Походы киевских князей в конце Х - первой половине XI в
В России – проза Виктора Пелевина, Владимира Сорокина и др., в драматургии – пьесы Людмилы Петрушевской, Николая Коляды и др., в поэзии – Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский и др.
Дискуссии о постмодернизме. Существует два взгляда на явление постмодернизма. Одни (и их большинство) считают, что это явление историческое, появившееся лишь в середине 20 века из-за кризиса культуры и цивилизации; другие – что оно трансисторическое, т.е. возникающее всякий раз в любой кризисной эпохе (в этом случае рождается культура с типологическими параметрами постмодернизма как универсального фактора преодоления кризиса). Известный писатель Умберто Эко в «Заметках на полях Имени Розы» писал, что у любой эпохи есть собственный постмодернизм… Каждая эпоха (реализм) когда-нибудь подходит к порогу кризиса. Прошлое давит, тяготит, шантажирует. Исторический авангард (модернизм) хочет откреститься от прошлого… Авангард разрушает, деформирует прошлое и не останавливается на этом, разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста. Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда. И тогда ему на смену приходит постмедернизм: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности. Этой же мысли придерживается и Д.Затонский.
Несмотря на безусловную авторитетность и значимость в современной культуре Умберто Эко, в традиции отечественного литературоведения закрепилось представление о постмодернизме как историческом явлении. Элементы постмодернистской поэтики можно обнаружить в мировой литературе и других эпох. Однако как система, имеющая определенную целостность, постмодернизм сформировался все-таки только в современном литературном процессе.
Дискуссии о хронологии постмодернизма обусловлены отсутствием канона. В рл выделяют «предпостмодернистский комплекс»: авангард ХХ в., ОБЭРИу, М.Булгаков, В.Набоков, Венедикт Ерофеев и др.
Основные черты постмодернизма
Мировоззрение
Эстетика
В эпоху модерна в начале ХХ в. – смена классического типа мышления на неклассический, а в постмодернизме конца ХХ в. – на постнеклассический тип мышления. Постмодернизм доводит до логического конца установки модернизма, отрицая их суть. Зарождение в 60-70-е гг. ХХ в. – реакция на кризис эпохи модерна и ее идей. Рефлексия на предшествующие культуры, в том числе и на модернизм.
Модернизм – сомнение и разочарование в рацио- и гносеологии (неверие в познавательные возможности разума: с помощью разума мир понять и постичь невозможно, невозможно организовать хаос). Но в модернизме есть иерархия ценностной системы, вектор на созидание и новые идеалы. Постмодернизм - тотальное сомнение. В отличие от искусства предшествующих эпох постулирует неверие в Сверхразум, видит смерть т.н. супероснований: Бога («Смерть Бога» Ф.Ницше), автора («Смерть автора» Р.Барт), гуманитарности. В постмодернизме – деконструкция, тотальное сомнение в какой-либо ценностной системе.
По словам И. Ильина, «постмодернизм синтезировал теорию постструктурализма, практику литературно-критического анализа деконструктивизма и художественную практику современного искусства».
Тип мышления, базирующийся на тотальном сомнении, неверии и плюрализме. Идея тотальной относительности. Настроение тотального разочарования. Сомнение в знаниях о мире. Отрицается возможность достоверности и объективности. Антирациональность. Отсутствие гармонии. Хаотичная картина мира (Ж.Делёз: хаосмос – первоначальное состояние неупорядоченности, нескованных возможностей). Множественность истин. Индивидуалистический хаос концепций, подходов, типов рефлексии. Субъективизм.
Распад системности. Децентрация. Дезинтеграция. Деконструкция. Восприятие мира как хаоса, нестабильного, лишенного причинно-следственных связей, ценностных ориентиров. Мир – хаос, разорванный, чуждый, лишенный смысла, состоит из разорванных фрагментов, управляем непонятно какими законами или игрой слепого случая. Человек ощущает себя уже не центром в этом децентрированном и дезинтегрированном мире. «Где мы находимся, в каком вообще мире – и почему и как происходит все то, что происходит, и происходит ли вообще?», - все эти вопросы остаются без ответа (Ж.Ф.Лиотар).
