Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа профессиографирования деятельностей резчика и оператора




ПРОФЕССИОГРАФИЯ И РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СУБЪЕКТА ТРУДА

Решение психологических вопросов совершенствования, оптимизации, организации и подготовки труда человека в промышленности в каждом конкретном случае ставит психолога в ситуацию подбора, разработки адекватных методов исследования профессионально важных качеств субъекта труда в процессе деятельности.
В данном случае такая ситуация возникла перед психологом на московском электрозаводе им. В.В. Куйбышева в связи с введением новой техники. Нужно было провести сравнительное психологическое изучение изменения характера напряженности труда резчиков и операторов в связи с тем, что на данном предприятии в перспективе планировалась полная замена старой техники новой, обслуживание, которой предполагалось обеспечить за счет квалифицированного состава работников участка (резчиков). Специфика введения новой техники заключалась в следующем. На участке изготовления заготовок для магнитопроводов различных габаритов и назначения заготовки нарезались резчиком на пневматических гильотинных ножницах, которые начали заменяться автоматическими линиями. Появилась новая профессия - оператор.
В связи с этим первоочередной целью настоящего исследования явилась разработка методов сравнительного изучения профессионально важных качеств, необходимых и для деятельности оператора, и для деятельности резчика, в целях установления возможности переквалификации резчиков на операторов. Исследование проводилось по программе, представленной в таблице 13.

Таблица 13

№ п/п Этапы изучения Методы
I Изучение технологических требований к изготовлению заготовок магнитопровода. Изучение орудий труда: а) режима работы; б) информационных средств; в) органов управления Изучение документации: технологической, технической и инструкционно-правовой
II Изучение деятельности оператора и резчика: а) виды действий и их характеристика; б) виды помех, возникающих в процессе деятельности; в) виды ошибок, возникающих в процессе деятельности Наблюдение: а) непосредственное; б) опосредствованное, хронометраж Опрос в форме беседы
III Психологический анализ деятельности и оператора и резчика. Выделение психологических процессов, обеспечивающих реализацию данных видов деятельности и отражающих общий и специфический характер напряженности профессионального труда Сравнительный анализ данных I и II этапов изучения деятельности. Метод психологической интерпретации
IV Сравнительный психологический анализ деятельности оператора и резчика Функционально-структурный анализ
V Подбор и разработка методов для сравнительного изучения профессионально значимых качеств оператора и резчика и характера их изменения Изучение существующих средств исследования выделенных психофизиологических качеств
VI Экспериментальная проверка методов Производственный эксперимент
VII Подбор методов для обработки экспериментальных данных Методы обработки экспериментальных данных: статистический, графический, интерпретационный
VIII Выводы и рекомендации  

