Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Врожденная мышечная кривошея (ВМК)




По частоте встречающихся случаев заболевания занимает 2—3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной ко­солапости. Врожденная мышечная кривошея — это неправиль­ное положение головы, вызванное укорочением и функциональ­ной неполноценностью одной из грудино-ключично-сосцевид-ных мышц в результате ее врожденного недоразвития или дей­ствия интранатальных повреждающих факторов, сопровожда­ющееся вторичными изменениями шейного отдела позвоноч­ника и костей черепа.

Клиническая картина при ВМК следующая: голова накло­нена в сторону пораженной мышцы и повернута в противопо­ложную сторону с одновременным отклонением назад. Над-плечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне пора­жения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (II—III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, от­ставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза. При декомпенсированных стадиях ВМК развивается сколиотическая болезнь в грудном отделе позвоночника и более медленное восстановление нарушений в шейном отделе.

При комплексном консервативном и оперативном лечении


детей с ВМК первостепенное место занимает ЛФК, использу­емая с первых дней установки диагноза, задачи которой выра­жаются в улучшении трофики пораженной и здоровой груди-но-ключично-сосцевидных мышц; уравновешивание мышечно­го тонуса за счет устранения контрактуры пораженной и укреп­ления мышцы на здоровой стороне; нормализация объема дви­жений в шейном отделе позвоночника; профилакт* ка вторич­ных изменений (асимметрия лица, шеи, искривлеаия позво­ночника); предупреждение или устранение отставания в пси­хомоторном развитии; повышение неспецифической сопротив­ляемости организма. Для решения поставленных задач исполь­зуются: лечение положением, массаж, физические упражне­ния, упражнения в воде.

Лечение положением применяют 2—3 раза по 1,5—2 ч. в день, поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.

1. Затылок ребенка, лежащего на спине без подушки, укла­
дывают в ватно-марлевое кольцо и придают голове пра­
вильное положение, надплечье удерживают с помощью
мешочка с песком.

2. Ребенку в том же положении кладут под голову сложен­
ную вчетверо толстую пеленку. При этом расположение кро­
вати должно быть таковым, чтобы пораженная сторона была
обращена к свету, игрушкам, звукам.

3. Независимо от положения ребенка используется картонно-
ватно-марлевый воротник Шанца.

Массаж делают ребенку, лежащему на спине, стоя у его изголовья. Массируют и пораженную и здоровую мышцы. При массаже больной стороны голова слегка повернута в сторону поражения для достижения наибольшего расслабления мыш­цы. Приемы выполняют подушечками пальцев в направлении от уха к ключице. На пораженной стороне используют приемы поглаживания, растирания и непрерывной вибрации, выпол­няя их мягко, нежно и пластично, не вызывая у ребенка боле­вых ощущений. На здоровой стороне используют те же при­емы, но добавляют разминание и прерывистую вибрацию. При-


 




емы выполняются интенсивнее с целью укрепления и повыше­ния тонуса данной мышцы. Можно выполнять массаж в теплой воде (36°С). Массаж пораженной и здоровой мышц сочетается с приемами общего поглаживания верхних и нижних конечно­стей, мышц спины, живота и шеи. И.Д. Ловейко, М.И. Фона-рев предлагают попеременно сочетать приемы массажа с физи­ческими упражнениями. В.Л. Страковская рекомендует физи­ческие упражнения проводить после массажа.

Примерны е пассивны е и рефлекторны е упражнения для новорожденных и детей грудного возраста

1. Ребенок лежит на спине (на кушетке или столе), мать
удерживает его надплечья в фиксированном положении, мето­
дист мягко, с легкой вибрацией поворачивает голову ребенка в
направлении пораженной стороны, затем — в обратном направ­
лении.

2. В том же положении — наклоны головы.

3. Затем — сгибание и разгибание головы в строго верти­
кальном направлении. Упражнения 1—3 выполняются 16—20
раз с учетом возраста ребенка.

4. Рефлекторное упражнение (рефлекс Таланта). Методист
подушечками 3-го и 4-го пальцев проводит по паравертебраль-
ным зонам лежащего на боку ребенка примерно в 1 см от по­
звоночника снизу сверху. При этом разгибаются спина, голо­
ва, таз. Упражнение выполняется на каждом боку, для прида­
ния наибольшей коррекции можно сочетать выполнение упраж­
нений на здоровом и больном боку в соотношении 2:1 (3—
4 раза).

5. Методист стоит у ножек ребенка, лежащего на животе,
захватывает кисти рук ребенка, выполняя имитацию плавания
брассом.

6. Методист мягко приподнимает голову ребенка в том же
положении, придерживая надплечье с поврежденной стороны
(2—3 раза).

7. Рука методиста находится под животом ребенка, другая
удерживает его ноги за голеностопный сустав, приподнимая
ноги и нижнюю часть туловища. Руки ребенка вытянуты впе­
ред, чтобы он мог двигаться, опираясь на них (4—6 раз).


В более старшем возрасте добавляются упражнения сидя и

стоя (рис. 33).

Курс ЛФК составляет 15—20 занятий, которые проводят­ся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1—1,5 месяца (в это время основными упражнениями зани­маются родители). До года ребенок должен получить 3—4 кур­са комплексной терапии и еще 2—3 курса до 7-летнего возра­ста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны зани­маться с ребенком 3—4 раза в день по 5—15 мин. После 2 лет

Рис. 33. Специальные упражнения при кривошее: 1 — наклоны головы; 2 и 3 — круговые движения головы при фиксировании взрослым надллечий ребенка; 4 — упражнение с противодействием лежа на спине; 5—6—7 — поднимание головы лежа на боку, на животе со свешенной с кушетки головой


консервативное лечение неэффективно, так как к этому воз­расту асимметрия лицевой части черепа становится необрати­мой.

С раннего возраста детям с кривошеей показаны занятия в бассейне при температуре воды 35—36 °С.

Специальные упражнения в воде:

1. Руки методиста (или родителей) под затылком ребенка,
лежащего на спине, подушечками больших пальцев вы­
полняется поглаживание грудино-ключично-сосцевидной
мышцы (шея ребенка в воде).

2. Плавное перемещение ребенка в том же положении за го­
лову то в правую, то в левую сторону.

3. Круговое движение лежащего на воде ребенка за голову
так, чтобы пораженная сторона была на наружной части
круга.

4. Ребенок в пенопластовом чепчике лежит на спине, ножки
опущены. Методист выполняет движение руками в сторо­
ны — вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи,
усиливая тягу со стороны повреждения.

5. Лежащего на животе ребенка поддерживают под подборо­
док, ведут по ширине бассейна. Другой рукой плавными
пружинящими движениями приподнятое надплечье удер­
живают в воде.

При легких формах ВМК рекомендуется использовать ор­топедические аппараты, разработанные В.Б. Мироедовым (1996), основанные на принципе дистракции мягких тканей на стороне поражения. При невозможносги коррекции криво­шеи консервативным методом прибегают к операции. Выде­ляют пред- и послеоперационный периоды, на поликлиничес­ком этапе реабилитации занятия продолжаются до 9—12 ме­сяцев. Главная задача ЛФК — полное восстановление функ­ции оперированной мышцы. С этой целью используются раз­личные движения головой с сопротивлением и отягощением в различных положениях. Продолжается коррекция осанки (особенно в грудном отделе).

До 14 лет дети с ВМК находятся на диспансерном учете.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.