Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О способах приобретения латинами римского гражданства. 3 страница




181 Ясно, что в этих случаях опека патрона и его сына отнюдь не нарушается.

182 Кроме того сенат постановил, что, если опекун малолетнего, какого бы то ни было пола, будет устранен от опеки вследствие неблагонадежности, или если он по основательной причине откажется от принятия опеки, то на его место можно назначить другого опекуна, причем прежний опекун теряет опеку.

183 Все это соблюдается одинаково как в Риме, так и в провинциях; в провинциях, конечно, опекун должен быть испрашиваем у наместника.

184 Прежде, когда применялись в судопроизводстве законные (формальные) иски, опекун давался также в том случае, если между опекуном и женщиной или питомцем (опекаемым) возникала тяжба и судебное разбирательство. Именно, так как опекун не мог быть судьею в собственных делах и там предъявлять interpositio auctoritatis, то назначался особый опекун, при участии которого совершалось торжественное судебное действие; он назывался преторским опекуном, так как назначался городским претором. Но некоторые полагают, что, после уничтожения системы законных (формальных) исков этот вид назначения опекунов оказался излишним, но он и в новейшем праве применяется в том случае, когда дело производится в Риме между римскими гражданами.

185 Если у кого по каким-либо причинам вовсе не было опекуна, то ему давался опекун в городе Риме городским претором и большинством народных трибунов в силу закона Атилия, каковой опекун называется (по имени закона) Атилианским; в провинциях же опекуны назначаются наместниками провинции в силу закона Юлия и Тиция.

186 Вследствие этого, если кому-либо опекун по завещанию был назна­чен под известным условием или с известного срока, то ему мог быть назначаем (временный) опекун до тех пор, пока срок не истек или условие не исполнилось. Точно также, если опекун будет назначен без всяких условий. то он по тем же законам должен быть испрашиваем до тех пор, пока кто-нибудь не вступит в наследство. Он же перестает быть опекуном, коль скоро кто-нибудь явился опекуном на основании завещания.

187 Равным образом когда опекун был взят неприятелями в плен, то по вышеприведенным законам испрашивался опекун, который переставал быть опекуном, если пленный возвращался на родину, ибо возвратившийся получал опеку на основании juris postliminii.

188 Из этого явствует, сколько есть видов опеки. А если спросим, к скольким родам сводятся эти виды, то об этом пришлось бы долго рассуж­дать. Ибо между древними юристами по этому поводу не было согласия Так как мы несколько подробнее рассматривали этот вопрос и при толковании эдикта, а также в тех рассуждениях, которые мы написали на основании сочинений Квинта Муция, то достаточно будет заметить, что некоторые, например Квинт Муций, принимают 5 родов, другие, как например Сервий Сульпиций, три, третьи, как например Лабеон, два; накониц иные опять полагают, что родов опеки существует столько же сколько и видов.

189.По праву почти всех государств малолетние находятся под опекою, так как сообразно с естественным правом, чтобы недостигший совершеннолетия был под покровительством другого лица. И нет почти ни одного государства, в котором не позволялось бы родителям (агнатическим восходящим) назначать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям,хотя, как мы выше сказали, казалось бы, что только одни римские граждане имеют детей и своей отцовской власти.

190. Но кажется, что назначение опеки над женщинами, достигшими совершеннолетия, не имеет справедливого основания, ибо, по общему мнению женщины состоят под опекою лишь потому, что, по своему легкомыслию подвергаются большею частью обману, а потому было бы справедливо, чтобы они оставались под надзором опекунов. Последний довод однако| скорее мнимый нежели действительный; ибо женщины ведь, достигшие совершеннолетия, сами занимаются своими делами, а в некоторых случаях опекун только для формы изъявляет свое согласие; часто опекун даже против своей воли принуждается претором давать соизволение.

191. Вот почему женщине и не предоставляется против опекуна никакой судебной защиты по делам опеки. Но, когда опекуны занимаются делами несовершеннолетних обоего пола, то этим, после их совершеннолетия, он дает на суде отчет в своей опеке.

192. Кипсчно, законная опека патронов и родителей (агнатических восходящих) пишется имеющею некоторое значение, вследствие того что опекунов нельзя принуждать к тому, чтобы они давали соизволение на составление завещания, на отчуждение т. н. res mancipi, на принятие обязательств,за исключением разве того случая, когда представляется важное обстоятельство для отчуждения т. н. res mancipi, или принятия на себя обязательств. И все это установлено было в пользу самих опекунов, именно чтобы они не исключались от наследства в силу завещания, так как они делаются наследниками женщин, умерших без завещания, и чтобы вследствие отчуждения наиболее ценных вещей или принятия на себя чужого долга не досталось им слишком уменьшенное наследство.

193.У иностранцев женщины находятся под опекой не так как у нас, но все-таки в большинстве случаев они состоят как бы по опекою; так например закон Визинийцев постановляет, чтобы женщина, если она совершает юридическое действие, получала соизволение от мужа или совершеннолетнего сына.

194. Свободнорожденные женщины освобождаются от опеки тогда, когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящиеся под законною опекой патрона или его детей освобождаются тогда, если у них четверо детей; прочие женщины, имеющие опекунов другого рода, как например Атилианских или доверенных, освобождаются из-под опеки, если у них трое детей.

195.Отпущенная на волю может равным образом иметь опекуна другого рода, например, если она отпущена на волю женщиною; ибо тогда они должна предъявить просьбу о назначении опекуна на основании Атилиева закона, а в провинциях по закону Юлия и Тиция, так как патронки, находясь сами под опекою, не могут быть опекунами.

195а Точно также если она отпущена на волю мужчиною, и с его согласия совершила коэмцию, а затем была обратно продана и отпущена на волю, то она перестает иметь опекуном патрона и начинает уже состоять под опекою того, кем она отпущена на волю, который и называется фидуциарным.

195Ь Равным образом, если патрон или его сын отдал себя в усыновление, то вольноотпущенная должна хлопотать о назначении себе опекуна по закону Атилия, или Юлия и Тиция.

195с На основании тех же законов вольноотпущенница должна также предъявить просьбу о назначении опекуна, если патрон умрет, не оставив к семействе ни одного сына.

196 Дети мужского пола освобождаются от опеки, когда достигают возмужалости; притом Сабин, Кассий и другие приверженцы нашей школы считают возмужалым того, который выказывает половую зрелость, т.е. который может производить потомство; относительно же тех, которые не способны к деторождению, каковы например евнухи, spadones (лишенные мужской половой силы), следует ожидать того возраста, в котором они достигают совершеннолетия; но приверженцы других школ полагают, что возмужалость следует определять по годам, т.е. они считают того возмужалым, кому кончилось 14 лет от роду.

197 Право, на основании которого малолетний остается под опекою совершеннолетнего, пока не достигнет того возраста, когда может заниматься своими делами, соблюдается также у иностранных племен, о чем мы выше сказали.

198 Но и в провинциях, по тем же самым причинам, наместники назначают обыкновенно попечителей.

199 Однако, чтобы имение малолетних и тех, кто состоит под попечительством, не было истрачено и не потерпело ущерба от попечителей или опекунов, претор должен озаботиться, чтобы те и другие представили поручительство, дали особое обещание в том, что отнесутся к исполнению своей обязанности с надлежащею рачительностью.

200 Впрочем это бывает не всегда, ибо с одной стороны опекуны, назначенные по завещанию, не принуждаются представлять поручительства, потому что добросовестность их и усердие признаны самим завещателем; с другой стороны попечители, которым попечительство принадлежит не по закону, но которые назначаются или консулом, или претором, или наместником провинции, по большей части не представляют поручителей, так как, разумеется, они были выбраны как благонадежные и честные.

КНИГА ВТОРАЯ

1. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего частного обладания.

2. Итак, главное деление вещей обнимает собою две части, именно одни вещи суть божественного права, другие - человеческого.

3. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи с священным значением.

4. RES SACRAE суть вещи, которые посвящены высшим Богам; RELIGIOSAE -посвящены Богам подземным.

5. Священною делается вещь только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа, например, на основании закона, на этот случай изданного, или сенатским постановлением.

6. Религиозною делаем мы вещь по нашему собственному желанию, хороня умершего в место, нам принадлежащее, если только погребение покойника зависит от нас.

7. Однако большинство юристов полагает, что землю в провинции нельзя сделать религиозною, так как право собственности в этой земле принадлежит или римскому народу, или императору; мы же, как кажется, имеем только право владения или полного пользования. Тем не менее место это считается религиозным, хотя бы оно на самом деле не было таким. Равным образом вещи в провинции, не посвященные властью римского народа, собственно наделяются RES SACRAE, но все-таки считаются SACRAE.

8. Вещи с священным значением, как например, городские стены и ворота, тоже принадлежат в известной степени к категории вещей божественного права.

9. Предметы божественного права не состоят ни в чьем владении; то же что образует группу вещей божественного права, в большинстве случаев составляет чью-либо собственность; может впрочем и никому не принадлежать: так например наследственная масса, пока не явится какой-либо наследник, не принадлежит никому.

10. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства или частных лиц.

11. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества - это те,которые принадлежат отдельным лицам.

12.Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические, другие бестелесные, идеальные.

13. Физические вещи - вещи - это те, которые могут быть осязаемы, как то:земля, раб, платье, золото, серебро и наконец бесчисленные другие вещи.

14 Бестелесные - это те, которые не могут быть осязаемы; к таковым принадлежат те, которые заключаются в праве, например, наследство, пользовладение, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные, и нисколько не важно то, что в наследстве заключаются физические вещи, ибо и плоды, которые собираются с земли, суть физического характера, а также и то, что нам следует по какому-либо обязательству, большею частью есть физический предмет, как например, земля, раб, деньги; но самое право наследования, право пользовладения, обязательственное право считаются RES INCORPORALES, т.е. бестелесными вещами. В том же числе находятся права ' городских и сельских имений, называемые также служебностями.

14а. Кроме того существует деление вещей на два разряда: на RES MANCIPI и RES ПЕС MANCIPI.

14b К RES MANCIPI относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле;——————— к RES NЕС MANCIPI причис­ляют также сервитута городских имений; равным образом имения, наз. STIPENDIARIA и TRIBUTARIA.

15 К движимым вещам и тем, которые приходят в движение собственною силою, принадлежат в качестве RES MANCIPI: рабы, рабыни, четвероногие и укрощенные человеком ручные животные, как например, быки, лошади, мулы и ослы; по мнению приверженцев нашей школы такия животные тотчас, как только родились, считаются RES MANCIPI. Нерва и Прокул и прочие сторонники противной школы считают их RES MANCIPI только в том случае, когда эти животные сделались домашними, и если вследствие чрезмерной дикости они укрощены быть не могут, то, по их воззрению, животные эти тогда начинают быть RES MANCIPI, когда достигнут того возраста, в кото­ром обыкновенно укрощаются.

16 С другой стороны дикие звери, например медведи и львы причисляются к категории RES ПЕС MANCIPI; точно также и те животные, которые считаются почти зверями, например слоны, верблюды, и потому безразлично то обстоятельство, что эти животные обыкновенно делаются тоже ручными под ярмом или в узде; то же самое (=nec mancipi) относится ко всякого рода меньшим животным, так что даже между ручными животными, отдельных представителей которых мы упомянули выше в числе mancipi, есть такие, которые считаются nес mancipi.

17 Точно также почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res nес mancipi, за исключением сельских служебностей, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных.

18 Велика однако ж разница между вещами MANCIPI и NЕС MANCIPI.

19 А именно, res nес mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.

20. Следовательно, если я передам тебе платье, или золото, или серебро, на основании ли продажи, дарения или каким-нибудь другим образом, то вещь эта делается тотчас же твоею без соблюдения каких-либо торжественных формальностей

21. И в таких же точно условиях находятся провинциальные поместья, из которых одни мы называем stipendiaria, другие - tributaria; stipendiaria - это поземельные участки, находящиеся в тех провинциях, которые принадлежат римскому народу; tributaria - это имения, находящияся в провинциях, которые считаются собственностью императора.

22. res mancipi это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, такую же точно силу имеет форма приобретения прав, называемая in jure cessio.

23. Каким образом совершается манципация, это мы изложили в предшествующей книге.

24.Сделка in jure цессии совершается следующим образом: перед (судящим) магистратом римского народа, например, перед претором или наместником провинции, тот, кому вещь переуступается, держа ее, произносит:т "я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов". Затем, после того, как он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии (по отношению к спорному предмету)? Когда этот последний скажет, что нет, или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирующему (приобретающему); эта форма, которую можно совершать также в провинциях перед наместником, называется legis actio..

25. В большинстве случаев однако и почти всегда мы прибегаем к манципационной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетеле; поэтому не нужно с целью совершать injure цессии обращаться к преору или наместнику провинции, что соединено с известными трудностями.

26. Потому, если вещь, принадлежащая к разряду res mancipi, не была манципирована, ни передана перед судящим-————————.

26а. Поземельные участки, находящиеся в привинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

27. Кроме того, мы должны здесь заметить, что и jus nexi или nexum свойственно италийским землям; провинциальный поземельный участок не может быть предметом этого права; nexum применяется к земле только в случае, если она mancipi, а провинциальная причисляется к res пес mancipi. Провинциальный же участок, к которому относится квиритское право, считается италийским и, как таковой, может быть манципирован.

28.Очевидно, что передача не применяется к бестелесным вещам,

29 Городские сервитута можно переуступать только перед судящим претором; сельские же сервитута могут быть также предметом манципации.

30 Пользование допускает только форму передачи перед магистратом;собственник обремененного предмета может in jure уступить другому узуфрукт, а сам он удерживает за собою только право собственности. В случпе если пользовладелец уступает перед магистратом право владения и пользования собственнику этой вещи, то узуфрукт уничтожается и (полное) право собственности восстановляется; но если узуфруктуарий совершает такую передачу постороннему лицу, то тем не менее он сохраняет за собою это право, так как этот акт считается недействительным.

31 Но все это касается только италийских земель, так как эти земли могут быть предметом манципации и in jure цессии. А если кто захочет в провинциальных землях установить пользовладение, право прохода, прогона, водопровода, сервитут, предоставляющий право запрещать соседу делать всякие постройки или только от известной высоты, которые препятствовали бы доступу солнца, или какой-нибудь другой сервитут, то он может это осуществить только путем соответственных договоров и стипуляций, так как. и эти земли не могут быть предметом даже манципации или in jure цессии.

32 Но так как предметом узуфрукта могут быть рабы и животные, то мм должны заключить, что полное пользование ими можно также установить к провинциях посредством сделки перед судящим магистратом.

33 А если мы утверждали, что пользовладение может быть только предметом цессии in jure, то это сказано нами не зря, хотя узуфрукт можно также установить посредством манципационной формы, именно таким образом, что он отделяется при манципировании собственности; но так как и этом случае сам узуфрукт не манципируется, а только вычитывается при манципации собственности, то, следовательно, у одного будет пользовладение, а у другого право собственности.

34 Наследство можно также переуступать посредством мнимой виндикации.

35 Если тот, к кому переходит наследство по закону (в силу закона XII таблиц), уступит его in jure другому до принятия наследства, т.е. прежде чем сделался наследником, то тот, кому уступлено перед судящим магистратом наследство, становится наследником совершенно так, как если бы он был призван к наследованию в силу закона; если же первый уступит наследство после его принятия, то тем не менее он наследует и потому будет ответственным перед верителями, а долги погашаются: таким образом должники наследника извлекают выгоду, а наследственная масса переходи i к тому, кому уступлена, совершенно так, как если бы отдельные предметы были ему переданы перед судящим претором.

36 Если назначенный в завещании наследник уступает in jure свое наследство другому до принятия такового, то это действие на влечет за собой законных последствий. Но когда он это делает уже после принятия наследства, то тогда имеет место то, что мы сказали выше относительно того, к кому переходит наследство в силу закона (XII таблиц), если он только уступает in jure после принятия на себя обязательств умершего.

37. Приверженцы другой школы утверждают то же самое о необходимых наследниках, потому что, по-видимому, безразлично, делается ли кто наследником вследствие добровольного принятия наследства, или же вопреки своему желанию. В своем месте мы поговорим об этом случае. Но наши учителя думают, что необходимый наследник не совершает никакого юридического действия, когда уступает другому наследство в форме цессии in jure.

38. К обязательствам,, каким бы то ни было образом заключенным, не применяется ни один из выше упомянутых способов приобретения собственности; именно, если я захочу, чтобы следуемое мне принадлежало тебе,то я никаким из тех способов, которыми переносятся на другого физические вещи, достигнуть этого не могу, но необходимо, чтобы по моему желанию ту стипулировал этот долг от моего должника, вследствие чего он освобождается от долга, следуемого мне и становится твоим должником, что называется обновлением (преобразованием) обязательства.

39. Без этого обновления ты не будешь в праве предъявлять исков от твоего имени, только от моего имени или в качестве моего представителя

40. Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности; а именно, каждый будет или собственником, или он таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ, или каждый был собственником по квиритскому праву или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой простым обладателем.

41. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я ни манципирую, ни уступаю тебе перед судящим претором, и только передаю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо раз истек срок давности, вещь становится твоею полною собственностью, не только бонитарною, но и квиритскою, как если бы она была передана другому лицу манципацией или цессией.

42. По законам XII таблиц срок давности для вещей движимых – годовой, для недвижимых -двухгодичный.

43. Впрочем мы можем приобрести давностью вещи, переданные нам не их собственником, все равно будут ли это вещи, принадлежащие к числу res mancipi или nес mancipi, если только мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение данной вещи.

44. Это, по-видимому, введено для того, чтобы правоотношения собственности не оставались слишком долгое время неопределенными, так как для собственника достаточен годичный или двухгодичный срок для того,

45 Но иногда тот, кто владеет чужою вещью в доброй вере, не может сослаться на право давности, как, например, если кто владеет ворованною или насильственно захваченною вещью; именно, по закону XII таблиц не подлежат давности украденные вещи, а по закону Юлия и Плавтия насильно отнятые.

46 Равным образом недвижимые имущества в провинциях изъяты были из-под действия давностного владения.

47 Точно также когда-то вещи mancipi, принадлежавшие женщине, которая находилась под опекою агнатов, не подлежали давности, исключая того случая, когда женщина передала таковые при участии и с согласии опекуна; так определено было законом XII таблиц.

48 Равным образом, очевидно, исключались из-под действия давности свободные люди, вещи священные и религиозные.

49 Если выше сказано, что вещи ворованные и захваченные насильственно по законному запрещению не подлежат давности, - это не то значит, чтобы сам вор или тот, кто при помощи насилия владеет, не мог приобретать собственности на основании давности (ибо таким лицам не предоставляется право давности по другой причине, именно потому, что они недобросовестно владеют), но и никто другой, хотя бы он и приобрел вещь у вышеупомянутых лиц в доброй вере, не имеет выгод давностного владения.

50 Посему в движимом имуществе не легко иметь добросовестному владельцу право давности, ибо кто чужую вещь продаст или передает, тот совершает кражу. То же самое имеет место, если отчуждается вещь на каком-либо другом основании. Иногда однако бывает иначе; например, если наследник вещь, данную наследодателю в ссуду, или внаем, или отданную ему на сохранение, считая ее наследственною, продаст или подарит, то он воровства не совершает; точно также, если тот, кому принадлежит узуфрукт рабыни, продаст или подарит плод ее чрева, считая и его своим, то он кражи не совершает; воровства нет, как скоро нет умысла украсть. Еще другим образом может случиться, что кто-либо, не совершая воровства, передан другому чужую вещь, так что владеющий приобретает ее путем давности.

51 Также владение чужим поземельным участком может кто-либо при обрести без насилия, когда имение или вследствие нерадения хозяина остается без владельца, или потому, что хозяин отсутствовал в течении долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки эти нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускавших возможность воровстна недвижимости.

52. С другой стороны может случиться, что лицо, знающее, что владеет чужою вещью, приобретет собственность по давности, например когда кто-либо завладел предметом наследственной массы, владения которой наследник еще не получил. Такое лицо может приобретать путем давности, если только вещь эта такова, что не исключалась из-под действия давности; подобный вид владения и давности называется usucapio pro herede.

53. И эта давность настолько широко применялась, что даже недвижимости приобретались в собственность годичным владением.

54. Причина, почему в этом случае и для недвижимостей установлена была годовая давность, лежит в том, что некогда думали, что владение наследственною массою влечет за собою и приобретение самого права наследства давности, конечно, годовой; закон же XII таблиц установил для недвижимости двухгодичную, по крайней мере, давность, для прочих предметов годовую; следовательно, наследство причислялось, как кажется, к прочим вещам, так как оно не физический предмет и не res soli. И хотя впоследствии принято, что наследства не подлежат давности, тем не менее осталась годовая давность для всех наследственных предметов, даже для земель.

55. Причина применения такого несправедливого владения и такой давности состоит в том, что древние римляне желали, чтобы вступление в наследство совершалось как можно скорее, дабы во-первых был на лицо кто-либо приносящий жертвы по усопшим, о чем в те времена весьма заботились,и во-вторых для того, чтобы верители(наследственной массы) имели с кого взыскивать по долгам..

56. Этот же вид владения и давности называется также прибыльным, потому что каждый, несмотря на то что знает, что вещь чужая, извлекает из нее выгоды.

57. Но в настоящее время этот вид владения и давности уже невыгоден: по указу блаженного Адриана вышло сенатское постановление, чтобы такой вид давности-(посредством захвата) был отменен; поэтому наследник может получить наследство исковым порядком от того, кто приобрел таковое путем давности,точно также как если бы это имущество не было приобретено давностью.

58. Если есть ближайший или необходимый наследник, то, само собою разумеется, не может быть речи о приобретении наследственных вещей посредством давности pro herede.

59. Кроме того, можно, владея заведомо чужою вещью, приобретать таковую путем давности и по другим основаниям, именно, если кто давал другому в mancipium вещь фидуциарным образом или уступил вещь перед судящим магистратом, то он может, если сам владел тою же вещью, приобретать эту вещь обратно путем давностного владения, разумеется, годовым; хотя бы это была недвижимость. Этот вид давности называется usureceptio, так как мы то, что некогда имели, приобретаем обратно посредством давности.-

60 Fiducia заключается или с залогопринимателем или с другом, чтобы наша заложенная вещь была тем более обеспечена; если мы совершаем фидуциарную сделку с другом, то во всяком случае usureceptio имеет место; если же с верителем, то usureceptio допускается только после уплаты долга, до уплаты долга usureceptio возможна только в том случае, если веритель не передал этой вещи должнику ни в наем, ни в прекарное обладание; в последнем случае получается выгодная давность. |

61 Точно также, если государственная казна продает вещь, ей заложенную, и если собственнику удалось овладеть ею, то usureceptio возможна. Но в этом случае недвижимая собственность вновь приобретается посредством двухгодичного, давностного срока, что обыкновенно называется обратным приобретением владения давностью на основании предиатуры; лицо, покупающее от римского народа (или казны), называется praediator.

62 Иногда случается, что собственник вещи не может отчуждать ее и| наоборот несобственник имеет власть отчуждать вещь.

63 В самом деле, по Юлиеву закону запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество, против воли жены, хотя это имуществосоставляет его собственность, или на основании того, что манципировано ему как приданое, или уступлено перед судящим магистратом, или же приобретено посредством давности; некоторые однако сомневаются в том, относится ли этот закон только к италийским недвижимым имуществам, или также к провинциальным недвижимым участкам.

64 С другой стороны агнат, как попечитель сумасшедшего, может, по закону XII таблиц, отчуждать имущество безумного. Точно также может отчуждать по гражданскому праву поверенный, который управлял всеми делами отсутствующего; далее веритель может отчуждать по договору залог, хотя заложенная вещь не его собственность. Но это последнее имеет место, как кажется, потому, что отчуждение заложенной вещи совершается как бы по желанию залогодателя, который при заключении договора условился, что веритель может продать заложенный предмет, если он своевременно не будет удовлетворен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.