумными словами и оборотами. В заключительной части, нужно обязательно сделать выводы, к которым автор пришел в результате работы над рефератом.

Заключительный этап - редактирование реферата. При редактировании необходимо проверить еще раз последовательность и вразумительность изложения, исправить обнаруженные ошибки, неточности, опечатки, удалить повторы, убрать все лишние отступления от темы, устранить тавтологию, пояснить всё непонятное, перефразировать неудачные обороты и т.д. В тексте не должно быть повторения одних и тех же мыслей, а также одних и тех же слов – необходимо подбирать синонимы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.