Утрата ценностных ориентиров. Неверие в ценности, выработанные предшествующим духовным опытом человечества, неверие в какие-либо авторитеты (даже в стандарты добра, истины, красоты, Божье слово и т.д.).
Множественность интерпретаций (мира, истории и т.п.) – отсюда осмысление мира и истории как текста. Плюрализм разных точек зрения.
Концепция истории. История начинает восприниматься как фатальный процесс, человечество слепо подчиняется судьбе, предощущает роковую неизбежность конца. История, по Фуко – самое масштабное из проявлений человеческого безумия, тотальный беспредел бессознательного. Поскольку история – это повествование о событиях, она может иметь множество интерпретаций в зависимости от различных субъективных точек зрения на происходящее. Отсюда идея о возможности «переписать» историю (в текстах –исторические сдвиги, смещения, искажения).
Концепция человека. В постмодернистской интерпретации человек превращается, с одной стороны, в «негативное пространство» (Розалинда Краус), «случайный механизм» (Мишель Скресс), «фрагментарного человека» (Ж.Деррида), «человека в минусовой системе координат» и т.д. Ролан Барт, например, вообще разработал постулат о смерти субъекта.
Мир (сознание) как текст(Деррида),множественность истины, истина как возможность не-истины, представленной в симулякрах(изображениях, подобиях, видимостях).Симулякр – «изображение, лишенное сходства; образ, лишенный подобия» (Делез). Жизнь – постоянно меняющийся текст.
Нонклассическая, постмодернистская эстетика. Открытая парадигма.
Размывание границ искусства.Все может называться искусством.
Категория произведения искусства заменяется категорией текста.
Протест против классических форм прекрасного, традиционных представлений о гармоничности и соразмерности.
На уровне аксиологии (ценностей). Деканонизациятрадиционных ценностей и ценностных центров (сакральное в культуре, человек, этнос, Логос, авторский приоритет), размытость границ или совмещение традиционных оппозиций добро-зло, любовь-ненависть, смех-ужас, прекрасное-безобразное, жизнь-смерть. Нередко - подчеркнутая антиэстетичность, шок, эпатаж, вызов, брутальность, тяга к патологии, табуированным темам и лексике, антинормативность.
Маргинализм –интерес ккрайним, предельным, пограничным состояниям; имморализм –отрицание обязательности или ценности принципов и предписаний морали, иррациональность. Усиленный эсхатологизм. Шизоанализ. Жиль Делез и Феликс Гваттари провозгласили, что шизофрения как высшая форма безумия предстает главным освободительным началом для личности и движущей силой общества (так, например, ущербность героя «Школы для дураков» Саши Соколова, его недостаток в глазах родителей, учителей и соседей, оборачивается способностью воспринимать мир по-особому: полнее, детальнее – как бы заглядывая на изнаночную сторону вещей и событий, не доступную взгляду нормальных людей).
Утверждение множественности истин, множественность смыслов и интерпретаций текста. Постмодернистский текст реализует множественность смысла и предполагает множественность равноправных интерпретаций. Ни одна «отдельно взятая» интерпретация не может претендовать на истинность – лишь совокупная множественность интерпретаций (существующих и будущих) способна приблизить к постижению смысловой множественности.
Разрушение границ между реальным и вымышленным. Соединение вымышленного с реальным.
Многоуровневое письмо.Текст, которому подходит «вертикальный и горизонтальный тип чтения» (термин Р.Барта). Так, например, следование перипетиям путешествия Венички по маршруту Москва-Петушки (В.Ерофеев, Москва-Петушки) соответствует горизонтальному способу чтения, а прослеживание взаимоотношений культурных цитат и образования текста – вертикальному.
Множественность интерпретаций обусловливает и «двухадресность» произведений искусства постмодернизма. Они обращены и к интеллектуальной элите, знакомой с кодами культурно-исторических эпох, претворенных в данном произведении, и к массовому читателю, которому окажется доступным лишь один, лежащий на поверхности культурный код, но и он тем не менее дает почву для интерпретации, одной из бесконечного множества (произведения В.Пелевина). Т.о. происходит сопряжение элитарной и массовой культуры:нивелировка расстояния между массовым и элитарным потребителем, элита низводится в массы, ориентация на коммерческий успех. (Если модернизм открыт для понимания немногих, «избранных», т.н. интеллектуальное и элитарное искусство, то постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур), но нередко издевается и высмеивает феномен массового сознания).
Усиленный игровой модус литературы.Эклектичное обращение к разным традициям, культурам разных времен и народов как к готовым формам («незакавыченные цитаты» и т.д.) и их обыгрывание, нередко – иронично-пародийное, поскольку не верят в их решения. Игра как способ существования в реальности и искусстве, форма взаимодействия литературы и действительности, возможность сокрытия подлинных мыслей и чувств, разрушение пафоса, способ преодоления катастрофизма. «Игра ради игры».
Плюрализм языков, моделей, методов, как в разных произведениях, так и внутри одного.
Полиструктурность. Эклектичность и гибридность в обыгрывании стилей, форм, языков. Художественное заимствование, вплоть до его симуляции; римейк, тиражирование; дописывание классических произведений. Б.Гройс: «Современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте…». Использование готовых форм,происхождение которых не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (коллажи в поп-арте). Постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся, потому он вторичен. Заимствованный материал извлекается из естественного контекста, и помещается в новую область, где эклектично перемешены разные стили, культуры, приемы и т.д. Постмодернизм «всеяден». Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).
Интертекстуальность. Глубокая маргинальность контекста.ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, термин, введенный в 1967 г. теоретиком постструктурализма Ю.Кристевой для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Через призму интертекстуальности мир предстает как огромный текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу калейдоскопа: смешение определенных элементов дает новые комбинации. По мнению Р.Барта, интертекстуальность «не может быть сведена к проблеме источников и влияний; она представляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитаций, даваемых без кавычек». Иными словами, автору только кажется, что творит он сам, на самом же деле это сама культура творит посредством него, используя как свое орудие. Интертекстуальность – это отношения между текстами, неизбежная включенность любого из них в контекст мировой литературы.
Принцип рецитации – игры с чужими текстами (незакавыченные цитаты, аллюзии, реминисценции).Например, в 1979г. французский писатель Жак Риве издал роман-цитату «Барышни из А.». Этот роман состоит из 750 цитат, взятых из 408 авторов). Цитатность как метод базируется на главном принципе постмодернистской эстетики – переосмыслении. Постмодернисты пытаются переосмыслить старые догматы, наполнить старые непререкаемые истины новым содержанием, более соответствующим современной жизни. Самоцитирование(стилистические и сюжетные повторы, «переклички» внутри творчества одного автора, «кочующие» символы, образы, мизансцены и диалоги, и, активно используемый метод циклизации).
Пастиш – комбинирование, склеивание элементов разных произведений. Пастиш различных стилей, жанров (например, детектив+фантастика+философская проза и т.п.), образов исторических и выдуманных персонажей, «метод нарезок» в композиции текста.
Перформативность (от перформанс-представление), зрелищность, театральность.
Тотальная ирония (от снисходительной – до желчного трагифарса, сарказма и глума), пародирование, самопародия.
На уровне содержания. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, намеков, ситуация «лабиринта смыслов», «мерцание смыслов». Свободное соединение реального и вымышленного, переписывание, дописывание, римейк и т.п. (В.Пелевин «t»). Несколько вариантов событий. Временные сдвиги и совмещения. Постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает читатель.
На уровне человека, личности, героя, персонажа и автора.
Представление о человеке с точки зрения антропологического пессимизма, примат трагического над идеальным. Торжество иррационального начала, имманентного сознания, апокалиптического мироощущения, эсхатологического мировоззрения. Герой – маргинал. В разваливающемся на части мире – попытка личностной самоидентификации. Фрагментарное, «разорванное» сознание.
Для литературы постмодернизма характерно стремление к разрушению литературного героя и вообще персонажа как психологически и социально выраженного характера. Постмодернизм создает не тип и характер, а модельгероя.
Категория автора. Категории традиционной поэтики «авторская позиция», «авторская точка зрения», какие-либо проявления оценочности, существенные для литературы предшествующих культурно-исторических эпох, к поэтике постмодернизма не приемлемы. Автор – скриптор, «маска автора». Американский исследователь Мамгрен предположил, что в произведениях постмодернизма, фрагментированное повествование, разрозненный материал объединяет образ автора или авторская маска. Именно она настраивает читателя на определенное восприятие, организует реакцию. «Маска автора» – это принцип игровой реализации образа автора, предполагающее его введение в текст в качестве травестированного (переодетого, завуалированного) автора-персонажа, колеблющегося между позициями гения/клоуна, от лица которого ведется повествование. Самоиронизирование и самопародирование лишают высказывания этого гения значения авторитарности. Либо в повествовании есть образ героя-рассказчика, подвергающийся иронизированию, пародированию, нередко абсурдизации и шизоизации.
Р.Барт говорит о «смерти автора». По Барту, «смерть автора» означает, что каждый читатель может возвыситься до уровня автора, получить законное право безоглядно досочинять и приписывать тексту любые смыслы, в том числе и отдаленно не предполагавшиеся его создателем. По Барту, письмо, в том числе литературное произведение, не является созданием отдельного индивида, а специфическим проявлением «всеобщего письма».
На уровне структуры и композиции. Нелинейный принцип. Монтажная организация текста.Фрагментарность и принцип произвольного монтажа (принцип ризомы), сочетание несочетаемого, использование вещей не по назначению, несоразмерность, нарушение пропорций, дисгармоничность, произвольное оформление аморфности, торжество деконструктивистского принципа: разрушение и установление новых связей в хаосе. (Например, американский писатель Реймонд Федерман в 1976 г. издал книгу «На ваше усмотрение». Название соответствует структуре: страницы не пронумерованы и не переплетены. Читатель может читать как угодно. Здесь есть цитаты из Дерриды, Барта и собственных произведений). Ризома– специфическая форма корневища, не обладающая четко выраженным центральным подземным стержнем, а с запутанной корневой системой. Термин введен как противовес систематизированному и иерархически упорядоченному принципу организации. Ризома характеризуется нелинейностью, неожиданностью. Это символический лабиринт. Ризома стала символом художественной практики постмодернизма.
Гипертекст – форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей и отсылок между ними (Нельсон). Наподобие словаря или энциклопедии, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать гипертекст можно по-разному: от одной части к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные тексты. Гипертекст - это нелинейный лабиринт (книга Д.Галковского «Бесконечный тупик», роман-лексикон М.Павича «Хазарский словарь» и др.). Количество значений изначального текста расширяется, благодаря читательскому формированию сюжетной линии.
На уровне жанра:
а)Маргинальное как следствие разрушения традиционных жанров, создание форм «промежуточной словесности» (Л. Гинзбург: литература, теория, философия, история, культурология, искусствоведение равно наличествуют в рамках одной жанрово-видовой модификации); диффузия, размывание жанровых границ.
б) Смешение высоких и низких жанров, что проявляется, с одной стороны, в беллетризации литературы, в отходе, декларированном отказе от назидательности, серьезности, добродетельности в сторону занимательности, авантюрности, с другой – в жанровой диффузии.
Метапроза(метаповествование и метафикшн, англ. metafiction) – литературное произведение, важнейшим предметом которого является сам процесс его разворачивания, исследование природы литературного текста, это текст о тексте, о процессе его написания.
На уровне художественных принципов:
а) Знаковый характер, отказ от мимесиса (отражения) и изобразительного начала, разрушение знаковой системы как обозначения торжества хаоса в реальности;
б) Инверсия (принцип переворачивания, «перелицовывания»).
в) Ирония, самоирония, пародирование и т.д.
д) приемы и принципы игровой (комбинаторной) поэтики и др.
Поэт и киносценарист Юрий Арабов назвал образно постмодернизм системой, «в которой отсутствуют предпочтения, где червь равен Богу, а король капусте, где человек „страдающий" позорно капитулировал перед „человеком играющим"».
В середине 1990-х годов в некоторых кругах возникло ощущение исчерпанности постмодернизма. Стали говорить о грядущем пост-постмодернизме. Возникла ироничность, направленная уже не к предшествующим ценностям, а к самому постмодернизму.
Многие исследователи рассматривают постмодернизм как переходный этап к новому культурному периоду, поскольку исторический опыт говорит о невозможности существования стабильной культуры вне определенной системы ценностей.
Походы киевских князей: Владимира Святославовича (981-989гг.), Ярослава Мудрого (1030-1040гг.), сына Ярослава на Византию (1043г.). Разгром печенегов под Киевом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление