Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о физической реабилитации




Задачи медицинской реабилитации

Главной задачей медицинской реабилитации является пол­ноценное восстановление функциональных возможностей раз­личных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся:

— восстановление бытовых возможностей больного, т. е.
способности к передвижению, самообслуживанию и вы­
полнению несложной домашней работы;

— восстановление трудоспособности, т.е. утраченных ин­
валидом профессиональных навыков путем использова­
ния и развития функциональных возможностей двига­
тельного аппарата;

— предупреждение развития патологических процессов,
приводящих к временной или стойкой утрате трудоспо­
собности, т.е. осуществление мер вторичной профилак­
тики.

Цель реабилитации — наиболее полное восстановление ут­раченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — за­медление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом об­ладают: физические упражнения, природные факторы (как ес­тественные, так и преформированные), различные виды мас-


сажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспо­собления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации при­надлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система меро­приятий по восстановлению или компенсации физических воз­можностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физичес­ких качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптацион­ных резервов организма человека средствами и методами фи­зической культуры, элементов спорта и спортивной подготов­ки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмит­риев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, ис­пользующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как ле­чебно-педагогический и воспитательный процесс или, правиль­нее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, на­сколько методист овладел педагогическим мастерством и зна­ниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а так­же теории и методики физической культуры чрезвычайно важ­ны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специа­листа по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому об­разованию, физической культуре и в то же время обладать глу­бокими знаниями сущности патологических процессов и болез­ней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациен­тов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства ока­жут общее воздействие на организм, а какие — местное, ло­кальное или, лучше сказать, специфическое, дифференциро-


вать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздей­ствия нагрузок на организм пациентов и эффективности реаби­литационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при усло­вии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторя­ющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функ­циональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершен­ствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совер­шенствуются уже существующие двигательные навыки, с дру­гой — развиваются и совершенствуются различные физичес­кие качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность орга­низма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в резуль­тате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершен­ствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педаго­гические принципы:

1. Индивидуальный подход к больному. При разработке реа­
билитационной программы необходимо учитывать возраст,
пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак­
тер и степень патологического процесса и функциональные
возможности больного.

2. Сознательность. Только сознательное и активное участие
самого больного в процессе реабилитации создает необхо­
димый психоэмоциональный фон и психологический на-


строй реабилитируемого, что повышает эффективность при­меняемых реабилитационных мероприятий.

3. Принцип постепенности особенно важен при повышении
физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин­
тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе­
ний, сложности упражнений как внутри одного занятия,
так и на протяжении всего процесса реабилитации.

4. Систематичность — основа лечебно-восстановительной тре­
нировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю­
щей порою до нескольких месяцев и лет. Только система­
тически применяя различные средства реабилитации, мы
можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого
больного воздействие, позволяющее повышать функцио­
нальное состояние организма больного.

5. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдени­
ем оптимального интервала (отдых либо между двумя уп­
ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следу­
ющее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф­
фекты от тренировки суммируются и функциональные воз­
можности повышаются на новом, более совершенном уров­
не.

6. Системность воздействия (или поочередность), т.е. после­
довательное чередование исходных положений и упражне­
ний для различных мышечных групп.

7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физичес­
ких упражнений, т.е. 10—15% физических упражнений дол­
жны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления
достигнутых успехов лечения.

8. Умеренность воздействия средствами физической реабили­
тации означает, что физические нагрузки должны быть уме­
ренными, возможно более продолжительными, либо на­
грузки должны быть дробными, что позволит достичь адек­
ватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо по­следовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее


 



И


основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необ­ходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в тече­ние реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: пред­почтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы и отдыха и максимальное ис­пользование средств, снимающих напряжение и способствую­щих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуа­лизации.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

— общая тренировка преследует цель общего оздоровле­
ния организма, улучшение функций органов и систем, нару­
шенных болезненным процессом, развитие и закрепление мо­
торных навыков и волевых качеств. С общебиологической точ­
ки зрения тренированность больного человека — важный фак­
тор его функциональной приспособляемости, в которой очень
большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

— специальная тренировка призвана развить функции, на­
рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить
конкретные двигательные действия или умения, необходимые
пациенту в быту и трудовой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.