Содержание деятельностей резчика и оператора. Резчи к нарезает заготовки из специальной листовой трансформаторной стали на пневматических гильотинных ножницах, которые представляют собой некоторое механическое устройство, работающее на сжатом воздухе. На расстоянии около метра от пола на вертикально закрепленной раме жестко установлено неподвижное лезвие ножниц, с зазором в несколько миллиметров - подвижное лезвие ("нож"). Для установки нужного размера и для поддержания листа при резке служат направляющие полозы, закрепленные около неподвижного лезвия. Гильотина приводится в действие нажатием ногой на педаль.
На "ножницах" работают два человека, один из которых выполняет основную функцию, а другой - вспомогательную. Основной (резчик) производит точную установку листа, его резку, уборку и ведет контроль размера. Вспомогательный работник только заправляет лист в гильотину и поддерживает его при резке.
Как правило, резчиками работают женщины среднего и пожилого возраста. Работа не требует высокой квалификации.
Оператор осуществляет нарезку заготовок для магнитопроводов из рулонной трансформаторной стали при помощи автоматической линии поперечного раскроя. Это сложный кинематический механизм работающий на сжатом воздухе, который состоит из следующих основных узлов: разматывателя, узла подачи стали, гильотины, узла уборки. Линия работает следующим образом: рулон трансформаторной стали с барабана разматывается в петлевую яму для образования петли, которая является резервом стального листа для его свободного перемещения. Подача ленты осуществляется двумя пневматическими захватами, имеющими обратнопоступательное движение. Поворотная гильотина осуществляет два реза: один - под прямым углом к ленте, другой - под углом в 45°. Отрезанный лист подхватывается электромагнитным уборщиком и перемещается далее в зону действия укладчика. Укладка нарезанных листов осуществляется верхней плитой с вакуумными пневматическими присосками. Плита, перемещаясь в перпендикулярном к продольной оси направлении, кладет листы поочередно справа и слева от линии на специально предусмотренную тележку, снабженную электрическим приводом.
Для обеспечения необходимой нормы выработки качественно оператор должен выбрать рулон стали нужного размера, установить его на барабан, заправить ленту стали в механизм для ее протягивания, установить заданный размер нарезки, запустить в работу линию и наблюдать за ее работой, а в случае производственной необходимости управлять ее работой. При этом он еще должен осуществлять периодический контроль размеров и качества стали нарезаемых заготовок, устранять простые технические неполадки линии и аритмичность в работе узлов линии.
Психологическое изучение деятельности резчика и оператора. В процессе деятельности резчик исполняет следующие операции: подготовительные (установка заданного размера); исполнительные (подведение листа к упорной планке, плотное прижатие его к этой планке, нажатие ногой на педаль); контрольные (проверка размера отрезанной заготовки на контрольном столе и соответствующая корректировка размера, которая достигается определенным перемещением упорной планки).
Осуществление трудовых операций протекает при непосредственном зрительном и тактильном контроле. Зрительная перцепция активно участвует при контроле, корректировке и установке размеров, где необходима визуальная фиксация незначительных отклонений (до долей миллиметра). Тактильный контроль осуществляется в основном при прижатии листа к упорной планке для достижения равномерного, с определенным усилием соприкосновения листа с упорной планкой, что обеспечивает нужный, стабильный размер нарезанных заготовок. При данной работе требуется и некоторая сосредоточенность внимания, так как высокий темп работы (в среднем 25 листов в минуту) не допускает отвлечений. Эффективность труда резчика целиком зависит от слаженности и четкости рабочих движений. Профессиональный навык, в сущности, заключается в выработке устойчивой сенсомоторной координации. Резчик должен уметь как можно быстрее прижать лист к упорной планке. Почувствовав, что лист плотно прижат, нажать на педаль, далее отложить лист в сторону и снова взять новый лист. В целом работа резчика довольно проста, она состоит из небольшого набора несложных операций. Но быстрый темп их выполнения при почти неизменной рабочей позе, большое абсолютное количество нарезаемых за смену заготовок (до 12 тыс. шт.) вызывают значительное напряжение мышц спины, нижних и верхних конечностей, и эмоциональное напряжение.
Деятельность оператора протекает в автоматическом и полуавтоматическом режимах работы линии. Но чаще ему приходится работать в полуавтоматическом режиме в связи с тем, что производству нужны заготовки стали, длина которых превышает допустимую длину автоматической нарезки на данной линии. Поэтому здесь будет рассмотрена деятельность оператора только во втором режиме.
Оператору наряду с наблюдением за работающей линией, контролем за размерами нарезанных заготовок и качеством стали необходимо в определенном темпе и последовательности нажимать три кнопки. При помощи этих кнопок, расположенных на пульте, оператор осуществляет управление линией: приводит в движение захваты узла подачи стали, гильотину и механизм укладчика. Это управление требует выработки определенной ритмики движений. Цикл движений занимает 5-6 с. (время нарезки одной заготовки), которые распределяются между нажатием на кнопку узла подачи, выдерживаемого 2-2,5 с. нажатием на кнопку "поворотной гильотины" в течение 1 с. и нажатием на кнопку укладчика. Управление кнопками производится обеими руками поочередно и ритмично, что требует развитой сенсомоторной координации у оператора. Например, держать кнопку узла подачи в нажатом положении оператор должен не более 2-2,5 с, иначе сработает концевой контакт, и лента будет протянута еще раз, вследствие чего образуются потери времени и материала.
Своевременное и правильное исполнение моторных актов оператор осуществляет при активном зрительном и слуховом контроле хода процесса нарезки стали, который обеспечивается специфической для данной деятельности актуализацией следующих функций внимания: устойчивостью и распределением. Это подтверждается результатами измерения количества заготовок (см. табл. 14). В основном длительность фиксации конкретных объектах не превышала 2-3с, более длительными были отвлечения на посторонние предметы, которые можно рассматривать и как средство для отдыха в процессе деятельности, и как способ осознания оценки особенностей протекания нарезки стали для установления характера взаимодействия всех узлов машины в целях прогнозирования возможных отклонений от заданной технологии. В случаях же возникновения неполадок оператору приходится решать небольшие технические задачи, требующие актуализации наглядно-образного, комбинаторного и логического мышления.

Таблица 14

Количество фиксаций взгляда у оператора в процессе управления линией

№ п/п Направление фиксаций Количество фиксаций в минуту по замерам Сред-нее кол-во
         
1. Прямо перед собой, отвлечение           9,2
2. Узел подачи стали и гильотина           7,8
3. Укладчик нарезанных заготовок            
4. Пульт управления линией           5,2
5. Разматыватель рулона стали           3,2
6. Общее количество фиксаций за 1 мин.           33,4

Наряду с актуализацией у оператора перечисленных психических функций ему необходима и достаточно высокая эмоциональная устойчивость при управлении линией в быстром темпе с одновременным наблюдением за работой всех узлов системы и качеством нарезаемой стали.

 

Печатается по изданию: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

ПРОФЕССИЯ. ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИИ. МОДУЛЬ ПРОФЕССИИ

Подход к профессионализму в труде будет различен в зависимости от содержания труда в разных профессиях. В ходе развития общества и появления разделения труда возникли профессии. Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
С точки зрения общества профессия - эта система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта. Профессия как социально зафиксированная область возможного осуществления трудовых функций существует в форме множества "трудовых постов", распределенных в обществе.
С точки зрения конкретного человека профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию. Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для конкретного человека профессия - это социально зафиксированная обществом область его возможных трудовых действий, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Таким образом, для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации.
Профессию человека соотносят с занятием. Занятие - это тоже деятельность человека для поддержания своего существования, но обычно не главная, а побочная, не обязательно связанная с самореализацией.
Профессию по-разному сопоставляют со специальностью. С одной точки зрения специальность - это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, человек по профессии инженер может иметь специальность инженер-исследователь, инженер-преподаватель). С другой точки зрения специальность - это более общее понятие, чем профессия. Специальность определяется через предмет деятельности, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия же - это деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственные продукты и средства, нормы. В рамках одной специальности, по мысли автора, реально существуют самостоятельные профессии; тогда деятельность специалиста определяется специальностью, профессией и должностью.
Возможны и более дробные членения - специализации (по задачам, по способам работы). Профессия у человека обычно одна, ибо она требует опыта и мастерства, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, добровольно искать новые сферы приложения своих возможностей. Смена профессий, специализаций вызывается и тем, что человек в связи с техническим прогрессом (или по причине безработицы) в течение жизни сталкивается с необходимостью вынужденной перемены труда. Футурологи пишут о том, что в будущем веке перемена труда станет обычным делом, это определяет необходимость получения сегодня такого образования, которое допускает широкий спектр специализации и подготавливает к гибкой смене рода занятий.
Рассмотрим подходы к классификации профессии.
Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий и средств труда, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводит к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые - объединяются с другими. Даже если сохраняется название профессии, ее фактическое содержание может меняться. Бывает, что человек в середине жизни начинает интересоваться профессией, которой в дни его молодости еще не было. Высказывается мысль о том, что новые профессии возникают там и тогда, когда изменение, усложнение технологии производства создает несоответствие между ею как процессом и сложившейся прежде системой обслуживающих действий и деятельности; для устранения этого несоответствия образуется новая производственная функция, новое рабочее место, с новыми особыми характеристиками деятельности, так начинается новая профессия.
Можно выделить две группы оснований при классификации профессий:

  • содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда;
  • характер требований к психике человека, то есть характеристика субъекта труда.

Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно в отечественной психологии разработана Е.А. Климовым. Приведем кратко положения этого автора. Так, по объекту труда различаются профессии: человек - живая природа (инженер, механик и др.), человек - человек (врач, учитель, продавец и др., человек - знаковая система (чертежник, редактор и др.), человек - художественный образ (артист, писатель и др.). Все названные профессии могут различаться по целям: гностические (эксперт, ревизор и др.; преобразующие (токарь, учитель и др.), изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.). Профессии могут различаться по средствам их осуществления: профессии ручного труда (представители ремесел), профессии машинно-ручного труда (машинист, водитель), профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор и др.) Профессии различаются по условиям: профессии с работой в микроклимате, близкому к комфортному (бухгалтер и др.), связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ), с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.), с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь и др.),; профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациями или с повторяющимися монотонными условиями труда.
Возможно различение профессий в связи с известной классификацией труда: автоматический труд (строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, например, рабочий-сборщик деталей); полуавтоматический труд, где действия не всегда строго регламентированы, (где перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, в стиле, например, машинистка); шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, но строго оговорены инструкциями, например, швея); самостоятельный труд, (где в пределах задания предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы, например, конструктор, инженер); свободный творческий труд, (где работник выбирает не только приемы, но и задания, например, изобретатель, писатель, научный работник и др.).
Профессии могут классифицироваться и прямо по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека, то есть по характеристикам субъекта труда. Так, описаны профессии, для которых необходимы определенные природные данные (быстрота реакции у водителя и др.), то есть профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, и профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность.
Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления степенью квалификации: профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров; профессии с простым квалифицированным: трудом, с простым неквалифицированным трудом, а также профессии, не требующие специальной подготовки.
Авторы различают профессии по степени активности и уровню ответственности личности (Э. Ро), по профилю саморегуляции, по степени удовлетворенности человека в этой профессии, по необходимости сочетания у человека многих качеств (универсальные профессии широкого профиля или монопрофильные). Возможны классификации профессий по типу личности ("профессиональный тип личности"), по характеру негативных психических качеств и деформаций личности в профессии и др.
Обратимся к рассмотрению модуля профессии.
Для упорядочивания и классификации профессии может использоваться описанный в литературе модульный подход. Модуль профессии - это единица анализа профессии, типовой элемент, "строительный кубик" при создании описания профессии. Специалисты при сопоставлении профессий установили, что в структурах разных профессий есть как повторяющиеся элементы ("кубики"), так и различия. Отмечается, что профессии, схожие по одному признаку, могут отличаться по другому признаку, например, профессии водителя грузового автомобиля и водителя автобуса, имея общее в использовании транспортных средств, отличаются тем, что водитель автобуса должен обслуживать пассажиров. Оказалось более экономным при сопоставлении разных профессий оперировать этими общими типовыми элементами и на их фоне определять специфические составляющие для каждой профессии. Общее число модулей намного меньше, чем общее число профессий.
Из полного набора психологических модулей можно как из кубиков собрать характеристику любой из нескольких тысяч профессий. Автор выделяет несколько десятков модулей и на этой основе составляет психологическую характеристику тысяч профессий.
Модуль профессии, по мысли того же автора, состоит из двух частей:

  • объективные характеристики типового элемента деятельности (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов) - левая часть модуля;
  • психологические характеристики требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу (например, для того же действия рабочему надо иметь объемный и линейный глазомер, точность как черту характера) - правая часть модуля. Эти психологические характеристики могут включать как требования к умственному, так и к личностному, развитию специалиста.

Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей, Задачи исследования - установить связь между объективными, характеристиками труда (предмет, орудия, орудия) и психологическими требованиями, предъявляем причем эти психологические качества должны иметь уровень развития не ниже среднего. Автор приводит примерные психологические качества, могущие фигурировать в модулях профессии (острота зрения, глазомер, правильное цветоразличение, мышечная и температурная чувствительность, обоняние, пространственное представление, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движения, память, наблюдательность, оперативность мышления, эстетический вкус, эмоциональный облик и др.). Описаны примеры, когда одному модулю соответствует несколько профессий:

  • типовые элементы деятельности - графические действия;
  • психологические требования - пространственные представления, глазомер, концентрация внимания;
  • профессии: чертежник-конструктор, портной, модельщик.

В своем подходе к профессиограмме мы частично использовали данный модульный подход.

 

Печатается по изданию: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.