Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Никола Петров 19 страница




Минометы не унимались. Батареи 1-го и 3-го дивизионов
переносили огонь в район озера. Взвод пехотинцев мино-
вал оставленную утром траншею боевого охранения и за-
лег. Четкие цепи, в которых подразделения начали атаку,
распались. Лишь две небольшие группы продвигались впе-
ред. В районе цели № 8 — вспышки.

— Ориентир номер шесть... причал на озере, вправо
двадцать... пулемет! — выкрикнул разведчик.

Наводка орудий после двадцати минут интенсивного
огня, наверное, нарушилась. Неужели начинать пристрелку
еаново? Как найти свои разрывы?

— «Феникс-один», стой... Цель номер восемь, четыре
снаряда... беглый огонь!

Цель № 8 — стрелковая ячейка, отмеченная воронками
прямых попаданий.

— Очередь! — передал с ОП телефонист.

Один... второй... третий снаряды. Как будто мои. Боль-
шое рассеивание. Это в порядке вещей — огонь беглый.
Главное — заставить пулемет замолчать.

Новая очередь немецких разрывов легла внизу, под на-
сыпью, дым хлынул в ячейку. Может быть, пулемет умолк?
Снова вспышки очередей. Отставить корректуры! Огонь!


Снаряды второй очереди высоко выбросили комья земли.
ЁЛогасло пламя выстрелов. Прямое попадание!

Пехотинцы — какой роты? — поднялись, мины тут же
Ьфижали их к земле. На пути пехоты ложатся разрывы.
•Похоже, 4-я и 5-я батареи перенесли огонь в район пред-
[полагаемых позиций минометов. Пехотинец вскочил, бро-
кился, размахивая руками, вдоль цепи. Поднялось еще не-
сколько человек, побежали вперед.

Из окопов вылезают автоматчики, пятятся назад к до-
|иам. Немецкая пехота отходит! Я впервые наблюдал такую
рсартину.

Противник усилил огонь по насыпи. В небе — бризант-
| ные разрывы, за бруствером — мины...

— «Феникс», внимание... внимание... по исходному ру-
Ё5ежу НЗО «Бизон» не стрелять. Пехота вышла к домам
(северной окраины Малина,— передал телефонист с НП ко-
мандира дивизиона.

Я потерял 2-й батальон из вида. Где находились его
(подразделения? Разведчики-наблюдатели не могли отве-
тить.

Снова порыв на линии ПНП. Нет с лейтенантом Смоль-
|ковым связи. Поступило подтверждение: «Второй батальон
llQ-ro СП вытеснил автоматчиков из восточного квартала и
(вышел к озеру».

Поле боя перемещалось к югу. Отдельная группа пехоты
[продолжала блокировать дома, где засели немецкие авто-
Кматчики.

Связь с ПНП не восстановлена. Нужно думать о пере-
[.мещении наблюдательных пунктов. Когда поступит прика-
зание? Разведчики начали собирать имущество.

— «Феникс», стой! — передали с НП командира диви-
зиона.— СО — сто семь.

6-я батарея ведет огонь в составе дивизиона по району
огневых позиций минометов.

— Немецкая пехота оставила северо-восточный квартал
Малина и отошла. «Феникс»! Ваш новый НП... район ори-
ентира номер три. Приготовиться к смене,— передал теле-
фонист с НП командира дивизиона.

Люди разобрали оружие, сворачивали приборы, выносп-
, ли телефонное имущество. Нужно каждому поставить за-
дачу.

Телефонист передал мне трубку. Говорит командир ди-
визиона. Смена НП временно отложена. 10-й СП выполнил
блгокайшую задачу и переходит к обороне на достигнутом
рубеже. К смене НП готовятся все батареи 2-го дивизиона.


Восстановить связь с ПНП, наблюдение продолжать в преж-
нем секторе.

В ячейках дышать нечем. Объявлен перерыв. С оглуши-
тельным треском разорвалась очередь бризантных снарядов.
Осколки вонзаются в стенки. Шуршит, осыпается щебен-
ка. Вычислитель, полагая, что ячейка — место небезопас-
ное, бросился к выходу, свалил планшет. Другой — впопы-
хах подцепил ногой лямку, растянулся на полу.

Огневой налет не помеха,, служба не прекращается.
Караульный обнаружил людей. Начальствующие лица.

Из ячейки стреляющего не просматривались подступы
к насыпи с тыла. Я спустился по ходу сообщения. Кто там
разгуливает во время обстрела? Генерал Шерстюк. Да, это
командир 45-й СД. С ним 6—7 человек, в том числе майор
Соловьев и командир 10-го СП. Выделялся высоким ростом
капитан — начальник штаба артиллерии.

Новая очередь снарядов, с воем рассекая воздух, лег-
ла позади идущих. Немцы не наблюдали с наземных НП
мертвое пространство — стометровую полосу позади на-
сыпи.

— Стреляет метко,— заметил генерал, обращаясь к ма-
йору Соловьеву.— Пойдемте, товарищи командиры. Прошу
в укрытие.

Генерал. остановился рядом с Соловьевым у входа. По-
следние два снаряда разорвались на рельсах. Кто-то поте-
рял выдержку, лег, закрыв проход. Конфуз. Генерал сделал
вид, будто не замечает. Он вошел последним, поддерживая
под локоть Соловьева.

Еще несколько очередей, и грохот затих.

— Вот так штука, вошли в траншею, и обстрел закон-
чился,— произнес генерал и направился в ячейку к стерео-
трубе.

Зная, что некоторые пехотинцы не умеют пользоваться
артиллерийскими приборами наблюдения, я отжал рычаг
обводки, но генерал уверенно развернул стереотрубу и стал
осматривать местность. Обращаясь к присутствующим, он
говорил о взятии Малина. Сил, по мнению старших началь-
ников, с прибытием 87-й СД — ее части заканчивали сосре-
доточение на рубеже железной дороги — и двух — корпус-
пого и гаубичного артиллерийских полков,—• достаточно,
й он, командир 45-й СД, считает, что наши шансы захва-
тить город сегодня больше, чем вчера. Почему подразделе-
ния 10-го стрелкового полка не стали продвигаться даль-
ше? Генерал начал перечислять ошибки командиров подраЗ"
делений в ходе наступления.


I Отвечая на замечания генерала, командир 10-го СП оста-
новился на отдельных моментах атаки.
| — Немецкие пулеметы были, в основном, подавлены.

• Артиллеристы действовали вполне удовлетворительно, но
Иминометы испортили нам все дело. Никакой возможности

управлять людьми... долбят непрерывно.
> Генерал обратился к майору Соловьеву.

— Моя пехота на каждом шагу несет потери. Нетерпи-
I мое положение. Нужно уничтожить немецкие минометы.

— Товарищ генерал, миномет... узкоразмерная цель.
I С моих НП не просматривается пространство за домами,

где находятся, мы полагаем, позиции минометов... Поручите
своим артиллерийским полкам. Борьба с минометами... их
I задача.

— Товарищ майор, у вас... разведывательно-артиллерий-

• ский дивизион?

— Да, но его аппаратура предназначена для засечки
I позиции артиллерийских батарей, а не минометов. И кор-
\ пусная артиллерия ведет контрбатарейную борьбу...

— Вы тут старожилы... Успели изучить и местность, и
противника... сколько времени держались одни.

— Если вы освободите полк от всех остальных задач и

>• обеспечите его необходимым количеством снарядов, чтобы
сравнять с землей все сооружения в городе на площади
в два квадратных километра, то и тогда не исключено, что
минометы уцелеют, будут продолжать стрельбу из развалил
Е и окопов. Миномет живуч, товарищ генерал, и его можно по-
I давить только минометами пехоты или гаубицами.

— Нужно заставить их молчать. Пехота вправе ожи-
I дать помощи! — командир дивизии настаивал.— У вас мощ-
I ные орудия, ваши командиры знают местность. Уничтожь-
I те огневые средства немцев, и мы возьмем Малин.— Про-
I молчав, генерал добавил: — Сумел же десятый стрелковый
I завладеть северной окраиной, командир десятого СП?

Майор-пехотинец снова начал перечислять опорные
Г пункты противника, указал на пулеметы, стрелковые око-
пы, траншеи и прочее.

— Положение на участке второго батальона известно
Г всем вашим командирам? — спросил генерал.

— Да,— ответил майор Соловьев и стал объяснять за-
дачи батарей и общую схему целей.

Генерал поднялся и указал цель № 4 — амбразура под
стеной красного кирпичного дома. Сектор 6-й батареи. Рай-
он ориентира 6. Дом получил три прямых попадания, на
участке, который продолжали удерживать немцы.


— Вы поняли цели? — майор Соловьев повернулся ко
мне.— Огонь!

Снаряды мои. Четыре разрыва. Все недолеты«

— Огонь!

Вторая очередь. Снаряды — один, еще один -^ ударили
в стену, поднялось облако красной кирпичной пыли. Гене-
рал довольно крякнул и указал еще две цели. Они тут же
были подавлены.

Стреляла 4-я батарея. Майор Соловьев отдал приказание
по телефону. Цель подавлена на третьей очереди.

Генерал выразил удовлетворение стрельбой обеих бата-
рей и обратился к командирам частей.

—...Нельзя позволить врагу собрать здесь кулак и на-
нести удар на Барановку во фланг нашим войскам в рай-
оне Коростеня. Позади болота. Мы должны ослабить ма-
линскую группировку, пока враг не подтянул авиацию
и танки. Штаб дивизии заканчивает подготовку нового эта-
па... После перегруппировки возобновим атаки. Я осмот-
рел боевые порядки частей дивизии и артиллеристов и счи-
таю, что командиры батарей оторваны от пехоты... ваши
НП, товарищ майор, нужно передвинуть ближе к передне-
му краю.

— Товарищ генерал, с какой целью? — спросил с неко-
торым удивлением майор Соловьев.

Прогрохотала очередь бризантных разрывов. С визгом
летят осколки. Над головой генерала нависает шпала. При-
встав, генерал потрогал застрявший в шпале осколок, ря-
дом торчал еще один, после утреннего обстрела. Грохот
затих.

— Куда попал бы осколок? — спросил генерал.

— Боюсь, вам в плечо, товарищ генерал,— ответил ма-
йор Соловьев.

— Приняла, стало быть, шпала,— посмеиваясь, генерал
вспомнил подобный случай, который произошел с ним —
прапорщиком Шерстюком — в первую мировую войну.

Майор Соловьев повторил свой вопрос.

— Цель перемещения в том, товарищи артиллеристы,
чтобы приблизить ваших наблюдателей к моим стрелкам.

— Товарищ генерал, я согласен, с минометами нужно
разделаться. Всем понятно, неудачи ваших неутомимых и
храбрых пехотинцев объясняются недостаточной эффектив-
ностью артиллерийской поддержки. Мои командиры батарей
делают все возможное, но... стреляющему нужно изложить
задачу конкретно... Вы хотите переместить наблюдательные
пункты? Чего мы добьемся? Вы видите... равнина. Чем бли-


Шке к переднему краю, тем хуже обзор. Ваши пехотинцы
внают, где позиции минометов? Я готов послать командира
батареи, он встретится с командирами рот. Пусть явятся
жсюда, поговорим вместе.

m — Дельно, посылайте. Я думаю, полтора часа хватит,—
отозвался генерал.

р — Товарищ лейтенант...— капитан Значенко объяснил
задачу.— Вам все понятно?
I Спустя пять минут я был у мостовой трубы. На скатах
и вокруг — воронки, старые и новые, в один штык ровики,
окопчики. Под насыпью перевязочный пункт, тут и там
спят пехотинцы.

[ Мостовая труба и насыпь позади. Вход в свежеотрытую
траншею, глубина уменьшается. Начался обстрел. Через
[ десяток шагов траншея кончилась, и я вскочил в ближай-
шую воронку. Бывшие со мной два разведчика отстали.
В чем дело? Оказывается, один уже ранен. Хватит сил вер-

|нуться к мостовой трубе? Я продолжал дальше путь один.
Земля в той части долины, где она делалась плоской, не
так уж бедна укрытиями. Воронок предостаточно. Вскоре
я попал в другую траншею — глубже тех, что остались
позади.
I. За многие часы, проведенные на НП, я успел изучить
рпереди насыпи местность в деталях. Все, что было на ви-
ду,— траншея, воронки, обломок телеграфного столба и пес-
I чаные пятна,— отложилось в памяти. С завязанными глаза-
I ми я не потеряю ориентировку и найду путь в какую угод-
I но сторону.

Но увы, в двух сотнях шагов от насыпи я понял, что на-

• хожусь в малознакомом пространстве. Воронка, знакомые
очертания траншеи, рытвины пропали куда-то, я не нахо-

*дил их, сместились непонятным образом. Больше всего ме-
|ия поражало расстояние: выкорчеванные снарядами дерев-
1 ца в северном конце пустыря лежат гораздо дальше, чуть ли
lue в огородах. Зато дома придвинулись ближе. Отчетливо

• видны испещренные осколками стены, стропила, дымоходы.
|Я перебегал от одной воронки к другой, боялся потерять
I ориентировку, но чувство местности скоро вернулось. Вот
I три воронки — след мин — перед траншеей, которую я столь-
I ко раз видел в стереотрубу —. ориентир — 3, вправо — 20.

Опять грохотали разрывы. Меня укрыла неглубокая ка-
I нава. Снова — воронки, обожженная пламенем, разворочен-
I ная земля. Сто шагов, еще сто, я наткнулся на траншею.
[ Она занята. Два пехотинца из 5-й роты. Сержант — коман-
• дир взвода — ничего определенного не знает о позициях


минометов. Я выглянул, хотел осмотреться — сержант бес-
церемонно дернул за гимнастерку: «Товарищ лейтенант,
продырявят голову». Где старшие начальники?

Поиски командира роты привели меня в 1-й взвод. За-
нятые им траншеи вырыты немцами. На дне кучами валя-
лись стреляные гильзы. Командир 5-й роты? Пехотинцы
с видом совершенного безразличия пожимали плечами.
Укрытий впереди нет.

— Подождите... могут убить,— сонно буркнул младший
лейтенант.— Позиции минометов? Не знаю, где-то позади...
А, немецкие?., эти там, в огороде.

Я оставил траншею. Недалеко изгородь, за нею дома.
Перед глазами краски странно расплываются, будто на кар-
тине живописца. Слева гладь озера, изрытый снарядами
пятнистый бугорок. Защелкали пули, поднялась серая
пыль. Из одной воронки я прыгал в другую, третью, чет-
вертую... И снова — траншея. Стенки ее чуть выше плеча.
Воют запоздалые мины.

Встретились пехотинцы. Есть ли кто-нибудь из началь-
ников? Я ускорил шаг и неожиданно столкнулся со стар-
шим лейтенантом Азаренко: «Как вы попали сюда?.. Ищете
командира пятой роты?»

Сто шагов по-пластунски, и я в траншее. Среди коман-
диров, которые в ней находились, я узнал командира
2-го батальона. Капитан Коробков. Лицо в отеках, он ранен
в голову, кажется, не тяжело. Я изложил цель своего при-
бытия. Выяснилось, командиры рот в боевых порядках по-
стоянных мест не имели, ввиду отсутствия телефонного
"кабеля. 4-я рота занимала три крайних дома. 5-я залегла
на пустыре, 6-я оказалась почему-то левее всех, ближе
к озеру. О минометах командиры рот знали столько же,
сколько командиры взводов. «Минометы за домами»,—
утверждали они.

Поднявшись на верхнюю ступеньку глубокой немецкой
траншеи, я осмотрел местность. Пехотинцы устроили ам-
бразуру из досок. Я спросил командира 5-й роты, где его
ИП? Он смотрел на меня с недоумением: «НП там, где я».

Время истекало. С 6-й ротой находился лейтенант
Смольков. Я хотел переговорить с ним. Траншея удлиняла,
по-видимому, мой путь. Сколько же туда хода? Оказалось,
совсем близко. Командиры взводов управления 5-й и 6-й ба-
тарей спали за поворотом в той же немецкой траншее.

Есть связь с НП у лейтенанта Смолькова? «Нет». Поче-
му не принимались меры для восстановления? Лейтенант
Смольков развел руками.


В — Старший лейтенант Азаренко приказал не отходить
0т командира роты. Не хватает кабеля. Нужна еще катуш-
ка. Сержант Митрощенко сидит в полукилометре,— Смоль-
ков указал назад,— отсюда ничего не видно. Пока добе-
решься к телефону...

Y Где персонал ПНП?

I -*- Персонал? — Смольков усердно тер слезящиеся гла-
ва,— осталось два человека... сержант, телефонист.

» А остальные?

к— Один разведчик погиб, другой ранен, ранены оба те-
лефониста.

^Обратный путь мне показался короче. Знакомые тран-
шей, одна, другая. На открытых участках воронки, обва-
лованные свежим песком. Вместе со- мной — старший лей-
тенант Азаренко, лейтенант Васильев, командир 5-й роты
|10-го СП, и пехотинец, кажется, исполнявший обязанности
, ординарца.

Начали рваться мины. Лейтенант Васильев укрылся
m воронке. Спустя некоторое время мины загнали туда и
Взаренко.

— Эй, как вы там? — раздался голос старшего лейте-
нанта.— Давайте к нам, места хватит.

Воронка, действительно, вместительная, хотя и осыпа-
ась по краю. По-видимому, оставлена нашим 152-мм сна-
ндом.
[ Оба, Азаренко и пехотинец, дымят самокрутками.

— Так вы, значит, закончили Киевское пехотное учи-
Вище? — спрашивал Азаренко Васильева.

— Да, в прошлом году...— разговор перешел на пред-
военную службу. Пехотинец притоптал окурок. В его роте
'24 человека. Несколько дней назад, когда Васильев всту-
[пил в командование, было 36. В числе погибших сегодня —
[два командира взводов. Васильев высказался вполне опре-
деленно: «Нужно больше огня, и непременно прикончи-ть
[минометы».

— Вам подвернулся случай сказать об этом лично ко-
мандиру дивизии,— обнадежил лейтенанта Азаренко.-^*

Вроде стало тише... ну, что, тронем?

И вот спасительная насыпь, мостовая труба. Азаренко
и Васильев, ординарец — все налицо. Позади продолжали
рваться мины.

Лейтенант Васильев принялся отряхивать одежду. Вы-
|тер пилоткой лоб, причесал волосы. У ординарца на дне
доношенного вещмешка нашлось невероятно белое поло-
тенце. Васильев с сожалением развернул его, провел по


лицу. Потом оглядел свою обувь. Сапожной щетки в вещ,
мешке не было, и лейтенант махнул рукой.

Лейтенант Васильев, отвечая на вопрос генерала, ска-
зал, что прибыл в 10-й СП за несколько дней до начала
войны. Роту принял шесть дней назад. Должности коман-
диров взводов занимают сержанты, не имеющие необходи-
мой подготовки. Обязанности замполита выполняет млад-
ший командир. Затрудняется управление. В ходе атаки
5-я рота имела задачу захватить четыре крайних дома. Лей-
тенант Васильев сказал, что сегодня он впервые ступил на
землю, отвоеванную у противника. 5-я рота могла выпол-
нить задачу. Большие потери.

Генерал остановил его.

»— Товарищ лейтенант, вы пехотинец... гордитесь этим.
Настоящая пехотная атака проходит под огнем. Отсюда по-
тери. Командирские должности следует замещать лучшими
людьми. Ваше право. Напрашивается вопрос: почему рота
выполнила задачу не полностью? Своеволие подчиненных?

— Никак нет, рота остановилась с моего ведома.

— Как так, объясните?

— Посыпались мины... я хотел переждать,' сильный
огонь... и упустил момент... уже не мог поднять людей, ста-
ли закрепляться.

Все молчали. Генерал повернулся к командиру 10-го
стрелкового полка. Тот встал.

— Лейтенант чистосердечный парень, не валит вину на
подчиненных... нужно иметь смелость, чтобы дать правди-
вую оценку собственному поведению.

Командир 10-го стрелкового полка, настроенный внача-
ле не очень дружелюбно, сказал в адрес лейтенанта не-
сколько комплиментов.

— Товарищ лейтенант, вы изучили местность на участ-
ке вашей роты? Где находятся позиции минометов? — спро-
сил генерал.

— За домами,— и, уточняя, командир роты заявил, что
расположение противника с его НП обозревается вполне
удовлетворительно.

Раскрыть обман? Я вспомнил амбразуру в немецкой
траншее и удержался.

Генерал стал расспрашивать о настроениях личного со-
става роты.

— Улучшилось настроение,— ответил лейтенант и, по-
молчав, добавил, что потери не способствуют оптимизму.
К тому же усталость, укрытий нет, приказано рыть окопы.

— Работы нельзя прекратить. Людей нужно беречь.


д потери...— генерал обвел всех взглядом.— Мне больно
говорить об этом, но атаки должны продолжаться. Наша
задача... взять Малин. С вечера артиллеристы переместят
наблюдательные пункты к переднему.краю. И дело пойдет.
f Майор Соловьев спросил о результатах осмотра мест-
ности. На пустыре и дальше, в расположении 2-го батальо-
на, по моему мнению, нельзя найти пункты, пригодные
сколько-нибудь для наблюдения за северной окраиной Ма-
лина. Местность лежит гораздо ниже насыпи.
р— Прежде чем отдать приказание,— заявил майор Со-
ловьев,— считаю долгом доложить о следующем. Команди-
ру батареи необходимо наблюдать не только район цели,
но и прилегающую местность. Это важнейшее условие
пристрелки. Существует закон рассеивания снарядов. Пер-
вый разрыв и в нормальном случае ложится иногда в ки-
•лометре от цели. Необходимо вывести его на линию на-
блюдения. Стреляющий вводит поправки, одну за другой...
три, пять, десять... в то время, когда ведут огонь другие
, батареи... не молчит и противник. Чтобы пристрелять пу-
лемет, скажем тот, у разрушенного сарая, командир бата-
реи должен обозревать местность вокруг на два и три ки-
лометра. Если же обзор сужен, он не найдет своих разры-
вов, перелетных и боковых. Короче говоря, управлять огнем
(нельзя. Товарищ генерал, я хочу, чтобы огонь моих орудий
использовался в интересах наших общих задач.
I — Двести тридцать первый корпусной артполк должен
• подавить минометы. Как это сделать? Решайте, вы справи-
тесь, по-моему, если командиры батарей будут вместе с ко-
мандирами рот,— уже менее категорично закончил генерал.
— Я отдам приказание на перемещение НП...
Генерал сделал начальнику штаба артиллерии дивизии
командиру стрелкового полка несколько замечаний отно-
сительно поддержки атаки. Совещание закончилось. Гене-
1 рал и все, кто был с ним, ушли.

* * *

Чем определяется место командира батареи в боевых по-
рядках пехоты, которую он поддерживал? Наши боевые
уставы не давали законченного ответа на все случаи об-
становки.

Предполагалось, что командиры различных родов ору-
жия, в первую очередь пехотинцы и артиллеристы, при-
держиваются общих взглядов, как бывало на тактических
учениях. Обязаны, по крайней мере, придерживаться. Раз-
ногласия, если они появлялись, не угрожали потерями ни


той, ни другой стороне, их устранял посредник без всякой
крови.

А на поле боя? Поддерживаемые и поддерживающие
поставлены в разные условия. Пехота требовала больше
огня, артиллерия даже при всем желании была не в со-
стоянии делать больше того, что позволяли ее возмож-
ности.

В последующие годы я много раз участвовал в дебатах
по вопросам взаимодействия до начала атаки, в ходе ее и
после. Сколько возникало всевозможных недоразумений?..
Командиры-пехотинцы не решались критиковать общую ор-
ганизацию и планирование операций, и вину за неудачи,
свою собственную и не свою, старались переложить на под-
держивающую артиллерию или танки. Перед лицом стар-
ших начальников вместо одного ответчика фигурировали
два, три.

Принцип взаимодействия роты и батареи в бою -^- «по-
добру-поздорову». Нашли командиры между собой общий
язык, договорились — хорошо, не нашли — не будет толку.

* * *

Получено приказание снять передовой НП. Взвод управ-
ления готовился к перемещению.

Прибыл лейтенант Смольков.
• — Не знаю, кто придумал менять НП... Вернемся об-
ратно, вот увидите. Насыпь... великолепный рубеж для на-
блюдения. Наш кабель в каком состоянии? Сплошные узлы.
Проложить по траншеям не хватит, а напряглую.' К вечеру
ничего не останется. Пехота долго не устоит... и ячейки ос-
тавлять жалко,— сетования лейтенанта прервал разведчик-
наблюдатель.

«— Ориентир пять, вправо двадцать... группа пехоты!

Я вернулся в ячейку, но ничего не увидел. Немецкие пе-
хотинцы исчезли. В последние дни они передвигались на
переднем крае несравненно проворнее, чегл: раньше.

По данным наблюдения, в районе ориентира 5 находил-
ся НП немецкого пехотного батальона или полка —
цель № 17.

— «Феникс-один», по местагл, цель номер семнадцать,
батареей, один снаряд, огонь!

На четвертой очереди после прямого попадания стрель-
ба прекратилась.


«Феникс», стой!

I — К аппарату! — звал телефонист,

Б — С восемнадцати часов второму дивизиону приказано
[поддерживать первый батальон,— передавал старший лей-
тенант Азаренко.— Немедленно выслать лейтенанта Смоль-
[кова в пехоту, уточнить задачу, выбрать НП, обеспечить

(наблюдение в прежнем секторе. К смене приступить в
девятнадцать ноль. Готовность к ведению огня двадцать
коль.
I Местность на участке 1-го батальона, сколько мне
^известно, хуже, чем во 2-м. Азаренко не мог объяснить
I задачу и позвал к телефону начальника штаба диви-
зиона.

I — Никаких вопросов! — заявил старший лейтенант Ре-
|ва.— Исполняйте приказание! Местность? Это дело стар-
ших начальников!

i Начальник штаба дивизиона ссылался на основные по-
цгожения наших уставов. Но приказания на смену боевых
.порядков позволяется уточнять, если они изложены недо-
Гстаточно четко.

Каковы требования, предъявляемые к наблюдательному
[пункту командира стрелковой роты? Обеспечить наблюде-
ние боевых порядков своего подразделения и боевых поряд-
ков противника в ближайшей глубине. Цели, обнаруженные
ив зоне действительного огня пехоты, подавляются ее ору-
жием.

Возможности артиллерийского НП значительно шире.
(Необходимо, чтобы командир батареи наблюдал боевые по-
рядки поддерживаемых подразделений и противника на
[глубину, где расположены позиции его тяжелого оружия,
[недосягаемые для пулеметов и минометов пехоты. При по-
становке командиру батареи задачи нельзя не учитывать
характер местности — соображение, которым определяется
[положение НП относительно переднего края.

Что ждет взвод управления 6-й батареи на пустыре?
Лейтенант Смольков уверял, что я увижу только стропила
на домах окраины Малина. И ничего более. Как организо-
вать наблюдение, управлять огнем? Старшие начальники
знают об этом. Готовность к движению 15 минут.

Лейтенант Смольков ушел в 1-й батальон. Вместе с ним
отправилась часть взвода управления: командир отделения
разведки и командир топоотделения, 2 разведчика, 2 вы-
числителя. К 19 часам Смольков выставит маяк у мостовой
трубы для встречи.


В 18.30 последовала команда «отставить!». Старший лей-
тенант Азаренко сообщил, что боевые порядки остаются на
местах. 2-й дивизион продолжает поддерживать 2-й ба-
тальон.

Время близилось к вечеру. Разведчик доложил о появ-
лении машин южнее лесотехникума. На дороге из Малина
замечена пыль.

— «Феникс-один», по колонне, цель номер одиннад-
цать, правее ноль сорок, батареей, один снаряд, огонь!

Первая очередь разорвалась в вершинах сосен, и наблю-
дений по дальности не дала.

— Стой, взрыватель фугасный, огонь!

'Стрельба закончена. Телефонист принял сообщение
о наличии боеприпасов. В огневые взводы прибыло попол-
нение в количестве пяти человек. Осталось, помимо лими-
та командира дивизиона, по 10 снарядов на орудие.

Ограничения в расходовании боеприпасов введены с пер-
вого дня боев за Малин. Как-то, вчера или позавчера, про-
тивник предпринял атаку. В 4-й и 5-й батареях снарядов
не оказалось. Огонь вела одна 6-я батерея. Только с помо-
щью 1-го дивизиона, который перенес огонь в район на-
ших целей, удалось отразить атаку. При этом несколько
очередей легли в расположении подразделений 4-го диви-
зиона. С того времени капитан Значенко запретил вести
огонь, если у орудий помимо НЗ осталось меньше 10 сна-
рядов.

Телефонист передал в штаб дивизиона донесение о на-
личии боеприпасов.

К вечеру немцы стреляли редко. Затишье продлится
еще 30—40 минут, а потом минометчики произведут огне-
вой налет. И день закончится.

Случаются исключения. Первые и вторые сутки немцы
атаковали почти непрерывно, артиллерия вела огонь и
ночью.

Солнце склонилось к горизонту. Спадает жара. Можно
сойти вниз — в тень, которую отбрасывала насыпь. Устав-
шие люди собирались в глубокой, узкой щели. На дне
ее хранился трофейный термос с фильтрованной водой.

Пехота в худшем положении. На пустыре деваться неку-
да, из траншей нет выхода. Если кто-то покажется, немец-
кие минометчики немедленно начинают стрельбу. Вчера два
пехотинца, возвращаясь с водой, рискнули срезать угол.
Посыпались мины. Водоносы укрылись в траншее, бросили
ведра. Мины продолжали рваться еще в течение несколь-
ких минут.


г Поступило приказание: пристрелять репер ', одно из зда-
^•ний в городе, район ориентира № 6 — казармы мотострелко-

> вого полка.

I «Феникс-1» сообщил о подвозе боеприпасов. В 20 часов

> противник начал обстрел. Дважды рвалась связь.

к Согласно указаниям штаба полка по ведению разведки,
^ все наблюдательные пункты обязаны определять по слуху
».направление на позиции стреляющих батарей противника
Г и вносить в схемы целей соответствующие отметки. Взвод
»управления встретил скептически эти указания. Штаб не
^отступался от своих требований. И вот результат: с помо-
I щью сведений, добытых таким способом, удалось устано-
вить одну весьма интересную особенность огневой службы
ьв немецкой артиллерии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.