КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества
Пути решения глобальных проблем человечества
Развитие современного мира настоятельно требует не только пристального внимания к глобальным проблемам, их изучению и обсуждению мировым сообществом, но исвоевременного практического решения. Необходим комплексный анализ этих проблем всей системой научного знания. Это связано с тем, что глобальная проблематика требует одновременного рассмотрения в биосфере, техносфере и социосфере, причем на разных уровнях ее анализа и решения в каждой из названных сфер. Так, скажем, рассмотрение глобальных проблем в социосфере можнопроанализировать и последовательно решить практическина различных уровнях: на уровне индивидуальных человеческих существ, на уровне технологии и ресурсов, на уровне экономики, на уровне политики, на уровне культуры (права, эстетики, психологии, этики и т п), на уровне определенного социального организма (определенной отдельной местности, страны, региона) и социетальном уровне (человечества). Усилия человечества только тогда будут эффективны, когда ни один из уровней не будет пропущен и всем им будет уделено должное внимание. Общие подходы в анализе и решении глобальных проблем отнюдь не исключают различие вариантов конкретных путей и способов их решения.
Глобальные проблемы человечества невозможно решить силами одного отдельного государства. Перед всем мировым сообществом ставится задача - создать единый механизм регулирования на глобальном уровне, отвечающем всем потребностям человека. Исходить при этом следует не из узконациональных интересов, а выработать международные нормы, которые определяют права и обязанности всех стран и народов. Это создает объективные предпосылки для существенной активизации деятельности различных международных организаций и форумов. В первую очередь, речь должна идти о новом качестве ООН, о выработке новой концепции роли, функций и перспектив деятельности этой всемирной организации в современных условиях. В Стокгольмской инициативе под- черкивается необходимость реформы ООН, одним из направлений которой должно стать «усиление и рационализация активности ООН в экономической и социальной областях» (7). Второе направление усилий мирового сообщества - придание международному экономическому сотрудничеству всеобщего характера. Необходимо четко разграничить структуру и сферу деятельности таких финансовых инструментов, как МБРР и МВФ. Третье направление, изложенное в Стокгольмской инициативе, - реализация двух взаимосвязанных идей: создание независимой Международной комиссии по глобальному управлению и созыв всемирного совещания по глобальному управлению на высшем уровне. Стокгольмская инициатива гласит: «Народам мира следует жить, исходя из общей ответственности при определении будущего человечества» (7). Одним из приоритетных направлений деятельности ООН является вопрос о формировании долгосрочной многокомпонентной концепции задействования сил ООН по поддержанию мира на Земле, ликвидации военных очагов, национальных конфликтов и т. п. В ряду важнейших направлений деятельности ООН видится и формирование системы общечеловеческого партнерства в экономической сфере, которая в будущем может стать материальной основой стабильного мироустройства, обеспечивающей всеобъемлющую интеграцию национальных хозяйств государств в мировую экономику и способствующей постепенной ликвидации экономических причин социально-политических кризисов. Именно ООН может обеспечить консенсус в отношении путей развития международного экономического сотрудничества, расширения и совершенствования мирохозяйственных связей. Без целенаправленных и продуманных усилий, без корректировки стихийного развития мирового сообщества, без введения элементов глобальной управляемости экономических отношений дальнейшее развитие цивилизации уже немыслимо. Человечество пока серьезно не задумывалось над проблемой пределов экономического роста и конечности ресурсов. Настало время качественной перестройки процесса антропогенеза, т.е. поиска нового места человека в природе. В настоящее время практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Вначале реализация этих программ была направлена на ликвидацию последствий накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались, прежде всего, негативных итогов производственной деятельности и почти не касались первопричин деградации окружающей среды. Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяют цели природоохранной политики, её объекты, а также уровни осуществления. В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых странах был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путем установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящий как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафы. В настоящее время важно сохранить все положительное из этого опыта, имея в виду то обстоятельство, что в течение ближайших лет страны с развивающейся экономикой будут испытывать серьезные ограничения в средствах, которые можно было бы использовать для прямых природоохранных мероприятий. В условиях сложного социально– экономического положения всегда будет существовать соблазн экономии на природозащитных затратах. Во многих развивающихся странах разработано законодательство, учреждены государственные органы по окружающей среде, стали создаваться программы сохранения экосистем, повышения их биопродуктивности, разрабатываются стандарты и нормы загрязнения. В настоящее время существует несколько форм международного сотрудничества в сфере решения глобальных экологических проблем. 1. Деятельность в сфере охраны окружающей среды следующих специализированных учреждений ООН: ЮНЭП, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, ВМО, МОТ, МАГАТЭ. 2. Работа региональных организаций, осуществляющих природоохранную деятельность: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет и т.д. 3. Международные договоры, и конвенции в области охраны окружающей среды. 4. Международные экологические неправительственные организации: Международный союз по охране природы, Всемирный фонд охраны дикой природы, Римский клуб. 5. Международные конференции и соглашения по охране окружающей среды. 6. Экологические движения и политические партии экологической направленности.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |