Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Цель наблюдения: описание предметного содержания деятельности преподавателя




Оформление отчёта

Часть 2

Протокол

Часть 1

 

Цель наблюдения: описание предметного содержания деятельности преподавателя

Процедура наблюдения:

На первом этапе выполнения задания составляется свободное описание профессиональной деятельности преподавателя, которое в дальнейшем структурируется по предложенной схеме. Для выполнения задания студенты разбиваются на мини-группы и посещают занятия педагога. Все записи фиксируются в протоколе.

Фиксация данных

Дата____________ Фамилия наблюдателя_____________________________

 

Класс________ Время наблюдения_______________________

 

1. Свободное описание ситуации:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

На основе свободного описания профессиональной деятельности и активного обсуждения в группе, студенты составляют структурированное описание профессиональной деятельности (по схеме)

 

Вопрос Ответ

 

1. Цель труда

2. Условия труда

3. Орудия и средства труда - речь

- поведение (мимика, жесты)

- интеллектуальные средства

4. Особенности трудового взаимодействия - схема Бейлза

 

 

Отчёт содержит:

1. Введение, содержание и задачи работы

2. Описание методики наблюдения

3. Результаты наблюдения: протокол свободного описания и протокол структурированного описания деятельности

4. Анализ и обсуждение результатов

 

 

Задание 2

 

Цель наблюдения: составление поведенческого портрета

Задача: составление программы (схемы) наблюдения

 

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого.

Выбор единиц наблюдения: После того, как в соответствии с целью выбран объект наблюдения и ситуация, перед исследователем встаёт задача проведения наблюдения и описания его результатов. Но прежде чем наблюдать, необходимо выделить определённые стороны, аспекты, отдельные акты, доступные прямому наблюдению – единицы поведения, которые одновременно и есть единицы наблюдения. Выделенные единицы поведения позволяют ограничить наблюдение определёнными рамками, кроме того, выбрать определённый язык описания и фиксации результатов. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования.

Исходя из описания предметной деятельности преподавателя, было выяснено, что основными средствами деятельности являются поведенческие (язык, жесты, мимика) и интеллектуальные (объяснение, показ).

Целью данного задания является составление поведенческого портрета. Поведение бывает вербальным и невербальным, соответственно единицами наблюдения выступает: вербальное поведение (речь), невербальное поведение (пантомимика, мимика, жесты)

 

 

Задание 3

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения. В обыденной жизни мы отражаем окружающий нас мир в системе закреплённых в языке значений. При психологическом наблюдении используются специально выделенные категории и единицы, выступающие как средства описания наблюдаемой реальности. Выделение таких единиц позволяет ограничить процесс наблюдения определёнными рамками, выбрать язык описания и способ фиксации данных, систематизировать получаемые эмпирические данные. Все многообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум основным типам. Первый – описание объекта с помощью «естественного» языка («человек улыбнулся», «человек заплакал»). Второй подход к описанию – это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков. В этом случае средствами наблюдения являются категории – такие единицы описания, которые получают своё значение только в определённой системе теоретических взглядов исследователя. Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса. Пример такой системы можно видеть в стандартизованной процедуре наблюдения, предложенной Р. Бейлзом для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи, этот метод стал классическим и наиболее известным способом наблюдения в системе категорий. Особенностью стандартизованной методики Р. Бейлза является то, что наблюдение ведётся не за отдельным субъектом, а за группой. Все зафиксированные взаимодействия между людьми, их список насчитывал около 80 наименований, были сведены в категории, с помощью которых, по мнению Р. Бейлза можно описать любую групповую деятельность. Заданные 12 категорий основываются на предположении о стадиях решения проблемы группой и полностью охватывают возможные единицы, отражающие взаимодействия участников дискуссии на этих стадиях. Все 12 категорий описывают 4 области дискуссии:

А – социально-эмоциональная область: позитивная

В, С – область задачи: нейтральная

Д – социально- эмоциональная область: негативная

По этим 12 классам наблюдатель расчленяет вербальную продукцию участников дискуссии, при этом учитывается не только, что говорит участник, но и к кому он обращается, каков эмоциональный оттенок его высказывания. Любое возможное действие участника может быть подведено под какую –либо из указанных категорий. Основой подведения наблюдаемого акта под ту или иную категорию служит: а) содержание высказывания участника, б) его интонационные характеристики, в) мимика, жесты, г) взаимосвязь высказывания с предыдущими. Пример: Участник 1: «Интересно, располагаем ли мы одними и теми же фактами?» («просит высказать мнение»), «Видимо, нам следует начать с выяснения этого вопроса» («выражает мнение»). Участник: «Да» («соглашение»). «Мы сможем заполнить пробелы в имеющейся у нас информации» («выражает мнение, оценку»).

Система категорий, используемых в наблюдении (Р. Бейлз, 1972)

А 1. Выражает солидарность, повышает статус другого человека,

оказывает помощь, вознаграждает

2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеётся, выражает

удовлетворение

3. Соглашается, выражает пассивное принятие, принимает, уступает

4. Даёт совет, направление, подразумевая автономию другого

В 5. Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства,

желания

6. Даёт ориентацию, информацию, повторяет, уточняет, подтверждает

7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение

С 8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием

9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия

10. Возражает, выражает пассивное отвержение, формален, отказывает в

помощи

Д 11. Выражает напряжение, просит помощи, отступает с «поля боя»

12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или

утверждает себя




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.